Леонова ОЮЗ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гармоничное воспитание и творческое развитие детей всегда было одним из важнейших
вопросов, а быстроменяющаяся социокультурная ситуация, демократизация и интеграция
общественных отношений предъявляет все новые требования к его решению. Способность
мыслить неординарно, обладать высоким интеллектом, творчески подходить к решению
проблем, быть коммуникабельным и уметь рефлексировать – вот те основные характеристики
современного человека, которые необходимо воспитывать в детях. Одним из средств
целостного воспитания является хореография, имеющая синтезирующий характер музыки и
ритмики движений.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября 2022
г. Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
1. Основные характеристики программы:
1.1. Направленность. Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие
звёзды» является модифицированной программой художественной направленности, вид
деятельности – хореография. Программа рассчитана на детей 5-6 лет, сроком реализации на 1
год. Подготовительный уровень.
Данная образовательная программа сориентирована на работу с детьми дошкольного
возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных. Отбора детей по
музыкальным и ритмическим способностям не проводится. В основе работы лежит
индивидуальный подход к обучающимся, учитываются возрастные особенности и личные
параметры детей: характер, физическое, эмоциональное состояние, настроение ребёнка, его
желания.
Программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального
искусства, даёт возможность ввести детей 5–6-ти лет в мир хореографии, с помощью игровых
технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями.

Программа предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной
гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение
простых танцевальных композиций и танцев. Программа поможет дошкольникам творчески
раскрыться и проявить себя посредством пластики и ритмики. Обучаясь по этой программе,
дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, научатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с
музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. Одновременно
смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам
этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском
мастерстве.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными
качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более
раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе
трудолюбие и терпение.
Танцы для дошкольников построены на изучении основных средств выразительности
(движения и позы, пластика и мимика, ритм и темп), которые связаны с эмоциональными
впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с
ритмики, где изучаются простые движения, формируются навыки передачи с помощью
движения эмоциональных оттенков, навыки выполнения движений в различных темпах. Часто
занятия больше похожи на игру. Наряду с четко определенным построением урока, состоящего
из тренировочных движений, следует включать упражнения, позволяющие ребенку свободно,
произвольно двигаться, «выплескивать» эмоции, фантазировать и проявить себя в игре.
Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы
играть и двигаться. Игра как способ познания действительности – одно из главных условий
развития детского воображения и самостоятельности. Игра снимает усталость и дает простор
лучшим силам и свойствам ребенка, развивает сообразительность, находчивость, инициативу,
мышление, воображение и творческие способности.
1.2. Актуальность.
Занятия детей хореографией позволяют решить одну из самых актуальных для
сегодняшнего дня задач – ранее выявление и развитие способностей детей через физическую
активность, посредством хореографии, что благотворно влияет на развитие физических,
музыкальных и психологических данных ребенка и способствует формированию цельной
разносторонней личности.
Также актуальностью разработки данной программы являются игровые технологии. Игры
долгие годы остаются главным и любимым занятием для детей. Ребенок моделирует в игре свои
отношения с окружающим миром, в игре происходит рефлексирование, самореализация,
обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое
начало. Главная идея и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников
достигаются через игровые технологии.
1.3. Педагогическая целесообразность.
Программа по хореографии для детей дошкольного возраста 5-6 лет «Маленькие звёзды»
опирается на программу по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего
школьного возраста «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И. и программу для образовательных
учреждений дополнительного образования детей «От ритмики к танцу» Шершнёва В.Г.
Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей,
от ведущих целей их воспитания. Поэтому содержание программы, практический материал
могут варьироваться с учётом условий её использования. И главное – это приобщение к
движению под музыку всех детей, не только способных и одарённых, но и неловких,
заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём
подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его
индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
1.4. Отличительные особенности данной образовательной программы.

Главной отличительной особенностью образовательной программы являются занятия
фитбол-гимнастикой. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов
фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса
используются в спорте, педагогике, медицине. Так и в дошкольной педагогике новой формой
работы по физическому воспитанию является фитбол-гимнастика. Фитбол в переводе с
английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.
Уникальное сочетание ритмических движений на фитболах с музыкой, речевыми,
пальчиковыми, подвижными играми, дыхательными и оздоровительными упражнениями
развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает
эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. Фитбол-гимнастика проводится на
больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. На занятиях используют мячи различного
диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Для занятий с детьми
дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.
Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому
воздействию сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда
описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочнокишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. Объединяет верховую
езду и фитбол-гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который
заключается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести подвижной опоры с
центром тяжести человека. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса,
создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания,
моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных
условиях навык правильной осанки.
1.5. Адресат программы.
Данная образовательная программа сориентирована на работу с детьми дошкольного
возраста (5-6 лет), независимо от наличия у них специальных физических данных. В
Образцовую хореографическую студию «Мечта» принимаются все желающие, без
предварительных испытаний, т.е. отбора детей по музыкальным и ритмическим способностям
не проводится. Набор детей производится в начале учебного года. Допускается
дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места.
Наполняемость учебной группы: 18-20 человек.
Так как программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то для более качественного
обучения учтены психологические особенности обучающихся этой возрастной группы. В
период дошкольного детства - перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение
к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней
саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают
новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и
регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим
поведением, принимать новые для них практические важные решения.
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов
ребенка. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из
восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное
запоминание. Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста.
воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в
его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в
раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень программы – подготовительный;
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объём программы 144 часа.
Срок обучения 1 год. 36 недель, 9 месяцев.

