Данжалова АБ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября
2022 г. Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Дома творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

1.Основные характеристики программы:
1.1. Направленность.
Дополнительная образовательная программа «Мир рукоделия» имеет художественную
направленность и базовый уровень освоения. Программа позволяет детям путем
систематических занятий приобрести и овладеть теоретическими знаниями и практическими
навыками работы с такими материалами, как фетр, пряжа, нити мулине, ткань, картон,
пластиковые бутылки (бросовый материал) и т.д. Привлечь внимания детей и родителей к
экологическим проблемам через овладение умениями преобразовывать и создавать новые
вещи из бывших в употреблении материалов. Программа вводит детей в яркий «Мир
рукоделия», познакомит с культурными ценностями своего народа, а также содействовать
формированию всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении,
самоутверждении и самовыражении.
Данная программа является модифицированной.
1.2. Актуальность программы
Дети – наше будущее, так как мы воспитаем их, от того, какие нормы добра и
справедливости мы в них заложим, зависит не только их будущее, но и будущее нашей

страны. Знакомство в яркой, доступной форме с декоративно-прикладным искусством
закладывают в детях образные художественные представления, учат терпеливому
преодолению возможных неудач, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое
начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.
Также, дети научатся включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно
использовать тот или иной бросовый материал. Давая вторую жизнь ненужным вещам, мы
сохраняем наш город от мусора, изготавливая из них замечательные декоративные вещицы и
поделки.
1.3. Педагогическая целесообразность.
Программа «Мир рукоделия» направлена на мотивацию личности к творчеству и познанию.
Раскрывая при этом творческие способности каждого обучающегося, программа поможет
быть сосредоточенным и усидчивым, терпеливым и аккуратным. Дети научаться создавать
изделия декоративно-прикладного искусства своими руками, и видеть результат своего труда.
1.4. Отличительные особенности данной дополнительной программы.
Особенность программы «Мир рукоделия», заключается в том, что она дает возможность
всем обучающимся попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного
творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта,
аксессуарах, дизайне интерьера. В зависимости от возраста и подготовки обучающихся,
педагог проводит сокращения или упрощения в практической работе с младшими
обучающимися. Большое внимание уделяется формированию конструкторских умений и
навыков у детей младшего школьного возраста. С этой целью по многим изделиям варианты
содержащие конструкторские различия, имеют добавления или изменения. В программе
чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков
старших обучающихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно
чередуется нагрузка. Во время занятий идет непосредственный обмен знаниями и умениями
между обучающимися, сотрудничество и взаимопомощь. Поэтому руководитель объединения
должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание
индивидуальной работе.
Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающихся
перспективу их творческого роста, личностного развития. Расширение и углубление
содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне
раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе
проектной деятельности. Проектная деятельность помогает развитию творческой активности
учащихся на занятии, стимулировать познавательный интерес детей к проблеме сохранения
окружающей среды. Национально-региональный компонент остается составной частью
школьного образования. В задачи изучения регионального компонента входит формирование
у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством
народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному искусству
на фоне сведений об искусстве и культуре других народов.
1.5. Адресат программы.
Программа рассчитана на разновозрастной состав. В объединении могут заниматься дети 710 лет; 11-15 лет, желающие научиться декоративно-прикладному мастерству. Программа
составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся младшего и
среднего школьного возраста.
Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В
данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире,

уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют
начать процесс систематического обучения. В младшем школьном возрасте происходит смена
образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая
социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В
школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный
статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы,
ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Средний школьный возраст (подростковый) является переходным от детства к юности и
охватывает период от 11-12-ти до 15-ти лет. Для данного возрастного периода характерны
такие особенности развития, как интенсивное нравственное и социальное формирование
личности, легкая возбудимость, большая активность, готовность участвовать в различных
видах деятельности, желание узнать что-нибудь новое.
Педагогу необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств
личности и знакомство с примерами положительных идеалов. Особое значение для подростка
в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень программы – базовый.
Объем программы: 108 часов
Срок реализации программы – 1 год обучения: ежегодно в течение 9 месяцев,
ежемесячно по 4 недели (36 учебных недель).
1.7. Формы обучения.
Форма обучения – очная. Занятия проводятся по группам.
1.8. Режим занятий:
Занятия для групп первого года обучения проводятся 1 раз в неделю
продолжительностью по 45 минут с перерывом 5 мин для отдыха.

