А.П. Овчинников "Музыкальная драматургия в поэтических представлениях"

22.01.2024


Педагог дополнительного образования

МАУ ДО «ДТСР «Форус» г. Улан - Удэ»

Овчинников А.П.

Замечательный режиссер Юрий Завадский писал: «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Я бы сказал, что если спектакль не музыкален, не ритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка – величайшее искусство и искусство точное, искусство, которое учит нас тому, что ничтожные доли секунды, ничтожное изменение ритма рождают фальшь. Музыка как форма учит нас мастерству, музыка как содержание учит нас взволнованности, вдохновению… Музыка нас учит услышать то, что в нашем театральном обиходе называется атмосферой спектакля. То, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце…»[1]

            Музыка в поэтических представлениях является важной частью драматургического построения, то есть, кроме логики музыкального развития, она подчиняется логике действия в представлениях.

            Музыка в представлениях, где звучит и раскрывается поэтическое слово, оказывает большое эмоциональное воздействие на зрителей. Но она же, по большому счету, воздействует и на исполнителей, на их психофизический тонус. Тонко подобранная, она способна помочь исполнителям найти сценический образ, нужное состояние, верно входить в ткань поэтического монолога, диалога, полилога, развивает воображение, делает более полными видения поэзии и правильными отношения к тому, о чем  сами исполнители повествуют. 

            Неисчерпаемы музыкальные возможности. Музыка отражает все образы, царящие в нашем мире и во вселенной, все нюансы человеческого восприятия жизни и смерти, любви и страданий, счастья и печали и т.п. Она может «озвучить» массовые сцены всеобщей скорби и ликования. Она может выразить и гамму чувств одного человека (героя, персонажа): радость, грусть, мечтания, восторг и т.д.

            Главным элементом музыкального искусства, конечно же, является мелодия. Каждая мелодия имеет свою неповторимую интонацию, то есть в ней заложена способность художественно отражать человеческое состояние, чувства и мысли человека. Многообразен арсенал мелодий, разнообразен их характер: от торжественных, величавых до нежных, лирических.

            Режиссер поэтических представлений должен обладать общей музыкальной культурой: музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Создавая поэтические представления, режиссер должен мыслить музыкальными образами. Вводя в представление музыку, режиссер выстраивает четко определенную драматургию всей постановки согласно своему идейно-художественному замыслу. В общем постановочном плане отражается и план музыкального оформления. План музыкального оформления конкретизируется, видоизменяется, дополняется в процессе репетиционной работы. Здесь подключается ассоциативное мышление режиссера, опирающегося на конкретные элементы действия, на конкретных исполнителей.

            Как образно и точно написал в 20-е годы прошлого века А.В. Луначарский: «Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья». [2]

            Хочется также обратиться к песне, так как она, действительно, часто является главным действующим лицом постановок. Происходит это в случаях обращения режиссеров к творчеству авторов-исполнителей и их песням. А также, если поэтическое представление наполнено «зримыми» (инсценированными) песнями. Таким представлением можно считать «Провинциалы Вселенной», посвященное жизни и творчеству Андрея Вознесенского (режиссер А. Овчинников). Потому что многие стихи А. Вознесенского положены на музыку.

            Приведу фрагменты из сценария представления.

Фрагмент №1

Показывается инсценировка песни на одно из ранних стихотворений А.Вознесенского «Первый лёд», которую многие считают дворовой песней. Она звучит в исполнении Евгения Осина.

В луче световой пушки у телефона-автомата – девушка. Она набирает номер, и происходит короткий диалог.

Голос. Алло?

Девушка. Сергей, это я…

Голос. Кто это?

Девушка. Это я, Наташа.

Голос. А-а, Наташа…

Девушка. Мы можем встретиться?

Голос. Извини, Наташа, но между нами все кончено.

Звучит проигрыш песни и первый куплет.

          Мёрзнет девочка в автомате,

          Прячет в зябкое пальтецо

          Всё в слезах и губной помаде

          Перемазанное лицо.

            Девушка ошеломленно замирает с трубкой в руках, затем, как бы ни поверив своим ушам, начинает снова лихорадочно набирать номер. Потом, положив трубку, утирает слезы и вспоминает.

            Звучит второй куплет.

            Дышит в худенькие ладошки.

         Пальцы - льдышки. В ушах - серёжки.

         Ей обратно одной, одной

         Вдоль по улочке ледяной.

            Как бы в представлении девушки рисуется следующая картина. По второму плану сцены мимо друг друга проходят парень и девушка. У девушки в руках книжка. Парень задевает локтем книжку, и она падает из рук девушки. Парень галантно и весело поднимает и подает девушке книжку, не выпуская книгу из рук. Они как бы моментально влюбляются друг в друга, кружатся в танце, убегают со сцены.

            Звучит проигрыш и третий куплет.