Дети занимаются: 2 раза в неделю по 2 часа итого 144 ч., где один час приравнивается к 30
минутам, между каждым часом занятия есть 5-ти минутная пауза для отдыха.
1.7. Форма обучения.
Форма обучения – очная. Занятия проводятся по группам.
1.8. Режим занятий.
Занятия для групп проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; итого 4 часа в неделю,
продолжительностью по 30 минут с перерывом 5 мин.
1.9. Особенности организации образовательного процесса.
Основной
формой
организации
образовательного
процесса
в
Образцовой
хореографической студии «Мечта» в дошкольной группе, является занятие в группе. Формы
проведения занятий: традиционное практическое занятие, беседа, игра, комбинированное
занятие, импровизация, репетиционно – постановочное занятие, концерт, конкурс, фестиваль,
открытое занятие, внеучебное занятие.
Реализация учебно – тематического плана в основном носит практический характер.
Педагог оставляет за собой право коррекции учебно - тематического плана в зависимости от
обстоятельств, связанных с планами работы образовательного учреждения.
Работа над постановкой танцевальных номеров или другими сценическими формами
(флешмобами, акциями и др.) может быть организована по отдельному графику в объёме
запланированных на год часов.
В программе могут быть запланированные как внутренние концерты и конкурсы, так и
выездные.
1.10. Цель программы.
Целью данной программы является приобщение детей дошкольного возраста к
танцевальному искусству.
1.11. Задачи программы.
Образовательные:
1. Формирование хореографических навыков.
2. Формирование навыков координации движений, силы, выносливости.
3. Формирование навыков правильного и выразительного движения.
4. Обучение методики и правильному исполнению движений и упражнений;
5. Овладение навыками ритмичной ходьбы.
Развивающие:
1. Формирование и развитие познавательного интереса к хореографическому искусству и
общей культуры личности.
2. Развитие чувства ритма, гармонии, музыкальной, зрительной, мышечной памяти.
3. Развитие правильной постановки корпуса, рук и ног, давая равномерное развитие на
определенную группу мышц.
4. Развитие пластичности, гибкости, координации.
5. Развитие выразительности движения, актерских способностей, освоение характера и
манеры исполнения.
Воспитательные:
1. Формирование и воспитание общей культуры и культуры поведения, художественноэстетического вкуса, чувства прекрасного, чувства такта, уважения друг к другу.
2. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, чувства ответственности за общее
дело.
3. Воспитание всесторонне развитой личности,
стремящейся к саморазвитию, к
самостоятельности и самосовершенствованию.
Валеологические:
1. Укрепление физического и психологического здоровья.
2. Правильное распределение физической и эмоциональной нагрузки.
3. Совершенствование и исправление осанки.
4. Работа на дыхание.
1.12. Учебный план.

Общий учебно – тематический план
Разделы
Перечень разделов, тем,
всего час, практические
теоретические занятия, форма
контроля по годам обучения

Часы

Вводное занятие
Весёлая ритмика
Фитбол - гимнастика
Игровая гимнастика
Танцевальная мозайка
Итоговые занятия

2ч
24 ч
16 ч
30 ч
66 ч
6ч

Итого:

144 ч

1.13. Содержание программы.
Учебно-тематический план
Тема занятий
Всего Теория Практика
Раздел №1

Раздел №2

Раздел №3

Раздел №4

Раздел №5

Вводное занятие
Весёлая ритмика
Танцевальная азбука
Музыкальная грамота
Пальчиковая гимнастика
Ритмодекламация
Фитбол - гимнастика
Развивающие упражнения
Подвижные игры
Танцевальная композиция
«Разноцветный дождь»
Игровая гимнастика
Упражнения на гибкость
Силовые упражнения
Подвижные игры
Танцевальная композиция
«Весёлая гимнастика»
Танцевальная мозаика
Импровизация
Рисунок танца
Русский народный танец
Танец в стиле историкобытового вальса
Танец в стиле хип-хоп
Итоговые занятия
Открытое занятие
Концертная деятельность
ИТОГО

Форма
аттестации
Опрос
Зачет

2
24
8
8
4
4
16
6
2
8

2
5
1
2
1
1
1
1
-

20
7
6
3
3
15
5
2
8

30
16
4
2
8

2
1
1
-

28
15
3
2
8

Зачет

72
8
10
16
16

3
2
1
-

69
6
9
16
16

Зачет

16
6
2
4
108

18

16
6
2
4
90

Зачет

Просмотр

Содержание программы
Вводная часть
Теория: Знакомство с детьми (проговаривание своего имени по слогам в сочетании с хлопками).
Знакомство детей с нашей студией, с девизом и законами. Краткое содержание программы, о ее
целях и задачах, о правилах поведения и техники безопасности в ДТ и на занятиях.

