Намсараева ЕВ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Искусство танца» относится к художественной направленности, которая
является одной из самых востребованных в системе дополнительного образования.
Настоящая Программа разработана в соответствии следующих нормативно правовых
документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября 2022
г. Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
1.Основные характеристики программы.
1.1.Направленность.
Дополнительная образовательная программа «Искусство танца» имеет художественную
направленность.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует
их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. В свою очередь сильное,
красивое тело способствует формированию духовно-сильного и красивого человека.
Знакомство с богатством танцевального творчества народов, элементы которого органично
включены в современную хореографическую культуру, служит действенным средством
идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Помимо этого, занятия хореографическим искусством помогают организовать свободное
время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где, кроме
эстетического наслаждения, обучающиеся получают богатый опыт совместной деятельности,
решения возникающих проблем, общения (а общение, как известно, - ведущий вид
взаимодействия людей и один из компонентов здорового образа жизни), учатся жить и работать
с другими людьми, учатся познавать себя и окружающий мир.
1.2 Актуальность программы
Занятия детей хореографией позволяют решить одну из самых актуальных для
сегодняшнего дня задач – ранее выявление и развитие способностей детей через физическую
активность, посредством хореографии, что благотворно влияет на развитие физических,
музыкальных и психологических данных ребенка и способствует формированию цельной

разносторонней личности. И, конечно же, умение плодотворно использовать свободное время
от занятий в школе.
Новизна
На занятиях применяются такие нововведения, как: дыхательная гимнастика, биомеханика
и игровые технологии в учебных занятиях. При правильном использовании дыхания в
упражнениях, связанных с растяжкой, результат достигается намного быстрее. Знание
биомеханики тела, позволяет правильно подготовить, и в нужный момент развернуть костную
основу тела так, чтобы мышцы могли свободно, без боли растягиваться. А игры во время
занятий помогают ребенку намного быстрее и интереснее понять поставленную педагогом
задачу.
1.3. Педагогическая целесообразность
Используя педагогический опыт, методы, средства, формы, происходит развитие ребенка
по средствам хореографического искусства.
В программе используется методы игровые, практические, оценочные, объяснения,
сравнения, наглядности и т.д.
Педагогическая целесообразность программы «Искусство танца» обусловлена
возможностью приобщения обучающихся к лучшим традициям хореографической культуры
через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой
деятельности.
1.4.Отличительные особенности программы
Данная программа направлена на создание целостной культурно-эстетической среды для
успешного развития ребенка. Под культурно-эстетической средой понимается совокупность
следующих условий организации жизнедеятельности обучающихся:
- предложение различных видов деятельности: танца, игры, познания, общения для
творческого самовыражения;
- создание дружного разновозрастного хореографического коллектива;
- приоритет духовно-нравственных ценностей в организации образовательного процесса и
творческой жизни детского коллектива.
Отличительной особенностью программы заключаются в синтезе классической методики
обучения хореографии и национального бурятского колорита. Специфика предполагаемой
деятельности детей обусловлена применением интегрированного и комплексного подхода.
1.5. Адресат программы.
Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 14 лет. Основной контингент
объединения младшие школьники и подростки.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 6 до 10лет. Это возраст
относительно спокойного и равномерного физического развития. Ведущей деятельностью
становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни
ребенка. Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие
психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и
восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством
воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и
новые стороны. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.
Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их
произвольность, продуктивность и устойчивость.
Средний школьный возраст от 11-14 лет - переходный от детства к юности и
характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание на такую
психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит,
что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и дела, а быстрая переключаемость
внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Средний
школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития.

В этом возрасте обучающимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту. В этом возрасте важное значение приобретаетчувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Поэтому руководитель объединения должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка,
больше уделять внимание индивидуальной работе. Ему необходимо обратить внимание на
формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных
идеалов. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации.
1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Срок реализации программы: 3 года обучения. Общее число часов на весь период
обучения по программе составляет 504 часа (144 часа 1-2 года обучения и 216 часов - 3 год
обучения)
Программа рассчитана на трехгодичный цикл обучения по учебному году в 36 недель.
Дети занимаются:
- 1 и 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, где один час приравнивается к 30 (45)
минутам, между каждым часом занятия есть 5-ти минутная пауза для отдыха.
- 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, где один час приравнивается к 45 минутам,
между каждым часом занятия 5 минутная пауза для отдыха.
1.7. Форма обучения.
Форма обучения очная.
1.8. Режим занятий
1-й год обучения занятия проводятся 4 часа (2/2ч) в неделю . Это позволяет ознакомиться с
базовыми основами классического танца и навыкам по ритмике.
2-й год и 3 год обучения занятия проводятся 6 часов в неделю (2/2/2 ч- 3 раза в неделю по 2
часа или 3/3- 2 раза в неделю по 3ч)
1.9. Форма организации детей на занятии:
Общие принципы построения занятий предполагают сочетание разнообразных форм,
видоизменяющихся применительно к конкретным условиям: уровню подготовленности и
составу занимающихся.
Формы организации деятельности
1.
Групповая
2.
Индивидуально-групповая
3.
Игровая
1.10. Цель программы:
-создание условий для формирования танцевальной культуры, посредством изучения
направлений в хореографии.
-формирование условий для разностороннего развития индивидуальных особенностей
личности обучающихся посредством изучения различных направлений в хореографии.
-ранее выявление детского потенциала и приобщение через хореографическое искусство
до самореализации в постановке (1 год), выступлении на публике (2 год), на региональном
уровне и международных конкурсах и фестивалях (3 год).
1.11. Задачи:
Образовательные:
-Обучить базовым основам и навыкам по ритмике, классическому, современному и народному
танцам.