по 3 часа,

1.9. Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальная и групповая,
осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся
таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются для всей группе, а
дальнейшая работа ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств
обучающихся.
Состав группы: постоянный.
Программой предусмотрены следующие виды проведения занятий: лекция, мастер-класс,
открытое занятие, практическое занятие.
1.10. Цель программы.
Получение первоначальных знаний, приобретение практических навыков в области
декоративно-прикладного творчества, создание условий для самореализации обучающегося в
творчестве.
1.11. Задачи
Образовательные:
•
ознакомление с видами материалов, их свойствами;
•
обучение практическим навыкам выполнения различных видов аппликации;
•
научить приемам безопасной работы;
•
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

•
•
•

приобретение навыков учебно-исследовательской работы;
практическим навыкам работы с эскизом, шаблоном;
самостоятельному изготовлению аксессуара и его оформлению.

Развивающие:
•
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
•
развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии;
•
содействовать формированию всесторонне развитой личности;
•
прививать практические трудовые навыки;
•
навыков по выполнению работы в команде;
•
умения доводить начатое дело до конца;
Воспитательные:
•
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе;
•
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
•
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение;
•
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
1.12. Общий учебно – тематический план
Учебно-тематический план 1-го года обучения
п/п

Разделы-модули

Кол-во
Теори Прак
часов
я
тика
Вводное занятие.
1
1
1. Модуль «Знакомство с фетром», 34ч
Разде Основные приемы работы с
4
1
3
л №1 фетром
Основные ручные швы
3
1
2
Цветоведение

1

-

1

Разде Простейшие из чудес
5
5
л №2
Выбор простейшего изделия
3
3
для формирования навыка и
умений фетрового шитья
(аксессуар для телефона,
пенал, игольница)
Украшения из фетра (брошь,
2
2
серьги, колье, заколки)
Разде Фетровые игрушки
20
1
19
л №3
Разде Уникальный фетр в
3
3
л№4 повседневности
Разде Выставка работ
2
л№5
2. Модуль «Волшебная пряжа», 37ч

Форма
контроля
Беседа.

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Практическая
работа.

Оценка

1

Вводное занятие.
Вязание крючком как вид
искусства
Основные приемы вязания
крючком. Техника вязания.
Начальная и воздушная петля.

2

1

1

4

1

3

3

Посвящение в страну
«Волшебного крючка.
Конкурс на самую длинную
воздушную цепочку.

2

-

2

4

Условные обозначения

1

1

-

5

Упражнения из столбиков и
воздушных петель
Игрушка (животное) по
выбору. Вывязывание
составных частей.
Наполнение. Сборка готового
изделия.
Выставка работ

7

-

7

19

-

19

2

6

6

2

Беседа.
Практическая
работа.
Объяснительно
иллюстративн
ый метод.
Практическая
работа.
Объяснительно
иллюстративн
ый метод.
Практическая
работа.
Объяснительно
иллюстративн
ый метод.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Выставка

3. Модуль Проект «Мусор – в дело!», 37ч
1

2

3
4

5

Вводное занятие.
Практический мониторинг
территории на степень
загрязненности улиц ТБО;
Составление презентации по
выполнению поделок

1

1

-

Беседа

4

1

1

Изготовление различных
поделок из ТБО
Показ презентации «Из грязи в
князи» (вторичное
использование бытового
мусора).

28

-

28

2

-

2

Выставка готовых работ.