Практика: Игры на знакомство и сближение: «Мяч по кругу», «Разноцветный мячик»,
«Паровозик», «Снежный ком», «Великолепная Вера», «Удочка».
Музыкальная игра – «Танец дружба».
Раздел «Весёлая ритмика»
Тема: Танцевальная азбука (8 часов).
Теория: Что такое «танец»? История возникновения искусства хореографии.
Практика: Игры на знакомство с миром и миром танца: «Здравствуйте!», «Паровозик»,
«Путешествие по странам».
Изучение точек зала. Изучение позиций ног: I, II, III (свободные), VI; позиции рук: на поясе, за
юбку, за спиной, классические – подготовительная, I, II, III.
Постановка корпуса. Понятие о правильной осанке. Развивающие упражнения на ощущение
правильной осанки.
Движения классического танца: полуприсядания – demie plie по VI, I позициям; выдвижение
ноги – battement tendu (вперед по VI позиции, в сторону по I позиции); подъем на полупальцы –
releve по VI, I позициям; прыжки (allegro) – saute по VI позиции.
Разучивание танцевальных шагов и движений. Переменные шаги по кругу, диагонали: на
полупальцах, на пяточках, с носочка, с пяточки, острые шаги (battement tendu jete вперед,
назад), с подъемом бедра наверх, со сгибанием голени назад. Маршевые шаги, подскоки,
галопы.
Общеразвивающие игры: «Нос-ухо», «Голова-живот» (координация), «Пол-потолок», «Сделай
эдак, сделай так», «Молекулы» (внимание), «Море волнуется раз…», «У медведя во бору»,
«Гуси-гуси» (сюжетно – ролевые).
Тема: Музыкальная грамота (8 часов).
Теория: Понятие: Ритм, акцент. Знакомство с ритмом, счетом. Выделение сильных и слабых
долей в метре.
Понятие: Темп, характер. Знакомство с темпом музыки (медленно, умеренно, быстро,
ускорение, замедление); с характером музыки (весело, грустно, торжественно); умение
различать динамические оттенки в музыке (громко, умеренно, тихо). Прослушивание
музыкального материала.
Практика: Ритмичные движения с акцентами на марш, полонез, вальс (прослушивание и
исполнение). Исполнение движений соответствующих темпу и характеру музыки. Ритмичные
движения с акцентами под ритмичную современную музыку. Разучивание элементарных
комбинаций.
Игры на развитие слуха: «Дятел», «Послушай и повтори», «Что звучало?», «Имена, слова и
ритмы» (прохлопаем, протопаем что-либо).
Танцевально-музыкальные игры: «Ты похлопай вместе с нами», «Мы ногами топ-топ-топ»,
«Пяточка – носочек», «Шевелись», «Шла коза по лесу» (развитие ритма); «Вперёд четыре
шага» (развитие темпа).
Тема: Пальчиковая гимнастика (4 часа).
Теория: Разучивание стихов и движений. Пальчиковая гимнастика: («Этот пальчик», «Мальчик
– пальчик», «Овощи», «Мы капусту рубим», «Мы делили апельсин» и др.).
Практика: Музыкальные игры: «Мишеньки», «Зайки и лисичка», «Мишка косолапый», «Я –
ракета», «Я – повар», «Мы повесим шарики», «Самолёт», «Колёсики» и пр.
Изучение этюдов: «Танец маленьких утят», «Жили у бабуси два веселых гуся»».
Тема: Ритмодекламация (4 часа).
Теория: Разучивание стихов для движений и упражнений.
Практика: Переменные шаги по кругу, сопровождаемые стихами. Упражнения на полу
(«Неваляшки», «Кушай, кошка», «Ступеньки-ножницы», «Мы поплыли»).
Музыкальные игры: «У жирафа пятна», «На полянке зайки танцевали».
Изучение этюдов: «Мы веселые мартышки», «Мы, милашки, куклы неваляшки».
Раздел «Фитбол - гимнастика»
Теория: Что такое «Фитбол» и для чего он нужен? Польза фитбол – гимнастики. Правила
техники безопасности во время выполнения упражнений на фитболе.