-Ознакомление с основами музыкальной грамоты, с танцевальной французской
терминологией.
-Обучение навыкам постановочной и концертной деятельности.
Развивающие:
-Развитие профессиональных интересов к искусству хореографии
-Развитие мышечной, зрительной памяти, музыкального слуха, координации тела, ориентации в
пространстве.
-Развитие индивидуальных способностей ребенка.
-Развитие пластики, эластичности и гибкости тела.
-Развитие музыкального слуха, чувства ритма, актерского мастерства.
Воспитательные:
-Воспитание личных качеств характера: целеустремлённости, трудолюбия, чувства
товарищества и взаимопомощи.
-Воспитание эстетического вкуса, приобщение к миру прекрасного,
-Раскрытие внутреннего потенциала, раскрепощение и повышение самооценки внутри
коллектива
1.12. Календарно-тематический план
Календарно – тематический план 1 год обучения
Тема занятий
Всего Теория Практика
Раздел №1

Раздел №2

Раздел №8

Вводное занятие
Ритмопластика
Игровые технологии,
Музыкальная грамота,
Координация тела
Par terre
Детский танец
Ориентация в пространстве,
Постановка танцевального
этюда
Техника исполнения
Итоговые занятия
Открытое занятие
Концертная деятельность
ИТОГО

2
64
32

2
17
6

47
26

32
72
23

11
14
4

21
58
19

49
6
4
2
144

10
33

39
6
4
2
111

Форма
аттестации
Опрос
Зачет

Опрос

-

Вводная часть
Знакомство учащихся с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с правилами
поведения в учреждении и в кабинете. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с ДТ
"Форус"; с понятием "хореография", знакомство друг с другом.
Раздел Ритмопластика
На занятиях соединены упражнения по ритмике и гимнастике. По программе учащиеся
смогут научиться выполнять следующие упражнения и задания:
- Шаги: сценический шаг с носочка, шаги на носочках и пяточках, с подъемом колена, с
захлестом ноги назад.
- Игры по изучению анатомии своего тела.
- Par terre, с работой над дыханием: "Складочка", "Бабочка", "веревочка", мостик с пола,
"Лодочка", "Лягушка", "Кошечка моется", мостик с пола (ноги и локти вытянуть, мостик с

положения стоя), "Комочек", "Бабочка сложная", "Кораблик", "Лягушка", «Веревочка». Работа
со стопами ног: «Карандаш в пальчиках на полку и с полки»
- У станка подъем ноги с помощью руки на 180.
- Allegrо (pas soute по 6 поз., поджатые, "ножницы", прыжок на одной ног), pas soute по
VI, II, IV поз. с руками
- Игры "Знакомство по кругу через движения", «Надуть шар», "Жизнь цветочка".
- Ритмический рисунок на музыку - счет вслух (4/4), счет – хлопки (4/4), шаги на месте
с подъемом колена – счет вслух (4/4), шаги по кругу с носочка – счет вслух (4/4), шаги по
кругу- счет вслух – хлопки (4/4). Музыкальный ритм с маршем на месте, с хлопками на счет
"1", с притопом на счет "1", со счетом вслух.
- Релаксация. Для восстановления организма ребенка.
- Правое и левое колесо. Правое и левое колесо (подряд)
- Координацию: "Нос и честь", "Нос и ухо". Координация рук (1 комбинация – вперед,
отдельно 2 комбинация - назад), (1 комб. Вперед и 2 комб. назад- соединить)
Раздел Детский танец
Занятия детским танцем готовят ребенка к достойному выходу на публику.
Проучиваются:
- Танец "Утят", танец- игра "Вальс" со словами и движениями.
- Знакомство с рисунками: линией - одной и двумя; круг- один, два; змейка; построение
в колонну- одна, две, три, четыре; диагональ - правая , левая; шахматный порядок.
- Развод танца. Отработка характера танца, техники исполнения движений и точность
выполнения рисунка танца.
- Игры на ориентацию в пространстве: «Самолетик», «Магнит-антимагнит», «Космос».
(закрытыми глазами двигаться медленно), «Полет на планету Марс», «Робот», «Тряпичная
кукла».
- Знакомство и работа на сцене.
Раздел Открытые занятия и отчетные концерты.
Данный раздел очень важен в формировании личности обучающегося, т.к. именно на
отчетных и публичных мероприятиях происходит становление и укрепление творческого
начала, личного характера, мировоззрения, профориентирование и т.д. Концертные
выступления являются радостным творческим результатом любого ребенка и его родителей.
Открытые занятия проводятся три раза в год: в ноябре, в феврале и мае. Отчетный
концерт проходит один раз в год – в мае.
К концу учебного года ребенок должен
Уметь:
- правильно повторять движения, которые показывает педагог во время разминки.
- выполнять музыкально и правильно шаг с носочка; с подъемом колена; с захлестом назад
голени.
- показать упражнения в par terre – «бабочка», «веревочка», «мостик» с положения пола или
стоя, тянуть стопы.
- держать рукой развернутую ногу на 180*.
- уметь воображать и проявлять свою фантазию.
- уметь слышать музыкальный счет в мелодии.
- выполнять левое и правое «колесо»
- выполнять элементарные упражнения на координацию.
- спокойно ориентироваться в пространстве
Знать:
- знать анатомию своего тело.
- танцевать «Танец утят», «Вальс» со словами.
- рисунки танца – круги, линии, змейка, колонна, шахматный порядок.

- танец из репертуара ансамбля.

Календарно-тематический план 2 года обучения.
Краткое описание содержания программы 2 года обучения.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
Тема занятий
Всего
Теория Практика
Раздел №1

Раздел №2

Раздел №3

Раздел №4

Раздел №12

Вводное занятия
Ритмопластика
Координация движения,
Музыкальная грамота,
Игровые технологии
Par terre
Классический танец
Основы экзерсиса,
Экзерсис у станка,
Экзерсис на середине
Народный танец
Основы экзерсиса на
середине,
Элементы русского танца
Постановочнорепетиционная работа
Ориентация в пространстве,
Техника исполнения,
Постановка танцевального
этюда
Итоговые занятия
Открытое занятие
Концертная деятельность
ИТОГО