         Первый лёд. Это в первый раз.

         Первый лёд телефонных фраз.

         Мёрзлый след на щеках блестит -

         Первый лёд от людских обид.

            Девушка возле автомата улыбается приятным воспоминаниям. На сцене снова появляются парень с девушкой. Парень подхватывает девушку на руки, кружит ее, ставит на куб, она пластически делает «самолетик» на его плечах, он «летает» с ней. Наконец, девушка целует его в щечку.

            Звучит проигрыш и снова повторяется первый куплет.

         Мёрзнет девочка в автомате,

         Прячет в зябкое пальтецо

         Всё в слезах и губной помаде

         Перемазанное лицо.

            Здесь из одного портального выхода в другой по авансцене проходит еще одна девушка, в которой парень узнает свою знакомую. Он окликает вторую девушку, на несколько секунд бросается к ней, они обнимаются в честь встречи, девушка показывает на часы (торопится) и быстро уходит. Первая девушка ревнует парня, ударяет его ладошкой по щеке и убегает. Парень секунду стоит растерянно, но затем машет рукой в сторону убежавшей девушки и резко уходит. Появляется первая девушка, ища парня, но, поняв, что он ушел, бросается за ним.

            Повторяются еще раз две строчки:

            Мёрзлый след на щеках блестит -

         Первый лёд от людских обид.

            Луч световой пушки концентрируется на девушке у телефона-автомата. Она прижимает к уху трубку. Раздаются только гудки. Она в отчаянии бросает трубку.

            Затемнение.

Фрагмент №2

Показывается инсценировка  романса из рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова. Звучит романс. На проигрыш звучит голос.

Запомни этот миг. И молодой шиповник.
         И на Твоем плече прививку от него.
         Я - вечный Твой поэт и вечный Твой любовник
.
          И - больше ничего.
          Запомни этот мир, пока Ты можешь помнить,
          а через тыщу лет и более того,
          Ты вскрикнешь, и в Тебя царапнется шиповник...
          И - больше ничего.

Белый шиповник, дикий шиповник
                 Краше садовых роз.
                 Белую ветку, юный любовник
                 Графской жене принес.

Белый шиповник, дикий шиповник
                 Он ей, смеясь, отдал.
                 Листья упали на подоконник,
                 На пол упала шаль.

            В луче световой пушки – сидящая на центральном кубе молодая женщина с книгой в руках. Она перелистывает страницы и находит между ними засохший цветок. Она встает, нюхает цветок, вспоминает. На левом боковом занавесе светотенью возникает силуэт молодого человека. Он жестами зовет к себе возлюбленную – молодую женщину. Она делает движение к нему.

          Припев: Для любви не сказана цена,
                         Лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна.

         Луч переходит на танцующую пару. Он – в белом, Она – в черном. Они исполняют короткий фрагмент со смысловым оттенком влюбленности. В конце фрагмента расходятся в разные стороны.

                       Белый шиповник, страсти виновник
                       Разум отнять готов.
                       Разве не знаешь, графский садовник
                       Против чужих цветов.
                           Белый шиповник, страсти виновник,
                       Выстрел раздался вдруг.
                       Красный от крови, красный шиповник
                       Выпал из мертвых рук.

          Луч переходит на молодую женщину. Она прижимает книгу к груди и встревоженно смотрит на центральный экран. Там – светотенью силуэт самодовольного мужа, читающего газету. Она отворачивается от него, роняет цветок. Явно то, что в семье у них не все в порядке.

           Припев: Для любви не сказана цена,
                          Лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна.

          Луч снова переходит на танцующую пару. Они вновь исполняют короткий фрагмент со смысловым оттенком влюбленности. На левом боковом занавесе снова светотенью возникает силуэт молодого человека. Он также жестами зовет к себе возлюбленную – молодую женщину. Она делает движение к нему. 

                       Их схоронили в разных могилах
                       Там, где старинный вал.
                       Как тебя звали, юноша милый,
                       Только шиповник знал.
                       

                       Тот кто убил их, тот кто сгубил их,
                    
  Будет наказан тот.
                       Белый шиповник, дикий шиповник
                       В память любви цветет.

            Молодая женщина решается уйти от не любимого мужа. Она резко снимает с волос Хочу такой сайт

заколку, волосы рассыпаются по плечам. Она поднимает ранее упавший цветок, проходит мимо силуэта мужа к силуэту мужчины, протянувшего к ней руку.

          Припев: Для любви не сказана цена,
                         Лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна.

          Неожиданно сзади подбегает мальчик – сын молодой женщины и  обнимает ее за талию. Она поворачивается к сыну, прижимает его к себе, гладит по голове. Мальчик тянет ее за руку, женщина бросает прощальный взгляд на силуэт возлюбленного и уходит вслед за сыном за центральный занавес. Там вновь рисуется картинка теневого театра: муж радостно приветствует ребенка, гладит его по голове, останавливается рядом женщина, - семья восстанавливается…

            Затемнение.