2

-

-

Объяснительно
иллюстративн
ый метод.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Объяснительно
иллюстративн
ый метод.
Практическая
работа.
Оценка

1.13. Содержание программы

Вводное занятие. (1ч)
Тема: Вводное занятие.
Познакомить детей с деятельностью объединения, работающего по программе «Мир
рукоделия», основными разделами программы, расписанием занятий.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами необходимыми для занятий.
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: игра с детьми на знакомство.
Тема: Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные
формы работы. Знакомство детей друг с другом. Запись в творческое объединение. Вводный
инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Принятие норм и
правил групповой работы.

Модуль 1: «Знакомство с фетром», (34ч)
Целью данного блока является обучение учащихся приемам работы с фетром и
аксессуарами; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через
творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими
руками игрушки.
В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:
Обучающие:
- научить основам цветоведения;
- научить приемам безопасной работы;
- научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей
выкроек;
- научить практическим навыкам работы с фетром;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательно-развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- приобщение к народным традициям;
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение
друг к другу, сотворчество;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Раздел №1.Основные приемы работы с фетром.(4ч)
Тема 1: Основные ручные швы. Способы закрепления нити.
Теория: Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед
иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».
Практика: Выполнение швов на фетре. Закрепление нити несколькими способами.
Тема 2: Основные цвета. Сочетание цветов
Теория: Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
Практика: Выполнение аппликации – цветовой круг из фетра.

Раздел №2. Простейшие из чудес (5ч)
Тема 3: Выбор простейшего изделия для формирования навыка и умений фетрового
шитья (аксессуар для телефона, пенал, игольница).
Теория: Разработка выкроек по данным.
Практика: Разработка технологической карты.
Тема 4: Украшения из фетра (брошь, серьги, колье, заколки, ободки).
Теория: Расчет затрат на изделие.
Практика: Разработка технологической карты.
Раздел №3. Фетровые игрушки (20ч)
Тема 5: Фетровые игрушки.
Теория: Беседа об объемных игрушках. Краткие сведения о материаловедении.
Отличительные особенности объемной игрушки.
Практика: Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем,
оформление игрушки.
Раздел №4. Уникальный фетр в повседневности (3ч).
Тема 6: Изготовление аксессуаров из фетра (сумки, кошельки).
Практика: Разработка технологической карты и последовательности.
Раздел№5. Выставка работ(2ч)
Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы.

Модуль 2: «Волшебная пряжа », (37)
Цель – формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное
декоративно-прикладное искусство и раскрытие его потенциала посредством овладения
вязанием крючком.
Образовательные задачи:
• Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
• Научить четко, выполнять основные приемы вязания;
• Обучить свободному пользованию простыми схемами из интернета по вязанию и
составлению из самостоятельно;
• Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные задачи:
• воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость,
терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении
работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы
культуры труда;
• содействовать нравственно-эстетическому воспитанию детей;
• содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
• формировать креативное и рефлексивное мышление
Развивающие задачи:
• развивать общий кругозор;
• развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие
способности;
• развивать художественно-эстетический и художественный вкус;

•
•
•
•

обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
развивать творческую деятельность учащегося.

Тема 1: Вводное занятие. Вязание крючком как вид искусства.(2ч)
Теория. Рассказ о разновидностях крючков для вязания. Пояснения о правильном подборе
крючка и пряжи для него. Другие инструменты необходимые при занятиях по вязанию
крючком. Виды пряжи применяемой для вязания. Качества и свойства изделия в зависимости
от качества пряжи и от плотности вязаного полотна.
Практика: Первое знакомство с крючком. Как правильно держать крючок и нить.
Тема 2: Основные приемы вязания крючком. (4ч)
Теория: Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля,
воздушная петля, петли для подъема, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
Практика: Отработка начальной петли и воздушной петли.
Тема 3: Посвящение в страну «Волшебного крючка».(2ч)
Практика: Для лучшего освоения основ вязания (начальная петля и цепочка из воздушных
петель) будет проведен конкурс среди учащихся.
Тема 4: Условные обозначения. (1ч)
Теория. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания.
Тема 5: Упражнения из столбиков и воздушных петель.
Практика: Вывязывание столбиков, полустолбиков, столбиков с накидом, полустолбиков с
накидом. Расчет петель и составление схемы. Прибавление и убавление петель, основные
техники.
Тема 6: Игрушка (животное) по выбору.(19ч)
Практика: Составляем схему. Определяемся с цветом. Подбираем пряжу и крючок.
Вывязываем основные части игрушки. Выбираем наполнитель для данной игрушки. Делаем
набивку. Сшиваем составные части игрушки. Декорируем и украшаем.
Выставка. Проводим выставку работ.