Практика: Дать представления о форме и физических свойствах фитбола: различные
покатывания фитбола по полу (по прямой, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров);
отбивания, броски, передача фитболов друг другу.
Игры: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай
ладонями; толкай развернутой ступней).
Постановка корпуса и правильная посадка: сидя на фитболе, расставив правильно стопы, делать
покачивающие движения из стороны в сторону (руки в стороны, на поясе, на мяче) и
прыгающие движения на месте, в продвижении; выполнять медленно упражнения для
плечевого пояса (наклоны головы, круговые вращения плечевого сустава, поднятие, опускание,
раскрытие и сгибание рук, круговые вращения кистей рук и т.д.).
Игры: «Найди своё место», «Молекулы».
Упражнения на равновесия: из положения стоя, сидя на мяче, лёжа (животом, спиной).
Упражнения на силу, развитие гибкости и координацию: в положении сидя на мяче, стоя, лёжа
(на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).
Общеразвивающие игры, подвижные: «Гусеница», «Паровозик», «Бездомный заяц», «Зайцы и
волк», «Лягушки и цапля»», «Птички в гнёздышках», «Лови мяч», «Гонка мячей» (различные
эстафеты на мяче, с мячом; перекидывания и перекатывания и т.д.).
Изучение танцевальной композиции на фитболе «Разноцветный дождь».
Раздел «Игровая гимнастика»
Теория: Что такое гимнастика? Роль гибкости в жизни человека и зачем нужна гибкость
танцору? Какие бывают гимнастические и акробатические упражнения? Что такое силовые
упражнения? Какие бывают силовые упражнения? Техника безопасности при исполнении
гимнастических, акробатических и силовых упражнений.
Практика: Упражнения на ощущение мышечного аппарата путем натяжения и расслабления
мышц. Упражнения на развитие подвижности стопы (натяжение и сокращение). Упражнения на
эластичность и на растяжения мышц ног («пружинка», «неваляшки», «складочка», «шпагат»,
боковые наклоны). Упражнения на эластичность мышц спины («кушай, кошка», «лодка», «мы
поплыли», «лягушка», «мостик»). Упражнения на выворотность ног (поза лотоса, «бабочка»,
«жаба»). Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины («свечка», «книжка»,
«морской конёк»). Упражнения на укрепления мышц рук («планка», «отжимание», «крокодил»,
«карусель»). Упражнения для укрепления мышц ног («гусиный шаг», приседания).
Разучивание акробатического упражнения «колесо».
Подвижные игры: «Заморозка», «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Жмурки», «День и
ночь», «Лиса и зайцы», «Пустое место», «Дождик», «Мышеловка».
Изучение танцевальной композиции с элементами гимнастики «Весёлая гимнастика».
Раздел «Танцевальная мозаика»
Тема: Импровизация (8 часов).
Теория: Что такое импровизация? Использование актерского мастерства в танце.
Поиграем в театр: «Теремок», «Репка», «Колобок».
Практика: Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «прыгаем через
скакалку», «играем в мяч», «проснулись – потянулись», «стираем одежду», «сажаем картошку»,
«красим забор», «ремонтируем мебель, квартиру» «собираем грибы, ягоды, цветы», «кушаем
лимон, яблоко, арбуз…», «пьём сок, горячий чай, газировку…», «занимаемся спортом» и
прочее.
Образы животных, изображения их под определенную музыку: заяц, волк, лиса, медведь, кот,
собака, лошадь, голубь, филин, павлин.
Природные явления: «Что вы слышите? Сможете изобразить?» (ясно, дождь, снег, ветер, гроза,
ураган, землетрясение, гололёд, туман, жара, мороз).
Передача в танце различные времена года под соответствующую музыку.
Этюды: «Лесной концерт», «Гномы», «Цветы и бабочки», «Магазин игрушек».
Тема: Рисунок танца (16 часов).
Теория: Понятие «рисунок танца». Какие бывают рисунки в хореографии?

Практика: Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в линию;
шахматное построение; повороты вправо, влево; положение в парах; в колонну по одному, по
два на месте и в продвижении; построение и движение по кругу, построение из одного круга в
два и обратно, сужение и расширение круга; воротца, полукруг, звёздочка, змейка, улитка;
свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу, круг и т.д.
Игры: «Ручеёк», «Молекулы», «Воздушный шарик», «Карусель», «Клубочек», «Змейка».
Этюд на изменения танцевальных рисунков «Узоры».
Тема: Детский танец (48 часов).
Практика: Движения русского народного танца: полуприседания и приседания, «каблучок»,
«топотушки», «ковырялочка», «молоточки», «укол», «припадания». Положения рук в русском
танце: на поясе в кулачках; согнутые в локтях в сторону, в перёд; скрещены на груди (полочка)
ладонями на противоположных локтях, на плечах. Движения рук: раскрытие рук в сторону;
скрещивание рук на груди. Ходы: простой шаг; переменный; дробный; все виды проходок;
боковые ходы.
Разучивание русского народного танца.
Движения историко–бытового танца: «поклон – реверанс», «дегаже», «балансе». Шаги:
бытовой (ставится с каблука на носок); лёгкий или танцевальный (с носка на каблук); на
полупальцах (высокие и низкие) продвигаясь вперёд и назад; шаги танцевальные в ритме
марша, вальса, полонеза, польки.
Разучивание историко-бытового танца.
Движения современного танцевального направления хип-хоп: «кач» руками, головой, корпусом
(в т.ч. из стороны в сторону), ногами; приставные шаги из стороны в сторону, вперёд – назад в
сочитаниях с приседаниями, хлопками, махами; шаги с высоким подъёмом на месте, в
продвижении; имитация движений спортсменов (игра в баскетбол, прыгание на скакалке,
занятия на спортивных тренажерах).
Разучивание танца в стиле хип-хоп.
Раздел «Итоговые занятия (открытые занятия и отчетные концерты)»
Данный раздел очень важен в формировании личности обучающегося, т.к. именно на
отчетных и публичных мероприятиях происходит становление и укрепление творческого
начала, личного характера, мировоззрения, профориентирование и т.д. Концертные
выступления являются радостным творческим результатом любого ребенка и его родителей.
Открытые занятия проходят согласно плану работы ОУ. Отчетный концерт проходит один
раз в конце учебного года.
1.14. Ожидаемые результаты.
Результатом обучения является определенный объем знаний, умений и навыков. Учет и
контроль успеваемости следует определять следующими формами: опрос, зачет, открытое
занятие, выступление на отчетном концерте, отзывы родителей.
Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести
изменения в процесс, если надо; дает возможность увидеть результат своего труда
обучающимся, родителям, педагогам.
Проведение открытых занятий, отчетных концертов перед родителями способствует
повышению интереса. Проведение таких открытых мероприятий и их периодичность
устанавливается педагогом. Способы определения результативности бывают: входными,
текущими, промежуточными, итоговыми. Текущий контроль осуществляется по ходу занятий,
промежуточный проводится по итоговым занятиям в конце каждого полугодия.
При поступлении в коллектив каждый обучающийся диагностируется (входящая диагностика)
по основным показателям: подъем стопы, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок,
координация движений, внимание, воображение, восприятие, музыкальность. Контроль этих же
знаний также проводится на промежуточных занятиях раз в полугодие.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы
«Маленькие звёзды» Образцовой хореографической студии «Мечта» после освоения
содержания программы дети должны овладеть коммуникативным навыком и должны:
Знать:

