Эрдынеева СА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная
общеразвивающая

программа
«Мир
песен»
имеет
художественную направленность, и является модифицированной, по уровню освоения –
специализированной, по цели обучения – развивающей художественную одарённость, по
содержанию – однопрофильной, и разработана в соответствии с требованиями к дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам.
Программа «Мир песен» составлена на основании следующих нормативно правовых
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября
2022 г. Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи""
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Дома творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа определяет
содержание образования определенного уровня и направленности.
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные
педагоги-музыканты особую роль отводят эстрадному творчеству, как самому современному и
на данный момент популярному виду музыкального исполнительства.
Пение – основной и наиболее доступный способ музицирования. Голос – инструмент
общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности,
к осознанию красоты музыкального искусства.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке. В последние десятилетия
возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду
вокального искусства среди детей и молодежи. Одной из важнейших задач эстрадного пения
является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их
творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве форм и
жанров. Творческий человек может активно адаптироваться в социуме, противостоять
негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к
самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения,
применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку
непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Получив

комплекс знаний и умений по эстрадному вокальному мастерству, умение работать с
микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками, искусством
выступления перед публикой, обучающийся приобретает тот бесценный опыт и знания,
например – уверенность в себе, креативность, которые способствуют достижению успеха в
любой профессиональной деятельности. А это и есть становление личности учащегося,
способной к саморазвитию и самоопределению, готовой к открытому творческому
взаимодействию с окружающим миром и обществом.
1.3. Отличительные особенности программы:
Отличительные особенности программы заключаются в том, что настоящая программа
дополнена специфическими упражнениями, приемами, характерными для эстрадного вокала,
которые позволяют научиться красиво и грамотно петь. При этом творческое объединение
посещают дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности. В
данных условиях программа «Мир песен» - это механизм, который определяет содержание
обучения вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и
навыков, приемы воспитания вокалистов.
Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал, как деятельность, в
программе рассматривается как средство развития музыкальных способностей и эмоциональной
сферы обучающихся. Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и
музыкальных способностей детей разных возрастных групп. В ходе реализации программы
сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В
коллектив принимаются все желающие дети без кастинга и специального отбора.
1.4. Педагогическая целесообразностьпрограммы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей, расширяют и обогащают их
музыкальный кругозор, способствуют повышению культурного уровня и интеллекта. Занимаясь
в вокальной студии «Nomin», дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с
современной и классической музыкой, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального
репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских,
областных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
1.5. Цель программы:развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы
обучающихся посредством эстрадного вокала.
1.6. Задачи:
Учебные:
- сформировать комплекс музыкально-ритмических и вокальнопевческих навыков
(чистое интонирование, певческая дикция, артикуляция, дыхание) сформировать важнейшие
умения и навыки песенного творчества;
- обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над своим
голосом и репертуаром;
- научить разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в идейной и
эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения, кульминации).
- выявить музыкальные способности учащихся, развить их творческие возможности;
- подготовить наиболее одарённых учащихся для поступления в средние специальные
учебные заведения и на музыкальные факультеты ВУЗов.
Развивающие:
- развить творческие способности у детей: самостоятельность, импровизация,
творческая инициатива;
- развить сенсорные способности ребенка;
- развить вокальный слух и певческий голос, чувство ритма.
- развить четкость дикции и навыки декламационной выразительности;
Воспитательные:
- воспитать личность, способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;

- сформировать социальную активность и грамотность, нравственные качества,
музыкально-эстетические взгляды и творческую активность;
- создать условия для развития патриотизма, воспитания уважения к истории и
традициям своего народа;
- - развить потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и
профессиональном самоопределении;
- обосновать значимость семейных ценностей – формирование у ребенка понимание
роли семьи и ее уникальности.
- приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего
народа, формирование осознанного стремления ребенка к дальнейшему духовному обогащению;
- воспитать художественное мировоззрение, музыкальный вкус подлинно культурного
певца;
- воспитать человека культуры, развить мотивации детей к познанию и творчеству;
- сформировать системы духовно-нравственных ценностей, обучающихся;
- повышение уровня общей культуры, психологического здоровья;
- формирование творческой мотивации и психологической
готовности к
самостоятельной продуктивной деятельности;
- формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в
самореализации.
Здоровьесберегающие:
- формирование у обучающихся мотивационных установок и ценностной ориентации
на ведение здорового образа жизни;
- создание здоровьесберегающей среды;
- повышение общего уровня культуры;
- укрепление психического и физического здоровья;
- обучать основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата, бережного
отношения к нему.
- повышение самооценки и социальной референтности (значимости) ребенка.
1.7. Адресат программы
Успешное обучение возможно лишь при условии, что деятельность обучающихся на
занятиях будет организована с учетом их возрастных особенностей и способностей. Состав детей
разновозрастной от 5 до 17 лет.
Возрастные особенности детей 5-6 лет. На шестом году жизни дети имеют уже
некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование
процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование
голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему
отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.
Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор
развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и
звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в
работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких
звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до
первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей 7-9 лет. У младших школьников (7 – 9 лет) формируется
учебная деятельность. На её основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и
мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное
планирование), а также потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности
младших школьников зависят от предшествующего психического развития, от их готовности к
чуткому отклику как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия педагога. У
детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не

проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой
аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с
позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и лёгкий микст. Этому
голосообразованию соответствует лёгкое серебристое, преимущественно головное, звучание.
Возрастные особенности детей 10-13 лет. Голоса детей 10-13 лет становятся более
сильными, расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот
возрастной период считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки
дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь ведётся
кропотливая работа над воспитанием культуры звука, овладением различными манерами
эстрадного пения (рок, джаз, блюз, кантри, соул, госпел и пр.), развитием вокального слуха и
музыкально-образного мышления.
Возрастные особенности детей 14-17 лет. Подростковый возраст (14-17 лет) - это
возраст интенсивного формирования нравственных ориентиров, представлений, убеждений,
принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своём поведении и которые
формируются под влиянием окружающей действительности. С психологической точки зрения
этот возраст определяется как возраст общения. Центральным психологическим
новообразованием данного возраста выступает возникающее у подростков чувство взрослости
как форма проявления самосознания, позволяющая им идентифицировать себя со взрослыми,
находить образцы для подражания. Оценка и самооценка - доминирующее звено психической
жизни подростка.
1.8. Формы занятий:
Форма обучения – очная. Ведущей формой организации образовательного процесса
являются групповые занятия и занятия микрогрупп.
В процессе реализации программы используются разнообразные виды занятий:
•
беседа;
•
учебно-групповые занятия;
•
индивидуальные занятия;
•
выступления на концертах;
•
конкурс;
•
фестиваль;
•
посещение концертов, спектаклей;
•
посещение занятий других детских объединений данного направления;
•
праздники;
•
экскурсия;
•
занятие-концерт.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы1 год обучения –144 часа,
2 год обучения - 180 часов,
2 год обучения – 216,
3 год обучения – 216.
2.2. Срок реализации программы –3 года.
2.3. Режим занятий с группой:
1. 2 раза в неделю - первое занятие продолжительностью 2 часа, второе занятие - 1
час, т.е. 3 часа в неделю (108 часов в первый год обучения – подготовительная
группа).
2. 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часа в первый год обучения).
3. 3 раза в неделю по 2 часа, т.е. 6 часов в неделю (216 часов второй год обучения).
4. 2 раза в неделю по 3 часа, т.е. 6 часов в неделю (216 часов третий год обучения).

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
В том числе
Разделы программы и темы
Всего
занятий
часов
теория практик
а
Вводное занятие.
2
2
Певческая установка.
Певческое дыхание
Музыкальный звук. Высота
звука. Работа над звуковедением и
чистотой интонирования.
Работа над дикцией и
артикуляцией
Формирование чувства
ансамбля. Пение в унисон.
Основы музыкальной и
нотной грамоты
Формирование сценической
культуры. Работа с фонограммой
Музыкально исполнительская работа
Итоговые мероприятия
Всего часов:

Форма аттестация
контроля

24

6

18

Беседа,
прослушивание
Практическая работ

24

2

22

Практическая работ

14

6

8

24

4

20

10

2

8

14

2

12

26

2

24

Опрос
Практическая работ
Теория,
Практическая работ
Беседа, Практическа
работа
Беседа, Практическа
работа
Практическая работ

6
144

16

6
128

1 год обучения
Планируемые результаты
Освоив данную Программу, обучающиеся:
- приобретают жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей и
способность толерантного отношения к окружающим;
- приобретают способность эмоционального освоения нравственных и эстетических
ценностей своего народа;
- развивают в себе такие качества как коммуникабельность, креативность, мобильность,
обучаемость;
- обогащают свою жизнь новыми социальными связями;
- повысят общую культуры в направлении сохранения и развития физического
здоровья.
Планируемые результаты освоения обучающимися Программы 1 года обучения.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
- усвоение элементов музыкальной грамоты;
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
- петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;
- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать
звук, стремиться к естественной вокализации;
- иметь элементарное представление о голосовом аппарате.
В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися:
- 2 - 3 несложные эстрадные песни в ансамблевом и хоровом исполнении;
- 2-3 простых произведения или современные песни. К «несложным» следует отнести
простые как по степени технической трудности, так и по своей художественной сущности,
произведения.

В конце 1-го полугодия проходят контрольное прослушивание. В конце 2 - го полугодия
исполняет на академическом концерте 1-2 произведения из репертуара за учебный год. При
достижении стабильных результатов может быть рекомендован к участию в отчетном концерте
или конкурсе.
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Разделы программы и темы
занятий
Вводное занятие.
Певческая установка.
Певческое дыхание
Музыкальный звук. Высота
звука. Работа над звуковедением и
чистотой интонирования.
Работа над дикцией и
артикуляцией
Формирование чувства
ансамбля. Пение в унисон.
Основы музыкальной и
нотной грамоты
Формирование сценической
культуры. Работа с фонограммой
Музыкально исполнительская работа
Итоговые мероприятия
Всего часов:

№

Разделы программы и темы
занятий

1

Вводное занятие.

