Проектная деятельность в детском хореографическом коллективе (на примере Школы танца «Акварель» МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»).

11.01.2019

Специфика новой реальности – глобализация, высокая скорость изменений и прогресс технологий. Основа конкурентоспособности в будущем – это новое качество знаний и набор навыков, которыми должен обладать человек. Одна из задач дополнительного образования помочь детям выработать привычку постоянно искать новые знания из самых разных источников, синтезировать их и применять на практике. Таким образом, одной из главных мыслей будущего конкурентоспособного человека является мысль «пожизненного образования»[1].По данным Всемирного экономического форума в 2020 году будут востребованы такие навыки как эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость, которых не было в 2015 году,а креативность перешла с десятого на третье место. Кроме того, межличностные навыки обретают все большую значимость для успешной деятельности. Сотрудничество в одной команде с непохожими друг на друга людьми, дает возможность расширять возможности каждого из ее участников. Межличностные навыки развиваются преимущественно через практическую деятельность. Наиболее подходящим видом, по-нашему мнению, является проектная деятельность.

Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человекамысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь. «Проектирование – это органическая, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым» [И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, 2005].

Программа по проектной деятельности предусматривает последовательную реализацию трех этапов, которые тесно связаны между собой и обеспечивают постепенный рост творческой активности по принципу «от простого к сложному» и накопление опыта участия в проектах. Программа построена на следующих дидактических принципах:личностно-ориентированного подхода, научности, системности, интеграции, доступности и индивидуальности, постепенного повышения требований, повторения материала, наглядности, связи предлагаемого материала, соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.Особое значение в процессе проектной деятельности приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов. Методы, которые применяются в ходе проектной деятельности:группа наглядных методов обучения: наблюдение, демонстрация наглядных пособий; исследовательский, поощрения, интеграции, игровой, группа словесных приемов: вопросы к обучающимся, указания, объяснения, педагогическая оценка, прием музыкальное сопровождение. Формы занятий: групповая форма, коллективная форма, индивидуальная форма, совместные занятия с родителями.Репетиционно-постановочная работа включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр и самоанализ видеозаписей репетиционной работы. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления, обучающиеся воспитывают отношение к публичному выступлению, сценическую культуру и приобретают уверенность. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями, желанием обучающихся и творческим состоянием группы.

Первый этап - мотивационно-накопительный. На этом этапе происходит накопление знаний по проведению проектной деятельности, импровизации, отработка умений. Содержание мотивационно-накопительного этапа включает в себя модули «Импровизация», «Целеполагание», «Этапы проектной деятельности».

Модуль «Импровизация» включает в себя упражнения и игры для развития художественно-творческих способностей у обучающихся, развитию умений наблюдать, фантазировать, воплощать представленное в движении и достигать максимальной свободы воображения, движения, постановку танцевальных этюдов на основе выполненных упражнений. Комплекс упражнений составлен на основе упражнений из тренингов театральной педагогики (М. Чехов) и адаптирован для применения в детском хореографическом коллективе.

Упражнение «Буква Ж». Цель: научиться двигаться раскоординированно, свободно, контролируя движения ног, рук, корпуса и головы, задавая отдельным частям тела движения, которые не координируются с другими частями тела.

Задание: Представим себя буквой «Ж», правая рука «дружит» по диагонали с левой ногой, левая рука по диагонали с правой ногой. Необходимо придумать такие движения под музыку, чтобы руки и ноги как бы «мешали друг другу» между собой, в то же время двигались гармонично по диагонали «рука-нога». Основная задача постоянно следить и контролировать движения своего тела, двигаться так, чтобы все части одновременно выполняли какое-то задание.

На первоначальном этапе этого упражнения нужно потренировать движения отдельных частей тела, затем приступать к одновременному движению всех частей. Ожидаемый результат упражнения: Отсутствие страха движения, свободное владение своим телом, непрерывный полет фантазии и воображения.

Исходное положение – стоя на ногах лицом в любую точку зала, ноги во 2 позиции, руки подняты наверх и открыты в стороны на 45°.

Упражнение «Зеркало». Цель: Развивать внимание, взаимоуважение между партнерами, синхронное исполнение движений с партнером, воображение.