            С разными курсами студентов разных лет я осуществлял постановку поэтического представления «Наполним музыкой сердца», посвященную жизни и творчеству Юрия Визбора, одного из первых бардов России.  Основной задачей постановки во всех случаях  было пробудить в юных сердцах (как зрителях, так и артистах)  веру в нескончаемую трудную, но счастливую дорогу жизни, по которой надо пройти отважно, бескомпромиссно, преодолевая трудности, ценя дружбу, уважая друзей, с любовью и благородством.

            Главным действующим лицом в постановке является ПЕСНЯ, а в широком смысле – МУЗЫКА.

У Ю. Визбора песня – отдельный самостоятельный жанр, и песни, исполняемые одним, двумя участниками или группой, проходили некоей сюжетной канвой по всему представлению. Иногда некоторые песни подавались просто как стихи, и это тоже себя оправдывало, так как стихи в конкретных случаях отвечали конкретным режиссерским приемам.

Отдельной, самостоятельной и самодостаточной темой проходила песня «Ночная дорога» (Музыка В. Берковского и С. Никитина), которая является, прежде всего, отвечая музыкальной специфике, лейтмотивом (от нем. – напоминание).

Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,

Чем ночная песня шин.

Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог

Штопаем ранения души.

Припев: Не верь разлукам, старина, их круг

 Лишь сон, ей-богу.

 Придут другие времена. Мой друг,

 Ты верь в дорогу.

 Нет дороге окончания, есть зато её итог.

 Дороги трудны, но хуже без дорог.

Будто чья-то сигарета, стоп-сигнал в ночах –

Кто-то тоже держит путь.

Незнакомец, незнакомка, здравствуй и прощай,

Можно только фарами мигнуть.

Припев: - // -

          Лейтмотив является ярким, образным оборотом, используемым для характеристики явления, объекта искусства или лица и повторяемый по ходу развития действия; основной мыслью постановки, неоднократно повторяемой и подчеркиваемой развитием сюжета. Кроме всего, лейтмотив является приемом монтажа, в котором прослеживаются особенности драматургии театрализованных представлений. Лейтмотив включает в себя все средства художественной выразительности, то есть напоминание бывает комплексным.

В мелодию песни включаются еще дополнительные стихи, несущие смысловую нагрузку.

Фрагмент                 

 Звучит фонограмма песни Ю. Визбора «Ночная дорога» (-1).

1 участник.   Ах, дорога, дорога, знакомая синяя птица!

Мне давно полюбилась крутая твоя полоса.

Зной пустынь, шум тайги, золотые степные зарницы

У истоков твоих основали свои полюса.

По лицу твоему проползают ночные туманы,

Караваны машин топчут шинами тело твоё,

Над твоей головой зажигаются звёзд караваны,

А в ногах твоих солнце, как путник твой вечный встаёт.

Ах, дорога, дорога, куда же летишь ты, куда ты?

2 участница. Я лечу по горам, удивляюсь, куда ж занесло.

  Я беру и швыряю бубновые масти заката

  На твоё ветровое видавшее виды стекло.

  Как весёлые зайцы, выпрыгивают повороты,

  Развеваются ветры, как плащ за моею спиной

1 участник.   Дорогая дорога, живущего мира ворота,

                              Отворись предо мной, отворись предо мной.

 

            Кроме исполнения куплета и припева «Ночной дороги», художественного чтения под мелодию песни участниками представления используется луч света, выделяющий основной элемент представления – дорогу. Таким образом, песня превращается еще и в режиссерский образный ход, т.е., - зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, номера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включающее зрителей и участников в сквозное действие представления.

                                                  СПИСОК

                            ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    

1.     Завадский Ю. А. Учителя и ученики. М.: Искусство, 1975.

2.      Луначарский А. В. В мире музыки / А. В. Луначарский. – М.: Сов. 

композитор, 1971. – 540 с.

3.     Визбор Ю. Стихи и песни: сборник / Ю. Визбор; вступ. ст. А. Я.

     Азарова. – М.: Искусство, 1991. – 142 с.

4.     Визбор Ю. Я сердце оставил в синих горах: песни, стихи, проза /

     Ю. Визбор. – М.:  Физкультура и спорт, 1982. – 590 с.

        5.  Эфрос А. В. Сочинения: в 4 кн. Кн. 4 / А. В. Эфрос. – М.: Панас,

1993. –  432 с.

                                            



[1] Завадский Ю. А. Учителя и ученики. М. : Искусство, 1975.

[2] Луначарский А. В. В мире музыки. М. : Советский композитор, 1958.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.01.2024

Дата обновления: 23.01.2024

Дата публикации: 22.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».