I раздел. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка.
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций
дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной
школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание
учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией
образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования
детей перед школой и введена дополнительная общеобразовательная программа по
подготовке детей к школе «Подготовка детей к школе».
Данная программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Программа «Подготовка детей к школе » составлена на основе Программ
дошкольного образования ( старший дошкольный возраст (5-7 лет) в Образовательной
системе « Школа 2100»: Развитие речи и подготовка к обучению грамоте «По дороге к
азбуке», «Наши прописи» (Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), Математика « Разступенька, два- ступенька»( Автор Л.Г. Петерсон), Информатика «Все по полочкам»
(А.В Горячев, Н.В. Ключ) .
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте
России 29.11.2018№52831);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
разработанные Центром социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ
ФИРО, г. Москва 2015г.
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021г № 6524 -н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации от 17.12.2021г за № 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи""
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Дома творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
1.Основные характеристики программы:
1.1 Направленность программы социально-гуманитарная.
Образовательная программа «Подготовка к школе» является модифицированной
программой социально-гуманитарной направленности. Программа знакомит
обучающихся с основами грамматики, математики и информатики
Классификация программы. Образовательная программа «Подготовка к школе»
модифицированного вида реализуется в образовательном учреждении
дополнительного образования, является комплексной по форме организации
содержания и процесса педагогической деятельности
1.2 Актуальность программы обусловлена тем, что
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос
родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с
эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для
успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы
социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям,
направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации
к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и
физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает
использование
современных
технологий,
позволяющих
активизировать
мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду
и формировать интерес к школьной жизни.
1.3.Педагогическая целесообразность программы
Современные дети обладают новым типом сознания – системно- смысловым, а не
системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Именно ориентация
современного ребёнка на смысл и стала ключевой идеей данной Программы,
поскольку содержание образования должно определяться содержанием
способностей и возможностей детей.
Данная программа «Подготовка к школе» представляет собой систему
подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все
основные направления, развивающие необходимые качества, навыки,
стимулирующие познавательные интересы.
1.4.Отличительные особенности «Подготовка к школе»:
- создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
- инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
1.5. Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 5- 7 лет. Курс обучения - 1 год.
Уровень освоения программы - базовый. Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Состав - постоянный.
Дошкольники 6-7 лет любят фантазировать, что-то воображать, представлять. Достижением
дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная познавательность, хотя ведущей, конечно же, остается игра. Ребенок отражает в игре не только то, что непосредственно видит
вокруг себя, но и то, о чем ему читали, что он услышал. В игре выражаются чувства и эмоции детей, она удовлетворяет его потребности в познании мира взрослых. Поэтому основной формой организации процесса обучения дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Для умелого использования имеющихся у детей резервов развития, учебная деятель-
ность составлена таким образом, чтобы вызывать
терес обучающихся на протяжении всего курса обучения.
и поддерживать ин-
Программа рассчитана на 1 год обучения: всего 72 часа
Режим занятий. 1раз в неделю 2 часа.
1) по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке»
(25 мин).
2) по курсу математического развития «Раз- ступенька, два- ступенька» (25 мин).
3) по курсу интеллектуального развития «Все по полочкам» (25 мин).
С учетом здоровье сберегающих компонентов после занятия проводится
динамическая пауза -10 минут. Наполняемость групп : 15 человек.
1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень программы – базовый;
Объем программы - 72 часа
1 год обучения 1 раз в неделю по 2 часа, итого -72 часа;
Срок обучения - 1 год
1.7.Форма обучения
Форма проведения занятий: групповое, практическое, комбинированное
Форма обучения – очная.
1.8.Режим занятий
1 раз в неделю по 2 часа, т.е. 2 часа в неделю (72 часа в год обучения)
1.9. Особенности организации образовательного процесса.
Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса используется
оптимальное сочетание классических и современных методов и приемов обучения.
Программа обучения предусматривает использование как индивидуальных, так и
групповых и коллективных форм обучения. Применение традиционных форм организации
позволяет сформировать необходимые знания, умения и навыки по предмету:
- вводное занятие;
- занятие по закреплению знаний, умений и навыков;
- занятие практической и самостоятельной работы;
- комбинированное занятие.
Занятия проводятся группами.