2
3
4
5
6
7
8
9

Певческая установка.
Певческое дыхание
Музыкальный звук. Высота
звука. Работа над звуковедением и
чистотой интонирования.
Работа над дикцией и
артикуляцией
Формирование чувства
ансамбля
Средства музыкальной
выразительности
Звуковедение. Вокальные
регистры. Атака Звука.
Основы музыкальной и
нотной грамоты
Формирование сценической
культуры. Работа с фонограммой

2 год обучения:
В том числе
Всего
часов
теория практик
а
2
2

Форма аттестация
контроля

25

5

20

Беседа,
прослушивание
Практическая работ

25

2

23

Практическая работ

15

6

9

30

4

26

12

2

10

31

6

25

34

6

28

Опрос
Практическая работ
Теория,
Практическая работ
Беседа, Практическа
работа
Беседа, Практическа
работа
Практическая работ

6
180
33
2 год обучения:

6
147

Всего
часов
2

В том числе
теория практик
а
2

Форма аттестация
контроля

26

2

24

Беседа,
прослушивание
Практическая работ

24

2

22

Практическая работ

24

2

22

10

2

8

30

2

28

10

2

8

24

2

22

22

2

20

Опрос
Практическая работ
Теория
Практическая работ
Теория
Практическая работ
Теория
Практическая работ
Беседа, Практическа
работа
Беседа, Практическа
работа

10
11

Музыкально-исполнительская
работа
Итоговые мероприятия
Всего часов:

38
6
216

2

36

20

6
196

Практическая работ

Планируемые результаты освоения учащимися Программы 2 года обучения.
Навтором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее
начальных вокально-технических навыков, включаются элементы исполнительства, углубляются
представления об устройстве голосового аппарата.
В результате второго года обучения обучающийся должен:
- использовать правильную певческую установку;
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;
- осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно готовиться к исполнению
вокализа.
В течение учебного года необходимо проработать:
- мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;
- 2 - 3 песни в ансамблевом, хоровом и в индивидуальном исполнении;
В конце 1 - го полугодия на академическом концерте исполняет 1-2 произведения.
В конце 2 - го полугодия на отчётном концерте обучающиеся исполняют:
- 5-6 произведения из репертуара за учебный год.
3 год обучения:
№

Разделы программы и темы
занятий

1

Вводное занятие.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Певческая установка.
Певческое дыхание
Музыкальный звук. Высота
звука. Работа над звуковедением и
чистотой интонирования.
Работа над дикцией и
артикуляцией
Формирование чувства
ансамбля
Средства музыкальной
выразительности
Звуковедение. Вокальные
регистры. Атака Звука.
Основы музыкальной и
нотной грамоты
Формирование сценической
культуры. Работа с фонограммой
Музыкально-исполнительская
работа
Итоговые мероприятия
Всего часов:

Всего
часов
2

В том числе
теория практик
а
2

Форма аттестация
контроля

26

2

24

Беседа,
прослушивание
Практическая работ

24

2

22

Практическая работ

24

2

22

10

2

8

30

2

28

10

2

8

24

2

22

22

2

20

38

2

36

Опрос
Практическая работ
Теория
Практическая работ
Теория
Практическая работ
Теория
Практическая работ
Беседа, Практическа
работа
Беседа, Практическа
работа
Практическая работ

6
216

20

6
196

Планируемые результаты освоения обучающимися Программы 3 года обучения.
На третьем году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее
вокально-технических навыков, включаются новые элементы народного исполнительства.
В результате третьего года обучения обучающийся должен:
- использовать правильную певческую установку;
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
- должен быть развит гармонический и мелодический слух.
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно
формировать гласные и произносить согласные звуки;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;
- осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно готовиться к исполнению
вокализа.
В течение учебного года необходимо проработать:
- мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;
- несложный вокализ (песню без текста);
- 2 - 3 песни в ансамблевом и хоровом исполении;
- 1-2 несложных произведения в сольном исполнении.
В конце 1 - го полугодия на академическом концерте исполняет 1- 2 произведения.
В конце 2 - го полугодия на отчётном концерте обучающиеся исполняют:
- 1 песню в индивидуальном исполнении.
- 1 - 2 произведения из репертуара за учебный год.
1.2. Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальной
студии могут быть различными. Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание и диагностика.
1. Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед
началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед
началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых
произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с
навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение
продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
2. Музыкальный звук.
Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный,
свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука.
Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса,
умения использовать головной и грудной регистры.
3. Работа над дикцией и артикуляцией.
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество
произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное
положение губ, освобождение от зажатости и 16 напряжения нижней челюсти, свободное
положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их
округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание
согласных.