- единые требования о правилах поведения в хореографическом зале, на сцене и в других
помещениях ДТ;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- о назначении отдельных упражнений;
- точки зала;
- о понятии правильной осанки и постановке корпуса;
- позиции и положения рук и ног;
- значение слов ритм, акцент, темп, характер, динамические оттенки;
- правила общеразвивающих и подвижных игр;
- знать стихи для пальчиковой гимнастики, для движений, упражнений и этюдов для
ритмического декламирования;
- рисунки танца от простого к сложному;
- хореографические названия изученных танцевальных элементов и движений;
- танцевальный репертуар.
Уметь:
- внимательно слушать педагога;
- ориентироваться в пространстве, выполнять основные построения и перестроения;
- различать динамические изменения в музыке;
- передавать в движениях характер музыки, игровой образ;
- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;
- координировать свои движения;
- передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
- выполнять простейшие двигательные задания, музыкально-танцевальные игры;
- выполнять комплексы упражнений партерной и фитбол-гимнастики;
- выполнять танцевальные элементы, движения, шаги;
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- исполнять хореографические этюды в группе;
- использовать разнообразные движения в импровизации под музыку;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
- самостоятельно исполнять танцевальный репертуар;
- уверенно выступать на сцене перед зрителями.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.20___ г.
Конец учебного года: 31.05.20____г.
1 полугодие

02.09.- 31.12.

ОП

17 нед.

Зимние каникулы

01.01.-10.01.

2 полугодие

11.01-31.05.

ОП

Летние
каникулы

19 нед

01.06.-31.08.

Сроки контрольных процедур:
Входящая диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;
Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – декабрь;
Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.
Открытые занятия с приглашением администрации ОУ и родителей проводятся
согласно плану работы ОУ.

Формами контроля являются:
− подведение итогов каждого занятия, оценка деятельности педагогом;
− проведение индивидуальных отчетов, демонстрация танцевальных возможностей
обучающихся;
− проведение занятия в форме просмотра работы всей группы; оценка пластической
выразительности, музыкальности и артистизма исполнения;
− проведение открытых занятий для родителей и педагогов;
− проведение итоговых занятий по классическому, народному танцам.
− проведение сольных концертов студии «Мечта»;
− запись занятий и концертных выступлений на видеокамеру с последующим просмотром,
обсуждением и анализом;
− участие в смешанных концертах, праздничных мероприятиях ОУ; участие в фестивалях,
конкурсах.
2.2. Оценка достижений результатов.
Для достижения высокого уровня освоения дополнительной образовательной
программы всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного
процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения
дополнительной образовательной программы и индивидуального развития ребенка.
Актуальность диагностики заложена в необходимости отслеживания результатов на
всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и повышении
качества образования, в формировании и развитии двигательных и творческих способностей
детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного
материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся, ведение
мониторинга образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных
данных.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в
учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
В ходе диагностики по программе «Маленькие звёзды» отслеживаются следующие
показатели:
• физического развития (уровень обученности): шаг (шпагат), подъем стопы, прыжок
(высота, лёгкость), гибкость тела (мостик), координация движений. (Приложение №1)
• творческого развития (уровень развития): внимание, восприятие, мышление,
воображение (Приложение №2)
Этапы диагностирования
В ходе тестирования детей определяется уровень их природных данных, музыкальности,
ритмичности и возможности их развития, дают представление об уровне общего музыкально ритмического развития, внимания и трудолюбия ребенка.
Диагностика проводится в несколько этапов:
• вводная диагностика (проводится в начале учебного года) – система тестовых заданий
вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей детей и предназначена
для индивидуальной диагностики детей. Данные задания позволяют выявить их природные
данные (выворотность ног, подъем стопы, балетный шаг, прыжок, гибкость), музыкальность,
память на движения, творческую активность. Проведение диагностики необходимо для
развития ребенка, выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных
способностей, состояния его эмоциональной сферы.
• тематическая диагностика - это отслеживание уровня освоения программного материала по
каждому из основных разделов дополнительной образовательной программы.
• промежуточная диагностика (проводится в конце первого полугодия) – позволяет выявить
достигнутый на данном этапе уровень освоения программы обучающимися, динамику
физического, творческого и личностного развития, соответствие его прогнозируемому и на