Все занятия имеют стандартную структуру,
наполняемую разным содержанием и зависимости от темы занятия.
1.10 Цель программы.
Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую.
1.11 Задачи программы:
Обучающие:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
Развивающие:
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления,
умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения,
вариативности мышления;
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе,
взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно,
сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир
глазами другого человека развитие умения говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие
грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт
ребёнка;
- развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,
словосочетанием, предложением;
- развитие звуковой культуры речи;
- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с
опорой на жизненный опыт ребёнка.
Воспитывающие:
- воспитание трудолюбия;
- побуждение к самостоятельному выбору
- формирование упорства в достижении желаемого результата
1.12.Учебный план:
Учебно-тематический план обучения.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Вводное занятие.
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
7
8
9
Содержание занятия по разделу
(модулю) теме
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
Тео
рия
Пра
кти
ка
Всег.
час.
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
Октябрь
0,5
1,5
2
Октябрь
0,5
1,5
2
Октябрь
Дата
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
2
Ноябрь
0,5
1,5
2
Ноябрь
0,5
1,5
2
Ноябрь
0,5
1,5
2
Ноябрь
0,5
1,5
2
Декабрь
0,5
1,5
2
Декабрь
0,5
1,5
2
Декабрь
0,5
1,5
2
Декабрь
0,5
1,5
2
Январь
0,5
1,5
2
Январь
0,5
1,5
2
Январь
0,5
1,5
2
Январь
0,5
1,5
2
Февраль
0,5
1,5
2
Февраль
0,5
1,5
2
Февраль
0,5
1,5
2
Февраль
0,5
1,5
2
Март
0,5
1,5
2
Март
28
29
30
31
32
33
34
35
36
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
1)Все по полочкам
2)По дороге к азбуке
3)Раз ступенька, два ступенька
Всего часов:
0,5
1,5
2
Март
0,5
1,5
2
Март
0,5
1,5
2
Апрель
0,5
1,5
2
Апрель
0,5
1,5
2
Апрель
0,5
1,5
2
Апрель
0,5
1,5
2
Май
0,5
1,5
2
Май
0,5
1,5
2
Май
18
54
72
1.13 .Содержание программы
Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха
дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова,
сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет
развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия
слово, предложение, гласные звуки, ударение.
Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на
заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов,
ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется
подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру,
штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).
Лексическая и грамматическая работа: - обогащение словарного запаса детей,
наблюдение над многозначными словами в речи; - употребление новых слов в
собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений. Развитие связной
речи: - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по
зрительной опоре; - составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: - знакомство с органами
артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; - знакомство
с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове; - выделение в слове гласных и согласных звуков; - «чтение» и
составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Обучение
звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; - дифференциация
понятий «звук» и «буква»; - соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Работа
по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной,
игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет дошкольникам успешно
овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их
использованием в речи.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение,
материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам,
сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с
выделенными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и
с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Числа от 1 до 10.
Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование
представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными
множествами. Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов.
Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования
отношений между частями и целым. Последовательность чисел. Формирование
представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе
сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один,
предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и
порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные
части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой
карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление
математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и
слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на
нахождение суммы, остатка на основе предметных моделей и иллюстраций множеств,
моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое,
выделения части из целого. Элементы геометрии. Различение и называние
геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая
линия, отрезок). Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе
бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. Элементы
логического мышления.
Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе
жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические
построения, закономерности из геометрических фигур. Ознакомление с
пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на
плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше –
ниже и т.д.
Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве
точки отсчета. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь,
вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели,
времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по
сюжетным картинкам. Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.
Содержание учебного плана
«Все по полочкам»
№
Тема занятия
Груп.
Форма
контроля
фронтальный
Груп.
фронтальный
2 3.Рабочий стол.
Груп.
индивидуальный
4.Рабочий стол.
Груп.
фронтальный
1 1.Знакомство с компьютером. Техника
безопасности.
2. Знакомство с компьютером. Устройство.
Форма
3 5.Сравнение предметов по свойству.
Груп.
фронтальный
Груп.
фронтальный
Груп.
фронтальный
Груп.
фронтальный
Груп.
текущий
10. Подготовка к введению понятий «истина» и
«ложь».
Груп.
