Батуев Б.Д.

1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Программа «Боевые перчатки» составлена на основании следующих нормативно правовых
документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября 2022 г.
Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте
России 17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа определяет
содержание образования определенного уровня и направленности.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа определяет
содержание образования определенного уровня и направленности.
1.Основные характеристики программы.
1.1.Направленность.
Дополнительная образовательная программа “Боевые перчатки” имеет физкультурноспортивную направленность, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся
основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление
здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения
этой программы.
1.2 Актуальность программы
Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику
асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия боксом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных
физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств,
2

формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют
личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство
ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в
быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности,
действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе
спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих
проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает
постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности бокса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся
умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не
ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, бокс, как
спорт, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить
внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития
организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими
учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти,
проблему призвана программа дополнительного образования «Боевые перчатки», направленная на
удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности
организма.
Новизна программы состоит в том, что она учитывает специфику дополнительного образования
и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя
посильные требования в процессе обучения. Простой инвентарь, делает этот вид спорта очень
популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательным видом спорта,
представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего
физического развития.
1.3. Педагогическая целесообразность.
Бокс – олимпийский вид спорта, очень популярен в нашей стране. Занятия боксом, как и
любым другим видом спорта, должны привить любовь к спорту, здоровому образу жизни. Бокс, как
вид спорта имеет преимущества: самозащиту и осознанный здоровый образ жизни.
Систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и
физиологическому развитию растущего организма детей, формируют у них разнообразные
двигательные умения и навыки.
Занятия боксом позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию
физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической
культуры и спорта.
Образовательная программа обеспечивает реализацию основных направлений секции бокса:
• Базовые знания, умения и навыки в технике бокса.
• Оздоровление детей, укрепление их здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни.
• Снятие у воспитанников психологической нагрузки. Развитие адаптивных способностей.
• Организация активного отдыха учащихся, создание комфортного круга общения.
• Содействие профилактике асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.
3

Для достижения поставленной цели используются следующие принципы педагогики: - принцип
сознательности и активности; - принцип наглядности; - принцип систематичности и
последовательности; - принцип повторений; - принцип постепенности; - принцип доступности и
индивидуальности; - принцип непрерывности; - принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей; - принцип связи теории с практикой.
Классификация методов обучения
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В
соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные
пособия);
в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя
практические действия).
Общие принципы и правила технологии:
1.
Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно
действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».
2.
Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон
процесса обучения.
3.
Организации контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности обучающихся.
4.
Стимулирования творческой деятельности обучающихся, ориентация на занимающегося не
только знающего, но и умеющего.
5.
Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства
или формы.
Методы тренировки:
Как и в большинстве других видов спорта, формирование методов тренировки исторически
развивалось по нескольким направлениям. Широкое распространение получили игровые и
соревновательные формы организации двигательной деятельности (типичные для спорта). Вместе с
тем разрабатывались специальные способы подготовки.
В результате сложилось четыре типа методов тренировки: регламентированного упражнения,
игровой, соревновательный и идеомоторный методы. Ни один из этих методов не может
рассматриваться как единственно полноценный. Лишь совокупность методов, используемых в
соответствии с методическими принципами, может обеспечить
успешную реализацию
поставленных задач.
Методы строго регламентированного упражнения
Методы строго регламентированного движения являются в боксе превалирующими. Они
основываются на следующих релевантных критериях:
а)
Наличие четко расписанной программы движений (заранее обусловленный состав движений,
порядок их повторения).
б)
Точное нормирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу
выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха.
в)
Создание внешних условий, облегчающих управление действиями
занимающихся (использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических
устройств, способствующих дозированию нагрузки и контролю над ее воздействием).
Методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две противоположные
группы: методы стандартно-повторного упражнения и методы вариативного (переменного)
упражнения .
4

Игровой метод
а)
Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятные условия
их выполнения.
б)
Широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал.
в)
Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не
предопределяют все конкретные формы их действий. Отсюда импровизационный характер
движений и в связи с этим широкие возможности для проявления самостоятельности,
инициативности и других личностных качеств.
Игровой метод используется не столько для начального обучения движениям, сколько для
комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Соревновательный метод (Бисай)
а)
Конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьба за
первенство или возможно высокое достижение
б)
Особый эмоциональный фон, который усиливает воздействие
раздражений и может способствовать максимальному проявлению!
функциональных возможностей организма.
в)
Унификация (единообразие) порядка борьбы за победу и способов
оценки достижения.
По сравнению с другими методами подготовки соревновательный метод позволяет
предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем
способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного
метода в развитии волевых качеств.
Идеомоторный метод
Использование возможностей мобилизации психических начал для направленной регуляции
состояний организма и выявления его, функциональных возможностей. Основу этого метода
составляют:
а)
идеомоторные упражнения (многократное мысленное воспроизведение движения с особой
концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся сложных элементах),
б)
эмоциональная самонастройка на предстоящее действие (с помощью образов, привлекаемых
из жизненного опыта, литературы, кино создать необходимый эмоциональный фон для полной
мобилизации сил).

