Овчинников А. П. "Режиссура и педагогика как двуединый процесс режиссерского творчества и воспитательной работы"

15.11.2023

Овчинников А.П., педагог театра

 

         Работа с актером всегда педагогика. Конечно, такая работа – элемент режиссерского искусства. Но в этом заключено нечто весьма существенное –

педагогический аспект искусства режиссуры. Режиссура и педагогика всегда рядом, всегда вместе как двуединый процесс режиссерского творчества.

         Проблема соотношения режиссуры и педагогики в театральной студии – одна из ключевых проблем режиссерского искусства и всего театрального процесса, одинаково существенная как для профессионального, так и для любительского театра, а тем более, - для детей, пришедших заниматься театральным творчеством.

         В свое время В.И. Немирович-Данченко, видный театральный деятель, драматург, один из основателей МХАТа, писал: «…режиссер – существо трехликое:

1.     режиссер – толкователь; он же – показывающий, как играть; его можно назвать режиссером – актером или режиссером – педагогом;

2.     режиссер – зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и

3.     режиссер – организатор всего спектакля».

Очевидно, что многие десятилетия минувшего века прошли в отечественном театре под знаком абсолютного преобладания одной стороны режиссерской деятельности –режиссера как художественного организатора, постановщика спектакля. А.Г. Буров в этой связи пишет: «Сегодня мы вынуждены говорить об утрате большинством режиссеров роли педагога, воспитателя актеров. Потому что, как правило, именно сложным процессом актерского творчества занят, озабочен нынешний режиссер меньше всего.

Режиссура, постановка спектакля – это всякий раз сотворение нового мира, в который актер, исполнитель роли тоже всякий раз входит претворенный, другой, такой, каким он еще не был. Режиссура не только замысел, постановочная идея, и даже не просто вообще строительство (организация) спектакля, но и непременное формирование творческой личности исполнителя и в самом процессе создания спектакля. И происходит этот процесс воспитания, педагогического воздействия режиссера на актера в каждом спектакле и в каждой роли. (Так должно быть!). Это и есть режиссура. И педагогика режиссуры. Впрочем, настоящая режиссура – всегда педагогика, даже в тех случаях, когда режиссер, казалось бы, специально и не ставил в своей работе задач чисто педагогических. Но ведь педагогика в режиссуре – это не утилитарное обучение азбуке и театральным приемам, а внимание к личности актера, формирование ее – путем вовлеченияв особый мир содержания спектакля (его мыслей и эмоций), сотворенных автором и режиссером».

А вот о каком режиссере мечтал К.С. Станиславский: «Он – режиссер – учитель, режиссер – психолог, режиссер – философ и физиолог. Он, как никто, знает физическую и духовную природу артиста, он понимает почтенную и трудную роль акушера, повивальной бабки, помогающих творчеству самой природы, и он отдал себя в услужение ей. Когда нужно, он умеет прятать и показывать себя… Зрелище, пышная обстановка, богатая мизансцена, живопись, танцы, народные сцены радуют глаз и ухо. Они волнуют и душу, но не проникают так глубоко в нее, как переживания артистов. В них все дело в нашем искусстве. Не режиссерская постановка, а они вскрывают сердечные глубины артистов и зрителей для их взаимного слияния».

Педагог – от греческого «воспитатель». Как правило, педагогический процесс, решая конкретные, локальные задачи обучения и воспитания (а работа артиста-исполнителя над ролью – всегда «учение» и всегда «воспитание», обеспечивает еще и некий общедуховный, общекультурный нравственный уровень творческой работы.

Вообще, педагогическое деяние всегда имеет нравственную окраску и именно в силу того, что связано с воспитанием. Воспитание – забота о том, чтобы «напитать» ученика духовно и профессионально. И для данной конкретной работы, и вообще для жизни на будущее.

Известно, что профессиональные актерские труппы («синоды ремесленников Диониса») впервые были организованы в древнегреческих городах-государствах уже в IVвеке до н.э. А не позднее IIвека до н.э. в Риме возникли и специальные актерские школы. История сохранила имя первого театрального педагога. Им был древнеримский комический актер Квинт Росций. Сын раба, любимец римской публики и личный друг Цицерона, Росций содержал театральную школу. Он сочинил специальный трактат, за что был назван Горацием «ученым» и заслужил славу признанного педагога.

В России первая театральная школа появилась вместе с возникновением профессионального театра – в середине XVIII века.

Театральные школы, тенденция их развития всегда находились в непосредственной зависимости от способов сценической игры и законов сценической правды своего времени. Педагогика всегда существовала в подчинении у актерского искусства, в услужении ему. И никогда не видела в том ничего для себя зазорного.

Отцом русской театральной педагогики смело можно назвать Ивана Афанасьевича Дмитревского. В театральной энциклопедии И.А. Дмитревский назван первым русским режиссером-педагогом. Он был одним из самых авторитетных деятелей русской культуры конца XVIII–начала XIXвека. За выдающиеся заслуги перед литературой и театром в 1802 году был избран действительным членом Российской академии, оставшись в истории академии русского профессионального театра единственным актером-академиком. 

Педагогика изначально бескорыстна по своей глубинной внутренней сути. Иначе это не педагогика.

Постановщик и педагог. Режиссура – это и то, и другое, и третье…Искусство режиссуры предполагает наличие у того, кто выбрал для себя режиссерскую судьбу, большого количества разнообразных дарований и знаний. Режиссер должен быть литератором и музыкантом, художником и архитектором, психологом и историком. У него должно быть развито абсолютное чувство во времени, ритма и темпа, пространственно-пластическое видение, чувство соразмерности частного по отношению к целому, особое композиционное мышление. И еще – высокая общая культура, интуиция и безупречный вкус.

