Овчинников А.П. "Иносказательные выразительные средства в музыкально-поэтическом театре"

18.12.2023

Овчинников А.П., педагог театра

 

 

         Музыкально-поэтический театр во всех своих ипостасях имеет большой арсенал выразительных средств. Особое значение имеют иносказательные выразительные средства: символ, метафора, аллегория, создающие особый язык театра. Рассмотрим их сущность, их отличия друг от друга, их органическое единство, возможности их использования.

         Символ в переводе с греческого означает «знак». В искусстве символ – это образ, воплощающий какую-нибудь идею. А. Квятковский в своем «Поэтическом словаре» определяет символ как «многозначный, предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности».

Советский государственный деятель, публицист и критик А.В. Луначарский расшифровывал суть символа более подробно. «Что такое символ? Символ в искусстве – чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном, непосредственно действующем на ваше воображение образе. Как же это сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы в сочетании образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют.Когда, например, Эсхил говорит вам, что Зевс приковал к скале Прометея за то, что этот человек, слишком мудрый, слишком много провидевший, украл для своих собратьев огонь с неба и этим самым сделал их способными противостоять богам, - вы понимает, что никакого Прометея не было, как не было и Зевса, но что здесь в образах представлена вечная борьба человеческого разума со стихийными силами. Разум человека делает технические завоевания, открывает тайны природы в непрерывной борьбе, чреватыми для него страданиями и опасностями. Но человек не хочет отказаться от прав Прометея – провидца, ибо с этим орудием борьбы в руках, с огнем (техника), он рассчитывает на полную победу. Вот это называется символом».

Режиссер, понимая смысловое содержание символов, которые тесно связаны с реальной жизнью, должен донести это содержание до зрителей, чтобы зрители испытывали нужное эмоциональное воздействие. 

На фронтоне МХАТа им. А.П. Чехова гордо парит чайка – символ творческой свободы и высокого полета. В поэтических представлениях, постановку которых осуществлял автор этойстатьи, есть такие символы: песочные часы (постоянно текущее как песок время), свеча (творческое горение), фрегат в пучине океана (человеческая судьба в пучине жизни) и др. 

Надо отметить особую связь символа и ассоциации. Ассоциация (от лат. – соединение) - связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое. Предлагая зрителям расшифровку тех или иных символов, режиссер невольно заставляет их подключать ассоциативное мышление, то есть находить в определенной символике смысловую или эмоциональную параллель.Как знак, рождающий ассоциацию, символ -  важное выразительное средство театра.

Символ очень тесно связан с метафорой и аллегорией. Все три понятия образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение.

Отличие же символа от метафоры и аллегории в том, что символ  наделен огромным множеством значений, и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе. А также в том, что сам символ может входить в метафорическое построение, но оно для него не обязательно.

         Выдающийся театральный режиссер Г.А. Товстоноговеще в 70-х годах прошлого столетия точно сформулировал основной признак современной режиссуры: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ».

Метафора (от греч. – перенос) – употреблениеслова или выражения в переносном смысле для большей индивидуализации явления.В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

         Замечательно о метафоре сказал Е.Эткинд: «Время, пространство – шире, как можно шире! Стих, строфа – как можно емче, и в то же время как можно концентрированней! Таков закон поэтического искусства, посвященного изображению самых глубинных, имеющих всеобщее значение для человечества движений человеческой души.

         И вот из этого-то закона рождается художественный принцип, прежде всех других определяющий искусство поэзии: принцип метафоры.

         В метафоре два далеких друг от друга явления не только сравниваются, но и приравниваются друг к другу. Метафора – самая краткая, самая концентрированная форма для воплощения единства мира, единения человека и природы. В мгновенном поэтическом переживании совмещаются эпохи и пространства».

          Если проследить поэтический материал, то можно найти большое количество метафор:

                                  «О, Дева роз, я обокован,

                                    Но не стыжусь твоих оков. 

                                    Как соловей в кустах лавровых,

                                    Пернатый царь лесных певцов».

                                                                        А. Пушкин

 

                                  «Но из прошлого, из былой печали,

                                   Как не сетую, как  там не молю,

                                   Проливается черными ручьями

                                   Эта музыка прямо в кровь мою».

                                                                       Б. Окуджава

 

                                  «Наверное, тебя принес Морской конек.

                                    Ты, сидя между крыл, держалась за шипы,

                                    За рыбьи острия колючей гривы.

                                    Ты – раскрыв свои глаза размером в горизонт –

                                    Рассматривала мир, и море, и песок».

                                                                       С.Кирсанов

 

                                  «Существование – будто сестра,

                                    не совершай мы волшебных ошибок.

                                    Жизнь – это точно любимая, ибо

                                    Благодарю, что не умер вчера».

                                                                        А.Вознесенский

 

                                  «Мы совпали с тобой,

                                                                       совпали

                                    в день,

                                                запомнившийся навсегда.

                                    Как слова

                                    совпадают с губами.

                                    С пересохшим горлом –

                                    вода.

                                    Мы совпали,

                                                          как птицы с небом.

                                    Как земля

                                                      с долгожданным снегом

                                    совпадает

                                    в начале зимы,

                                    так с тобою

                                                         совпали мы».