Форма
аттестации
опрос
зачет

2
49
16

2
10
6

39
10

33
30
30

4
14
14

29
16
16

15
15

5
5

10
10

опрос

42

16

26

-

42

16

26

6
4
2
144

47

6
4
2
97

опрос

-

Вводная часть
Знакомство новых обучающихся с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с
правилами поведения в учреждении и в кабинете. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с ДТ "Форус"; знакомство друг с другом.
Правила поведения обучающихся в свободное время в здании, на занятиях, в перерыве
между занятиями.
Раздел ритмопластика
На 2 год обучения, в занятия вводится парная работа. Все упражнения повторяются,
закрепляются и усложняются. По программе учащиеся смогут научиться выполнять следующие
упражнения и задания:
- Шаги те же, но к ним присоединяется работа разного положения рук из русского танца.
- Par terres, с работой над дыханием: "Мед на животе", "Бабочка", "веревочка",
"Лодочка", "Лягушка", "Кошечка моется", "Правый и левый шпагат", мостик с пола (ноги и
локти вытянуть, руки и ноги соединить мостик с положения стоя, мостик из положения стоя –
туда-обратно), "Комочек", "Бабочка сложная", "Кораблик", "Лягушка" (с дополнением под
коленом), "веревочка" с опорой на лавочку, складочка (тянуть друг друга), на веревочке (тянуть
друг друга), "бабочка в паре" (давить на колени и корпус сзади), Работа со стопами ног:

"Карандаш в пальчиках на полку и с полки", подъем стоп в сидячем положении на коленях,
releve на подъем стопы у станка.
- У станка подъем ноги с помощью руки на 180 и на середине.
- Allegrо (pas soute по 6 поз., поджатые, "ножницы", прыжок на одной ног), pas soute по I,
II, IV, V, VI поз. с руками, по II поз. в повороте на 180`
- Релаксация. Для восстановления организма ребенка.
- Правое и левое колесо. Правое и левое колесо с прыжка. Правое и левое колесо
(подряд, с прыжка). Медленное правое и левое колесо (показать "веревочку"). Колесо на одной
руке.
- Координацию: Координация рук (1 комбинация – вперед, отдельно 2 комбинация назад), (1 комб. Вперед и 2 комб. назад- соединить), (3 комбинация - пр.р. вперед, л.р. назад), (1,
2, 1-2, 3 комб), (Пр.р. начинает, а л.р. догоняет. И наоборот).
- Проучить стойку на руках в паре. "Арабское колесо".
Раздел Постановочно-репетиционная работа
В данном разделе разводятся и отрабатываются танцевальные постановки коллектива.
Готовятся номера к выступлению на публике, сцене, конкурсам и фестивалям.
Отработка
синхронности
исполнения,
чистоты
«произнесения»,
уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы
и
ровные
круги.
Работа
над
эмоциональностью
и
танцевальностью,
над
достоверностью
сценического
образа.
Репетиции
с
реквизитом
и
деталями
костюмов.
Репетиции
в
костюмах.
Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых сложных
моментов танца: движений, рисунков. Понятие об ансамбле, как о школе внимания,
коллективного труда, личной ответственности и дисциплины.
На первых репетициях на сцене объяснить детям, что сцена - зона повышенной
травмоопасности и провести с ними инструктаж по технике безопасности на сцене.
Понятие «артистизм» исполнения. Навыки свободного взора, умение не смотреть под
ноги. Уважение к сцене: ни одной соринки и жвачки! Выход на сцену и уход за кулисы без
дешѐвых эффектов. Искусство поклонов.
- Закрепление рисунков: круги, колонны, линии, шахматка, диагонали, галочки, улитка,
змейка и т.д.
- Развод танца. Отработка характера танца, техники исполнения движений и точность
выполнения рисунка танца.
- Игры на ориентацию в пространстве: «На доверие в паре» медленными и быстрыми
шагами, «Магнит-антимагнит».
- Игры на воображение: «Архитектор», «Скульптор».
- Работа на сцене.
Раздел Народный танец
В этом разделе проучиваются движения, рисунки, характер, особенности народного
национального танца. Учащиеся учатся различать разнообразие народного танцевального
искусства. Первым изучается русский танец.
- Народный танец и его особенности. Образность терминологии народного танца.
Образность: припадание – припадаю, ковырялочка – ковыряю, моталочка – мотаю, «самовар», и
т.д.
- Поклоны, пор де бра в характере русского танца
- Ходы в русском танце Переменный ход, тройной ход, ход с каблука, простой дробный
ход, припадание, гармошка.
- Подготовка к вращениям Проучивание медленного и резкого поворотов головы, это же
в поворотах на притопах по четвертям, по половинкам и полный поворот. Поворот скоком на
полу пальцах двух ног, поворот на тройных соскоках.

- Подготовка к присядкам и хлопушкам, притопам и простым дробям
- Положения танцующих в паре и танцевальные этюды в характере
русского танца. Различные положения рук в парах, за руки; руки накрест; правая рука.
- Развод танца.
Раздел Классический танец
Классический танец – учит азам профессионального хореографического искусства.
Подготавливает тело ребенка к изучению более углубленного, сложного материала в этой
сфере. Воспитывает силу ног, пластичность рук, правильную осанку танцора, координацию
тела, музыкальный слух, выворотность, гибкость и учебную точность исполнения движений. В
этом разделе ребята проучивают:
- Выворотность. Совершенствование работы над выворотностью сидя, лѐжа на спине
(открывая прямые ноги до пола), лѐжа на животе - бабочка, стоя - позиции ног. Выворотность в
тазобедренном суставе, а также в голеностопе.
- Работа над мышцами спины и живота. Усложняем упражнения для укрепления мышц
спины, для гибкости позвоночника - мостики (продвигаясь), на локтях. Упражнения для пресса
– сила и мастерство, упражнения для снятия напряжённости позвоночника.
- Упражнения стоя. Понятие «подтянутый» корпус, положения головы, повороты,
наклоны, вращения, упражнения для плечевого пояса, упражнения на гибкость (наклоны,
перегибы, скручивания корпуса).
- Совершенствование подвижности суставов рук и ног. Совершенствование и
закрепление подвижности тазобедренного, коленного и голеностопного суставов ног. Владеть
телом трудно, поэтому необходим урок, чтобы поддерживать хорошую форму.
- Упражнения у станка.
Основная задача - постановка корпуса на простейших упражнениях классического
тренажа. Изучение позиций рук, ног, поворотов и наклонов головы, упражнений классического
тренажа. Знакомство с терминологией новых движений, их перевод.
- battement tendu из 1, 5 позиций;
- demi plie по всем позициям (кроме 4);
- battement tendu jete из 1, 5 позиций;
- passe par terre;
- demi u rond de jambe par terre (en dehors u en dedans);
- cou –de- pied основное и сзади;
- перегибы корпуса по 1 позиции;
- battement releve lent на 45.
- Упражнения на середине. По мере усвоения упражнения, проученные у станка,
переносятся на середину зала. Движения исполняются в том же темпе, что и у станка.
- постановка корпуса по всем позициям (кроме 4);
- позиции рук и ног;
- повороты и наклоны головы;
- подготовительные и 1 port de bras.
- Учебные комбинации у станка и на середине. Построение учебных комбинаций
происходит на простейших сочетаниях упражнений классического танца. Все проученные
движения комбинируются с port de bras, с поворотами и наклонами головы, с demi plie.
-Allegro. В первый год у младших школьников, из-за неподготовленности двигательного
аппарата, прыжки исполняются по свободным позициям.
- с затяжкой;
- с разножкой;
- с поджатыми ногами;
- прыжки на одной ноге;