фронтальный
6 11. Подготовка к введению понятий «истина» и
«ложь».
Груп.
фронтальный
Груп.
фронтальный
7 13. Клавиатура.
Груп.
индивидуальный
14.Клавиатура.
Груп.
фронтальный
8 15. Отрицание по аналогии.
Груп.
индивидуальный
16.Поиск закономерностей.
Груп.
фронтальный
9 17.Поиск закономерностей.
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
20. Описание последовательности действий.
Груп.
фронтальный
11 21. Описание последовательности действий.
Груп.
индивидуальный
22. Функции (назначение) предметов.
Груп.
текущий
12 23. Функции (назначение) предметов.
Груп.
итоговый
24. Обобщение по признаку.
Груп.
фронтальный
13 25. Обобщение по признаку.
Груп.
индивидуальный
26. Выделение главных свойств предметов.
Груп.
фронтальный
14 27. Выделение главных свойств предметов.
------Груп.
индивидуальный
индивидуальный
28. Разбиение множества на подмножества.
Груп.
фронтальный
15 29. Разбиение множества на подмножества.
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
текущий
32. Графический редактор.
Груп.
фронтальный
17 33. Графический редактор.
Груп.
индивидуальный
6. Сравнение предметов по свойству.
4 7. Манипулятор «мышь».
8. Манипулятор «мышь».
5 9. Подготовка к знакомству с отрицанием.
12. Отрицание по аналогии.
18. Подмножество с общим свойством.
10 19. Часть и целое.
30. Повторение тем о свойствах.
16 31. Повторение тем об обобщении по признакам.
34. Вложенность множества предметов с общими Груп.
свойствами.
текущий
18 35. Действия при наличии запрещающих и
разрешающих знаков.
Груп.
фронтальный
36. Действия при наличии запрещающих и
разрешающих знаков.
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
19 37. Подготовка к введению понятия «алгоритм».
38. Закономерность в расположении фигур и
предметов.
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
40. Упорядочение серии предметов по разным
признакам.
Груп.
фронтальный
21 41. Упорядочение серии предметов по разным
признакам.
Груп.
индивидуальный
42. Последовательность событий.
Груп.
фронтальный
22 43. Последовательность событий.
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
23 45. Знакомство с текстовым редактором.
Груп.
индивидуальный
46. Знакомство с текстовым редактором.
Груп.
фронтальный
Груп.
фронтальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
52. Объединение множеств, задаваемых
свойством.
Груп.
текущий
27 53. Объединение множеств, задаваемых
свойством.
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
28 55. Простейшие алгоритмы расстановки.
Груп.
фронтальный
56. Функции (назначение) предметов.
Груп.
индивидуальный
29 57. Отображение множеств.
Груп.
фронтальный
58. Выделение свойств.
Груп.
итоговый
20 39. Логическая операция «и».
44. Расстановки и перестановки.
24 47. Задачи-шутки.
48. Упражнения на развитие воображения.
25 49. Повторение темы: логические операции.
50. Части и целое.
25 51. Сравнение объектов. Отличия.
54. Вложенность множеств.
№
«Раз ступенька, два ступенька…» .
Тема занятия
Форма
1 1.Свойства предметов. Объединение предметов в Груп.
группы по общему признаку.
2.Свойства предметов. Объединение предметов в Груп.
группы по общему признаку.
2 3.Свойства предметов. Объединение предметов в Груп.
группы по общему признаку.
4.Свойства предметов. Объединение предметов в Груп.
группы по общему признаку.
3 5.Свойства предметов .Обозначение равенства и
неравенства.
Груп.
Форма
контроля
фронтальный
фронтальный
индивидуальный
фронтальный
фронтальный
6.Свойства предметов .Обозначение равенства и
неравенства.
Груп.
фронтальный
4 7.Свойства предметов .Обозначение равенства и
неравенства.
Груп.
фронтальный
8.Отношение: часть-целое. Представление о
действии сложения (на наглядном материале).
Груп.
фронтальный
5 9.Пространственные отношения: над, под, на.
Груп.
текущий
Груп.
фронтальный
6 11.Удаление части из целого (вычитание).
Представление о действии вычитания (на
наглядном материале).
Груп.
фронтальный
12.Взаимосвязь между целым и частью.
Представление: один - много.
