Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от 31.08.21

Утверждено
Педагогическим Советом
МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»
Протокол №____ от «_____»___________2021г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО «Дом творчества «Форус»
Советского района г.Улан-Удэ»
___________М.В. Никифоров
«_____» __________ 2021г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в
Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования
«Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан - Удэ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре,
содержанию, реализации, оформлению, а также процедуру утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (далее - Программа) в Муниципальном
автономном учреждении дополнительного образования «Дом творчества «Форус» Советского
района г. Улан - Удэ».
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России
29.11.2018№52831);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018г
№ 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества «Форус» Советского района г. Улан-Удэ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Указ Главы республики Бурятия от 23.07.2020г № 163 «О внесении изменении в Указ
Главы Республики Бурятия от 13.03.2020г № 37 «О дополнительных мерах по защите населения и
территории Республики Бурятии от ЧС, связанной с возникновением и распространением
инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID -19)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020г №16 «Об
утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов инфраструктуры для детей и молодёжи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)»;
- Локальные нормативные акты.
1.3. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - это нормативный
локальный документ, представляющий комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм
аттестации, а также оценочных и методических материалов.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации Программы.
Направленность образования - ориентация Программы на конкретные области знания и (или)
виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды
учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения Программы.
1.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа)
является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической
последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации
дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях.
1.5. Содержание программ и сроки обучения по ним, определяются Образовательной программой,
разработанной и утвержденной Учреждением.
1.6. Обучение по программам осуществляется в очной форме, очно-дистанционной.
1.7. Учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализуя программы в течение
всего календарного года, включая каникулярное время.
1.8. Занятия в объединениях могут проводиться по программам различной направленности
(художественной,
физкультурно-спортивной,
технической,
социально-гуманитарной,
естественнонаучной, туристско-краеведческой).
1.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность занятий зависит от направленности программы и определяется локальными
нормативными актами Учреждения.
1.10. При реализации программ используются различные образовательные технологии, в том
числе дистанционные образовательные технологии.
1.11. При реализации программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия,
создаваться необходимые условия для совместного труда (отдыха) обучающихся, родителей
(законных представителей).
1.12. В пределах освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
может осуществляться обучение обучающегося/обучающихся по индивидуальному учебному
плану, в том числе ускоренное обучение. Обучающиеся могут быть приняты на 2-й и
последующий год обучения по результатам предварительной аттестации (входного контроля,
прогностической диагностики), представляющей собой оценку исходного уровня знаний, умений,
навыков, уровня развития, воспитанности обучающихся перед началом образовательного
процесса. Содержание предварительной аттестации определяет сам педагог. Результаты
предварительной аттестации отражаются в рабочей документации педагога, своевременно
анализируются для корректировки учебно-воспитательного процесса, проектирования развития
каждого учащегося. Предварительная аттестация, как правило, проводится в начале учебного года,
в сентябре, а также при поступлении обучающихся в объединения в течение учебного года.
1.13. Обучение по индивидуальному учебному плану представляет собой форму организации
деятельности обучающегося как для обучения по ускоренной программе, так и для
индивидуального обучения в связи с особыми обстоятельствами и регламентируется Положением
о порядке реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в
том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Дома творчества «Форус» Советского района г. Улан - Удэ».
1.14. Образовательная деятельность для детей-инвалидов может осуществляться по
индивидуальным программам с учетом особенностей их психофизического развития. Данная
категория детей может заниматься по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам в составе групп.
1.15. Содержание дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов определяется индивидуальной адаптированной общеобразовательной
общеразвивающей программой с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
1.16. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а также
регламентирует порядок принятия и утверждения программы в Учреждении.

1.17. Программа находится у педагога дополнительного образования, в методическом отделе
Учреждения.
2. Цели и задачи дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
дополнительного образования.
2.1. Цель программы - обеспечение обучения, воспитания, развития обучающихся. При разработке
содержания программ учитываются:
• достижения мировой культуры, российские традиции, культурно-национальные особенности
нашего региона;
• соответствующий уровень общего образования (дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования);
• направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(художественная, техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, социальногуманитарная);
• современные образовательные технологии, отраженные в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности); формах и методах обучения (активных
методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах,
соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным
процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень необходимого
оборудования, инструментов и материалов).
2.2. Содержание программ направлено на:
• формирование и развитие творческих способностей детей;
• удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественном,
нравственном и физическом развитии;
• формирование культуры здорового образа жизни, формирование общей культуры обучающихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания
обучающихся;
• выявление, развитие и поддержку одарённых обучающихся;
• создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося,
его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
• социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Технологические аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.