- со скрещиванием ног;
- различные комбинации прыжков.
Средняя группа школьники начинают изучение классических прыжков.
- temps leve saute по1, 2, 5позициям;
- chagment de pieds;
- pas echappe на 2 позицию (с переменой и без перемены ног).
- Epaulement.
- точки класса;
- 1 и 2 port de bras;
Терминология хореографического искусства
Упражнения у станка и на середине
1 Preparation (прэпарасион) - приготовление, подготовка
2 Demi – plie (деми плие) – маленькое приседание
- Grand – plie (гранд плие) - глубокое приседание
- Releve (релевэ) – подъем на полупальцы или на пальцы
3 Battement tendu (батман тандю) - отведение и приведение ноги
4 Battement tendu jete (б.т.жетэ) - бросок ноги
5 Rond de jambe par terre(рон де жамб пар тер) - круг носком по полу
- Passé par terre (пассэ пар тер) - связующее движение
6 Grand battement tendu jete - большой бросок ноги на (90 и выше)
Allegro
1 Temps leve sauté (там левэ сотэ) - простой прыжок по I, II илиV поз. ног
2 Сhangement de pieds (шажман де пье) - прыжок из V в V поз., с переменой ног в
воздухе
3 Pas echappe (па эшаппэ) - прыжок из V поз.ног во II и обратно
Термины классического танца
1 Adagio (адажио) - медленная часть танца
2 Allegpo (аллегро) - быстро; прыжки
3 Aplomb (апломб) - устойчивость
4 En face (ан фас) - прямое положение корпуса, головы и ног
5 Port de bras (пор де бра) - упр. для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса
6 En dehors - вперед
7 En dedans - назад
Раздел Открытые занятия и отчетные концерты.
Данный раздел очень важен в формировании личности обучающегося, т.к. именно на
отчетных и публичных мероприятиях происходит становление и укрепление творческого
начала, личного характера, мировоззрения, профориентирование и т.д. Концертные
выступления являются радостным творческим результатом любого ребенка и его родителей.
Открытые занятия проводятся три раза в год: в ноябре, в февраля. Отчетный концерт
проходит один раз в год – в мае.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- выполнять во время шагов переход рук из одного положения в другое.
- выполнять упражнения в паре в par terre: сложная «бабочка», «веревочка», «мостик» (с
переходом на локти, с прямыми ногами, подъемом в положение стоя), правый и левый шпагат.
- держать рукой ногу в сторону на 180*
- выполнять упражнения «колесо» с разбега и прыжка, на одной руке, медленное.
- выполнять 3 комбинации в координационных упражнениях.
- выполнять в паре стойку на руках и «арабское колесо».
- выполнять и выдерживать физ.нагрузку прыжков из раздела «allegro»
- ориентироваться в пространстве
- проявлять свое воображение и фантазию

- выполнять экзерсис у станка по классическому танцу
- держать правильную осанку.
- выполнять ходы из русского танца, подготовку к вращениям, простые хлопушки и дроби.
Знать:
- знать простой разогрев тела наизусть
- знать и понимать французскую танцевальную терминологию.
- знать рисунки танца: диагональ, улитка, диагональ.
- знать I, II. III и подготовительная позиции рук и I, II, III, V, VI позиции ног.
- поклон русского танца.
- танец из репертуара.

Календарно-тематический план 3 года обучения.
Краткое описание содержания программы 3 года обучения.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
Тема занятий
Всего
Теория Практика
Раздел №1

Раздел №2

Раздел №3

Раздел №11

Раздел №12

Вводное занятия
Ритмопластика
Координация движения
Развитие актерского
мастерства
Развитие чувства ритма
Музыкальная грамота
Par terre
Классический танец
Учебные комбинации на
середине
Allegro
Позы классического танца.
Arabesque I,II,III.
Народный танец
Экзерсис у станка
Хлопушки, дроби
Вращения
Танцевальные этюды
Репетиционнопостановочная работа
Разучивание и постановка
танцевального этюда
Отработка рисунка
Техника исполнения
Ориентация в пространстве
Итоговые занятия
Открытое занятие
Концертная деятельность
ИТОГО