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
16.Представление о точке, линии.
Груп.
фронтальный
9 17.Представление об отрезке и луче.
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
Груп.
текущий
Груп.
итоговый
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
26.Сравнение групп предметов по количеству на
наглядной основе. Обозначение отношений:
больше- меньше.
Груп.
фронтальный
Государственные праздники
14 27.Сравнение групп предметов по количеству на
наглядной основе. Обозначение отношений:
больше - меньше.
------Груп.
индивидуальный
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
30. Число 6 и цифра 6.
Груп.
фронтальный
16 31. Число 6 и цифра 6.
Груп.
текущий
Груп.
фронтальный
10.Пространственные отношения: справа, слева.
7 13.Число 1 и цифра1.
14.Пространственные отношения: внутри,
снаружи.
8 15.Число 2 и цифра 2. Пара.
18. Число 3 и цифра 3.
10 19.Представления о замкнутой и незамкнутой
линиях.
20Представление о ломаной линии и
многоугольнике.
11 21.Число 4 и цифра 4.
22.Представление об углах и видах углов.
12 23.Представление о числовом отрезке.
24.Число 5 и цифра 5.
13 25. Пространственные отношения: впереди,
сзади.
28Временные отношения: раньше, позже.
15 29.Упражнения по выбору детей.
32. Пространственные отношения: длиннее,
короче. Сравнение длины (с помощью мерки)
Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
17 33. Пространственные отношения: длиннее,
короче. Сравнение длины (с помощью мерки)
Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
Груп.
индивидуальный
34. Пространственные отношения: длиннее,
короче. Сравнение длины (с помощью мерки)
Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
Груп.
текущий
18 35.Число 7 и цифра 7.
Груп.
фронтальный
36.Число 7 и цифра 7.
Груп.
индивидуальный
19 37. Число 7 и цифра 7.
Груп.
фронтальный
38.Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы
(с помощью мерки). Зависимость результата
сравнения от величины мерки.
Груп.
фронтальный
20 39.Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы
(с помощью мерки). Зависимость результата
сравнения от величины мерки.
Груп.
индивидуальный
40.Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы
(с помощью мерки). Зависимость результата
сравнения от величины мерки.
Груп.
фронтальный
21 41. Число 8 и цифра 8.
Груп.
индивидуальный
42. Число 8 и цифра 8.
Груп.
фронтальный
22 43. Число 8 и цифра 8.
Груп.
индивидуальный
44.Представления об объеме.
(вместимости).Сравнение объема (с помощью
мерки). Зависимость результата сравнения от
величины мерки.
Груп.
фронтальный
23 45. Представления об объеме.
(вместимости).Сравнение объема (с помощью
мерки). Зависимость результата сравнения от
величины мерки.
Груп.
индивидуальный
46. Число 9 и цифра 9.
Груп.
фронтальный
24 47. Число 9 и цифра 9.
Груп.
фронтальный
48. Число 9 и цифра 9.
Груп.
фронтальный
25 49. . Представление о площади. Сравнение
площади (с помощью мерки). Зависимость
результата сравнения от величины мерки.
Груп.
индивидуальный
50. . Представление о площади. Сравнение
площади (с помощью мерки). Зависимость
результата сравнения от величины мерки.
Груп.
фронтальный
25 51. Число 0 и цифра 0.
Груп.
индивидуальный
52. Число 0 и цифра 0.
Груп.
текущий
Груп.
фронтальный
27 53. Число 10. Представления о сложении и
вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
54. . Число 10. Представления о сложении и
вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
Груп.
индивидуальный
28 55.Знакомство с пространственными фигурамишар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
Груп.
фронтальный
56.Знакомство с пространственными фигурами пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
итоговый
29 57.Работа с таблицами.
58.Упражнения по выбору детей.
«По дороге к азбуке»
№ Тема занятия
Форма
Форма контроля
1
Зан. 1. Звуки и буквы. Развитие мелкой моторики
руки.
Груп.
фронтальный
Зан. 2 Слова, звуки. Звук [А]. Вертикальная
штриховка.
Груп.
фронтальный
Зан. 3 Слова, звуки. Звук [А]. Горизонтальная
штриховка.
Груп.
индивидуальный
Зан. 4 Звуки [О], [Э]. Штрихование по образцу.
Штрихование по самостоятельному выбору.