этой основе оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при
необходимости скорректировать их;
• итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это определение уровня освоения
обучающимися программы и отслеживание динамики индивидуального развития.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью
выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая
аттестация обучающихся проводиться в следующих формах: самостоятельные работы
репродуктивного характера, отчетные мероприятия (концерты, открытые занятия, фестивали,
конкурсы).
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу «Маленькие звёзды» и успешно прошел итоговую аттестацию, то он переходит на
новый уровень - базовый, и продолжает обучение по программе «Мир танца».
Показателем развития личности в ходе освоения материала данной программы является
сформированность у обучающихся следующих компетентностей:
Ценностно-смысловые (ценностно-ориентационные):
− формирование целевых и смысловых установок для своих действий и поступков;
− развитие творческой деятельности эстетического характера.
Общекультурные:
− владение эффективными способами организации свободного времени;
− владение элементами художественно-творческих компетенций исполнителя и зрителя.
Учебно-познавательные и исполнительные:
− формирование способности к саморазвитию и самообразованию;
− умение свободно держаться как на сцене, так и в повседневной жизни.
Коммуникативные:
− воспитание ответственности за результат собственной и совместной коллективной
деятельности студии;
− владение способами взаимодействия с окружающими людьми;
− владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения, умениями искать и находить компромиссы;
− умение позитивно общаться в полиэтническом, поликультурном и многоконфессиональном
обществе.
Социально-трудовые:
− освоение социальных норм и правил поведения, как на занятиях, так и в повседневной
жизни;
− воспитание определенных форм социальной жизни в группах и сообществах, включая,
взрослые и социальные группы;
− участие в общественной жизни коллектива студии, учитывая региональные, этнокультурные,
социальные и экономические особенности.
Морально-этические:
− воспитание толерантности, доброжелательности, уважительного отношения к старшим и
сверстникам;
− формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
− воспитание ответственности, сопереживания и взаимовыручки.
Здоровьесберегающие:
− владение правилами поведения в экстремальных ситуациях;
− воспитание личных навыков личной гигиены;
− обучение навыкам бережного отношения к собственному здоровью;
− формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

2.3. Оценочные материалы.
Приложение №1
Диагностика физического развития
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Параметры:
Выс.ур.- отличные физические данные 3, (баллы от 19 до 24);
Ср.ур.- физические данные в норме 2, (баллы от 12 до 18);
Низк.ур.- физически слабое развитие 1, (баллы от 6 до 11);
Нет результата – 0, (баллы от 0 до 5)
№

Имя
ребёнка

Эластичность
мышц ног,
спины, стоп.

Музык
альнос
ть

Координ
ация
тела

Мышечн
ая
память

Постано
вка
головы,
корпуса,
рук

Участие в
танцеваль
ных
постановк
ах студии

Итого

1.
2.
3.
Приложение №2
Диагностика включение психических функций
(Использование методических рекомендаций, разработанных Михайловой И.К.)
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Форма контроля – контрольное занятие, оценивающееся по 5-ти балльной системе, входная,
промежуточная и конечная диагностики (начало года, I, II полугодие).
Результат достижения – стихи, движения в различных темпах и ритмах.
1. Упражнения на внимание: «Положить руки на (за) голову, шею, плечи, талию, живот,
колени…»; игра «Пол – потолок».
2. Упражнения на восприятие: «Эхо, отзовись, хлопать (топать, прыгать) научись, хлопай
(топай, прыгай)- не зевай, всё за мной повторяй!»
3. Упражнения на мышление: на координацию («нос – ухо», «голова – живот»).
4. Упражнения на воображение: показать под музыку образ животного, природного
явления; передача в танце различные настроения человека.
Имя

Внимание

Восприятие

Мышление

Воображение

Общий балл

ребёнка

5б

5б

5б

5б

20б

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

Критерии:
1. Внимание
2. Восприятие
3. Мышление
4. Воображение
Параметры:
Выс.ур.- включены все функции ПФР (18 – 20 б)

Ср.ур..- функции ПФР в норме (14 – 17 б)
Низк.ур.- слабо развитые функции ПФР (менее 13 б)
2.4. Методические материалы.
Организационно-педагогические условия программы
Реализация данной программы базируется на следующих принципах:
Принцип доступности и индивидуальности – учет возрастных особенностей,
подача материала от простого к сложному, учет индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Принцип повторения материала – повторение выработанных двигательных
навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.
Принцип наглядности – безукоризненный практический показ движений
педагогом-хореографом с лаконичными объяснениями и пояснениями.
Принцип связи предлагаемого материала с жизнью – ребенок должен знать, что
он изображает в танце.
Постепенность в развитии природных способностей детей.
Строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами.
Систематичность и регулярность занятий.
Целенаправленность учебного процесса.
Данная программа состоит из отдельных образовательных разделов, но в связи со
спецификой обучения в хореографической студии «Мечта» границы их сглаживаются. На
одном и том же занятии происходит изучение различных музыкально-ритмических и
танцевальных элементов.
Используются методы:
Наглядные методы
Наблюдение
Демонстрация видеофильмов и других наглядных средств
Наглядные приемы обучения:
Показ
Методический прием - музыкальное сопровождение
Практические методы:
Упражнение
Игровые методы и приемы.
Словесные методы
Рассказ педагога
Беседа

Педагогические технологии
Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению приходит обучение
развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной
личности, развитие творческого потенциала обучающихся, развитие у детей устойчивой
положительной мотивации к занятиям хореографией. А значит, педагогам сферы
дополнительного образования в целом и преподавателям хореографии в частности необходимо
использовать в своей работе новые методы, формы обучения и воспитания, современные
образовательные технологии.
Современные педагогические технологии в обучении детей хореографии весьма
разнообразны. К их числу относятся личностно-ориентированные технология, технология
обучения в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология
проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.
1. Личностно-ориентированные технологии

