Э.В. Буруева "Значение диагностики музыкальных способностей обучающихся в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе"

18.12.2023

Музыкальная деятельность никогда не предполагала всеобщее равенство дарований, и никогда не обсуждалась возможность стать знаменитым композитором или исполнителем для всех и каждого, поэтому музыканты одними из первых стали проводить исследования музыкальной одарённости, предпринимать попытки выявления и обоснования её структуры (М.П. Блинова, Л.Л. Бочкарев, Б.М. Теплов и др.).

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Научный подход к методике по ранней диагностике природной одаренности детей разработала доктор искусствоведения, музыкальный психолог Д.К. Кирнарская. Она предложила два теста.

Первый тест. Проверяется традиционный музыкальный слух. Второй тест обнаруживает то неуловимое свойство, которое принято называть «музыкальностью» - успешно выполнившие второй тест люди обладают тонким пониманием музыки и естественным желанием постоянно с ней общаться. Д. Кирнарская утверждает, что обладатели обоих видов слуха (психологи называют их «интонационный» и «аналитический») очень редки, и это уже заявка на профессиональный музыкальный потенциал и поясняет, что предложить заниматься музыкой надо всем детям, которые обнаруживают хотя бы один из этих двух элементов музыкальной одаренности –их музыкальные возможности в среднем выше, нежели у детей, не прошедших тестирование.

Она предложила классифицировать способности детей по следующим группам, которые включают психофизические направления:

1. понимаю-могу объяснить-могу изобразить

2. понимаю- могу объяснить –не могу изобразить

3. понимаю- не могу объяснить –не могу изобразить

4. не понимаю- могу объяснить – могу изобразить

5. не понимаю- не могу объяснить – не могу изобразить

Обладатели первых четырех групп являются потенциальными носителями творческого начала, которое можно и необходимо развивать.

Для полного объема выявления творческих способностей детей могут служить ряд традиционных испытаний.

Логическое мышление, речь

1. Рассказать любое стихотворение. Выделить основополагающие слова или словосочетания. Определить ключевое слово. Рассказать, о чём стихотворение. Объяснить название.

2.Прочитать заданное преподавателем стихотворение. Задания те же.

Эмоционально-образное мышление

1.Определить характер сыгранного преподавателям музыкального фрагмента

2. Определить жанр: песня, танец, марш

Ритм. Память.

1. Прохлопать метр (шаги) под музыку

2. Прохлопать заданный преподавателем ритмический рисунок.

3. Самому придумать ритмический рисунок длинных (четверти) и коротких (восьмые) нот. После объяснения педагогом понятий «длинные» и «короткие» ноты.

4. Прохлопать ритм двух-трехсложных слов, заданных преподавателем с разными ритмическими рисунками.

5 Самому придумать похожие слова (ма-ма, те-ле-фон и т.п.)

Интонация. Память.

1. Спеть свою песню

2. Спеть заданную преподавателем попевку.

3. Определить интонацию сыгранной преподавателем музыкальной фразы:

- повествовательнаяХочу такой сайт

- вопросительная

-восклицательная

4. Придумать речевую фразу к данной интонации

Определение на слух. Память.

1. Определить высоту звука: высокий, низкий. (После объяснения педагога)

2. Определить количество звуков

3. Определить звук на той же высоте

Опорно-двигательный аппарат

1. Внешние признаки, возраст

2.Игры на движение:

- руки хлопают, ноги топают

- одна рука гладит клавиши, другая «играет»

-нажимай клавиши и т.п.

Подобный набор заданий помогает педагогу выявить у ребенка как специфическо-творческие навыки и умения (ритм, память, слух, интонация), заложенные в генетике ребенка, так и общее развитие (логическо-образное мышление, координацию, физиологические данные, коммуникативность).

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор",  с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Этот комплексный подход по выявлению музыкально-творческой одаренности у детей, имеет объективную ценность и является наиболее продуктивным.
            Д. Кирнарская утверждает, что «наша задача - сделать так, чтобы наши ученики очень любили то, чем они занимаются".

Для этого педагог планирует свою работу заранее, выбирает и утверждает репертуар на учебный год. Чтобы осуществить запланированное, должно быть полное соответствие выбранного музыкального материала творческому   потенциалу обучающихся. Эта проблема решается с помощью данной диагностики.

  В заключении надо отметить, что диагностика музыкальных способностей, на начальном этапе обучения, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка, определяет его пригодность к определенной музыкальной деятельности, то есть направленность одаренности учащихся и соответственно корректировать содержание уроков. И наконец, диагностика дает возможность выявить основные компоненты профессиональной одаренности, которые включают в себя:

а) слуховые данные;

б) музыкально-ритмическое чувство;

в) музыкальную память;

г) воображение и эмоциональную отзывчивость на музыку;

Именно практика обучения, позволяет провести процесс диагностики полноценно. То, насколько ученик способен решать поставленные задачи, и является материалом для диагностирования.

Литература:

1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

2. Д.К. Кирнарская. «Музыкальные способности». М., 2004г., 463 с.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.12.2023

Дата обновления: 18.12.2023

Дата публикации: 18.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».