Но практическая деятельность режиссера – не только сфера его творческих художественных, эстетических проявлений. Режиссура – это направление, организация, художественное руководство спектаклем. Профессия режиссера – поприще многофункциональное. И все же основная функция режиссуры – это работа с актером. А центральная проблема педагога театра в студии – это становление личности ребенка, воспитание в детях духовной сущности и актерских навыков.

И режиссура, и педагогика, так или иначе, связана с психологией, а точнее, с тем ее разделом, который относится к психологии деятельности. Что такое поведение человека? Какова структура его деятельности? Что такое вообще человек?Хочу такой сайт

Наших детей все время приходится учить и воспитывать, независимо от того, учебный ли это процесс, или репетиция спектакля. Театральная педагогика обязательно базируется на основах психологических знаний, на понимании того, что такое человек, но уже не в реальной действительности, а в условиях сценической игры.

Очень важно освободить психику ребенка от нравственной зависимости по отношению к своему поведению на сценической площадке. Это целая наука. Наука не только выстраивания отношений: учитель – ученик, но и наука создания атмосферы особого доверия друг к другу.

Творческое познание своей личности – дело очень тонкое и деликатное. Иногда бывает, что человек узнает про себя  гораздо больше, когда он действует под маской персонажа, чем выходя на «откровения от собственного лица. Разные личностные структуры, которые обнаруживаются в ходе упражнений, требуют сугубо индивидуального подхода. Надо научиться человечности, внимательному отношению к людям вообще. Это важнейшая заповедь для режиссера-воспитателя, его главный нравственный закон. Самое первое, главное для занятий педагогикой – любовь к ученику, а значит, доверие к нему, уважение, крайняя степень озабоченности и заинтересованности, преданность общим, единым целям и задачам. Именно в силу этой любви чувство ответственности за судьбу, тебе доверенную, режиссеру-учителю бывает так трудно с учеником, когда не знает он, как быть в том или ином случае… Всегда тяжело воспринимаются сложные жизненные ситуации – когда работа не ладится, нарушаются контакты, вдруг исчезает необходимое доверие. Режиссер-педагог всегда в поисках ответа, он всегда больше не знает, чем знает…

Истинное учительство – всегда бескорыстно. Моральный авторитет учителя, театрального лидера, содержание и благородство его человеческой личности являются решающим фактором в педагогике, где обязательно должны сходиться вопросы искусства и вопросы морали. Педагогика, особенно в искусстве, - один из видов познания жизни и мира. Как важен в этом процессе сам характер, качество, нравственный и идеологический уровень воздействия учителя! Учитель – это, в конечном счете, не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, кто может послужить примером. А. Дистервегу принадлежит такое изречение: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А Лев Толстой, как завещание всем поколениям учителей, писал: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было.Если же поймем, что воспитывать других можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить». Педагог должен собственной жизнью ответить на этот главный вопрос.

В каждом театральном организме важна личность лидера – руководителя, режиссера, воспитателя, того, кто определяет и формирует его идейную и эстетическую программу. Проблема театрального лидера, его художественной компетентности и человеческого авторитета одна из самых актуальных в любом театральном коллективе. Ученик выбирает учителя, и остаются с учеником на всю жизнь не технические навыки, которым он обучился у мастера, и даже не художественные достижения и откровения учителя, а всегда сама по себе его личность, масштаб и неповторимость, исключительность его индивидуальности.

Великий ХХ век с утверждением в театральном искусстве режиссерской профессии породил и незаурядные личности педагогов и режиссеров. Среди них – чтимый всеми поколениями театральных педагогов Евгений Багратионович Вахтангов. «Неистовый Вахтангов» с его новаторскими поисками в области театральной формы, неожиданными решениями своих последних спектаклей был, прежде всего, театральным педагогом, воспитателем.

Уроки Вахтангова – отношение к театру как самому лучшему, самому благородному делу на земле, которым нельзя заниматься без света в душе, без радости, без внимания и участия друг к другу, без душевного братства.

Для Вахтангова театр – праздник. Счастливая игра счастливых людей, радость жизни. И каждый спектакль – праздник, и ежедневная работа в радость. В этом яростном жизнестойком оптимизме Вахтангова – уроки мужества и душевной щедрости. Он был театральным педагогом, учителем сцены по призванию и вдохновению, воспитателем по убеждению, по своему мировоззрению.

В заключение хочется привести слова театрального педагога, режиссера З.Я. Корогодского: «Надо помнить, что обучение складывается из создания коллективной творческой атмосферы (студийности) и собственного творчества… И если класс и каждый  ученик в отдельности не только понимает это, но и чувствует, то есть проникся требованиями не на словах, то можно считать, что мы верно прилагали свои педагогические силы и процесс обучения был плодотворен.

Конечно, воспитание творческой личности – процесс трудный, часто здесь природные задатки решают все, но многое и воспитывается. Мы, прежде всего, обращаем внимание на воспитание творческой воли, на подвижность человека в работе, на то, способен ли он понимать товарища, учитывать замечания, легко и живо откликаться на творческие задания. Творческий человек должен быть способен к состраданию к жизни, к людям, к товарищам».

 

Использованная литература

 

1.     БёрнЭ. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб: ИМФИН, 1991.

2.      Буров А.Г. Режиссура и педагогика. – М.: Сов. Россия, 1987. – 160 с.

3.     Евгений Вахтангов: Сб. – М., 1960.

4.     Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. – М.: «Сов. Россия», 1974.

5.     Мацкин А.П. Перечитывая Вахтангова // Евгений Вахтангов: Сб. – М., 1975. 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2023

Дата обновления: 22.11.2023

Дата публикации: 15.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».