1.4.Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы занятия в секции бокса имеют свои особенности,
отличаясь от уроков физкультуры в школе. Основное отличие заключается в самой природе
объединения дополнительного образования - это добровольность, заинтересованность учащихся в
получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной
физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение.
Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его освоения. При этом
если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в секции
«Боевые перчатки» большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в
коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также
развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении. В
процессе занятий происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать
собственное тело, управлять им, что помогает избе жать травмоопасных ситуаций на переменах и
5

при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в боксе способствует развитию
личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские
качества. Бокс позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды.
Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи.
Усвоение спортивного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения,
развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания. Программа направлена на создание условий
для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального
благополучия, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья.
1.5. Адресат программы.
Программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 9 лет, от 10-13 лет, от 14 до 17 лет. Основной
контингент объединения младшие школьники и подростки.
Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Срок реализации программы - 3 года.
Количество учащихся в группах: 1 года обучения - 15 человек,
2 год обучения – 12 человек,
3 год обучения – 10 человек
Так как программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, то для более
качественного обучения учтены психологические особенности обучающихся этих возрастных
групп.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 7 до 9 лет. Это возраст
относительно спокойного и равномерного физического развития. Ведущей деятельностью
становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка.
Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов
непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники
отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым
днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Личностным новообразованием является
произвольное целеполагание. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка
становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Средний школьный возраст от 11-13 лет - переходный от детства к юности и характеризуется
глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание на такую психологическую
особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются
на необычные, захватывающие уроки и дела, а быстрая переключаемость внимания не дает
возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Средний школьный возраст - самый
благоприятный для творческого развития.
В этом возрасте обучающимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту. В этом возрасте важное значение приобретает- чувственная
сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Поэтому
руководитель объединения должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять
внимание индивидуальной работе. Ему необходимо обратить внимание на формирование
нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов. Особое
значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
6

1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень программы – базовый;
Программа рассчитана на 3 года обучения, но предполагает два уровня освоения: общекультурный
и углубленный.
Общекультурный уровень – расширение кругозора детей, развитие физических способностей,
общей и физической культуры. Учитываются индивидуальные возможности детского коллектива,
его отдельных исполнителей.
Углубленный уровень – освоение боксерской тнхники.
Это обусловлено тем, что на первом году обучения (общекультурный уровень) у ребенка
сохраняется «зона неопределенности»: он может поменять секцию, изменить профиль своей
деятельности, если в этом есть необходимость. На втором году обучения (углубленный уровень)
дети включаются в работу, принимают участие в турнирах, соревнованиях. Оценивается результат
их деятельности, который связан с их активностью, поиском, спортивным и физическим ростом.
1.7. Форма обучения.
Форма обучения очная.
Общие принципы построения тренировки предполагают сочетание разнообразных форм занятий,
видоизменяющихся применительно к конкретным условиям: уровню подготовленности и составу
занимающихся, месту занятий в общем контексте жизни, технической оснащенности и условиям
окружающей среды.
Формы организации деятельности
1.
Групповая
2.
Индивидуально-групповая
3.
По звеньям
Формы организации занятий:
- практическое занятие;
- беседа;
- игра;
- показательные выступления;
- открытое занятие;
- контрольное тестирование.
1.8. Режим занятий :
2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа (в 1 год обучения);
3 раза в неделю по 2 часа = 216 часов (2-3 года обучения) ;
1.9. Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по боксу - выполнение в конце каждого года программных
требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественнокачественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической
подготовленности, физического развития.

7

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагог секции
используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими
отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового
цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой
для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные спарринги проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные спарринги незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
1.10.Цель программы:
Формирование физической культуры ребенка, повышение уровня общей физической
подготовки.
Овладение основами технико-тактических приемов в боксе и подготовка к выполнению
спортивного разряда по боксу.
1.11. Задачи:

Обучающие:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- овладение основами технических элементов и тактических приемов в боксе, приобретение
необходимых знаний в области физической культуры, по истории развития бокса в России и за
рубежом, по вопросам техники и тактики бокса;
- изучение правил игры бокса и порядок проведения соревнований.
Развивающие:
-гармоничное физическое развитие обучающихся;
-воспитание и развитие двигательных способностей (быстроты, ловкости, силы и
выносливости, координации движений;
-повышение работоспособности, укрепление здоровья занимающихся и профилактика
различных заболеваний.
Воспитательные:
- воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- воспитание нравственных и волевых качеств характера (смелость, настойчивость, упорство,
терпение, воля и др.);
- воспитание позитивных межличностных отношений в коллективе, уважение к сопернику
(поддержка, взаимовыручка, уважение, толерантность и др.).
1.12. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование темы
Теория
Практ Всего
п/п
ика
часов
1
Вводное занятие. Правила поведения и 1
1
2
техника безопасности на занятиях и
соревнованиях. Форма одежды боксёра.
2
История возникновения и развития бокса.
1
1
2
3
Размеры площадок и требования к 1
1
2
инвентарю.
Школа бокса.
1
1
2
4
8

Форма
контроля
опрос
опрос
тест
опрос

5

1

2

опрос

1

2

тест

7

Первоначальные представления о тактике 1
ведения боя.
Основные положения правил соревнований 1
по боксу.
Общая физическая подготовка.
2

80

82

8

Специальная физическая подготовка.

2

54

56

9

Техническая подготовка.

2

50

52

10

Тактическая подготовка.

2

10

12

11

Итоговое занятие.