Модуль 3. Проект «Мусор – в дело! », (37ч)
Цель: Привлечение внимания детей и родителей к экологическим проблемам через
овладение умениями преобразовывать и создавать новые вещи из бывших в употреблении
материалов.
Задачи:
• Познакомить детей с понятием «экология», выделив проблему неправильного
уничтожения бытовых отходов;
• Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме сохранения окружающей
среды;
• Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме сохранения окружающей
среды;
• Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме сохранения окружающей
среды;

•

Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме сохранения окружающей
среды.
Этапы реализации проекта:
• Подготовительный этап: ввести в проблемную ситуацию детей, родителей,
сформировать интерес к теме;
• Определение цели и задачи проекта;
• Разработка мероприятий по теме проекта;
• Сбор информации о том, что можно сделать из вещей, которые выбрасывают как
ненужный материал;
• Сбор необходимых материалов для продуктивной деятельности.
В ходе работы предполагается, что работая над проектом, учащиеся серьезно задумались о
проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поймут, что частично
решить эту проблему может каждый человек. А для этого нужно немного пофантазировать и
изготовить из использованных материалов замечательные предметы, которые могут принести
пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.
К концу учебного года
Обучающиеся должны знать:
• Правила техники безопасности на занятиях;
• О правилах сбора и хранения материла;
• О правилах обработки изделий и технических приемах работы;
• Выбирать нужный сюжет, знать особенности работы над эскизом композиции,
составлять композиции на определенную тему из разного материала; рациональные
приемы разметки с помощью шаблонов, измерительных инструментов.
Обучающиеся должны уметь:
• владеть элементарными трудовыми умениями при работе с фетром, пряжей,
нитками, клеем и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
• работать с шаблоном;
• вырезать детали по контуру обводки;
• вдевать нитку в иголку;
• владеть умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового
процесса: экономное расходование материала, бережное обращение с
инструментами; поддержание порядка на рабочем месте.
1.14. Планируемые результаты.
Педагогом постоянно ведутся психолого - педагогические наблюдения по уровню
работоспособности, взаимоотношений, посещаемости занятий и развитию природных данных
воспитанников.
Педагог отслеживает развитие, воспитание и обучение каждого воспитанника в течение
всего учебного года, а в конце - оценивает работу каждого обучающегося. Цель программы:
Развитие творческого мышления и потенциала обучающегося посредством овладения
различными техниками конструирования и техниками художественной росписи изделий.
Предметные результаты:

о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
материалов;
• знать о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
• знать виды декоративно-прикладного искусства;
• знать название и назначение ручных инструментов и приспособлений (стеки,
ножницы);
• знать правила безопасности труда при работе указанными инструментами;
• уметь организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и
поддерживать порядок во время работы;
• уметь соблюдать правила безопасной работы инструментами;
• уметь под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать
последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата
практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
• уметь экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги
вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять
детали из бумаги с помощью клея, уметь производить сборку изделия;
• уметь подбирать детали для работы;
• уметь самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с педагогом
плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
• знать назначение и название материалов – фетр, джинсовая ткань и т.д.
• уметь работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и педагога;
• уметь выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их
изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических
операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами
(самоконтроль);
• проявлять элементы творчества на всех этапах;
• знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
• знать способы увеличения и убавления выкроек, деталей;
• уметь читать простейший чертеж, схему;
• уметь экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;
• уметь соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах
технического труда;
Личностные результаты:
• готовность к творчеству;
• возможность полноценно употребить свои способности и самовыразится в своих
работах;
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
окружающих;
• активировать познавательный интерес;
• доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
• эстетический и художественный вкус;
• воспитывать чувства сопереживания;
•