Общекультурный (ознакомительный)

3.1. Организационная модель
общеразвивающих программ:
Уровень Показатели

проектирования

общеобразовательных

Специфика реализации

Массовые
программы
Количество
обучающихся
Возраст
обучающихся
Срок обучения
Режим занятий
Min объем
программы
Особенности
состава

дополнительных

более 25
человек

групповые
программы

микрогруппов
ые
программы

10-25
человек
5-18 лет

индивидуаль
ные
программы

2-9
человек

1
человек

Срок обучения от 3-х месяцев до 1 года
Режим занятий не более 1-2 часов в неделю
12 часов
Однородный – неоднородный (смешанный);
Постоянный – переменный;

Для
обучающихся с

обучающихся

Углубленный

Общекультурный (базовый)

Форма обучения
Особенности
организации
образовательног
о
процесса
Количество
обучающихся
Возраст
обучающихся
Срок обучения
Режим занятий
Min объем
программы
Особенности
состава
обучающихся

Форма обучения
Особенности
организации
образовательног
о
процесса

Количество
обучающихся
Возраст
обучающихся
Срок обучения
Режим занятий
Min объем
программы
Особенности
состава
обучающихся

Форма обучения
Особенности
организации
образовательног
о
процесса

С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – ООП
безучастия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, (одаренные,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
с
ОВЗ,
инвалиды)
очная – очно-заочная – заочная
традиционная форма;
на основе сетевого взаимодействия организаций;
с применением дистанционных технологий;
посредством организации электронного обучения;
на основе реализации модульного подхода.
10-15 человек 2-9 человек
1 человек
10-18 лет
от 1 года до 3 лет
от 3 до 6 часов в неделю
108 ч. (при 36 учебных неделях)
Однородный – неоднородный Для
(смешанный);
обучающихся с
Постоянный;
ООП
С участием обучающихся с (одаренные,
ООП, ОВЗ – без участия
с
ОВЗ,
обучающихся с ООП, ОВЗ,
инвалиды)
детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации
очная – очно-заочная – заочная
традиционная форма;
на основе сетевого взаимодействия
организаций;
с применением дистанционных технологий;
посредством организации
электронногообучения;
на основе реализации модульного подхода
7 - 10
2-6
1 человек
человек
человек
12- до 18 лет
от 2 лет обучения
от 4 до 6 часов в неделю
144 ч. (при 36 учебных неделях)
Однородный – неоднородный Для
(смешанный);
обучающихся с
Постоянный;
ООП
С участием обучающихся с
(одаренные,
ООП, ОВЗ – без участия с
ОВЗ,
обучающихся с ООП, ОВЗ,
инвалиды)
детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации.
очная – очно-дистанционная – заочная
традиционная форма;
на основе сетевого взаимодействия
организаций;
с применением дистанционных технологий;

посредством организации
электронногообучения;
на основе реализации модульного подхода
3.2. Проектирование целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ:
Уровень

Специфика целеполагания

Общекультурный
формирование
и
развитие
творческих
(ознакомительный) способностей
детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст.
75, п. 1]; мотивации личности к познанию,
творчеству,
труду,
искусству и
спорту
[Концепция
развития
дополнительного
образования детей].
Общекультурный
обеспечение прав ребенка на развитие,
(базовый)
личностное самоопределение и самореализацию
[Концепция
развития
дополнительного
образования детей];
обеспечение адаптации к жизни в обществе,
профессиональной
ориентации,
а
также
выявление и поддержка детей, проявивших
выдающиеся способности [Закон № 273-ФЗ; гл.
10, ст. 75, п. 1];
выявление и развитие у обучающихся
творческих способностей и интереса к научной
(научно-исследовательской) деятельности [Закон
№ 273-ФЗ; гл. 11, ст. 77, п. 3].