1

1

2

сдача
нормативов
сдача
нормативов
сдача
нормативов
сдача
нормативов
Контрольные
упражнения

Итого

15

201

216

6

1.13. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и
соревнованиях. Форма одежды боксёра.
Теория: Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда
боксёра. Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время учебно тренировочного занятия. Техника безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь боксёра.
Особенности одежды при различных условиях погоды.
Практика: Обсуждение. Опрос.
2. История возникновения и развития бокса
Теория:Краткий исторический обзор развития бокса в России и за рубежом. Характеристика
современного состояния бокса. Прикладное значение, особенности бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
3.Размеры площадок и требования к инвентарю, правила бокса.
Теория:Размеры, вес и материал изготовления перчаток для бокса. Размеры ринга.
Правила
бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
4. Школа бокса.
Теория: Боевая стойка. Перемещения и передвижения в боксе. Техника нанесения ударов и
защитные действия.
Практика: Опрос.
5. Первоначальные представления о тактике ведения боя.
Теория: Стиль ведения боя. Особенности каждого из стилей ведения боя.
Практика: Обсуждение. Опрос.
6. Основные положения правил соревнований по боксу.
Теория:Виды соревнований и способы их проведения. Участники соревнований. Форма одежды.
Капитан команды. Права и обязанности участников соревнований. Правила и порядок
проведения боёв.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7. Общая физическая подготовка
Практика: Основной упор в подготовке боксёров делается на развитие основных физических
качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости и координации движений.
Средствами ОФП служат общеразвивающие упражнения различной направленности,
укрепляющие опорно-мышечный аппарат, совершенствующие работу сердечно-сосудистой и
дыхательной системы организма школьника. В тренировку включаются занятия и другими
видами спорта: легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, походами, что также
9

способствует всесторонней физической подготовке и является основой для достижения высоких
и стабильных результатов в боксе.
8. Специальная физическая подготовка
Практика: Специальная физическая подготовка отражает специфику бокса и направлена на
воспитание, тех физических качеств, которые играют главную роль в освоении техники и
достижении высоких результатов специфических для боксёров: специальной выносливости,
силовой выносливости, ловкости и отличной координации движений.Средствами подготовки
являются: бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности, бег с
изменением скорости движения, стартовые ускорения, силовые комплексы и упражнения с
амортизаторами для определенных групп мышц, различные прыжковые упражнения.
Используются методы повторной, интервальной и круговой тренировки, а также работа по
станциям.
9. Техническая подготовка
Практика: Обучение стойки, правильному нанесению ударов и выполнению защитных
действий. Тренировка координация движения при ударе, защитных действиях, перемещениях и
передвижениях.
10. Тактическая подготовка
Практика: Тактическая подготовка ведения боя в различных боевых ситуациях. Правильная
подготовка атаки и расчёт времени начала атаки.
11. Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования
Теория: Ознакомление с нормативами, правилами выполнения тестов, анализ результатов.
Практика: Участие в течении года в 2 соревнованиях по ОФП и в 2-3 соревнованиях по боксу в
своей возрастной группе.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности:
Бег 30 и 60 метров, прыжок с места, метание мяча вдаль. Скакалка. Общая выносливость – бег
на расстояние 800 метров (без учета времени). Сила – отжимание у мальчиков (от пола), у
девочек (от гимнастической скамьи).
1.12. Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Форма
контроль

Теория

Практик
а

Всего
часов

Вводное занятие. Правила поведения и техника
безопасности на занятиях и соревнованиях.
Форма одежды боксёра.
История возникновения и развития бокса.
Размеры площадок и требования к инвентарю.
Школа бокса.
Первоначальные представления о тактике
ведения боя.
Основные положения правил соревнований по
боксу.
Общая физическая подготовка.

1

1

2

опрос

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2
2

опрос
тест
опрос
опрос

1

1

2

тест

2

80

82

Специальная физическая подготовка.

2

54

56

Техническая подготовка.

2

50

52

Тактическая подготовка.

2

10

12

Итоговое занятие. Контрольные упражнения и
соревнования

1

1

2

сдача
нормативов
сдача
нормативов
сдача
нормативов
сдача
нормативов
Контрольные
упражнения

Наименование темы

10

15

Итого

11

201

216

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий.
Теория: Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда
боксёра. Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время учебно тренировочного занятия. Техника безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь боксёра.
Особенности одежды при различных условиях погоды.
Практика: Обсуждение. Опрос.
2.Характеристика современного состояния бокса.
Теория:Характеристика современного состояния бокса. Прикладное значение, особенности
бокса. Соревнования в России и в мире.
Практика: Обсуждение. Опрос.
3. Размеры площадок и требования к инвентарю, правила бокса.
Теория:Размеры, вес и материал изготовления перчаток для бокса. Размеры ринга. Правила
бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
4. Школа бокса.
Теория:Боевая стойка. Перемещения и передвижения в боксе. Техника нанесения ударов и
защитные действия.
Практика: Обсуждение. Опрос.
5. Первоначальные представления о тактике ведения боя.
Теория: Стиль ведения боя. Особенности каждого из стилей ведения боя.
Практика: Обсуждение. Опрос.
6. Основные положения правил соревнований по боксу.
Теория: Виды соревнований и способы их проведения. Участники соревнований. Форма
одежды. Капитан команды. Права и обязанности участников соревнований. Правила и порядок
проведения боёв.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7. Общая физическая подготовка
Практика: Основной упор в подготовке боксёров делается на развитие основных физических
качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости и координации движений.
Средствами ОФП служат общеразвивающие упражнения различной направленности,
укрепляющие опорно-мышечный аппарат, совершенствующие работу сердечно-сосудистой и
дыхательной системы организма школьника. В тренировку включаются занятия и другими
видами спорта: легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, походами, что также
способствует всесторонней физической подготовке и является основой для достижения высоких
и стабильных результатов в боксе.
8. Специальная физическая подготовка
Практика: Специальная физическая подготовка отражает специфику бокса и направлена на
воспитание тех физических качеств, которые играют главную роль в освоении техники и
достижении высоких результатов специфических для боксёров: специальной выносливости,
силовой выносливости, ловкости, и отличной координации движений.Средствами подготовки
являются: бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности, бег с
изменением скорости движения, стартовые ускорения, силовые комплексы и упражнения с
амортизаторами для определенных групп мышц, различные прыжковые упражнения.
Используются методы повторной, интервальной и круговой тренировки, а также работа по
станциям.
9. Техническая подготовка
Практика: Обучение стойки, правильному нанесению ударов и выполнению защитных
действий. Тренировка координация движения при ударе, защитных действиях, перемещениях и
передвижениях.
10. Тактическая подготовка
Теория: Беседа и просмотр документальных фильмов. Учебное пособие.
12