Метапредметные результаты:
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

•
•
•
•

•
•
•
•
•

проявлять индивидуальные творческие способности при работе с изделием;
уметь последовательно вести работу;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
контролировать,
корректировать
и
давать
оценку
результатов
своей
деятельности; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу
и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию и осуществлять взаимный контроль и
взаипомощь.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.20___ г.
Конец учебного года: 31.05.20____г.
По годам
1 полугодие ОП Зимние
2
обучения
каникулы полугоди
е
1-й год
обучения
02.09.17 нед. 01.01.-10.01. 11.0131.12.
31.05.
2-й год
обучения
02.09.17 нед. 01.01.-10.01. 11.0131.12.
31.05.

ОП

Летние
каникулы

19
нед

01.06.-31.08.
01.06.-31.08.

19
нед

Сроки контрольных процедур:
Входящая диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;
Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – декабрь;
Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.
Открытые занятия с приглашением администрации ОУ и родителей проводятся три раза в
год: ноябрь, февраль, май.
2.2. Оценка достижений результатов.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и
итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных: контрольных уроках,
зачетах, выставках, конкурсах и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
•
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;
•
итоговый – выставка.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами
контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является выставка.
Этапы диагностирования
Диагностика проводится в несколько этапов:
•
вводная диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система
тестовых заданий вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей детей
и предназначена для индивидуальной диагностики детей. Данные задания позволяют
выявить их природные данные. Проведение диагностики необходимо для развития ребенка,
выявления начального уровня, развития художественных способностей.
В ходе тестирования детей первого года обучения определяется уровень их природных
данных.
•
промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого
полугодия) – позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы
обучающимися,
динамику творческого и личностного развития, соответствие его
прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и методов
обучения, а также при необходимости скорректировать их;
•
итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – это
определение уровня освоения обучающимися программы и отслеживание динамики
индивидуального развития.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью
выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая
аттестация обучающихся проводиться в следующих формах: самостоятельные работы
репродуктивного характера, отчетные мероприятия ( открытые занятия, фестивали, конкурсы
по ДПИ).
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдается сертификат об успешном
окончании программы.

Критериями оценки результатов обучения служит также, освоение программы по
уровням обучения успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание стабильного
коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие
чувства ответственности и коллективизма.
Показателем развития личности в ходе освоения материала данной программы является
сформированность у обучающихся следующих компетентностей:
Ценностно-смысловые (ценностно-ориентационные):
•
•
•
•

умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к
данной сфере деятельности;
владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных
позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,
осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых установок;
стремление
к
осуществлению
индивидуальной
дополнительной
общеобразовательной траектории с учетом общих норм и требований.

Общекультурные:
•
•
•
•
•

умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
владение культурными нормами и традициями;
владение эффективными способами организации свободного времени;
умение жить и конструктивно общаться в многонациональном, многокультурном
и многоконфессиональном обществе;
владение элементами художественно-творческих компетенций исполнителя и
зрителя.

Коммуникативные:
•
•
•
•

умение представлять себя, свой коллектив, ДТСР «Форус», страну в ситуациях
межкультурного общения;
владение способами взаимодействия с окружающими людьми;
владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в
ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы;
умение позитивно общаться в полиэтническом, поликультурном и
многоконфессиональном обществе.

Здоровьесберегающие:
•

владение правилами поведения в экстремальных ситуациях;

2.3. Оценочные материалы.
Приложение №1

Диагностика включение психических функций
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Форма контроля – контрольное занятие, оценивающееся по 5-ти балльной системе, входная,
промежуточная и конечная диагностики (начало года, I, II полугодие).

Имя ребёнка

Внимание

Восприятие

Мышление

Воображение

Общий балл

5б

5б

5б

5б

20б

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

Критерии:
1. Внимание
2.Восприятие
3.Мышление
4. Воображение
Параметры:
Выс.ур.- включены все функции ПФР (18 – 20 б)
Ср.ур..- функции ПФР в норме (14 – 17 б)
Низк.ур.- слабо развитые функции ПФР (менее 13 б)

Приложение №2
Диагностика уровня воспитанности
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 2 год обучения)

Я оцениваю
себя
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие
отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в
центре и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
центра
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен

Меня
оценивает
педагог

Итоговые
баллы

- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто
обучающийся имеет 5 оценок.