Содержание. Исходное положение: Обучающиеся стоят в паре друг напротив друга, свободное позиция ног и рук, подтянутый корпус. Каждая пара самостоятельно распределяет роли, назначает «отражение» и «человека». Под музыку «Человек» начинает свободное движение как будто перед зеркалом, «отражение» одновременно исполняет все движения «человека». Задача пары выполнить все движения так, чтобы наблюдатель не смог понять, кому какая роль принадлежит. В роли наблюдателя сначала может выступать педагог, затем можно разделиться на подгруппы, одна из которой выполняет упражнение, другая выступает в роли наблюдателя. Ожидаемый результат: осознанное и внимательное движение, синхронное движение с партнером, оригинальные движения, забота о партнере.

Упражнение «Как один!» (выполняется вместе). Цель: развивать быстроту реакции, внимательность, командную работу

Содержание. Исходное положение: группа выбирает «ведущего». Он встает перед группой. Положение свободное, подтянутое. Взгляд прямой и уверенный. «Ведущий» придумывает и показывает любое статичное движение. Все в группе должны быть предельно внимательны и мгновенно выполнять движения «ведущего». Необходимо добиться такой слаженности, чтобы движения делалось одновременно всеми – «как один». Старайтесь угадать, что это будет за движение. Движение – пауза – движение – пауза…Пример: выбросить руку вверх, выбросить вторую руку вверх, повернуть ладони друг к другу, хлопок, и т.д.

Упражнение «Вода и лёд». Цель: развивать осознанное и погруженное движение, пространственное мышление, воображение.

Содержание. Исходное положение: Группа обучающихся располагается в свободном рисунке по залу. Педагог говорит два слова «вода» или «лёд». Эти слова являются сигналом для обучающихся, они начинают двигаться как вода или замирать в фигурах, как лёд. Задача обучающихся двигаться и вставать в позы как можно правдоподобнее, но в то же время оригинально.Ожидаемый результат: погруженное, правдоподобное движение, развитое чувство пространства.

Упражнение «Движения на вкус, запах, цвет». Цель: развивать фантазию, понимание движения со смыслом, а не движение ради движения.

Содержание. Исходное положение: любое по желанию обучающихся, стоя, сидя, лёжа, закрытыми глазами. Ведущий называет какой-то вкус, запах или цвет, обучающиеся показывают позой его. Пример: вкус сладкий, горький, соленый, пресный, изысканный, отменный, отвратительный, жуткий, классический, малины, огурца, безвкусный; запах сирени, вкусный, приятный, жуткий, отвратительный, пряный; цвет белый, синий, оранжевый, голубой, черный, красный, бежевый, зелёный, морской волны, кирпичный, пламени, морковный, нейтральный, насыщенный, скучный, веселенький. Ожидаемый результат: обучающиеся исполняют движения, наполненные смыслом, проявляют более высокий уровень фантазии.

Упражнение «4 угла». Цель: развивать уверенность, творческую активность, синхронное исполнение движения.

Содержание. Исходное положение: Обучающиеся самостоятельно распределяются в подгруппы по 4 человека и встают в рисунок «ромб», каждый занимает угол. Затем выбирают, в какой угол лицом все разворачиваются. Тот обучающийся, в сторону которого повернулись лицом 3 оставшихся обучающихся, становится ведущим в «ромбе». Под музыку он начинает импровизировать, остальные повторяют его движения. Как только он разворачивается в сторону любой другого угла, тот обучающийся становится ведущим и начинает показывать свою импровизацию, остальные также повторяют его движения.Ожидаемый результат: обучающиеся увереннее импровизируют.

Упражнение «Кукловод». Цель: развивать воображение, воспитывать уважительное отношение к партнеру в процессе совместной работы.

Содержание. Исходное положение: обучающиеся самостоятельно или с помощью педагогу делятся на пары. Встают друг напротив друга. Распределяют роли «куклы» и «кукловода». Под музыку «кукловод» начинает тянуть за невидимые нити «куклу» и изменять положение ее тела, придавая задуманную фигуру. Ожидаемый результат: проявляют оригинальность в придумывании новых движений и поз.