4. Формирование чувства ансамбля.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических
ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших
длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование
произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и
медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения
двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму –
заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога –
подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также
необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на
сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности
детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
1. Звуковедение.
Фразировка в песне. Направление мелодии по высоте. Плавное пение: legato. Раздельное
пение: nonlegato. Отрывистое пение: staccato. Связное пение.
2. Вокальные регистры. Атака звука.
Тембр голоса. Нижний регистр голоса. Средний регистр голоса. Верхний регистр голоса.
Атака звука. Ударение в слове. Акцент. Активная подача звука. Мягкая атака звука.
8. Музыкально-исполнительская работа.
Пение песенного репертуара. Пение произведения в характере. Пение произведения в унисон.
Головной и грудной регистр. Подбор и пение песенного репертуара.
Исправление ошибок при пении. Формирование вокальных навыков в жанре народного пения.
9. Средства музыкальной выразительности.
Средства музыкальной выразительности помогают музыке меняться, развиваться, звучать
интересно, ярко, красочно, выразительно, а исполнителям песен помогают передавать свои
чувства, настроение, характер и образы через звук.
Сравнить средства музыкальной выразительности можно с живописью, с архитектурой.
Каждый вид искусства имеет дело со своим особым материалом: живопись – с красками;
архитектура, скульптура – с различным строительным материалом. Основным материалом
музыки является звук. Если представить песню в виде цветка без музыкальных выразительных
средств звучать она будет звучать не интересно, блекло, невыразительно.
Итак, к средствам музыкальной выразительности в вокале относятся:
- движение звука;
- тембр;
- динамика и баланс;
- штрихи, окраска звука;
- интонация и музыкальная речь,
- гармония и лад;
- фраза и форма;
- метр и ритм;
- темп;
- образ;
- артистизм.

1.3. Результаты по всей программе.
Личностные :
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности
в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования.
Метапредметные :
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные:
- участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города,
региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных
задач;
- познавательные :
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные :
- разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных
произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
постижение нотной грамоты;
- знание особенностей музыкального языка;
- применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- создание коллективных музыкально-пластических композиций;
- исполнение вокальных произведений разных жанров.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
- 36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.202_ г.
Конец учебного года: 31.05.202_ г.
2 полугодие ОП
По
годам 1 полугодие ОП Зимние
Летние
обучения
каникулы
каникулы
1-й
год
01.01.обучения
02.09.- 31.12. 17
11.01-31.05.
19 нед 01.06.-31.08.
нед. 10.01.

2-й
год
02.09.- 31.12.
обучения
3-й
год
обучения
02.09.- 31.12.

17
нед.

01.01.10.01.

11.01-31.05.

19 нед 01.06.-31.08.

17
нед.

01.01.10.01.

11.01-31.05.

19 нед 01.06.-31.08.

Сроки контрольных процедур:
Входящая диагностика(проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;
Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) –
декабрь;
Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.
Открытые занятия с приглашением администрации ОУ и родителей проводятся три
раза в год: ноябрь, февраль, май.
Формами контроля являются:
подведение итогов каждого
занятия, оценка деятельности педагогом;
проведение занятия в форме просмотра работы всей группы;
проведение
открытых
занятий
для
родителей
и
педагогов;
запись занятий на видеокамеру с последующим просмотром, обсуждением и анализом;
участие в фестивалях, конкурсах.
2.2. Оценка достижений результатов.
Для достижения высокого уровня освоения дополнительной образовательной
программы всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного
процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения
дополнительной образовательной программы и индивидуального развития ребенка.
Актуальность диагностики заложена в необходимости отслеживания результатов
на всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и
повышении качества образования, в формировании и развитии творческих способностей
детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного
материала, творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга
образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных данных.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в
учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
В ходе диагностики по программе «Мир песен» отслеживаются следующие показатели:
• мониторинг результатов обучения детей (уровень обученности): творческие
способности, развитие художественного воображение, мелодичность, чистое
интонирование, ритмичность (Приложение №1)
• творческого развития (уровень развития): внимание, восприятие, мышление,
воображение (Приложение №2)
• личностного развития (уровень воспитанности): культура поведения в коллективе,
нравственность,
гуманность,
дисциплинированность,
ответственность,
самостоятельность, активность, организаторские способности, коммуникативные
навыки. (Приложение №3)
Этапы диагностирования
Диагностика проводится в несколько этапов:
•
вводная диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система
тестовых заданий вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей
детей и предназначена для индивидуальной диагностики детей. Проведение диагностики