По каждому
В результате каждый

3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Уровень
воспитанности

Средний балл

Прекрасное в моей
жизни

Я и школа

Отношение к
природе

Прилежание

№ Фамилия
, имя
п/ обучающ
п егося

Любознательность

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

В группе ________ обучающихся

______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки
6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок,
которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением
уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы.
Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее
задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные
вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко
выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за
помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто
проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется.
Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром
учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на
природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко.
Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское
отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно
участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен.
Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит
от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с
людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего
поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с
людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В
отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В
отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не
поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг
себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой.
Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт,
причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный.
Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических
правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

2.4. Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 2 год
обучения)

Я оцениваю
себя
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие
отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в
центре и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
Дома творчества
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен

Меня
оценивает
педагог

Итоговые
баллы

- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто
обучающийся имеет 5 оценок.

По каждому
В результате каждый

3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Уровень
воспитанности

Средний балл

Прекрасное в моей
жизни

Я и школа

Отношение к
природе

Прилежание

№ Фамилия
, имя
п/ обучающ
п егося

Любознательность

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

В группе ________ обучающихся

______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности

2.4. Методические материалы.
Организационно-педагогические условия программы
Реализация данной программы базируется на следующих принципах:
Принцип доступности и индивидуальности – учет возрастных особенностей,
подача материала от простого к сложному, учет индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Принцип повторения материала – повторение выработанных приёмов и навыков
работы с бумагой, картоном, природным материалом, ватными дисками, ватными
палочками, медицинской ватой, джутовой нитью, тканью и т.д.
Принцип наглядности
пояснениями педагога.

– практический показ с лаконичными объяснениями и

Принцип связи предлагаемого материала с жизнью – ребенок должен знать,
что он выполняет , каким материалом пользуется при изготовлении изделия.
Постепенность в развитии природных способностей детей;
Строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
Систематичность и регулярность занятий;
Целенаправленность учебного процесса.
Данная программа состоит из отдельных образовательных разделов.
В программу каждого учебного уровня вводится теоретический материал, соответствующий
содержанию основных разделов. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач

программой предусмотрены следующие виды занятий:
• работа с природным материалом;
• работа с пластилином;
• работа с ватой, ватными дисками, ватными палочками;
• джутовой нитью;

• бумагой, аппликация, папье-маше;
• аппликация из ткани;
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются
время года и интересы обучающихся.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа,
рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование
иллюстраций, изображений скульптур; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и
т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
Формы работы на занятиях ДПИ:
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные,
комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);
-использование ИКТ;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации...);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместноиндивидуальные,
совместно-последовательные,
совместно-взаимодействующие,
коллективные...);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый,
творческий…);
-использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных,
социальных…);
-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);
-деятельностный подход в обучении.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы,
что воспитывает у обучающихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает
способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от
которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические
занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед. Основное время уделяется
практическим занятиям.

Ключевые образовательные компетенции
В процессе освоения программы предполагается формирование следующих
компетенций:
Общекультурных и этнокультурных:
-формирование знаний по истории, традициям и обрядам русских и бурятских народных
праздников;
-знакомство с декоративно – прикладным народным творчеством народов нашей
республики;
Информационных:
Умение использовать различные источники информации и возможность их использования в
повседневной жизни.
-формирование знаний по истории возникновения народных промыслов,традиций;
Валеологических:
-формирование комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности
личности;