Углубленный

обеспечение условий для доступа каждого к
глобальным знаниям и технологиям [Концепция
развития дополнительного образования детей];
повышение
конкурентоспособности
выпускников образовательных организаций на
основе
высокого
уровня
полученного
образования,
сформированных
личностных
качеств и социально значимых компетенций
[Концепция
развития
дополнительного
образования детей].

Прогнозируемая
результативность
освоение
Образовательной
программы;
переход на базовый
уровень не менее 25%
обучающихся.

освоение
образовательной
программы;
участие
в
общегородских и
Региональных
мероприятиях не менее
50% обучающихся;
включение в число
победителей и призеров
мероприятий не менее
10% обучающихся;
переход
на
углубленный
уровень не менее 25%
обучающихся;
освоение
образовательной
программы;
участие
в
общегородских,
региональных,
всероссийских
мероприятиях не менее
80% обучающихся;
включение в число
победителей и призеров
мероприятий, не менее
50% обучающихся;

3.3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
включает себя в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской
Федерации», основные характеристики программы, организационно – педагогические условия её
реализации и формы аттестации

3.3.1. Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют
два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
пояснительная записка;
цель и задачи программы;
содержание программы;
планируемые результаты;
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
календарный учебный график;
условия реализации программы;
формы аттестации;
оценочные материалы;
методические материалы;
рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
список литературы.
3.3.2. Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник
идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые
для заполнения:
наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения,
организации);
наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);
дата и № протокола методического (педагогического) совета, рекомендовавшего программу
к реализации;
гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
название программы;
адресат программы;
срок реализации программы;
ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.
4. Технология проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
№

Структура программы
Титульный
лист

Содержание структурных компонентов программы

наименование вышестоящих органов образования (по
подчиненности учреждения, организации);
наименование учреждения, организации (согласно
формулировке устава организации);
дата и № протокола методического (педагогического)
совета, рекомендовавшего программу к реализации;
гриф утверждения программы (с указанием ФИО
руководителя, даты и номера приказа);
название программы;
адресат программы (возраст участников программы);
срок реализации программы;
ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
Место (город, другой населенный пункт) и год разработки
программы.
(Приложение 1)
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Этот раздел направлен на отражение общей характеристики
1.1 Пояснительная записка
программы:
направленность (профиль) программы – техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
1

1.2

Цели и задачи
программы

художественная,
туристско-краеведческая,
социальногуманитарная;
актуальность программы – своевременность,
необходимость, соответствие потребностям времени;
отличительные особенности программы – основные идеи,
отличающие программу от существующих;
адресат программы – краткая характеристика обучающихся
по программе, возрастные особенности, иные медикопсихолого- педагогические характеристики;
объем и срок освоения программы – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения и
необходимых для освоения программы; определяется
содержанием и прогнозируемыми результатами программы;
характеризуется
продолжительностью
программы
(количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);
формы обучения – очная, очно-заочная или заочная
форма (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также
«допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17,
п. 4);
особенности организации образовательного процесса – в
соответствии с индивидуальными учебными планами в
объединениях по интересам, сформированных в группы
обучающихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным
составом объединения (например, клубы, секции, кружки,
лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы,
ансамбли, театры) (далее - объединения), а также
индивидуально (Приказ №1008, п. 7); состав группы
(постоянный, переменный и др.)
режим занятий, периодичность и продолжительность
занятий – общее количество часов в год; количество часов и
занятий в неделю; периодичность и продолжительность
занятий.
Цель
–
это
заранее
предполагаемый
результат
образовательного процесса, к которому надо стремиться. При
характеристике цели следует избегать общих абстрактных
формулировок.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать
ее основную направленность и желаемый конечный
результат.
Конкретизация цели осуществляется через определение
задач,
раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают,
что
нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться
следующей их классификацией:
личностные - формирование общественной активности
личности, гражданской позиции, культуры общения и
поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
метапредметные - развитие мотивации к определенному
виду деятельности, потребности в саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности,
активности,
аккуратности и т.п.;
образовательные (предметные) - развитие познавательного