На этом же этапе обучающимся предлагается в рамках модуля «целеполагание» изучить методику целеполагания «Smart», на основе которой они учатся формулировать правильные цели, как на каждое занятие, так и ставить правильные цели для ведения проектной деятельности. Что такое цель? Современные толковый словарь русского языка дает такие определения цели: Объект для попадания при стрельбе или метании; заранее намеченный пункт следования; то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача; намерение, желание.Цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.

Метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющий сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

Критерии:

S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки. Например, «Посещу все репетиции в марте»;

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, должны быть количественные и качественные критерии. Например, «Четыре человек из моей группы вместе с педагогом-руководителем примут участие в творческом конкурсе»;

 А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда. Например, «Каждый день буду делать зарядку по утрам»;

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям окружающих. Например, «В выходные сделаю уборку в комнате»;

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели. Например, «Сделаю задание до 10 часов вечера».

Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Таким образом, ясность мысли определяет точность формулировок. Точность формулировок обеспечивает понятность действий. Понятность действий – условие их корректного выполнения.

Первый этап включает в себя теоретический материал для изучения о том, что такое проект, из каких этапов он состоит, содержание каждого этапа. А также алгоритм практических действий работы над проектом, паспорт проекта, способы его заполнения. Что такое проект?

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми. Результат проекта – это найденный способ решения проблемы, носит практический характер и значим для открывателей.

Этапы проектной работы (5 «П»)

1. Проблему выявить. Для выявления проблемы применили метод построения дерева проблем и дерева целей (Рассел Линкольн Акофф).

2. Планирование (поставить цель проекта, написать задачи проекта, сделать анализ заинтересованных сторон, выбрать способы работы над проектом, составить календарный график, учесть риски, возможные затраты) (Т.В. Лазарев).

3. Поиск информации, анализ полученных данных.

4. Продукт.

5. Презентация проектного продукта.

6. Портфолио. Анализ проделанной работы, корректировка ошибок.

Следующий этап программы - адаптационно-практический, применение накопленных знаний в самостоятельной деятельности. В рамках этого этапа обучающимся предлагается разработать мини проекты, рассчитанные на одно занятие или краткосрочные проекты, рассчитанные на несколько занятий. По содержанию проекты носят практико-ориентированный, творческий, исследовательский характер, включающие в себя как одну предметную область (хореография или история), так и несколько предметных областей (окружающий мир, хореография, информатика и др.)

Название проекта: «Мечта против реальности»

Руководитель проекта: Анастасия К., Ю.В. Мороз

Коллектив, группав рамках которого проводится работа по проекту: младшая группа № 1 Школы танца «Акварель» в количестве 20 человек

Возраст обучающихся, на который рассчитан проект: 10 лет

Состав проектной группы: обучающиеся младшей группы № 1, педагог группыХочу такой сайт

Тип проекта: творческий

Актуальность проекта: Процесс работы над качеством исполнения движения или комбинации движений занимает большой период времени и требует серьезного, осмысленного подхода. Далеко не с первого раза обучающимся удается исполнить правильно упражнение или этюд. Наблюдая за собственным исполнением и исполнением других участников группы, появилась идея сравнить и представить идеальный показ движения и то, что получается в реальности.

Цель проекта (для обучающихся): провести сравнительный анализ качества исполнения движения или комбинации движений

Цель проекта (для педагога): создать условия для самостоятельной деятельности обучающимся, ее анализа и рефлексии

Задачи проекта: 1. Содействие применению полученных знаний, умений, навыков на практике;

2. Формирование творческой направленности личности обучающихся, навыков анализа;

3. Формирование навыков конструктивного общения и адекватного восприятия критики.

Ожидаемые результаты: Обучающиеся приобретут опыт анализа и самоанализа работы на занятии; продолжат закреплять навыки отработки движений; продолжат развивать партнерские отношения сотрудничества и сотворчества.

Вопросы проекта:

Формировать культуру правильного движения;

Повышение степени самостоятельности и инициативы;

Снижение уровня тревожности в процессе работы.