Среди личностно-ориентированных технологий в обучении хореографии возможно
применение технологии разно уровневого обучения, в соответствии с которой обучающиеся
разделяются на «малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено.
В дополнительном образовании в процессе набора и комплектации новых групп многие
коллективы сталкиваются с проблемой недобора детей. Если же коллективу удается провести
хороший набор, и принять большое количество учащихся в группу одного года обучения, то
делить их приходится ни на «талантливых» и «малоуспевающих», а на учащихся первой и
второй смены.
Тогда встает вопрос, как же данная технология обучения применяется в хореографических
коллективах?
1. В системе обучения доп. образования, как и в школе, используется усложнение
программы по годам обучения, а также добавление новых предметов и увеличение
физической нагрузки. Зачисление учащегося на определенный год обучение происходит
на основе анализа навыков и умений, а также уровня физической подготовки ребенка.
Педагог распределяет обучающихся по группам в соответствии их возрасту, и в таких
случаях, когда возраст не позволяет зачислить ребёнка в группы первых годов обучения,
а его физические данные в старшую группу к сверстникам, для обучающегося
подбирается средний вариант – возрастная категория группы близкая к его возрасту и
средний уровень сложности программы обучения.
2. Использование технологии разно - уровневого обучения во время постановочной работы
(ансамбль). Педагог выбирает из групп обучающихся чьи навыки и умения на среднем
уровне и выше и работают с ними над конкурсным и концертными номерами, с
остальными прорабатываются только концертные постановки с более легкой
хореографической лексикой.
3. Кроме того, для «талантливых» обучающихся создаются номера с малым количеством
исполнителей – так называемые, сольные номера.
Таким образом, даже при малой вероятности включения в образовательный процесс
технологии разно уровневого обучения, педагог по хореографии старается следовать
современным требованиям к обучению, отвечающим запросам современного общества.
2. Технология обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет организовать обучение детей в тех формах, традиционно
применяемых на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве основана на
применении индивидуально-групповой и командно-игровой работы. В первом случае
происходит разбивка занимающихся на небольшие группы (по 4-6 человек), каждая из которых
получает определенное задание, например, самостоятельно сделать танцевальный этюд. Такая
форма работы эффективна для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидность
индивидуально-групповой работы – индивидуальная работа в команде, когда каждая из команд
придумывает свой этюд, а затем показывает их друг другу с дальнейшим обсуждением,
указанием на недочеты.
Еще один вид сотрудничества в рамках данной технологии – коллективный,
применяющийся для проведения сводных репетиций, ансамблей, а также постановок танцев,
где, к примеру, задействовано несколько возрастных групп.
3. Игровые технологии.
Указанные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими
деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкальноритмических задач. Наиболее часто игры применяются в хореографической подготовке детей
дошкольного и младшего школьного возраста, однако игровая форма применима и в занятиях с
более старшими занимающимися, если содержание игры будет адаптировано к их возрасту.
Известно, что игра не только повышает настроение, развивает координационные
способности, физические качества, помогает лучше воспринимать материал, повышает
функциональные возможности организма. Игровая форма стимулирует у детей, занимающихся

хореографией, интерес к выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько
раз повторить одно и то же задание с целью усвоения какого-либо двигательного навыка и
согласовать движение с музыкой. Музыкальные игры и игровые упражнения развивают
музыкальную память, чувство ритма; способствуют совершенствованию и закреплению
полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также
помогают лучше воспринимать материал.
4. Здоровьесберегающие технологии.
Данный вид технологии представляет собой целостную систему воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в
процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Целью
здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение занимающимся
хореографией возможности сохранения здоровья, формирование у них необходимых знаний,
умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в
повседневной жизни.
5. Технология проектной деятельности.
Проект как технология включает в себя 5 «П»: 1. Проблему; 2. Проектирование или
планирование; 3. Поиск информации; 4. Продукт; 5. Презентацию.
Использование метода проектов в обучении хореографическим дисциплинам – средство,
способное обеспечить высокую эффективность эстетического воспитания, ведь главная
особенность проектной деятельности – осуществление ее в пространстве возможностей, где
какие-либо готовые решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает
фантазию, познавательную и творческую активность занимающихся, повышает
самостоятельность мышления.
В зависимости от характера конечного продукта проектной деятельности выделяют такие
виды проектов в сфере изучения танца:
- проекты конструктивно-практического характера, например, трансформация игр в
хореографии, создание танца или танцевального этюда на основе игры, их разбор и
семантическое описание.
- сценарные проекты, предполагающие разработку сценария какого-либо внеклассного
мероприятия для обучающихся или отдельного мероприятия, например, «Недели
хореографического искусства»;
- проекты по созданию композиционного плана, подбору музыкального материала, сочинению
лексического материала для создания хореографической постановки.
6. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии.
Их использование стало характерной чертой современности, необходимой для
материально-технического оснащения работы хореографического коллектива. Так, применение
компьютерного оснащения позволяет:
- обеспечить качественное звучание танцевальных фонограмм, соответствующих современным
техническим требованиям,
- создавать базы музыкальных файлов;
- менять темп, звук и высотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы хореографического коллектива;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации для проектной деятельности и др.
Комплексное использование рассмотренных технологий позволяет обеспечить
гармоничное развитие личности обучающихся, улучшить процесс их самостоятельной
творческой деятельности, сделать исполнение хореографических номеров более качественным
и в целом повысить качество хореографического обучения.
2.5.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
1.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь
соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности,