интереса к чему-либо, включение в познавательную
деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, компетенций и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с
прогнозируемыми результатами.
1.3 Содержание программы Содержание программы должно быть отражено в учебном
плане и содержании учебно-тематического плана.
Учебный план (УП) содержит следующие обязательные
элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов
учебной деятельности и формы аттестации обучающихся
(Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) (см. Приложение 2);
Содержание учебного плана – реферативное описание
разделов
и
тем
программы
в
соответствии
с
последовательностью, заданной учебным планом, включая
описание теоретических и практических частей и форм
контроля по каждой теме; должен соответствовать
целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения
программы.
При оформлении содержания следует придерживаться
ряда общих правил:
содержание составляется согласно УП;
формулировка и порядок расположения разделов и тем
должны полностью соответствовать их формулировке и
расположению в УП;
необходимо соблюдать деление на теорию и практику по
каждому разделу (теме);
материал следует излагать назывными предложениями;
содержание каждого года обучения целесообразно
оформлять отдельно;
в содержании могут размещаться ссылки на приложения
(например, на правила выполнения упражнений, репертуар и
т.п.);
в содержании могут быть представлены вариативные
образовательные маршруты.
В этой части необходимо сформулировать:
1.4. Планируемые
результаты
требования к знаниям и умениям, которые должен
приобрести обучающийся в процессе занятий по программе
(т.е. что он должен знать и уметь);
компетенции и личностные качества, которые могут быть
сформированы и развиты у детей в результате занятий по
программе;
личностные, метапредметные и предметные результаты,
которые приобретет обучающийся по итогам освоения
программы.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и
содержания программы.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график – это составная часть
2.1 Календарный учебный
образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п.
график
9), определяющая:
количество учебных недель,
количество учебных дней,
продолжительность каникул,
даты начала и окончания учебных периодов/этапов

2.2

Условия реализации
программы

2.3

Формы аттестации

2.4

Оценочные
материалы

2.5

Методические
материалы

(Приложение 3).
К условиям реализации программы относится характеристика
следующих аспектов:
- материально-техническое обеспечение – характеристика
помещения для занятий по программе; перечень
оборудования,
инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы (в расчете на количество обучающихся);
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-,
интернет источники;
- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить
педагогов,
занятых
в
реализации
программы,
охарактеризовать их профессионализм, квалификацию,
критерии отбора.
Разрабатываются и обосновываются для определения
результативности освоения программы. Призваны отражать
достижения цели и задач программы.
Перечисляются согласно учебному плану и учебнотематическому плану (зачет, творческая работа, выставка,
конкурс, фестиваль и др.).
Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов:
аналитическая
справка,
аналитический
материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа,
диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости,
маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования,
методическая разработка, портфолио, перечень готовых
работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и
родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: аналитический материал по итогам проведения
психологической диагностики, аналитическая справка,
выставка, готовое изделие, демонстрация моделей,
диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс,
контрольная
работа,
концерт,
научно-практическая
конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый,
портфолио, поступление выпускников в профессиональные
образовательные организации по профилю, праздник, слет,
соревнование, фестиваль и др.
В
данном
разделе
отражается
перечень
(пакет)
диагностических
методик,
позволяющих
определить
достижение учащимися планируемых результатов (Закон №
273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5)
Настоящий раздел представляет краткое описание методики
работы по программе и включает в себя:
особенности организации образовательного процесса –
очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях
сетевого взаимодействия и др.;
методы обучения (словесный, наглядный практический;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский проблемный; игровой,
дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
выбор той или иной формы обосновывается с позиции
профиля
деятельности
(музыкального,
спортивного,

2.6

Список литературы

художественного и др.), категории обучающихся (детиинвалиды, дети с ОВЗ) и др.;
формы организации учебного занятия - акция, аукцион,
бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми,
выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра,
концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз,
лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой
штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие,
посиделки, поход, праздник, практическое занятие,
представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар,
соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская,
тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу,
экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета,
ярмарка;
педагогические технологии - технология индивидуализации
обучения, технология группового обучения, технология
коллективного
взаимообучения,
технология
программированного обучения, технология модульного
обучения,
технология
блочно-модульного
обучения,
технология дифференцированного обучения, технология
разноуровневого обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология
дистанционного обучения, технология исследовательской
деятельности,
технология
проектной
деятельности,
технология
игровой
деятельности,
коммуникативная
технология обучения, технология коллективной творческой
деятельности, технология развития критического мышления
через чтение и письмо, технология портфолио, технология
педагогической мастерской, технология образа и мысли,
технология
решения
изобретательских
задач,
здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры
занятия и его этапов;
дидактические материалы – раздаточные материалы,
инструкционные,
технологические
карты,
задания,
упражнения, образцы изделий и т.п.
При составлении списка литературы необходимо учитывать:
основную и дополнительную учебную литературу: учебные
пособия, сборники упражнений, контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
Список может быть составлен для разных участников
образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению
библиографических ссылок.

5. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому проходит
проверку и утверждение в определённом порядке:
5.1. Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на методическом совете образовательного
учреждения (организации) – это анализ качества документа, его соответствия уставу
образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к
содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную
программу составляется рецензия внутренней экспертизы.

5.2. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности.
По результатам данной экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие
содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной
области деятельности.
5.3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета
(методического совета) образовательного учреждения(организации) – органа, полномочного
утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения
(организации) и детского объединения дополнительного образования.
5.4. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол
педагогического совета (методического совета).
5.5. Утверждение образовательной программы осуществляется приказом директора
образовательного учреждения (руководителя
организации) на основании решения
педагогического совета (методического совета). Только после утверждения программы приказом
директора образовательного учреждения (руководителя организации) она может считаться
полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного
образования.
5.6. Учреждение ежегодно обновляет Программы с учетом достижений науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.

Образцы оформления структурных элементов
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Приложение 1. Образец титульного листа.
Приложение 2. Образец учебно - тематического плана.
Приложение 3. Образец календарно - тематического графика.
Приложение 4. Образец паспорта программы.

Приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ»

Рекомендовано
Педагогическим Советом
МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»
Протокол №____ от «_____»___________2021г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО «Дом творчества «Форус»
Советского района г.Улан-Удэ»
___________М.В. Никифоров
«_____» __________ 2021г.

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
"Сувенир"
для обучающихся
творческого объединения по ДПИ
«Волшебный сундучок»

Возраст обучающихся: 7 - 10 и 11 - 13 лет
Срок реализации: 2 года

Направленность - художественная

Автор - составитель:
ФИО педагога,
Педагог дополнительного
образования
I квалификационной категории

г. Улан-Удэ, 2021 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ОБРАЗЕЦ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Учебно -тематический план. 1 год обучения
№

Разделы и темы

1

Вводное занятие.
Знакомство. Беседа о видах ДПИ
Инструктаж по технике
безопасности. Знакомство с
инструментами и материалами.
«В чудесном лесу»

2

Работа с природным материалом

3

4

5

6

7
8

9

«Бумажный город»
Оригами; вырезание из бумаги;
поделки из картона; аппликация;
объемные поделки.
«Пластилиновая гора»
Лепка объемных поделок;
рельефные композиции.
«Лебединое озеро»
Аппликация из ваты; из круп.
«Остров ненужных вещей»
Поделки из нетрадиционных
материалов (фантиков, проволоки,
пуговиц и т.д.)
«Лоскутный город»
Клеевая аппликация из ткани.
«Приключения Иголочки»
Мягкая игрушка, изготовление
игольницы.
«Чудеса из теста»
Лепка из соленого теста.

«Народные промыслы»
10 Работа в технике папье-маше.
Рисование страны Мастеров
11 Рисование акварельными
красками, пальчиками, ватными
палочками, гуашью. Понятие
«эскиз, набросок»
«Народный костюм»
12 Аппликационные работы
Итоговое занятие
13 Игра-путешествие по стране
Мастеров
Итого

Количество часов
Форма аттестации и
общее теория практика контроля
Проведение
2
2
анкетирования детей,
Опрос