2
64
6
12

2
23
2
5

41
4
7

10
6
30
30
16

3
3
10
8
4

7
3
20
22
12

10
4

3
1

7
3

32
12
8
6
6
82

12
5
3
2
2
10

20
7
5
4
4
72

30

5

25

16
28
8
6
4
2
216

1
3
1
55

15
25
7
6
4
2
161

Форма
аттестации
опрос
зачет

зачет

зачет

-

-

Вводная часть
Знакомство новых учащихся с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с
правилами поведения в учреждении и в кабинете. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с ДТ "Форус"; знакомство друг с другом.
Правила поведения обучающихся в свободное время в здании, на занятиях, в перерыве
между занятиями. Морально-психологическая подготовка учащихся к предстоящему учебному
году.
Раздел ритмопластика
На 3 год обучения, в занятия вводится самостоятельная работа с воображением,
сочинения мини танца, свободная пластика, импровизация. Все упражнения повторяются,
закрепляются и усложняются.
Проучивается музыкально-танцевальный разогрев, с силовыми и координационными
элементами, плавно переходящие в allegro и после в par terre.
По программе учащиеся смогут научиться выполнять следующие упражнения и задания:
- Par terres, с работой над дыханием: мостик (фигурный, по 6 поз., с колен, с колен по 6
поз., проворот на 360*, шаги на мостике), правый и левый шпагаты (поворот на 360*, в паре
вперед стоя на колене, с опорой), веревочка (с опорой), «кораблик» с веревкой, «лодочка» с
раскачкой на 90*, «кораблик» взяться руками сверху (пр.рукой за л.ногу и наоборот)
- Allegrо: по диагонали – поджатые (колени впереди и под собой), pas jete (со сменой
раб.ноги), «кольцо», перекидной, по 6 поз. с затяжкой высоко вверх, «ножницы» и «полу
ножницы»
- Релаксация. Для восстановления организма ребенка.
- Правое и левое колесо (ноги соединить в 6 поз), Рандат (в прыжке)
- Координацию (танцевальная комбинация)
- "Арабское колесо" вперед и назад (с прямыми ногами)
- grand battement (вперед, назад, в сторону, в прыжке, комбинация из battement tendus,
вперед с захватом в руках, назад в повороте)
Раздел Постановочно-репетиционная работа
В данном разделе разводятся и отрабатываются танцевальные постановки коллектива.
Готовятся номера к выступлению на публике, сцене, конкурсам и фестивалям.
Отработка
синхронности
исполнения,
чистоты
«произнесения»,
уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы
и
ровные
круги.
Работа
над
эмоциональностью
и
танцевальностью,
над
достоверностью
сценического
образа.
Репетиции
с
реквизитом
и
деталями
костюмов.
Репетиции
в
костюмах.
Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых сложных
моментов танца: движений, рисунков.
Выработка «артистизма» исполнения, навыки свободного взора, умение не смотреть под
ноги, характера исполнения.
- Развод танца. Отработка характера танца, техники исполнения движений и точность
выполнения рисунка танца.
- Игры на ориентацию в пространстве: «На доверие в паре» медленными и быстрыми
шагами, «Магнит-антимагнит», «Пластилин» в движении par terre, «Мотор машины» (разные
темпы), «Диковинная зверюшка» на 1, 2, 3, 4 лапах.
- Работа на сцене.
Раздел Народный танец
В этом разделе проучиваются движения, рисунки, характер, особенности народного
национального танца. Учащиеся учатся различать разнообразие народного танцевального
искусства.

Проучить народный станок в русском характере:
- releve по VI, I, II поз., медленно и резко, с переменной ноги, с разворотом ноги, с
отходом назад.
- demi plie по VI, I, II поз., медленные и резкие.
- battement tendus из V поз., вперед, в сторону и назад.
- каблучное по V поз., вперед, в сторону и назад.
- pas jete по V поз., вперед, в сторону и назад.
- Вращения: в диагонали (шене, с бегом, блины по V поз. и большие, на каблуке 1 ноги и
2-х ног, с дробями одинарной и двойной), на месте (с припаданием, с подготовкой по VI поз., с
поджатыми, «обертас»), по кругу.
- Присядки и хлопушки, притопы и дроби: комбинации дробей.
- Развод танца.
Раздел Классический танец
В этом году проученные движения у станка выносятся на середину и закрепляются в виде
классического танцевального разогрева. Обращается внимание на плавность и музыкальность
переходов от одного движения в другое.
- Упражнения на середине.
-Комбинация на demi plie, grand plie, releve, 1, port de bras
-Комбинация на battement tendus, battement jete, в позах croise, effase.
-Комбинация на rond de jambe par terre en dehors, en dedans
-маленькое adagio в позах croise, effase, 1, 2, 3 arabesque
-Allegro.
- temps leve saute по1, 2, 5 поз. + chagment de pieds;
- pas echappe на 2 позицию (с переменой и без перемены ног) + руки
- pas ferme вперед и назад.
- pas de chat вперед и назад
- pas assemble вперёд и назад
- pas jete в сторону, вперёд и назад.
- занаоски из V поз.
- Epaulement. Позы классического танца
- позы croise и effase носком в пол.
- arabesque I, II, III.
Терминология хореографического искусства
Упражнения у станка и на середине
1. Preparation (прэпарасион) - приготовление, подготовка
2. Demi – plie (деми плие) – маленькое приседание
- Grand – plie (гранд плие) - глубокое приседание
- Releve (релевэ) – подъем на полупальцы или на пальцы
3. Battement tendu (батман тандю) - отведение и приведение ноги
- Battement tendu pour le pied - опускание пятки по II позиции ног
4. Battement tendu jete (б.т.жетэ) - бросок ноги
- Battement tendu jete рique -«укол» ногой
- Battement tendu jete balance - бросок ноги вперед – назад
5. Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) - круг носком по полу
- Passé par terre (пассэ пар тер) - связующее движение
- Temps leve - временно поднимать
6. Battement fondu (батман фондю) - «тающее» движение
7. Battement soutenu (батман сотеню) -втянуться, подтягивание ног в V позиции
8. Grand battement tendu jete - большой бросок ноги на (90 и выше)