Груп.
фронтальный
Зан. 5 Звуки [О], [Э]. Штрихование по
самостоятельному выбору.
Груп.
фронтальный
Зан. 6. Звуки [И], [Ы]. Срисовывание узоров.
Груп.
фронтальный
Зан. 7 Звуки [И] - [Ы]. Звук [У]. Гласные звуки.
Обведение узоров по контуру.
Груп.
фронтальный
Зан. 8 Звуки [И] - [Ы]. Звук [У]. Гласные звуки.
Раскраска заданных узоров.
Груп.
фронтальный
Зан. 9 Звуки [И] - [Ы]. Звук [У]. Гласные звуки.
Раскраска заданных узоров.
Груп.
текущий
2
3
4
5
6
Зан. 10 . Звук [М]. Со- гласные звуки. Слоги. Звук Груп.
[М']. Твёрдые и мягкие со- гласные звуки.
фронтальный
Зан. 11. Звук [М]. Со- гласные звуки. Слоги. Звук
[М']. Твёрдые и мягкие со- гласные звуки.
Груп.
фронтальный
Зан. 12 Звук [Н]. Звук [Н']. Обведение и раскраска Груп.
заданных узоров.
фронтальный
7
8
9
Зан. 13. Звук [Н]. Звук [Н']. Конструирование
словосочетаний и предложений.
Груп.
индивидуальный
Зан. 14 Звук [П]. Звук [П'] Обведение букв по
контуру.
Груп.
фронтальный
Зан. 15. Звук [П]. Звук [П'] Раскраска заданных
контуров.
Груп.
индивидуальный
Зан. 16 Звук [Т]. Звук [Т'].Обведение букв по
контуру.
Груп.
фронтальный
Зан. 17. Звук [Т]. Звук [Т']. раскраска заданных
контуров.
Груп.
индивидуальный
Зан. 18 Звук [К]. Звук [К']Штриховка в разных
направлениях.
Груп.
фронтальный
10 Зан. 19. Звук [К]. Звук [К'] Штриховка в заданном Груп.
направлении.
Зан. 20 Звук [Х]. Звук [Х']. Развитие связной речи. Груп.
Диалог.
11 Зан. 21. Звук [Х]. Звук [Х']. Диалоговая речь.
индивидуальный
фронтальный
Груп.
индивидуальный
Зан. 22 Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Звук [Ф]
Обведение и раскраска заданных контуров.
Груп.
текущий
12 Зан. 23 Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Звук [Ф]
Обведение и раскраска заданных контуров.
Груп.
итоговый
Зан. 24. Звук [Ф']. Звук [Й]. Употребление новых
слов в речи.
Груп.
фронтальный
13 Зан. 25 Звук [Ф']. Звук [Й]. Употребление новых
слов в речи.
Груп.
индивидуальный
Зан. 26. Звук [ЙО]. Двойные звуки. Звук
[ЙУ]Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
фронтальный
Государственные праздники
Груп.
индивидуальный
Груп.
индивидуальный
Зан. 28. Звук [ЙА]. Звук [ЙЭ].Конструирование
словосочетаний и предложений.
Груп.
фронтальный
15 Зан. 29. Звук [ЙА]. Звук [ЙЭ].Конструирование
словосочетаний и предложений.
Груп.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
текущий
14 Зан. 27 Звук [ЙО]. Двойные звуки. Звук
[ЙУ]Развитие мелкой моторики руки.
Зан. 30. Звуки [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ],
[ЙА].Конструирование словосочетаний и
предложений.
16 Зан. 31. Звуки [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА]. Развитие
связной речи.
Зан. 32 Звук [Л]. Звук [Л']. Звуки [Л'] - [Й].
Срисовывание узоров, Раскраска рисунков.
Груп.
фронтальный
17 Зан.,33. Звук [Л]. Звук [Л']. Звуки [Л'] - [Й].
Штриховка по заданию.
Груп.
индивидуальный
Зан. 34. Звук [Л]. Звук [Л']. Звуки [Л'] - [Й].
Развитие связной речи. Диалог.
Груп.
текущий
Груп.
фронтальный
18 Зан. 35. Звуки [В] и [В']. Штриховка в разных
направлениях.
Зан. 36. Звонкие и глухие согласные. Звуки [В] Груп.