6

2

4

Выставка готовых работ

16

4

12

Выставка готовых работ

10

2

8

Выставка готовых работ

6

2

4

Выставка готовых работ

20

2

18

Выставка готовых работ

6

2

4

Выставка готовых работ

20

4

16

Выставка готовых работ

14

4

10

Выставка готовых работ

8

2

6

Выставка готовых работ

24

2

22

Выставка готовых работ

10

4

6

Выставка готовых работ

2

2

144

34

Итоговая выставка
детских работ,
награждение
110

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ОБРАЗЕЦ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»
____________ М.В. Никифоров
«___» ________ 2021г.
Календарно-тематическое планирование занятий
________________________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
__________________________________________________________ направленности
Группа:
ПДО (ПО, СП):
Количество рабочих недель в году – 36, количество часов в год на обучающегося (1 и 2
полугодие):
Плановых контрольных занятий, зачетов, тестов - 3ч. (1/1/1)
Планирование составлено на основе типовых программ:
Дополнительная литература или источники:
№ Содержание занятия по Общее Т
П
Кол-во
З
разделу (модулю) теме кол-во Е
Р
часов
дата
А
часов
О
А
по теме
Н
по
Р
К (теория,
Я
раздел И
Т
практик
Т
у
Я
И
а)
И
(теме)
К
Я
А
1 Вводное занятие
2
2
2
«В чудесном лесу»
2 Работа с природным
2
4
2
6
материалом
2
2

Итого в год:
Квалификационные Итоговое (открытое)
занятие
(с 15 по 31 число)
Диагностика
обучающихся:
Входная
Промежуточная
Итоговая
Концертная
деятельность
(мероприятия,
конкурсы и т.д.)

_____
ч.

_______
ч.
1/1/1
Ноябрь
Февраль
Май
Сентябр
ь
Январь
Апрель
Май

Тематическое планирование составил (а) __________

План выполнения
программы по МЗ - 100%.
Протоколы, отзывы, фото,
ведомости, отчеты и т.д.
До 01.10 текущего года
До 01.02
До 01.05
Отдельные папки на
коллектив (красного цвета)
Итоговый отчет
педработника за текущий
учебный год с 01.09. _г по
30.06__г) по мероприятиям
и достижениям, до 31.05
(печатный и эл.вариант)

________________ ПДО (ПО, СП)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1.1

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.9
2.1
2.2
2.3

3.1

3.2

2.2.1
2.2.2
2.2.3

ПАСПОРТ

Титульный лист
Образовательное учреждение
«Принято»: должность, ФИО, протокол №,
дата
«Утверждаю»: ОУ , ФИО дир., Пр. №, дата
ДОП, Название
Направленность ДОП
Охват по возрасту детей:
Срок реализации:
Автор- разработчик, ФИО , должность
Территория, год
г. Улан – Удэ, 20___г
I. Основные характеристики программы
I-1. Пояснительная записка
Название ДОП
Тип программы
Направленность
Актуальность
Отличительные особенности ДОП
Педагогическая целесообразность:
Цель программы
Задачи: обучение, воспитание, развитие
детей
Возраст обучающихся, согласно
дифференциации
Формы занятий
I-2. Объём программы
Объём программы (кол-во час. на весь
период обучения)
Срок реализации ДОП
(кол. недель, мес., лет)
Режим занятий
(ск.раз в нед., всего по годам обучения)
I-3. Планируемые результаты
Планируемые результаты (ЗУН, качества
личности; личностные и метапредметные
результаты):
Способы и формы проверки результатов
(система оценочных средств по обучению,
воспитанию, развитию; результативность
диагностики, мониторинг эффективности
ДОП)
II. Содержание программы
2.1.Учебно – тематический план
Перечень разделов, тем, всего час,
практические теоретические занятия,
форма контроля по годам обучения (см.
УТП на 36 недель)
2.2. Содержание тем по годам
Основные понятия курса
Краткое описание теоретических и
практических аспектов по разделам УТП
Формы контроля по разделам и уровням:
Промежуточный и итоговый контроль проводится

стартовый, базовый, продвинутый

2.3.1

3.1.
3.2
3.3.
3.4.

в
форме
тестовых
методик:
тестов
с
использованием техники множественного выбора,
открытых тестовых заданий, заданий
на
установления
соответствия,
правильной
последовательности и т.д. Коллективно творческие дела.
2.3. Календарно-учебный график
Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий, количество часов, тема,
место проведения, форма контроля по каждому году обучения (приложение)
III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации
Методическое обеспечение ДОП
(методики, технологии)
Метод. виды продукции
Условия реализации ДОП (ресурсы для
проведения занятий)
Используемая литература

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».