Allegro
1. Temps leve sauté (там левэ сотэ) - простой прыжок по I, II илиV поз. ног
2. Сhangement de pieds (шажман де пье) - прыжок из V в V поз., с переменой ног в
воздухе
3. Pas de chat (па де ша) - кошачий шаг
4. Pas assemble (па ассамблее) - прыжок с собиранием ног в воздухе
5. Pas echappe (па эшаппэ) - прыжок из V поз.ног во II и обратно
6. Pas glissade (па глиссад) - скольжение
7. Pas ciseaux (па сизо) - ножницы
Термины классического танца
1. Adagio (адажио) - медленная часть танца
2. Allegpo (аллегро) - быстро; прыжки
3. Aplomb (апломб) - устойчивость
4. Croisee (краузэ) - закрытая поза
5. Effacee (эфасэ) - открытая поза
6. En face (ан фас) - прямое положение корпуса, головы и ног
7. Port de bras (пор де бра) - упр. для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса
8. En dehors - вперед
9. En dedans - назад
10. Arabesgues - основная поза классического танца
Раздел Открытые уроки и отчетные концерты.
Данный раздел очень важен в формировании личности учащегося, т.к. именно на
отчетных и публичных мероприятиях происходит становление и укрепление творческого
начала, личного характера, мировоззрения, профориентирование и т.д. Концертные
выступления являются радостным творческим результатом любого ребенка и его родителей.
Открытые уроки проводятся два раза в год: в конце ноября и в начале февраля. Отчетный
концерт проходит один раз в год – в мае.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- импровизировать, сочинять танцевальные комбинации.
- работать с дыханием во время растяжки.
- выполнять упражнения из раздела par terre: фигурный мостик, проворот на шпагате,
веревочку с опорой.
- выполнять allegro по диагонали.
- grand battement, рандат, колесо с соединением по VI поз., арабское колесо вперед и назад.
- ориентироваться в пространстве.
- выполнять упражнения из экзерсиса народного танца: приседания, отведение и
приведение ноги, каблучное. маленький бросок.
- выполнять комбинации с хлопушками, дробями.
- выполнять экзерсис на середине по классическому танцу., allegro
Знать:
- знать координационную комбинацию.
- классический танцевальный разогрев.
- танцевальную постановку из репертуара.
- французскую танцевальную терминологию.
1.14. Планируемые результаты:

• К окончанию учебного года ребенок должен знать базовые основы по
хореографии: по ритмопластике, классическому, народному танцев, а также основы
музыкальной грамоты.
• Иметь интерес к хореографическому искусству, получить начальный опыт
выступления на сцене.
• Воспитать качества характера: целеустремлённость, трудолюбие, чувство
товарищества и взаимопомощи.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
- 36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.20___ г.
Конец учебного года: 31.05.20____г.
По годам обучения

1 полугодие

ОП

Зимние
каникулы

2 полугодие

ОП

Летние
каникулы

1-й год обучения
(1 уровень)

02.09.- 31.12.

17 нед.

01.01.-10.01.

11.01-31.05.

19 нед

01.06.-31.08.

2-й год обучения
(2 уровень)

02.09.- 31.12.

17 нед.

01.01.-10.01.

11.01-31.05.

19 нед

01.06.-31.08.

3-й год обучения
(3 уровень)

02.09.- 31.12.

17 нед.

01.01.-10.01.

11.01-31.05.

19 нед

01.06.-31.08.

Формы текущего и итогового контроля:
Формы текущего контроля по национальным играм могут включать рефлексию и
оценку результатов деятельности. Например, можно спросить у участников, понравилось ли им
играть, что нового они узнали, как оценивают себя и своё настроение после занятия.
Итоговый контроль по национальным играм заключается в подведении итогов и
определении победителя. Например, в варианте «Мори урилдаан» (конные скачки) после
нескольких попеременных «бросаний» считается, что выиграл тот, чей «конь» проходит все
двенадцать косточек ряда. В игре «Няhалалга» (щёлканье) побеждает тот, у кого наибольшее
количество косточек.
2.2. Оценка достижений результатов.
Для достижения высокого уровня освоения дополнительной образовательной
программы всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного
процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения
дополнительной образовательной программы и индивидуального развития ребенка.
Актуальность диагностики заложена в необходимости отслеживания результатов на
всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и повышении
качества образования, в формировании и развитии двигательных и творческих способностей
детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного
материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся, ведение

мониторинга образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных
данных.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в
учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
• формирование первоначальных представлений о значении национальных игр и
приобретения навыков игры (уровень обученности):
знания истории и правил
национальных «Щагай наадан», «Баргай наадан», «Талаан наадан», «Талаан тобшо
наадан»; техника бросания; техника подбрасывания; техника щёлканья (Приложение
№1)
• творческого развития (уровень развития): внимание, восприятие, мышление,
воображение (Приложение №2)
• личностного развития (уровень воспитанности): культура поведения в коллективе,
нравственность,
гуманность,
дисциплинированность,
ответственность,
самостоятельность, активность, организаторские способности, коммуникативные
навыки. (Приложение №3)
Этапы диагностирования
Диагностика проводится в несколько этапов:
•
вводная диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система
тестовых заданий вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей детей
и предназначена для индивидуальной диагностики детей. Проведение диагностики
необходимо для развития ребенка, выявления начального уровня способностей, состояния его
эмоциональной сферы.
• итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – это определение
уровня освоения обучающимися программы и отслеживание динамики индивидуального
развития.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью
выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая
аттестация обучающихся проводиться в следующих формах: индивидуальные игры, игры в
парах, отчетные мероприятия (соревнования по национальным играм).
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаѐтся сертификат об успешном
окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служит также, освоение программы по уровням
обучения успешное участие в соревнованиях, а также создание стабильного коллектива,
заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и коллективизма.
Показателем развития личности в ходе освоения материала данной программы является
сформированность у обучающихся следующих компетентностей:
Ценностно-смысловые
(ценностно-ориентационные):
− умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к данной сфере
деятельности;
− владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять
действия
и
поступки
на
основе
выбранных
целевых
установок;
− стремление к осуществлению индивидуальной дополнительной общеобразовательной
траектории с учетом общих норм и требований.
Общекультурные:
−
умение
действовать
в
каждодневных
ситуациях
семейно-бытовой
сферы;

− владение культурными нормами и традициями; владение эффективными способами
организации
свободного
времени;
− умение жить и конструктивно общаться в многонациональном, многокультурном и
многоконфессиональном
обществе;
Коммуникативные:
− умение представлять себя, свой коллектив, ДТСР, страну в ситуациях межкультурного
общения;
−
владение
способами
взаимодействия
с
окружающими
людьми;
− владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения,
умениями
искать
и
находить
компромиссы;
− умение позитивно общаться в полиэтническом, поликультурном и многоконфессиональном
обществе.
Здоровьесберегающие:
− владение правилами поведения в экстремальных ситуациях;
2.3. Оценочные материалы.
Приложение №1
Диагностика уровня обученности по программе
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Параметры:
Выс.ур.- отличные знания теории и практики: овладение техниками национальных игр 3,
(баллы от 19 до 24);
Ср.ур.- хорошие знания теории и практики: овладения техниками национальных игр 2,
(баллы от 12 до 18);
Низк.ур.- слабые знания теории и практики: овладения техниками национальных игр, (баллы от
6 до 11);
Нет результата – 0, (баллы от 0 до 5)
№