Необходимое оборудование: не нужно

Описание проекта. Мини-проект состоит из организационного, основного и заключительного этапов. На организационном этапе обучающиеся провели анализ проблем. На основании выявленных проблем сформулировали цель проекта, распределились на группы по три человека в каждой. На основном этапе работы каждая группа за определенное количество отведенного времени на занятии самостоятельно придумали показ, и подготовили презентацию о проделанной работе в виде этюда. На заключительном этапе обучающиеся представили результаты своей работы друг другу, провели анализ и самоанализ. 

Третий этап программы - творческо-поисковый, в ходе которого обучающиеся интерпретируют имеющихся знаний, умений, навыков с целью получения оригинального продукта деятельности.

 В проектную деятельность Школы танца «Акварель» входит организация флэш-мобов на улицах г. Улан-Удэ. Заказчики - Министерство образования РБ, Комитет по образованию г. Улан-Удэ, Комитет по молодёжной политике г. Улан-Удэ. Такие проекты являются тематическими и приурочены к значимым событиям в жизни общества как на уровне города, так и на уровне республики и страны. Цель таких проектов – пропаганда здорового образа жизни, реализация своего творческого потенциала, распространение позитивного и активного отношения к жизни, социализация обучающихся через публичные выступления с привлечением окружения в творческий процесс. Участие в таких проектах – это особая публичная практика, так как имеет множество нюансов. Во-первых, это открытое, почти неограниченное пространство, открытое со всех сторон. Поэтому каждому нужно проявить себя лично, не прикрываясь своим партнером. Во-вторых, непосредственный контакт со зрителями не только зрительный, но и тактильный, потому что, как правило, они становятся участниками акции, и обучающимся нужно быстро реагировать на ситуацию, проявить свои организаторские способности, даже взять за руку зрителя для того, чтобы вовлечь его в творческий процесс. Например, праздник «День защиты детей», «Дети выбирают здоровый образ жизни» и др.

Долгосрочный проект «Творческие встречи в республике Польша» был подготовлен и реализован в течение года.  Руководитель проекта с российской стороны Т.В. Кушнарёва, с польской стороны М.И. Иванова, Б. Новак, И. Крупяк. В проекте приняли участие обучающиеся (младшая и средняя группа) 10-14 лет школы танца «Акварель», родители. В состав проектной группы вошел коллектив педагогов – хореографов школы танца «Акварель» МАУ ДО «ДТ СР «Форус» г.Улан-Удэ»: Ю.В. Мороз, Е.Н. Шулыгина, А.А. Куркина. Тип проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный. Заказчиком МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», Польский дом «Наджея», польская федерация молодежи и школьников.

Актуальность проекта заключалась в следующем: современный мир позиционирует себя как свободное, толерантное, демократическое, мультикультурное общество, в котором объединены на добровольной основе разноплановые государства. Свобода быть таким, какой ты есть, жить в мире рядом с миллионами других людей, уважая их отличия, является основой для современного глобального общества. Понимание этой ситуации имеет большое значение для современного поколения детей и взрослых. Терпимое отношение к иному миропониманию, взглядам, идеям и необходимость сосуществования в одном обществе ведет к интеллектуальному и духовному совершенствованию. В Декларации тысячелетия ЮНЕСКО толерантность характеризируется как одна из фундаментальных ценностей 21 века и трактуется как «…уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений…» Хореографическое творчество является универсальным языком для установления дружеских отношений между народами. Это и явилось причиной создания международного проекта.

Личностная ориентация заключается в возможности участников проекта реализовать и повысить свой творческий потенциал, провести самоанализ своей деятельности в составе коллективов центра. Воспитательный аспект проекта заключается в воспитании чувства толерантности, в понимании роли хореографического творчества для установления дружеских связей, пропаганды мирного сосуществования.

Цель проекта (для обучающихся):

воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Цель проекта (для педагога):

создание условий для активной, системной, содержательной деятельности коллектива педагогов, обучающихся, родителей по становлению и личностному развитию детей и юношества в процессе толерантного воспитания.

Задачи проекта:

1.  Содействие применению полученных знаний, умений, навыков на практике;

2. Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре у обучающихся;

3. Сохранение, развитие и эффективное использование потенциала МАУ ДО «ДТ СР «Форус» г.Улан-Удэ» толерантной направленности;

Ожидаемые результаты проекта:

Хореографические номера: «Божки», «Эвенкийские картинки», «Две стихии», «Белое золото Узбекистана», «Польская колядка», «Балалаечка», «Чайки», «Эх, казаки», «Саранки», «Небесные всадницы», «Непохожие».