Практика: Тактическая подготовка ведения боя в различных боевых ситуациях. Правильная
подготовка атаки и расчёт времени начала атаки.
11. Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования
Теория: Ознакомление с нормативами, правилами выполнения тестов, анализ результатов.
Практика: Участие в течении года в 2 соревнованиях по ОФП и в 2-3 соревнованиях по боксу в
своей возрастной группе. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности:
Бег 30 и 60 метров, прыжок с места, метание мяча в даль. Скакалка.Общая выносливость – бег
на расстояние 800 метров (без учета времени).Сила – отжимание у мальчиков (от пола), у
девочек (от гимнастической скамьи).
1.12. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№п
Практи
Наименование темы
Теория
/п
ка
Вводное занятие. Техника безопасности. Форма 1
1
1
для занятий.
Характеристика современного состояния бокса. 1
1
2
Международная классификация.
3
Термины бокса, техническая оснащенность.
1
1
Техника выполнения ударов и защитных 1
1
4
действий.
5
Тактика в боксе.
1
1
6
Гигиена и режим дня при занятиях спортом.
1
1
Влияние занятий боксом на организм 1
1
7
обучающегося.
8
Правила соревнований по боксу.
1
1
2
76
9
Общая физическая подготовка.
10

Специальная физическая подготовка.

11

Техническая подготовка.

12

Тактическая подготовка.

13

Контрольные упражнения и соревнования.
Итого

Всего
часов
2

Форма
контроля
опрос

2

опрос

2
2

тест
опрос

2
2
2

опрос
тест
опрос

2
78

опрос
сдача
нормативов
сдача
нормативов
сдача
нормативов
сдача
нормативов
Контрольные
упражнения

2

54

56

2

50

52

2

10

12

1

1

2

17

199

216

1.13. Содержание программы 3 года обучения
1.Вводное занятие. Техника безопасности. Форма для занятий.
Теория:Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда боксёра.
Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время учебно-тренировочного
занятия. Техника безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь боксёра. Особенности одежды
при различных условиях погоды.
Практика: Обсуждение. Опрос.
2.Характеристика современного состояния бокса. Международная классификация.
Теория: Характеристика современного состояния городошного бокса. Международная
классификация.Условия выполнения и порядок присвоения спортивных разрядов. Юношеские
разряды. Соревнования различных уровней и рангов. Личные, командные, лично-командные
соревнования. Хроника соревнований в России и в мире.
Практика: Обсуждение. Опрос.
3. Термины бокса, техническая оснащенность
13

Теория: Бокс. Апперкот. Хук. Свинг. Темповик. Игровик. Челнок. Раунд. Гонг. Рефери. Секундант.
Тайминг.
Практика: Обсуждение. Опрос.
4. Техника выполнения ударов и защитных действий.
Теория: Стойка. Нанесение прямых ударов из стойки. Защитные действия.
Практика:
Классический левый прямой может выполняться как в виде челнока, так и в виде джеба. Кстати, с
английского jab переводится как тычок. Перед выполнением удара вес тела боксера должен
располагаться преимущественно на задней ноге. Собственно, такую же схему предполагает и
классическая стойка. То есть, в левосторонней, в которой стоит правша (левыми плечом и ногой
вперед), основная нагрузка приходится на заднюю правую ногу.
Подробнее о стойках мы поговорим в другой статье. Чем в большей степени вес тела
перенесен на заднюю ногу, тем больше она отвечает за первоначальный импульс удара. Таким
образом, здесь должна быть выбрана оптимальная позиция и баланс, ведь недостаточная степень
задействования ноги уменьшит силу удара (потому как останутся лишь мышцы спины и руки), а
чрезмерный перегруз отразится на скорости и маневренности, а также приведет к преждевременной
усталости этой ноги.
Работа в челноке подразумевает прыжковое смещение вперед, а после нанесения удара –
обратный отскок. Движения руки и всего тела производятся в правильном соответствии с
движениями ног. В идеале пиковое положение руки (фаза полного ее выпрямления) должно
приходиться на момент касания передней ногой поверхности пола. Так будет обеспечена
максимальная масса, которую вы вкладываете в удар.
Правый прямой в боксе – совершенно различный с левым удар. Их технику объединяет
разве что необходимость заворачивания кулака в крайней точке и перенос веса тела с задней ноги
на переднюю. И то, с ногами не все так просто.
Итак, спортсмен стоит в стойке, большая часть веса тела на задней ноге. Правый кулак у
подбородка, плечо максимально расслаблено. Первое движение начинается с резкого приставления
правой ноги ближе к левой, с выворачиванием пятки наружу. Давайте представим, что все
движение – это волна энергии, идущей по телу снизу вверх. Следует сразу сказать, что чем такая
волна длиннее, тем больше у нее шансов набрать максимальную инерционную массу в конечной
точке. Но это если все будет сделано правильно.
Техника защиты в боксе — важнейший раздел подготовки боксера. Уровень технического
мастерства боксера определяется широким набором вариантов ударов, то уровень боеспособности
боксера
определяется
именно
арсеналом
защитных
действий.
Защиты используются для того, чтобы:
• надежно защищать от удара уязвимые места тела;
• выбирать необходимый момент и организовывать свои действия для перехода от защиты к
контратаке и атаке.
В основе защитных действий лежат следующие факторы, которые необходимо
отрабатывать на тренировках:
• Умение прогнозировать нападающие действия соперника, предугадывая их развитие, а также
способы, которыми может быть реализована собственная атака.
• Умение определять действия соперника организацией противодействия, используя различные
защитные приемы;
Существуют следующие защитные приемы:
• защита руками, направленная на нейтрализацию ударных действий. При этом используются
контрудары, подставки, отбивы, блоки;
• защита туловищем. При этом используются уклон, нырок;
• защита ногами, направленная на устранение контакта с соперником путем отхода и увеличения
дистанции.
Защитные приемы выполняются в боевой стойке, необходимым условием которой является
сохранение устойчивого равновесия и положения боеготовности для выполнения встречных и
ответных ударов.
14