педагогические методы и приемы, владеть современными педагогическими технологиями,
ИКТ.
2.
Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные
материалы.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых
информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны
стандарты хореографических умений.
3.
Дидактическое обеспечение: плакаты с позициями ног и рук, карточки с
терминалогией.
4.
Материально-техническое обеспечение:
1.
Зеркальный зал со станком, отвечающий всем санитарно-гигиеническим
требованиям.
2. Аудио- и видеотехника.
3. Музыкальный материал соответствующей по темпоритму и характеру.
4. Хореографическая форма для обучающихся, в том числе мягкая балетная обувь.
5. Коврики, фитболы.
6. Костюмы, обувь, реквизиты для концертных номеров.
5.
Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры.
2.6. Список используемой литературы.
Литература для педагога
1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.- 127с.
2. Базарова Н.П., М е й В.П. Азбука классического танца. – Спб: Лань, 2020. – 207с.
3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2005 г.
4. Воронина И. Историко – бытовой танец. - М., Искусство, 1980 – 128с.: ил.
5. Доронова Т.Н. Играем в театр.- М., 2005.-136с.
6. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. – М., 2009 – 214с.
7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. – СПб.: Композитор, 2005. –
74с.: ил.: ноты.
8. Климов А. Основы русского народного танца - М., Искусство, 1981. – 269с.: ил.
9. Коркин В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127с.: ил.
10. Лагутин Л.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении. Теория и
практика физической культуры. – 1994. – №7. – С.8-11.
11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
Академия развития, 2000. – 112с.: ил.: ноты.
12. Нельсон А, Кокконен Ю. Анатомия упражнений на растяжку. Перевод Борич С.Э. – Мн.:
Попурри, 2008. – 160с.: ил.
13. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж. – М.: Век информации, 2018. – 260с.: ил.
14. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей: ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс, 2005. – 87с.
15. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 80с.: ил.
16. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. – М.:Линка-пресс, 2006. – 272: ил.
17. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику – М.: Эксмо, 2014 – 80с., ил.
18. Тобиас М., Стюард М. Растягивайся и расслабляйся. Перевод Савельевой И.В., Буховой
Т.С. – М.: физкультура и спорт, 1994 – 160с.
19. Федотова Г.П. Поиграем, потанцуем. Игровые упражнения для детей младшего и среднего
возраста. – СПб.: Детство – пресс, 2002. – 48с.: ил.: ноты.
20. Чибрикова А.Е. Ритмика, Москва 2010 г.
Учебно – методический материал.
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – М. АСТ:
Астрель, 2007 – 61с.
2. Арсеневская О. Н., Модифицированная программа по логоритмике «Лопотушки». Новотроицк, 2009.

3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – М.:
АСТ, 1999 – 48с.
4. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: «Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста». – 4-е изд., пер. и доп. – СПб.: Фонд
«Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2015. – 196с.
5. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг. Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. - М.:
ННОУ Центр «Фитбол», 1998.
6. Добовчук С. В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие» - М.: МГИУ, 2008.
7. Захаров Р.В. Сочинение танца. Учебное пособие для хореографических отделений вузов
искусств и культуры. – 2-е изд., М.: Искусство, 1989. – 242с.
8. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников[Текст]:
программа развития. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
9. Колодницкий Г.А. Музыкальны игры, ритмические упражнения и танцы. Учебнометодическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном – Пресс», 1997. –
64с.
10. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии: Учеб.пособие для высших и средних учеб.
заведений искусства и культуры. – М.: Искусство, 1979. – 184с.
11. Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. Учебное пособие.
– Екатеринбург, 2015. – 128с.
12. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников: учебное
пособие. – СПб.: Речь, 2009. – 176с.
13. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: учебное пособие для воспитателей –
Волгоград: Учитель, 2009.
14. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения:
методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных
учреждений/Под ред. С.О.Филипповой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 416с.
Нормативные акты
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября
1989 года;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
4. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018№52831);
5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
6. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018г
№ 298 н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Статьи и журналы
1. Александрова Е.Н, Малышевская Е.А. Классический танец для начинающих.
https://drive.google.com/file/d/1rim93-f5MjiINjXTzKpM0e9HAAAY7WBE/view
2. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии.
https://drive.google.com/file/d/1ReRXvl-oQSJUhDUHPapf4vrzVbvSt9DM/view
Образовательные ресурсы
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии- http://ru.wikipedia.org
2. Методические и дидактические разработки по хореографии. http://www.chel15.ru/horejgrafia.html.

3. Брунь Е.А. Современные образовательные технологии и методики, используемые при
обучении детей хореографии / Е.А. Брунь. – [электронный ресурс]. – режим
доступа: http://cdt.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2015/09/Brun_Sovremennye_o...
4. Самоволикова Т.Л. Инновационные технологии обучения детей хореографического
коллектива
/
Т.Л.
Самоволикова.
–
[электронный
ресурс].
–
режим
доступа: http://psihdocs.ru/innovacionnie-tehnologii-obucheniya-detej-v-horeograf...
Сайты
1. Сайт содержит обширные подборки упражнений в разделе «Фонотека», методических
материалов, записей вебинаров и семинаров для хореографов http://www.horeograf.com
Литература для обучающихся
1. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
Академия развития, 2000. – 112с.: ил.: ноты.
2. Соколова Ю.А Игры с пальчиками – М.: Эксмо, 2005 – 24с.
3. Федотова Г.П. Поиграем, потанцуем. Игровые упражнения для детей младшего и среднего
возраста. – СПб.: Детство – пресс, 2002. – 48с.: ил.: ноты.
Литература для родителей
1. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 299с.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., Айрис Пресс 1999. – 256с.: ил.
3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: 2005. – 150с.
4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с.: ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».