[Ф], [В'] - [Ф']. Штриховка в разных направлениях.
19 Зан. 37,38,39. Звук [Ч']. Звук [Щ']. Звуки [Ч'] [Щ'].Развитие мелкой моторики руки.
индивидуальный
Груп.
фронтальный
Груп.
фронтальный
Груп.
индивидуальный
Зан. 40 Звуки [Б] и [Б'].Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П'].
Груп.
фронтальный
21 Зан. 41. Звуки [Б] и [Б'].Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П'].
Обведение и раскраска фигур и рисунков.
Груп.
индивидуальный
Зан. 42 Звуки [Д] и [Д']. Звуки [Д] - [Т], [Д'] [Т'].Обведение и раскраска фигур и рисунков.
Груп.
фронтальный
22 Зан 43. Звуки [Д] и [Д']. Звуки [Д] - [Т], [Д'] [Т'].Обведение и раскраска фигур и рисунков.
Груп.
индивидуальный
Зан. 44 Звук [С]. Звук [С']. Срисовывание ,
раскраска узоров.
Груп.
фронтальный
23 Зан. 45. Звук [С]. Звук [С']. Срисовывание,
раскраска узоров.
Груп.
индивидуальный
Зан. 46 Звук [Ц]. Зву- ки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч'].
Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
фронтальный
24 Зан. 47. Звук [Ц]. Зву- ки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч'].
Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
фронтальный
Зан. 48 Звуки [Г] и [Г']. Звуки [Г] - [К], [Г'] [К'].Штриховка в разных направлениях.
Груп.
фронтальный
25 Зан. 49. Звуки [Г] и [Г']. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К'].
Штриховка в заданных направлениях.
Груп.
индивидуальный
Зан. 38 Звук [Ч']. Звук [Щ']. Звуки [Ч'] [Щ'].Обведение по контуру.
20 Зан. ,39 Звук [Ч']. Звук [Щ']. Звуки [Ч'] - [Щ'].
Развитие мелкой моторики руки.
Зан. 50. Звук [З]. Звук [З']. Звуки [З] - [С], [З'] -[С']. Груп.
Ударение.
фронтальный
25 Зан51. Звук [З]. Звук [З']. Звуки [З] - [С], [З'] -[С'].
Обведение и раскраска узоров.
Груп.
Зан. 52. Звук [З]. Звук [З']. Звуки [З] - [С], [З'] -[С']. Груп.
Раскраска узоров.
индивидуальный
текущий
27 Зан. 53 Звук [Ш]. Зву- ки [Ш] - [С], [Ш] -[Щ']
Обведение по контуру.
Груп.
фронтальный
Зан. 54 Звук [Ш]. Зву- ки [Ш] - [С], [Ш] -[Щ']
Штриховка в разных направлениях.
Груп.
индивидуальный
28 Зан. 55 Шипящие зву- ки. Звук [Ж]. Звуки [Ж] Груп.
[З], [Ж] -[Ш]. Конструирование словосочетаний и
предложений.
Зан. 56. Шипящие зву- ки. Звук [Ж]. Звуки [Ж] Груп.
[З], [Ж] -[Ш]. Конструирование словосочетаний и
предложений.
фронтальный
индивидуальный
29 Зан. 57 Звук [Р]. Звук [Р'].Развитие мелкой
моторики руки.
Груп.
фронтальный
Зан 58. Звук [Р]. Звук [Р']. Развитие мелкой
моторики руки.
Груп.
итоговый
1.14. Планируемые результаты.
Программа раздела развития речи с элементами обучения грамот «По дороге к азбуке»
направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному
обучению.
Метапредметными результатами изучения курса развития речи с элементами обучения
грамоте является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
тетрадей на печатной основе;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология проблемного диалога.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
• находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
• договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать
им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая
технология и организация работы в парах и малых группах.
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
• умение ориентироваться в содержании этого общения,
• выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной
действительности
• о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
• о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий,
глухой)
• о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное
участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
•
наличие у него представления о модели и процессе моделирования
•
способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работ
•
II раздел . Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
- 36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.20___ г.
Конец учебного года: 31.05.20____г.
1 полугодие
ОП Зимние
2 полугодие ОП
Летние
По годам
каникулы
каникулы
обучения
1-й год
обучения 02.09.- 31.12. 17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05.