5. Тактика в боксе.
Теория: Тактика ведения боя. Ведение боя в разных стилях.
Практика: Тактика ведения боя в боксе основной момент. У каждого боксёра свой стиль ведения
боя. Каждому стилю подходит определённый тактический рисунок. Есть боксёры темповики
(атакующий стиль ведения боя, высокий темп, прессинг и напор),а есть боксёры игровики (стиль
основан на действиях от обороны, обыграть соперника и набирать очки). Бокс это борьба стилей и
характеров. Но есть боксёры, которые умеют менять тактический рисунок ведения боя в
зависимости от сложившейся ситуации.
6. Гигиена и режим дня при занятиях спортом
Теория: Личная гигиена юного спортсмена. Уход за кожей, волосами, полостью рта, ногами.
Гигиена отдыха и сна. Гигиена спортивной одежды и обуви. Понятие о наиболее распространенных
заболеваниях. Профилактика. Противопоказания к занятиям спортом. Режим дня. Утренняя зарядка,
тренировка. Режим питания. Рациональное чередование отдыха с учебой и занятиями спортом.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7.Влияние занятий боксом на организм обучающегося.
Теория: Влияние занятий боксом на организм обучающегося. Осанка. Сердечно-сосудистая и
дыхательная системы. Закаливание организма. Самоконтроль в процессе занятий спортом.
Практика: Обсуждение. Опрос.
8. Правила соревнований по боксу.
Теория: Виды соревнований и способы их проведения. Участники соревнований. Личные,
командные и лично-командные соревнования. Знакомство с правилами соревнований.
Практика: Приобретение навыков в организации и судействе соревнований, разбор соревнований,
судейских ошибок.Зачет по правилам судейства.
9. Общая физическая подготовка
Практика:Средствами ОФП служат общеразвивающие упражнения: бег, прыжки, метания,
упражнения направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепления
мышц и связок, совершенствования координации движений, развитие глазомера. Занятия
подвижными и спортивными играми, включение элементов из других видов спорта также
способствуют всесторонней физической подготовке и являются основой для достижения высоких и
стабильных результатов в боксе. Используются методы повторной, интервальной, круговой
тренировки.
10. Специальная физическая подготовка
Практика: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств,
специфических
для
боксёров:
специальной
выносливости,
силовой
выносливости,
сообразительности, координации движений.Используются методы интервальной, повторной,
круговой тренировок с силовыми отягощениями и без них, прыжки различными способами на
одной и двух ногах: на месте, в движении, в длину и в глубину. Широко используются упражнения
с амортизаторами для имитации техники ударов. Тренировки по станциям с индивидуальными
заданиями.
11. Техническая подготовка
Практика: Обучение боевой стойке. Нанесению ударов из стойки и в движении. Защитные
действия. Перемещения и передвижения. Довести технику до относительного совершенства.
12.Тактическая подготовка
Теория: Анализ наблюдений на соревнованиях. Особенности судейства и организации различных
соревнований.
Практика: Выступления на соревнованиях со сбивающим фактором, умение творческого
самостоятельного решения определенных тактических задач.
13. Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования
Теория: Ознакомление с нормативами, правилами выполнения тестов, анализ роста результатов.
Практика: Участие в течении года в 3-4 соревнованиях по ОФП и в 4-6 соревнованиях по боксу в
своей возрастной группе. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности: Бег
60, 100 метров, прыжок в длину с места, прыжок в высоту, броски набивного мяча. Выносливость–
бег на расстояние 1000 метров (без учета времени)
15

Сила – подтягивания в висе-мальчики, в висе лежа- девочки.
1.14. Планируемые результаты:
К концу первого года обучения, обучающиеся должны:
- овладеть основами технических и тактических приемов в боксе;
- должны демонстрировать в бою и в специальных упражнениях владение ударной техникой
и защитными действиями;
- должны показывать оптимальные результаты в тестировании двигательных способностей,
соответствующие их возрастным нормам
К концу второго года обучения, занимающиеся должны:
- овладеть технико-тактическими знаниями;
- демонстрировать в бою и в специальных упражнениях более высокий уровень овладения
техническими действиями;
- показывать оптимальные результаты в тестировании двигательных способностей,
соответствующие их возрастным нормам;
- участвовать в соревнованиях.
К концу третьего года обучения, занимающиеся должны:
- демонстрировать в бою и в специальных упражнениях высокий уровень владения техникотактическими элементами бокса;
- показывать стабильно высокие оптимальные результаты в тестировании двигательных
способностей, соответствующие их возрастным нормам;
- показывать высокие результаты в соревнованиях;
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
- 36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.20___ г.
Конец учебного года: 31.05.20____г.
По годам
обучения
1-й год
обучения
(1 уровень)
2-й год
обучения
(2 уровень)
3-й год
обучения
(3 уровень)