Работа по проекту осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Целью организационного направления было заключение договора с польским домом «Наджея», внесение проекта в план учреждения, разработка концепции мероприятия, формирование творческой группы. Сюда же вошла разработка идей хореографических номеров, подготовка и запись фонограмм. Разучивание, разводка и отработка номеров проходила в течение трех месяцев по утвержденному расписанию. Сдача концертных номеров производилась художественному руководителю ансамбля Т.В. Кушнаревой в актовом зале МАУ ДО «ДТ СР «Форус» г.Улан-Удэ». Затем были внесены корректировки и организован концерт для родителей в актовом зале.

На этом же этапе была проведена работа по подготовке презентации «Родословная моей семьи». Участницам проекта было предложено выяснить свои «корни» и составить сообщение о своей родословной. В результате проведенной работы выяснилось, что несколько участниц имеют польские корни. Обучающиеся выучили стихотворения на польском языке, что стало приятным сюрпризом и дружеским знаком на встречах с польскими школьниками и родителями. Отдельным блоком подготовительного этапа был инструктаж по технике безопасности в транспортных средствах на протяжении всего пути (поезд, самолет, автобус), правила поведения в республике Польша, знакомство с польскими традициями.

Основной этап реализации проекта состоял из сообщений и рассказов обучающимися о своей родословной, о польской культуре между репетициями, выступлений на 4-х площадках с творческой программой (12 номеров) в г.Кракове, г.Варшава, г. Суха-Бескидска.

На завершающем этапе реализации проекта был проведен Педагогический совет коллектива школы танца «Акварель» о результатах работы по реализации проекта, освещение итогов на интернет-сайте форус.com, социальных сетях (группа в контакте), образовательном ресурсе Форус РБ и т.п. А также получены отзывы родительской общественности и участников творческих коллективов.Продолжением этого проекта стала новая встреча. В октябре 2018 года Дом творчества «Форус»г.Улан-Удэ принял в стенах своего учреждения польскую делегацию детей и взрослых в рамках проекта «Общая школьная скамейка», в ходе которого обучающиеся получили опыт межличностного международного взаимодействия, проявив радушие и оказав теплый прием.

Участие в проектной деятельности позволяет обучающимся сформировать представления о ней, как о совместной работе по изменению негативной ситуации в позитивную. Также повышает рост интереса к познавательной и творческой деятельности, формирует положительное эмоциональное отношение к занятиям по хореографии.  Особенно продуктивны в этом отношении разновозрастные, многонациональные объединения в проектной деятельности. Такие взаимоотношения возникают во время совместных занятий родителей и детей. Опираясь на наблюдения за поведением обучающихся и отношением к занятиям, можно отметить положительное влияние такого способа организации занятий. В своих отзывах родители также отмечают положительную динамику взаимоотношений внутри семьи после участия в занятиях по хореографии. Устанавливаются более близкие, доверительные отношения.  Однако, для увеличения продолжительности такого эффекта, необходим цикл занятий, систематическое их посещение. Помехой для этого, как правило, являются проблемы бытового характера, поэтому работа над этим проектом пока в разработке.

Анализ рефлексии обучающихся динамики своего продвижения в развитии творческой активности, приобретении знаний, умений и навыков проектной деятельности, после экспериментального обучения, подтвердил положение о необходимости включения проектной деятельности (в виде учебных, творческих, исследовательских проектов) для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе.

Дальнейшая разработка проблемы требует органичного сочетания традиционных и инновационных методов обучения в детском хореографическом коллективе, разработки и апробации новых форм и методов хореографической подготовки детей и развития их творческой активности. Для будущих исследователей открываются перспективы интересного поиска в этой области.

Список литературы

  1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – Москва: Издательский центр «Академия, 2005. – 288 с.
 

 


[1] Сергей Филонович, статья«Какие навыки нужны будущему человеку», сайт hr-portal.ru

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.01.2019

Дата обновления: 11.01.2019

Дата публикации: 11.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».