Фамилия
имя
ребёнка

История
Положение
возникновения игр, кости
правила игры

Техника Техника
бросания подбрас
ывания

Техника
щёлканье

Итого

1.
2.
3.
Приложение №2
Диагностика включение психических функций
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Форма контроля – контрольное занятие, оценивающееся по 5-ти балльной системе, входная,
промежуточная и конечная диагностики (начало года, I, II полугодие).
Результат достижения – стихи, движения в различных темпах и ритмах.
Имя
ребёнка

Внимание
5б

Восприятие
5б

Мышление
5б

Воображение
5б

Общий балл
20б

1
2

вх
5
5

пр
5
5

ит
5
5

вх
5
5

пр
5
5

ит
5
5

вх
5
5

пр
5
5

ит
5
5

вх
5
5

пр
5
5

ит
5
5

вх
20
20

пр
20
20

Критерии:
1. Внимание
2.Восприятие
3.Мышление
4. Воображение
Параметры:
Выс.ур.- включены все функции ПФР (18 – 20 б)
Ср.ур..- функции ПФР в норме (14 – 17 б)
Низк.ур.- слабо развитые функции ПФР (менее 13 б)
Приложение №2
Диагностика уровня воспитанности
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 3 год обучения)
Я оцениваю Меня
себя
оценивает
педагог
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в
центре и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
дома творчества
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен

Итоговые
баллы

ит
20
20

- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением
уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

педагог

Уровень
воспитанности
сам

педагог

Средний балл
сам

педагог

Прекрасное в моей
жизни
сам

педагог

Я и школа
сам

педагог

сам

педагог

Отношение
природе

Прилежание
сам

педагог

сам

Любознательность

к

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы
№ Фамилия, имя
п/п обучающегося

В группе ________ обучающихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6
качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе

По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок,
которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением
уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы.
Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание
не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы.
Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко
выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за
помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто
проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется.
Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром
учителя.
3
шкала.
Бережное
отношение
к
учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на
природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко.
Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское
отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно
участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность
в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит
от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с
людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего
поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с
людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В
отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В
отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не
поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя
создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет
вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт,
причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный.
Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических
правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 3 год обучения)
Я оцениваю Меня
Итоговые
себя
оценивает
баллы
педагог
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в
центре и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР:
- я выполняю правила для обучающихся
Дома творчества
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением
уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

педагог

Уровень
воспитанности
сам

педагог

Средний балл
сам

педагог

Прекрасное в моей
жизни
сам

педагог

Я и школа
сам

педагог

сам

педагог

Отношение
природе

Прилежание
сам

педагог

сам

Любознательность

к

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы
№ Фамилия, имя
п/п обучающегося

В группе ________ обучающихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6
качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок,
которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением
уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы.
Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание
не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы.
Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко
выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за
помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто
проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется.
Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром
учителя.
3
шкала.
Бережное
отношение
к
учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на
природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко.
Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское
отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно
участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность
в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит
от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с
людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего
поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с
людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В
отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В
отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не
поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя
создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет
вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт,
причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный.
Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических
правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
2.4. Методические материалы.
При реализации программы будут использованы следующие методы:
1.Теоретический метод: сбор материалов о народных танцах , изучение и обработка собранных
материалов.
2.Практический метод:
-сбор музыкальных произведений и воплощение их в хореографический образ;
Педагогические технологии
Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению приходит обучение
развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной
личности, развитие творческого потенциала обучающихся, развитие у детей устойчивой
положительной мотивации к занятию спортом. А значит, педагогам сферы
дополнительного образования в целом и преподавателям в частности необходимо
использовать в своей работе новые методы, формы обучения и воспитания, современные
образовательные технологии.
Современные педагогические технологии в обучении детей хореографии весьма
разнообразны. К их числу относятся личностно-ориентированные технология, технология
обучения в сотрудничестве, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии,
технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.
1. Личностно-ориентированные технологии
Среди личностно-ориентированных технологий в обучении возможно применение
технологии разно уровневого обучения, в соответствии с которой обучающиеся разделяются на
«малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено.
В дополнительном образовании в процессе набора и комплектации новых групп многие
коллективы сталкиваются с проблемой недобора детей. Если же коллективу удается провести
хороший набор, и принять большое количество учащихся в группу одного года обучения, то
делить их приходится ни на «талантливых» и «малоуспевающих», а на учащихся первой и
второй смены.
2. Технология обучения в сотрудничестве.

Данная технология позволяет организовать обучение детей в тех формах, традиционно
применяемых на занятиях. Технология обучения в сотрудничестве основана на применении
индивидуально-групповой и командно-игровой работы. В первом случае происходит разбивка
занимающихся на небольшие группы (по 4-6 человек), каждая из которых получает
определенное задание. Такая форма работы эффективна для усвоения нового материала
каждым ребенком. Разновидность индивидуально-групповой работы – индивидуальная работа в
команде, когда каждая из команд придумывает свой комплекс упражнений, а затем показывает
их друг другу с дальнейшим обсуждением, указанием на недочеты.
3. Игровые технологии.
Указанные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими
деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Известно, что игра не только повышает настроение, развивает координационные
способности, физические качества, помогает лучше воспринимать материал, повышает
функциональные возможности организма. Игровая форма стимулирует у детей, интерес к
выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько раз повторить одно и то же
задание с целью усвоения какого-либо двигательного навыка и согласовать движение с
музыкой. Игры и игровые упражнения способствуют совершенствованию и закреплению
полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений, а также помогают
лучше воспринимать материал.
4. Здоровье сберегающие технологии.
Данный вид технологии представляет собой целостную систему воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в
процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Целью здоровье
сберегающих образовательных технологий является обеспечение возможности сохранения
здоровья, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу
жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
5. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии.
Их использование стало характерной чертой современности, необходимой для
материально-технического оснащения работы.
Комплексное использование рассмотренных технологий позволяет обеспечить
гармоничное развитие личности обучающихся, улучшить процесс их самостоятельной
творческой деятельности, сделать выполнение упражнений более качественным и в целом
повысить качество обучения.
2.5. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
1.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь
соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности,
педагогические методы и приемы, владеть современными педагогическими технологиями,
ИКТ.
2.
Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные
материалы: буклеты;
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых
информационных технологий и методической литературы.
3.
Дидактическое обеспечение: карточки с изображением основных позиций в
хореографии; карточки с названием терминологий на французском языке с переводом
4.
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Зеркальный зал со станком, отвечающий всем санитарно-гигиеническим
требованиям.
2. Аудио- и видеотехника.
3. CD запись соответствующей по темпоритму и характеру музыки.