19 нед 01.06.-31.08.
Сроки контрольных процедур:
Входящая диагностика(проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;
Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) –
декабрь;
Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.
Открытые занятия с приглашением администрации ОУ и родителей проводятся три
раза в год: ноябрь, февраль, май.
Формами контроля являются:
- подведение итогов каждого занятия, оценка деятельности педагогом;
-проведение открытых занятий для родителей и педагогов;
- запись занятий на видеокамеру с последующим просмотром, обсуждением и анализом;
.
2.2. Оценка достижений результатов.
Для достижения высокого уровня освоения дополнительной образовательной
программы всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного
процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения
дополнительной образовательной программы и индивидуального развития ребенка.
Актуальность диагностики заложена в необходимости отслеживания результатов
на всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и
повышении качества образования, в формировании и развитии творческих способностей
детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного
материала, творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга
образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных данных.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в
учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
В ходе диагностики по программе «Подготовка к школе» отслеживаются следующие
показатели: Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования в области познавательного развития: · Ребёнок обладает
развитым воображением; · у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; · ребёнок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам
в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; ·
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; · ребёнок обладает
элементарными представлениями из области математики; · ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: опрос, беседа,
конкурс, итоговое занятие, викторина, дидактическая игра, практическое занятие,
тестирование. В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос
родителей. Также педагог отслеживает результаты обучающихся с помощью ролевых
игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты: *А.
Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи) *упражнения С.
Коваль на развитие памяти *рисуночные тесты С. Степанова *диагностические таблицы
А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: проводится в
виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей,
ролевых и деловых игр обобщающего характера.
Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года в каждой
возрастной группе. С этой целью используются тесты «Готов ли ребенок к школе». Анализ
выполнения заданий позволяет определить степень усвоения программы каждым ребёнком.
.Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития
математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития,
эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.
Формы организации педагогической диагностики: Фронтальная форма диагностики
применяется для контроля небольшого по объему материала, в котором участвует вся
группа воспитанников. Групповая форма диагностики предполагает проверку планируемых
результатов освоения программы, в форме игровых заданий, выполняемой частью группы
воспитанников, над заданиями, которые могут быть одинаковыми для всех групп, либо
разными. Индивидуальная форма диагностики рассчитана на проверку во время занятий
знаний, умений и навыков отдельных воспитанников. В ходе педагогической диагностики
педагог использует следующие методы работы с детьми: наблюдение, дидактические игры,
игровые графические задания, вопросы, решение проблемных ситуаций. Параметры
оценки:
По разделу «По дороге к азбуке»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По разделу ««Раз ступенька, два ступенька…» .
1. Общие понятия – свойства предметов, группы, совокупности.
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
5. Развитие логического мышления
2.3. Методические материалы.
2.2Методические материалы:
№пп
Форма
проведения
Приемы и методы Дидактический
материал,
техническое
оснащение
1.
Дидактическая
игра. Совместна я
деятельность
педагога и детей.
2.
Дидактическая
игра. Совместна я
деятельность
педагога и детей.
3.
Дидактическая
игра. Совместна я
деятельность
педагога и детей.
Наглядный:
иллюстрации,
ТСО
Словесный:
беседа,
разучивание
стихотворений.
Наглядный:
иллюстрации,
наблюдение.
Словесный:
беседа. Работа в
тетради: работа с
иллюстрациями,
штриховка.
Практический:
раскрашивание,
письмо, работа со
схемами.
Наглядный:
иллюстрации,
наблюдение.
Словесный:
беседа.
Предметные
картинки.
Цветные ручки и
карандаши,
шнурки,
сигнальные
карточки схемы.
Работа в тетради:
работа с
иллюстрациями,
Форма
проведения
итогов
Предметные
Беседа, опрос,
картинки,
игра.
игрушки,
издающие звуки и
музыкальные
инструменты,
презентации.
Цветные ручки и Викторина.
карандаши,
шнурки,
сигнальные
карточки схемы
для обозначения.
Цветные ручки и Конкурс.
карандаши,
шнурки,
карточки, схемы.
штриховка.
Работа за
компьютером.
2.4.Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
1.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь
соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности,
педагогические методы и приемы, владеть современными педагогическими
технологиями, ИКТ.
2.
Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные
материалы.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением
новых информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме
описаны формы, методы, приёмы, умения, навыки работы с детьми.
3.
Дидактическое обеспечение: памятки, рекомендации и мультимедийные
материалы.
4.
Материально-техническое обеспечение:
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации
рабочего пространства кабинета. Помещение хорошо освещено. Удобные парты, стулья.
Оборудование и материалы
- парты
- стулья
- доска
- ноутбук
«Все по полочкам» (Информатика. А.В. Горячев, Н.В. Ключ) Библиотечный фонд
(книгопечатная продукция). Горячев А.В., Ключ Н.В. Рабочая тетрадь.
Горячев А.В., Ключ Н.В. Методические рекомендации для педагогов к курсу
информатики для дошкольников «Всё по полочкам».- М. : Баласс. - 64 с.
Дополнительные пособия:Наглядный и раздаточный материал: (тексты, рисунки,
иллюстрации, изобразительный материал). Развитие продуктивной предметнопространственной среды.
Экранные (презентации), аудиальные (музыкальные фрагменты, фрагменты
литературных произведений и сказок, радиопередач и др.); аудиовизуальные
(видеофрагменты мультфильмов и кинофильмов, авторские видеозаписи и пр.).
Технические средства обучения: Магнитная . доскаМультимедийный проектор.
НоутбукЭ. кспозиционный экран. Мультимедийные образовательные ресурсы,
соответствующие содержанию обучения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. Л.Г. Петерсон, Н.П.
Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для
дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 4-е, доп.и перераб. – М.:
Издательство «Баласс», 2013.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для
дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»). М.: Издательство «Баласс», 2013.
3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/
Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: «Школа 2000…», Издательство «Баласс», 2013.
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс,
2012.
5. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к
обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2). М.: Баласс, 2012.
6. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина, Т.Р. Кислова Пособие «По дороге к
Азбуке»(ч.3,4). М.: Баласс, 2013
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Разрезная
Азбука 2. Карточки слогов 3. Карточки цифр 4. Карточки слов 5. Счетный материал
на магнитах 6. Математические наборы 7. Счетные палочки 8. Наборы предметных
картинок 9. Наборы картинок для развития связной речи
Технические средства обучения: - персональный компьютер; - ксерокс; - магнитная
доска; - экспозиционный экран.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Наглядные пособия ˗ Магнитная азбука; - Набор букв; - Индивидуальные карточки
для определения положения звука в слове; - Индивидуальные карточки,
обозначающие гласные и согласные звуки для звукового анализа слов;
˗ Дидактические настольные игры; ˗ Учебные пособия; ˗ Предметные картинки; ˗
Раздаточный и счетный материал; ˗ Набор цифр; ˗ Набор геометрических
плоскостных и объемных фигур; ˗ Книги-пособия; ˗ Карточки для словарной работы;
- Развивающие игры; - Индивидуальные тетради; ˗ Технические средства обучения.
Расходные материалы Бумага формата А4, простые карандаши, цветные карандаши,
мел.
2.5.Список литературы:
Для педагога:
1. Авдеева Н.А. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и
родителей. М., 1997
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
3. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
4. Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н Обучение дошкольников
грамоте. М.:Школа-Пресс, 1998
5. Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
6. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
7. Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Детские народные подвижные игры: книга для родителей.
М., 1997
8. Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008
9. Морозова П.Н. Обучение детей грамоте. Тула.,1993
10. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003
11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста
М.,Владос.,2002
12. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения,
конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
13. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.,
2007
14. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
15. Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. М., 2000.
Для обучающихся:
1. «Все по полочкам» (Информатика. А.В. Горячев, Н.В. Ключ) Библиотечный фонд
(книгопечатная продукция). Горячев А.В., Ключ Н.В. Рабочая тетрадь.
Горячев А.В., Ключ Н.В. Методические рекомендации для педагогов к курсу информатики
для дошкольников «Всё по полочкам».- М. : Баласс. - 64 с.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 4-е, доп.и перераб. – М.:
Издательство «Баласс», 2013.
3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей.
Литература для родителей:
1. Волина В.В. Праздник числа. – М. АСТпресс, 1997
2. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова «Книга для педагогов и родителей» - 2007 г.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М. «Знание», 1994 г.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М. «Знание», 1994 г.