                                                                          Р.Рождественский

 

                                    «Несовместимы молнии и путы.

                                      Значенья слов –Хочу такой сайт

                                      Как от звезды к звезде.

                                      Природа их

                                      Так глубоко враждебна,

                                      Что они,

                                      Соседствуя,

                                      Друг друга истребят.

 

                                      Что молния?

                                      Мгновенье света, призрак,

                                      Немыслимо короткой жизни сполох,

                                      Любовь двоих в истории Земли.

 

                                      А путы?

                                      Путы – путы,

                                      Антоним диалектики желанья.

                                      Консервативно их предназначенье –

                                      Препятствие порыву жеребца

                                      Копытами ударить гимн свободе

                                      В зеленый барабан степных долин…»

                                                                          Н.Нимбуев    

                                                                                    и т.д.

         Еще в конце прошлого века классик французской литературы, поэт, прозаик, драматург  Альфред Жарри начал переводить словесную метафору на пластический язык сцены. Цель преследовалась одна – создание образного строя, поэтическое углубление мысли, позволяющее режиссеру довести решение спектакля до философского обобщения.

          Диапазон использования метафоры в поэтических представлениях велик: от внешнего оформления до образного звучания всего представления. Именно метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

В инсценировке стихотворения Ю.Визбора «Волейбол на Сретенке» из представления «Наполним музыкой сердца», посвященном жизни и творчеству Юрия Визбора, которую осуществил автор этой статьи, в эпизоде «На войну опоздавшая юность» декорационно-художественное оформление сугубо метафорично. Приведу коротенький фрагмент сценария: «… Между ширмами изображён холмик земли с берёзой, в которую вросло ложе проржавевшей с войны винтовки. Из ложа вырастает берёзовая веточка. Из холмика выходит дорога, которая петляет между берёзовыми ветками, проходит у портрета Ю. Визбора и теряется в Млечном пути». Объяснение сравнения простое: отцы погибли, осталась молодая поросль детей, которым предстоит пройти большими дорогами жизни».

         Совсем рядом – еще одно иносказательное выразительное средство – аллегория.

Аллегория переводится с греческогокак иносказание. В искусстве аллегория – это выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. Аллегория всегда предполагает двухплановость: с одной стороны – художественный образ, с другой – иносказание. Крылатый конь – аллегория высокого искусства, крылатый козел – аллегория искусства шутов и скоморохов. В представлении «…А ты живи» по «Твоей поэме» С.Кирсанова, постановка которого была осуществлена мною, есть следующая поэтическая аллегория:

«Револьвер мой вспорхнул, поплыл

                      под потолком лепным, кривым когтем вися.                  

                      Вся комната кружила с ним,

                      С патроном запасным.

         Кружил и у подушки врылся в пух,

                      Как друг, что лучше новых двух

                      И издавна со мной дружил…»

          Вообще, все иносказательные выразительные средства причудливым образом в представлении переплетаются между собой и оказывают на зрителей большое идейно-эмоциональное воздействие.

         Приведу фрагмент сценария вышеупомянутого представления.

Фрагмент

         Звучит несколько аккордов ритмичной тревожной музыки «сна». Автор медленно двигается один во вспышках стробоскопа. На задник дается видеопроекция галлюцинаций.

         Смерть (подходя к Автору, вкрадчиво).

                        Вот беленький, как школьный мел,

                        Бай-бай, и спатки – люминал…

                        Да… Три таблетки в три глотка…

                        Тебе уж три годка… Пополз щенком

                        Под стол, под свежую сосну.

                        Коснулся наволоки щекой

                        И камнем вниз пошел ко сну.

         Появляются Светлые силы с большими белыми стрелками в руках, что символизирует желание помочь Автору обрести правильное направление. Однако вначале автор мечется в разных направлениях, показываемых стрелками. Затем Светлые силы выстраиваются по диагонали и действуют стрелками в виде хода колес поезда. Автор – среди них. Вдруг он вырывается из общей линии. Рассыпаются и стрелки, кружа над ним. Неожиданно на третий план сцены выходит Любовь. Автор берет ее за руку, и они вместе пластическим шагом двигаются в сторону зрителей, затем размыкают руки и уходят в стороны. На задник дается видеопроекция ромашкового поля.

         Символ, метафора, аллегория вносят в музыкально-поэтические спектакли подтекст, второй план, и, введенные тонко, профессионально, заставляют зрителей думать, фантазировать, сопереживать происходящему на их глазах действию. 

 

         Использованная литература

 

1.     КвятковскийА.П. Поэтическийсловарь / науч. ред. И. Роднянская. 

М.: Сов.энцикл., 1966.

2.     Луначарский А. В. История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах // Собр. соч.  М., 1964. Т.4.

3.     Клитко А. Над страницами Луначарского. — «В мире книг», 1967, № 10, с. 34

4.     Товстоногов Г. А. Зеркало сцены.:в 2 т.  Л.: Искусство, 1984. 2 т.

5.     Эткинд Е. Разговор о стихах.  М.: Дет. лит., 1970.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.12.2023

Дата обновления: 18.12.2023

Дата публикации: 18.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».