4. Хореографическая форма для обучающихся, в том числе обувь: мягкие балетные
туфли.
5. Костюмы, обувь, реквизиты для концертных номеров.
5.Внешние связи:
связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры.
Литература:
Литература для педагога
Б а з а р о в а Н.П., М е й В.П. Азбука классического танца. – Ленинград: Искусство, 1983 –
207с.
Б а р ы ш н и к о в а Т. Азбука хореографии. - М., Айрис Пресс 1999 – 256с.: ил.
Б е л к и н А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999 – 192с.
В а г а н о в а А. Я., Основы классического танца. - 7-е изд., СПб., Лань, 2002 – 158с.: ил.
В о р о н и н а И. Историко – бытовой танец. - М., Искусство, 1980 – 128с.: ил.
З а х а р о в В. М. Танцы народов мира. В 2 т. – М., 2001.
К а п л у н о в а И.М., Н о в о с к о л ь ц е в а И.А. Этот удивительный ритм. – СПб.:
Композитор, 2005 – 74с.: ил.: ноты.
К л и м о в А. Основы русского народного танца - М., Искусство, 1981 – 269с.: ил.
К о р к и н В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1983 – 127с.: ил.
К о с т р о в и ц к а я В.С. 100 уроков классического танца. – М.,1981 – 263с.
Л а й р е д У. Техника латинских танцев. Перевод и редакция Весновского Л.Д. (Данные не
указаны).
М и х а й л о в а М.А., В о р о н и н а Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
Академия развития, 2000. – 112с.: ил.: ноты.
Н а с т ю к о в Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М.:Профиздат, 1976 – 64с.
Н и к и т и н В.Ю. Модерн – джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД «Один из
лучших», 2004. – 414с., ил.
Н е л ь с о н А, К о к к о н е н Ю. Анатомия упражнений на растяжку. Перевод Борич С.Э. –
Мн.: Попурри, 2008 – 160с.: ил.
О б р а з ц о в а Т.Н. Музыкальные игры для детей: ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс, 2005 – 87с.
П о л я т к о в С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005 – 80с.: ил.
С л у ц к а я С.Л. Танцевальная мозаика. – М.:Линка-пресс, 2006 - .272: ил.
Т к а ч е н к о Т.С. Танцы народов мира. – М.: Искусство, 1975 – 680с.: ил.: ноты.
Т о б и а с М., С т ю а р д М. Растягивайся и расслабляйся. Перевод Савельевой И.В., Буховой
Т.С. – М.: физкультура и спорт, 1994 – 160с.
Ф е д о т о в а Г.П. Поиграем, потанцуем. Игровые упражнения для детей младшего и среднего
возраста. – СПб.: Детство – пресс, 2002. – 48с.: ил.: ноты.
Учебно – методический материал.
А р с е н е в с к а я О. Н., Модифицированная программа по логоритмике «Лопотушки». Новотроицк, 2009.
Б у р е н и н а А. И. Ритмическая мозаика: «Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста». – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
Г у с е в Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. Учеб.пособие для
вузов искусств и культуры. – ВЛАДОС, 2002 – 208с.: ил.: ноты.
Г у с е в Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации
на середине зала. Учеб.пособие вузов культуры и искусств. – ВЛАДОС, 2004 – 208с.: ил.: ноты.
Д е м и н а С. С., С а х и н а Л. А. Учебная программа курса «Танец народов Восточной
Сибири» - г.Улан-Удэ, 2001.
Д о б о в ч у к С. В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие» - М.: МГИУ, 2008.
Д м и т р и е н к о в а Г. А., «Программа по логоритмике в 1-ом классе учителя музыки и

логоритмики высшей категории специальной (коррекционной) общеобразовательной школыинтерната V вида» - г. Владимир, 2007.
К у л и е в а И. М. «Танец народов Восточной Сибири» - г.Улан-Удэ, 2009.
Л у к ь я н о в а Е.А. Дыхание в хореографии: Учеб.пособие для высших и средних учеб.
заведений искусства и культуры. – М.: Искусство, 1979. – 184с.
Литература для обучающегося
Б а р ы ш н и к о в а Т. Азбука хореографии. - М., Айрис Пресс 1999 – 256с.: ил.
К а п л у н о в а И.М., Н о в о с к о л ь ц е в а И.А. Этот удивительный ритм. – СПб.:
Композитор, 2005 – 74с.: ил.: ноты.
М и х а й л о в а М.А., В о р о н и н а Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
Академия развития, 2000. – 112с.: ил.: ноты.
П о л я т к о в С.С. Основы современного танца. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005 – 80с.: ил.
С л у ц к а я С.Л. Танцевальная мозаика. – М.:Линка-пресс, 2006 - .272: ил.
Ф е д о т о в а Г.П. Поиграем, потанцуем. Игровые упражнения для детей младшего и среднего
возраста. – СПб.: Детство – пресс, 2002. – 48с.: ил.: ноты.
Литература для родителей
Б у р е н и н а А. И. Ритмическая мозаика: «Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста». – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
Б е л к и н А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999 – 192с.
В а г а н о в а А. Я., Основы классического танца. - 7-е изд., СПб., Лань, 2002 – 158с.: ил.
К о р к и н В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1983 – 127с.: ил.
Н а с т ю к о в Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М.:Профиздат, 1976 – 64с.
Н е л ь с о н А, К о к к о н е н Ю. Анатомия упражнений на растяжку. Перевод Борич С.Э. –
Мн.: Попурри, 2008 – 160с.: ил


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».