1 полугодие

ОП

Зимние
каникулы

2
ОП
полугодие

Летние
каникулы

02.09.- 31.12. 17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05. 19 нед 01.06.-31.08.
01.06.-31.08.
02.09.- 31.12. 17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05. 19 нед
01.06.-31.08.
02.09.- 31.12. 17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05. 19 нед

16

Формы текущего и итогового контроля:
Основными показателями в оценивании результатов развития обучающихся является
выполнение контрольных нормативов, тестов, по общей и специальной физической подготовке,
теоретической подготовке в учебно-тренировочных группах в соответствии с нормативными
требованиями учебных программ по боксу.
Прием контрольных нормативов проводится три раза в год:
- входные тесты по общей физической и теоретической подготовке;
- промежуточные тесты по специальной физической подготовке, базовых техник бокса;
- итоговые тесты по общей физической и теоретической подготовке.
Также в роли итоговых занятий выступают открытые занятия в течении года, внутренние и
внешние соревнования.
2.2. Оценка достижений результатов.
Для достижения высокого уровня освоения дополнительной образовательной программы
всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного процесса, одной из
составляющих которого является диагностика уровня освоения дополнительной образовательной
программы и индивидуального развития ребенка.
Актуальность диагностики заложена в необходимости отслеживания результатов на всех
этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и повышении качества
образования, в формировании и развитии двигательных и творческих способностей детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного
материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга
образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных данных.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в учебном
процессе, определение форм коррекционной работы.
•

физического развития (уровень обученности): шаг, отжимание, прыжок, удар (высота,
лёгкость), координация движений. (Приложение №1)
• творческого развития (уровень развития): внимание, восприятие, мышление,
воображение
(Приложение №2)
• личностного развития (уровень воспитанности): культура поведения в коллективе,
нравственность, гуманность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность,
активность, организаторские способности, коммуникативные навыки.
(Приложение №3)
Этапы диагностирования
Диагностика проводится в несколько этапов:
Вводная диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система тестовых
заданий вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей детей и
предназначена для индивидуальной диагностики детей. Проведение диагностики
необходимо для развития ребенка, выявления начального уровня развития музыкальных и
двигательных способностей, состояния его эмоциональной сферы.
В ходе тестирования детей первого года обучения определяется уровень их природных
данных, и возможности их развития.
17

Тестовые задания второго года обучения дают представление об уровне общего внимания и
трудолюбия ребенка.
Тестовые задания третьего года обучения дают представление о степени интереса уровне
мышечной памяти и эмоционально - творческого потенциала ребенка, дают представление о
знаниях обучающихся в игре и технике настольного тенниса, развитии кругозора детей и их
физических способностей.
• тематическая диагностика - это отслеживание уровня освоения программного материала по
каждому из основных разделов дополнительной образовательной программы.
• промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – позволяет
выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы обучающимися, динамику
физического, творческого и личностного развития, соответствие его прогнозируемому и на этой
основе оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости
скорректировать их;
• итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – это определение уровня
освоения обучающимися программы и отслеживание динамики индивидуального развития.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью выявления
уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводиться в следующих формах: самостоятельные работы репродуктивного характера, отчетные
мероприятия ( открытые занятия, турниры, дополнительной конкурсы).
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаѐтся сертификат об успешном
окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служит также, освоение программы по уровням
обучения успешное участие в турнирах и конкурсах, а также создание стабильного коллектива,
заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и коллективизма.
Показателем развития личности в ходе освоения материала данной программы является
сформированность у обучающихся следующих компетентностей:
Ценностно-смысловые
(ценностно-ориентационные):
− умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к данной сфере
деятельности;
− владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия
и
поступки
на
основе
выбранных
целевых
установок;
− стремление к осуществлению индивидуальной дополнительной общеобразовательной
траектории с учетом общих норм и требований.
Общекультурные:
− умение
действовать
в
каждодневных
ситуациях
семейно-бытовой
сферы;
− владение культурными нормами и традициями; владение эффективными способами организации
18

свободного
времени;
− умение жить и конструктивно общаться в многонациональном, многокультурном и
многоконфессиональном
обществе;
Коммуникативные:
− умение представлять себя, свой коллектив, ДТСР «Форус», страну в ситуациях межкультурного
общения;
− владение
способами
взаимодействия
с
окружающими
людьми;
− владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения,
умениями
искать
и
находить
компромиссы;
− умение позитивно общаться в полиэтническом, поликультурном и многоконфессиональном
обществе.
Здоровьесберегающие:
− владение правилами поведения в экстремальных ситуациях;
2.3. Оценочные материалы.
Приложение №1
Диагностика физического развития
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Параметры:
Выс.ур.- отличные физические данные 3, (баллы от 19 до 24);
Ср.ур.- физические данные в норме 2, (баллы от 12 до 18);
Низк.ур.- физически слабое развитие 1, (баллы от 6 до 11);
Нет результата – 0, (баллы от 0 до 5)

№

Фамилия
ребёнка

имя

овладе
ть основами
технических и
тактических
приемов
в
боксе;

вла
дение
ударной
технико
й
и
защитны
ми
действи
ями;

тестировании
двигательных
способностей,
координация
тела и тд.

2.
19

Термины
бокса,
техническая
оснащенность.

Итого

3.

Приложение №2
Диагностика включение психических функций
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Форма контроля – контрольное занятие, оценивающееся по 5-ти балльной системе, входная,
промежуточная и конечная диагностики (начало года, I, II полугодие).
Результат достижения – стихи, движения в различных темпах и ритмах.
1. Упражнения на внимание: «Положить руки на (за) голову, шею, плечи, талию, живот,
колени…»; игра «Пол – потолок».
2. Упражнения на восприятие: « Эхо, отзовись, хлопать (топать, прыгать) научись, хлопай
(топай, прыгай)- не зевай, всё за мной повторяй!»
3. Упражнения на мышление: на координацию («нос – ухо», «голова – живот»).