необходимо для развития ребенка, выявления начального уровня развития творческого
потенциала.
В ходе тестирования детей первого года обучения определяется уровень их природных
данных и возможности их развития.
Тестовые задания второго года обучения дают представление об уровне общего
развития, внимания и трудолюбия ребенка.
• промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) –
позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы
обучающимися, динамику творческого и личностного развития, соответствие его
прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и методов
обучения, а также при необходимости скорректировать их;
• итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – это определение
уровня освоения обучающимися программы и отслеживание динамики индивидуального
развития.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью
выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая
аттестация обучающихся проводиться в следующих формах: самостоятельные работы
репродуктивного характера, отчетные мероприятия (открытые занятия, фестивали,
дополнительные конкурсы).
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаѐтся сертификат об успешном
окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служит также, освоение программы по
уровням обучения успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание
стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности,
развитие чувства ответственности и коллективизма.
Показателем развития личности в ходе освоения материала данной программы является
сформированность у обучающихся следующих компетентностей:
Ценностно-смысловые (ценностно-ориентационные):
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к данной
сфере деятельности;
- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных
позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,
осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых установок;
- стремление к осуществлению индивидуальной дополнительной общеобразовательной
траектории с учетом общих норм и требований.
Общекультурные:
- умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- владение культурными нормами и традициями; владение эффективными способами
организации свободного времени;
Коммуникативные:
умение представлять себя, свой коллектив, ДТСР «Форус», страну в ситуациях
межкультурного общения;
владение способами взаимодействия с окружающими людьми;
владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения, умениями искать и находить компромиссы;
умение позитивно общаться в полиэтническом, поликультурном и
многоконфессиональном обществе.

2.3. Оценочные материалы.

№

Приложение №1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Вокальной студии «Номин»
20_ - 20 учебный год
Педагог дополнительного образования:
Название творческого объединения:
год обучения 1
группа 1
Ритмичность
А/раз. (18-20 б)
ФИ ребёнка , Развитие Мелодич Чистое
возрастная
художест ность
интониров
Ч/раз. (15-17 б)
Ч/тор.(до 15б)
группа
венного
ание
воображе
ние
В П И В П И В П И
В
П
И
В
П
И

1
2
3
А-5
Чр-7
Чт-4

Критерии: Развитие
художествен
ного
воображение

Мелодичность

Чистое
интонирован
ие

5 баллов

высокая

Максимальная
сила

4 балла

средняя

Средняя сила

Согласованно отличное
сть по слуху,
ритму
Частичная не хорошее
согласованнос
ть

3 балла

низкая

относительное

Не
согласованнос
ть мышц

Ритмичность

плохое

А- А-12
Чр-4
9
Чр Чт-0
-5
Чт1

развитие
художест
венного
воображе
ние
Активное
развитие
(18-20 б)
Частично
е
развитие
(15-17 б)
Частично
е
торможен
ие
(до
15б)

Выводы: диагностировалось
детей, из них___ детей набрали высокие баллы от 18 до20
баллов, среднее количество баллов набрал _ человека, низкие баллы набрал - человек. При

входном диагностировании показатели были значительно ниже: высокие баллы набрали_,
средние- _ человек набрали, низкие баллы – _ чел.
20_ – 20_ учебный год
1-й год обучения 1 группа
результаты за 1 полугодие
Высокий уровень - %
Средний уровень - %
Низкий уровень - %

результаты за 2 полугодие
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень - %
Приложение №2
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ

Критерии диагностики:

ВКЛЮЧЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РЕБЁНКА
20_ -20_г
Педагог дополнительного образования:
Название творческого объединения:
год обучения ; группа
5
бал

Концентрац
ия в течение
45 мин

4
бал

Концентрац
ия в течение
30 мин

3
бал

рассеянное
внимание

Объяснение, долговремен
показ новой ная
темы 1 раз
сенсорная
(образная)
память:
пересказ
алгоритма
действий
Объяснение, долговремен
показ новой ная память,
темы
2-3 пересказ
раза
темы, задач,
определений
..
многократно
е
объяснение
темы

"В" - входная диагностика
"Р" - рубежная диагностика

совершенству
ется
мыслеобраз и
переноситься
в эскиз

Совпадени
е
результата
воспитанни
ка
с
эскизом

удерживается
мыслеобраз и
переноситься
в эскиз

Частичное
отклонение
результата
воспитанни
ка
с
эскизом
(самоанали
з)

кратковреме копирование
нная память эскиза
- частичное
воспоминан
ие

Точное
воспроиз
ведение
пройденн
ого
материал
а

Неуверен
ное
воспроиз
ведение
пройденн
ого
материал
а
Ошибочн
отклонение ое
результата воспроиз
воспитанни ведение
ка
с пройденн
эскизом
ого
материал
а

Воспроизведение
(извлечение
информации
из
памяти)

1год
обучения

Внимание
(сосредоточенность психич.
Восприятие
(процесс приёма и
преобразова-ния
Память
(способность
на
короткое
или
Воображение
(процесс особого
отражения
Мышление
(процесс
обобщённого
отражения

№ ФИ
ребёнка,
возрастна
я 1 группа

В
2
0
2
1

В
20
21

В
2
0
2
1

В
2
0
2
1

В
2
0
2
1

В
2
0
2
1

В
2
0
2
1

В
2
0
2
1

В
2
0
2
1

В
2021

В
2
0
2
1

В
20
21

Активное
развитие
(28-30
б);
частичное
развитие
(25-27
б).
Торможение
(до 25 б)
В
В
2021 2021

1
2
итого:

А чел
ЧР
–
чел
Тор
чел

20 – 20 учебный год
1-й год обучения1 группа
результаты за 1 полугодие

результаты за 2 полугодие

Высокий уровень - %
Средний уровень - %
Низкий уровень - %

Высокий уровень -%
Средний уровень -%
Низкий уровень- %

А
чел
ЧР –
чел
Тор чел

Приложение № 3
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 -20 ,
год обучения, группа
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 2 год обучения)
Я оцениваю Меня
оценивает
себя
педагог
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки

Итоговые
баллы

2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в
центре и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
Дома творчества
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый
обучающийся имеет 5 оценок.
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Уровень
воспитанности

Средний балл

в моей
Прекрасное
жизни

Я и школа

Отношение
природе

Прилежание

Любознательность

№ Фамилия,
имя
п/ обучающ
п егося

к

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы

са
м

В группе

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

са
м

педа
гог

обучающихся

имеют высокий уровень воспитанности
имеют хороший уровень воспитанности
имеют средний уровень воспитанности
имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки
6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6
оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным
определением уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные
вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие
отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее
задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные
вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко
выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за
помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто
проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется.
Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под
присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на
природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко.
Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское
отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно
участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен.
Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен,
переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию
учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с
людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего
поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с
людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя.
В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В
отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя,
не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг
себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой.
Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт,
причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не
причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических
правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
2.4. Методические материалы.

Организационно-педагогические условия программы
Реализация данной программы базируется на следующих принципах:
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от
простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
обучающегося;

- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности
- природосообразности обучающегося;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Также программой предусмотрено посещение мероприятий, выставок и музеев с целью
ознакомления обучающихся с красотой и богатством окружающего мира, а также
воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу,
любви к природе.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой
предусмотрены следующие виды занятий:
• слушание музыки;
• анализ проделанной работы;
• пение под живой аккомпанемент;
• знакомство с музыкальными инструментами.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются
время года и интересы обучающихся.
Методы организации занятий:
- наглядные (используется при показе иллюстративного материала, например при
изучении строения гортани, смыкания связок, работы вокального дыхания – грудная клетка,
диафрагма и низ живота;
- словесные (включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, беседу,
обсуждение, сообщение задач, доступный для детского восприятия, анализ;
- игровые (включает в себя песенные игры, игры на развитие творческих
способностей)
Формы работы на занятиях по вокалу:
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные,
комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);
-использование ИКТ;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации...);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместноиндивидуальные,
совместно-последовательные,
совместно-взаимодействующие,
коллективные...);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый,
творческий…);
- импровизация;
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных,
социальных…);
-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);
-деятельностный подход в обучении.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы,
что воспитывает у обучающихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает
способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от
которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические
занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории
развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное
время уделяется практическим занятиям.
Педагогические технологии

Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению приходит обучение
развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной
личности, развитие творческого потенциала обучающихся, развитие у детей устойчивой
положительной мотивации к занятиям. А значит, педагогам сферы дополнительного
образования в целом и педагогам в частности необходимо использовать в своей работе новые
методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные технологии.
Современные педагогические технологии в обучении детей вокалу весьма
разнообразны. К их числу относятся личностно-ориентированные технология, технология
обучения в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии,
технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.
1. Личностно-ориентированные технологии
Среди личностно-ориентированных технологий в обучении вокалу возможно
применение технологии разноуровневого обучения, в соответствии с которой обучающиеся
разделяются на «малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено.
В дополнительном образовании в процессе набора и комплектации новых групп многие
коллективы сталкиваются с проблемой недобора детей. Если же коллективу удается
провести хороший набор, и принять большое количество учащихся в группу одного года
обучения, то делить их приходится ни на «талантливых» и «малоуспевающих», а на
учащихся первой и второй смены.
Тогда встает вопрос, как же данная технология обучения применяется в вокальных
коллективах?
1. В системе обучения дополнительного образования, как и в школе, используется
усложнение программы по годам обучения, а также добавление новых предметов и
увеличение физической нагрузки. Зачисление обучающегося на определенный год обучение
происходит на основе анализа навыков и умений ребенка. Педагог распределяет
обучающихся по группам в соответствии их возрасту, и в таких случаях, когда возраст не
позволяет зачислить ребёнка в группы первых годов обучения, а его физические данные в
старшую группу к сверстникам, для обучающегося подбирается средний вариант –
возрастная категория группы близкая к его возрасту и средний уровень сложности
программы обучения.
2. Использование технологии разно- уровневого обучения во время постановочной
работы (ансамбль). Педагог выбирает из групп обучающихся чьи навыки и умения на
среднем уровне и выше и работают с ними над конкурсным и концертными номерами, с
остальными прорабатываются только концертные постановки.
3. Кроме того, для «талантливых» обучающихся создаются номера с малым количеством
исполнителей – так называемые, сольные номера.
Таким образом, даже при малой вероятности включения в образовательный процесс
технологии разно уровневого обучения, педагог по вокалу старается следовать современным
требованиям к обучению, отвечающим запросам современного общества.
2. Технология обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет организовать обучение детей в тех формах, традиционно
применяемых на занятиях вокалом. Технология обучения в сотрудничестве основана на
применении индивидуально-групповой и командно-игровой работы. На занятиях вокала
перед каждым ставится цель: овладеть мелодией и текстовым материалом своих вокальных
партий. Обучающиеся, продвинувшиеся дальше других в освоении программного материала,
становятся ведущими в своих голосах, выполняя функции организатора, руководителя или
ведущего исполнителя и могут проиллюстрировать, т.е. пропеть и подсказать тем ребятам,
которые еще не усвоили мелодию. В результате между всеми устанавливается постоянное
сотрудничество с элементами соревнования. Какое-то время педагог регулярно помогает
ведущим ученикам, но в дальнейшем эти функции учащиеся выполняют самостоятельно, что
создает для педагога возможность работать дифференцированно с каждым участником
вокального коллектива. Эта технология вполне применима на занятиях разновозрастного и
разно уровневого состава, где старшие обучающиеся обучают младших.