-воспитание личных навыков личной гигиены;
-обучение навыкам бережного отношения к собственному здоровью;
Коммуникативных:
-воспитание ответственности за результат собственной и совместной деятельности;
-формирование межличностных отношений и творческого коллектива ;
Учебно-познавательных и исполнительских:
Совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Обучающийся самым
непосредственным образом включён в активный познавательный процесс:
- добывает знания непосредственно из реальности;
- осуществляет сбор необходимой информации;
- планирует возможные варианты решения проблемы;
- наблюдает, сравнивает, анализирует, делает выводы;
- приобретает новый учебный и жизненный опыт.
Ценностно-смысловых:
- способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать
свою роль и предназначение;
- уметь выбирать целевые м смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения.
При проведении занятия педагог стремится к тому, чтобы обучающийся чётко для себя
представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет
использовать полученные знания в последующей жизни.
Морально-этических:
-воспитание толерантности, доброжелательности, уважительного отношения к старшим и
сверстникам;
-воспитание ответственности, сопереживания и взаимовыручки.
Педагогические технологии
Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать его
современным и привлекательным для обучающихся путем использования современных
образовательных технологий:
•

информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

•

личностно - ориентированный подход

•

здоровьесберегающие технологии

•

игровые технологии

•

1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального,
творческого и нравственного развития обучающихся. Использование ИКТ дает возможность
мне получать больший объем учебной информации: подбор материала к занятиям,
оформлению стендов, знакомство с наработками других педагогов, знакомство с
периодической печатью и т.д. Индивидуальное использование компьютера помогает хранить
и обрабатывать документацию, создавать мультимедийные презентации, участвовать в
виртуальных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
Условия реализации
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы.

Материально- техническое оснащение:
Для успешной реализации программы требуется хорошо освещенный и оборудованный
кабинет ДПИ:
стол и стул педагога, столы двухместные с комплектом стульев для обучающихся, шкафы для
хранения книг, журналов, альбомов, дидактических материалов, пособий, принадлежностей,
настенная доска магнитного крепления, стеллажи для хранения детских работ, компьютер,
принтер, проектор, экран, раковина.
Перечень материалов:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

бумага и картон(белая и цветная);
бумага различных видов ( гофрированная и т.д.)
бумажные салфетки;
ткань (разных видов);
вискозные салфетки;
бисер, бусинки, стеклярус (разных размеров),пайетки;
природный материал;
проволока;
ватные палочки, ватные диски, вата медицинская;
краски;
карандаши;
пеноплекс( строительный материал);
образцы готовых материалов.
клей ПВА, клей-пистолет.
Инструменты и приспособления, необходимых для работы:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

ножницы;
иглы;
булавки портновские;
линейка;
сантиметровая лента;
простые карандаши;
мел;
вспарыватель (не является обязательным, но временами весьма помогает в работе);
деревянные палочки;
кусачки;
шило.
Информационное обеспечение:
аудио, видео и фото-материалы по различным видам декоративно-прикладного искусства.
Технические средства обучения:
ноутбук, принтер, экран, проектор, мультимедийный комплекс.
Организационные:
наглядно-иллюстративный материал.
Кадровое обеспечение. Для реализации программ базового уровня требуется педагог,
обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ПДО,
имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Список литературы:
Литература для педагога.
1. Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учеб. для 4 кл/ Геронимус Т.М. [Текст].–
М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 160 с.

2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество.
Социальное творчество /. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов . - М.: «Просвещение», 2011.- 97 с.
3. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное
творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам») [электронный
ресурс] – режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8274
4. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
5. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая
энциклопедия рукоделия. 2001.
6. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайн
образования [Текст] . – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 192 с
7. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая
энциклопедия рукоделия. 2001.
8. Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.
9. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990.
10. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] – Ярославль: «Академия
развития», 1997-208с. ISBN 5-7797-0019-2
11. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – 2006
12. Планирование кружка «Национальное шитье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru
13. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.
14. Полуобъемная мягкая игрушка. Выкройка и шитье. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.ejka.ru/blog/tilda/
15. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. Просвещение, 2001.
Источник: info@ecoekspert.ru
16. Соколова О. «Этот удивительный фетр», Москва: Феникс 2012 г.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26
ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [электронный ресурс] – режим
доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».