Имя
ребёнка

Внимание

Восприятие

Мышление

Воображение

Общий балл

5б

5б

5б

5б

20б

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

Критерии:
1. Внимание
2.Восприятие
3.Мышление
4. Воображение
Параметры:
Выс.ур.- включены все функции ПФР (18 – 20 б)
Ср.ур..- функции ПФР в норме (14 – 17 б)
Низк.ур.- слабо развитые функции ПФР (менее 13 б)
20

Приложение №2
Диагностика уровня воспитанности
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 3 год обучения)

Я
оцениваю Меня оценивает Итоговые
себя
педагог
баллы
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в центре
и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
дома творчества

21

- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением
уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

22

педагог

Уровень
воспитанности
сам

педагог

сам

педагог

Средний балл

Прекрасное в моей
жизни
сам

педагог

сам

педагог

Я и школа

Отношение
природе
сам

педагог

сам

педагог

Прилежание

Любознательность
сам

№ Фамилия,
п/ имя
п обучающе
гося

к

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы

В группе ________ обучающихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6
качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок,
которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением
уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы.
Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не
всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы.
Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко
выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству по школе.
23

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью.
Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет
безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства
по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром
учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу
не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское
отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в
делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в
делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от
одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми,
чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения,
когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми
вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В
отношениях с людьми бывает замкнут.
24

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с
людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не
поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя
создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет
вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан).
Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный.
Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил
ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 3 год обучения)
Я
оцениваю Меня оценивает Итоговые
себя
педагог
баллы
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в центре
и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
25

- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
Дома творчества
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением
уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

26

Уровень
воспитанности

Средний балл

Прекрасное в моей
жизни

Я и школа

Отношение
природе

Прилежание

Любознательность

№ Фамилия,
п/ имя
п обучающе
гося

к

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы

педагог

сам

педагог

сам

педагог

сам

педагог

сам

педагог

сам

педагог

сам

педагог

сам

В группе ________ обучающихся

______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6
качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок,
которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением
уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы.
Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не
всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы.
Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко
выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
27

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью.
Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет
безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства
по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром
учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу
не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское
отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в
делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в
делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от
одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми,
чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения,
когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
28

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми
вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В
отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с
людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не
поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя
создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет
вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан).
Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный.
Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил
ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
2.4. Методические материалы.
Педагогические технологии
Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению приходит обучение
развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной личности,
развитие творческого потенциала обучающихся, развитие у детей устойчивой положительной
мотивации к занятию спортом. А значит, педагогам сферы дополнительного образования в целом и
преподавателям в частности необходимо использовать в своей работе новые методы, формы
обучения и воспитания, современные образовательные технологии.
Современные педагогические технологии в обучении детей хореографии весьма
разнообразны. К их числу относятся личностно-ориентированные технология, технология обучения
в сотрудничестве, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, технология проектной
деятельности, информационно-коммуникационные технологии.
1. Личностно-ориентированные технологии
Среди личностно-ориентированных технологий в обучении возможно применение технологии
разно уровневого обучения, в соответствии с которой обучающиеся разделяются на
«малоспособных», талантливых и, так называемое, среднее звено.
В дополнительном образовании в процессе набора и комплектации новых групп многие
коллективы сталкиваются с проблемой недобора детей. Если же коллективу удается провести
29

хороший набор, и принять большое количество учащихся в группу одного года обучения, то делить
их приходится ни на «талантливых» и «малоуспевающих», а на учащихся первой и второй смены.
2. Технология обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет организовать обучение детей в тех формах, традиционно
применяемых на занятиях. Технология обучения в сотрудничестве основана на применении
индивидуально-групповой и командно-игровой работы. В первом случае происходит разбивка
занимающихся на небольшие группы (по 4-6 человек), каждая из которых получает определенное
задание. Такая форма работы эффективна для усвоения нового материала каждым ребенком.
Разновидность индивидуально-групповой работы – индивидуальная работа в команде, когда каждая
из команд придумывает свой комплекс упражнений, а затем показывает их друг другу с
дальнейшим обсуждением, указанием на недочеты.
3. Игровые технологии.
Указанные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими
деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Известно, что игра не только повышает настроение, развивает координационные способности,
физические качества, помогает лучше воспринимать материал, повышает функциональные
возможности организма. Игровая форма стимулирует у детей, интерес к выполнению того или
иного задания, позволяет педагогу несколько раз повторить одно и то же задание с целью усвоения
какого-либо двигательного навыка и согласовать движение с музыкой. Игры и игровые упражнения
способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в
согласовании движений, а также помогают лучше воспринимать материал.
4. Здоровье сберегающие технологии.
Данный вид технологии представляет собой целостную систему воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе
взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Целью здоровье сберегающих
образовательных технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья,
формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение
использованию полученных знаний в повседневной жизни.
5. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии.
Их использование стало характерной чертой современности, необходимой для материальнотехнического оснащения работы.
Комплексное использование рассмотренных технологий позволяет обеспечить гармоничное
развитие личности обучающихся, улучшить процесс их самостоятельной творческой деятельности,
сделать исполнение показательных номеров более качественным и в целом повысить качество
обучения.
2.5. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
30

1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь
соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности,
педагогические методы и приемы, владеть современными педагогическими технологиями, ИКТ.
2. Методическое обеспечение:
1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№

Тема

Форма занятий

Дидактический материал,
техническое оснащение

Формы
подведения
итогов

1

Вводное занятие. Техника
безопасности. Форма для
занятий.