3. Игровые технологии.
Указанные
технологии
обладают
средствами,
активизирующими
и
интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая
игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкальноритмических задач. Наиболее часто игры применяются в подготовке детей дошкольного и
младшего школьного возраста, однако игровая форма применима и в занятиях с более
старшими занимающимися, если содержание игры будет адаптировано к их возрасту.
Известно, что игра не только повышает настроение, развивает координационные
способности, физические качества, помогает лучше воспринимать материал, повышает
функциональные возможности организма. Игровая форма стимулирует у детей,
занимающихся вокалом, интерес к выполнению того или иного задания, позволяет педагогу
несколько раз повторить одно и то же задание с целью усвоения какого-либо двигательного
навыка и согласовать движение с музыкой. Музыкальные игры и игровые упражнения
развивают музыкальную память, чувство ритма; способствуют совершенствованию и
закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с
музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал.
4. Импровизация
Голос, как музыкальный инструмент. Дети - «Композиторы» - сочиняют вокальную
партию (песню).
Музыкальные ударные инструменты (треугольник, ложки, маракасы, барабан,
трещотки). Дети - «Композиторы» - сочиняют музыкальное сопровождение к вокальной
партии.
5. Здоровьесберегающие технологии.
Данный вид технологии представляет собой целостную систему воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в
процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Целью
здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение занимающимся
вокалом возможности сохранения здоровья, формирование у них необходимых знаний,
умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний
в повседневной жизни.
6. Технология проектной деятельности.
Проект как технология включает в себя 5 «П»: 1. Проблему; 2. Проектирование или
планирование; 3. Поиск информации; 4. Продукт; 5. Презентацию.
Использование метода проектов в обучении вокальным дисциплинам – средство, способное
обеспечить высокую эффективность эстетического воспитания, ведь главная особенность
проектной деятельности – осуществление ее в пространстве возможностей, где какие-либо
готовые решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает фантазию,
познавательную и творческую активность занимающихся, повышает самостоятельность
мышления.
7. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии.
Аудио или видеозапись.
Такие технические средства обучения как магнитофон, компьютер очень хорошо
помогают современным педагогам. С их помощью педагог и обучающийся могут
прослушать или просмотреть запись занятия несколько раз. Такое прослушивание или
просмотр с комментариями педагога позволяет обучающемуся дать правильную оценку
качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю, это
неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и
вокального мастерства.
С его помощью можно создать собственную музыкальную композицию, аранжировать
ее, произвести транспонирование, нотный набор текста и т.д.
2.5.
Условия реализации программы.

Основным условием для занятий вокалом является творческая атмосфера. Для
эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня
овладения детьми музыкальному искусству. Дети будут знать специальную терминологию,
получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными
художественными материалами и инструментами вокального искусства.
Для успешной реализации программы необходимо:
1.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь
соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности,
педагогические методы и приемы, владеть современными педагогическими технологиями,
ИКТ.
2.
Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные
материалы.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением
новых информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме
описаны формы, методы, приёмы, умения, навыки работы с детьми по вокалу.
3 Дидактическое обеспечение: памятки, рекомендации и мультимедийные материалы.
4.
Материально-техническое обеспечение:
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации
рабочего пространства кабинета. Помещение хорошо освещено. Удобные парты, стулья.
Оборудование и материалы
- парты
- стулья
- доска
- ноутбук
- музыкальный центр для прослушивания музыкальных записей;
- колонки
- концертные костюмы;
- книги по вокалу, справочные издания
Художественные материалы
- фонограммы
-музыкальные инструменты
Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры
(музеи, театры).

Требования к репертуару:
1. Художественная ценность произведения.
2. Доступность для понимания детей.
3. Соответствие возрастному диапазону.
4. Песня должна представлять интерес для детей.
5. Песня должна соответствовать вокальному росту ребёнка.
Репертуар вокальной студии «Номин»
1. «Нарисуй» сл. и муз. И. Крутой
2. «Мама будь всегда со мною рядом» сл. и муз. А. Чешегорова
3. «Мама – одно есть слово на планете»
4. « Я хочу во сне летать», сл. и муз. И. Крутой
5. «Мамочка», сл. Н. Осошник, муз. В. Осошник
6. Дарите женщинам цветы, автор Данияр Рахметжанов
9. «Матушка Россия», сл. и муз. Л. Николаевой
10. «До чего же ты красива моя русская земля»
11. «Десятый наш десантный батальон», сл. и муз. Б. Окуджава

12. «Солдат победил войну», сл. и муз. Т. Залужная
13. «Я хочу чтобы не было больше войны», сл. и муз. А. Петряшевой
14. «Родина моя, сл. Рождественский Р. и муз. Тухманов Д.
15. «Верните память», сл. и муз. М. Захарова, М. Якшиева
16. «Если с другом вышел в путь», сл.Танич М. и муз Шаинский В.
17. «Новогодняя» сл. Ильичев В. и муз. В. Егоров
18. «Зимняя песенка», сл. Т. Эльичев, муз. С. Найдуи
20. «Лесной олень», сл. Ю. Энтин, муз. Е. Крылатов
21. «Маленький кораблик», сл. и муз. В. Колесникова
22. «У моей России длинные косички», сл. Н. Соловьева, муз. Г. Струве
23. «Ветеранам минувшей войны», сл. Атрохова Н., муз. Васильев Б.
24. «Облака» Сл. Олейник Е. и Ольханский А. И муз. Ольханский А.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Используемая литература:
1. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства : учебное пособие / Н.
Б. Гонтаренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 192 с
2. Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. – Москва, 1974.
3. Дмитриева Л.В. Основы вокальной методики. Москва, 1968.
4. Малинина Е. Вокальное воспитание детей. – Ленинград, 1967.
5. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Программа.методические рекомендации. –
Москва : Воениздат, 2003. – 256 с.
6. Егорычева, М. И. Упражнения для развития вокальной техники : учебноепособие / М. И.
Егорычева. – Киев : Музична Украина, 1980. – 113 с.
7. Жарова, Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению / Л. М. Жарова. –Москва :
Музыка, 2002.
8. Исаева, И. О. Эстрадное пение / И. О. Исаева. – Москва : АСТ, 2007. – 319 с.
9. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению : учебно-методическоепособие / О.
В. Кацер. – Санкт-Петербург : Музыкальная палитра, 2008. – 54 с.
10. Коллиер, Д. Л. Становление джаза / Д. Л. Коллиер. – Москва : Радуга, 1984.
11. Кудрявцева, Т. С. Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А. Н. / Т. С.Кудрявцева. –
Москва : Рипол классик, 2006. – 153 с.
12. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. СанктПетербург :
Музыка, 2002. – 88 с.
13. Мархасёв, Л. С. В легком жанре / Л. С. Мархасёв. – Санкт-Петербург :Композитор, 2006.
– 500 с.
14. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. –Москва : Айриспресс, 2007. – 95 с.
15. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А.Михайлова. –
Москва : Академия Развития, 2005. – 129 с.
16. Огороднов, Д. Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой иэмоциональнодвигательной культуры человека / Д. Е. Огороднов. – Москва : АСТ,2009. – 245 с.
17. Орф, К. Музыка для детей / К. Орф. – Санкт- Петербург : Музыка, 2010.
18. Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины,кроссворды / О. К.
Разумовская. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 214 с.
19. Риггс, С. Поем как звезды / С. Риггс. – Москва : Guitar College, 2000. – 104 с.\
20. Рудин, Л. Б. Основы голосоведения / Л. Б. Рудин. – Москва : Граница, 2011. –104 с.
21. Павлищева, О. П. Высокая позиция звука / О. П. Павлищева. – Москва :Музыка, 2005.
22. Павлищева, О. П. Практическое овладение певческим дыханием / О. П.Павлищева. –
Москва : Музыка, 2007. – 178
23. Струве, Г. А. Школьный хор / Г. А. Струве. – Москва : Просвещение, 2000. –270 с.
24. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.
П.Стулова.Москва : Просвещение, 2010. – 248 с.

Литература для учащихся:
1.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт –
a.
Петербург. 1997
2.
Радынова О.П. Слушаем музыку. –Москва, 1990.
3.
Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. – Москва, 1974.
4.
Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста – Москва,
1967.
5.
Хубриков М.Б. Антология бурятской детской песни. – У-У., 2014.
Литература для родителей:
1.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Санкт –
2.
Петербург. 1997
3.
Радынова О.П. Слушаем музыку. –Москва, 1990.
4.
Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. – Москва, 1974.
Электронные образовательные ресурсы:
1. https://vk.com/wall-34762452_59713
2. https://m.youtube.com/channel/UCMrP7Gmy4YJakuX2sPgTT2Q
3. https://www.youtube.com/watch?v=BygJKPV6s0I
4. https://music-education.ru/chto-takoe-solfedzhio/
5. https://youtu.be/gOwWcfkgKdc
6. https://audio-vk4.ru/?mp3=Детская+Вокальная+Студия
7. https://music.yandex.ru/genre/детская%20музыка/artists


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».