Лекции.

Плакаты, карточки

Беседа, опрос

2

История развития бокса

Карточки, плакаты, книги, видео

Беседа, опрос

3

Размеры площадок,
требования к инвентарю и
правила бокса.

Карточки, плакаты, книги
Бокс.

Беседа, опрос,
выполнение
заданий.

видеоматериалы

Беседа, опрос

4
5
6
7

Школа бокса.
Первоначальные
представления о тактике
ведения боя.
Основные положения правил
соревнований по боксу.
Общая физическая
подготовка.

8

Специальная физическая
подготовка.

9

Техническая подготовка

10

Тактическая подготовка
Итоговое занятие.
Контрольные испытания и
соревнования.

11

Лекции,
практические
занятия
Лекции,
практические
занятия
Лекции,
практические
занятия
Лекции,
практические
занятия
Лекции, просмотр
соревнований.
Лекции,
практические
занятия

Карточки Спортивный инвентарь
(перчатки, бинты, капа, лапы,
мешки).

Лекции,
практические
занятия
Лекции,
практические
занятия
Лекции.

Видеоматериалы

Беседа, опрос

Спортивный инвентарь

выполнение
нормативов

Спортивный инвентарь
(гимнастические маты, скакалки,
набивные мячи, гимнастические
скамейки и др.)
Перчатки, бинты, капа, мешки,
лапы, гантели, набивные мячи.

выполнение
нормативов

Лапы, перчатки, бинты.

выполнение
нормативов

Видео, просмотр соревнований
Оборудованная площадка.
Инвентарь.

Сдача нормативов

Беседа, опрос

Опрос
Анализ итогов
и динамики
результатов

2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

Тема

Форма занятий

Дидактический материал,
техническое оснащение

Формы
подведения
итогов

1

Вводное занятие. Техника
безопасности. Форма для
занятий.

Лекции.

Плакаты, карточки

Беседа, опрос

2

История развития бокса

Карточки, плакаты, книги, видео

Беседа, опрос

3
4

Размеры площадок,
требования к инвентарю и
правила бокса.
Школа бокса.

Лекции,
практические
занятия
Лекции,
практические
занятия
Лекции,

Карточки, плакаты, книги
Бокс.
Видеоматериалы
31

Беседа, опрос,
выполнение
заданий.
Беседа, опрос

практические
занятия

5

Первоначальные
представления о тактике
ведения боя.

Лекции,
практические
занятия

6

Основные положения правил
соревнований по боксу.
Общая физическая
подготовка.

Карточки Спортивный инвентарь
(перчатки, бинты, капа, лапы,
мешки).

Беседа, опрос

Лекции, просмотр
соревнований.

Видеоматериалы

Беседа, опрос

Лекции,
практические
занятия

Спортивный инвентарь

выполнение
нормативов

Специальная физическая
подготовка.

Лекции,
практические
занятия

Спортивный инвентарь
(гимнастические маты, скакалки,
набивные мячи, гимнастические
скамейки и др.)
Перчатки, бинты, капа, мешки,
лапы, гантели, набивные мячи.

выполнение
нормативов

9

Техническая подготовка

Лекции,
практические
занятия

Лапы, перчатки, бинты.

выполнение
нормативов

10

Тактическая подготовка

Лекции.

Видео, просмотр соревнований

опрос

11

Итоговое занятие.
Контрольные испытания и
соревнования.

Сдача нормативов

Оборудованная площадка.
Инвентарь.

Анализ итогов
и динамики
результатов

7

8

3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№
1

2
3

Тема
Вводное занятие. Техника
безопасности. Форма для
занятий.
Характеристика
современного состояния
бокса. Международная
классификация.
Термины бокса, техническая
оснащенность.

Форма занятий

Дидактический
техническое оснащение

материал,

Формы
подведения
итогов

лекции

плакаты, карточки

беседа, опрос

лекции

карточки, плакаты, книги, видео

беседа, опрос

лекции

карточки, плакаты, книги,
спортивный инвентарь.

беседа, опрос.

Видеоматериалы

беседа, опрос

карточки, спортивный инвентарь,
работа в парах.

беседа, опрос

4

Техника выполнения ударов
и защитных действий.

лекции,
практические
занятия

5

Тактика в боксе.

лекции,
практические
занятия

6

Гигиена и режим дня при
занятиях спортом.

лекция

карточки, книги

32

беседа, опрос

7

Влияние занятий боксом на
организм школьника.

8

Правила соревнований по
боксу.

лекция

видеоматериалы

беседа, опрос

лекции, просмотр
соревнований

видеоматериалы

беседа, опрос

практические
занятия

спортивный инвентарь

выполнение
нормативов

Специальная физическая
подготовка.

практические
занятия

спортивный инвентарь
(гимнастические маты, скакалки,
набивные мячи, гимнастические
скамейки и др.). Перчатки, лапы,
бинты, мешок, лапы.

выполнение
нормативов

11

Техническая подготовка

лекции,
практические
занятия

Перчатки, бинты, лапы.

опрос,
выполнение
нормативов

12

Тактическая подготовка

лекции,
практические
занятия

видео, просмотр соревнований

опрос

13

Контрольные испытания и
соревнования

сдача нормативов

оборудованная площадка, стадион,
необходимый инвентарь

анализ итогов
и динамики
результатов

Общая физическая
подготовка.

9

10

3.
4.

Дидактическое обеспечение: плакаты с удары ног и рук, карточки с терминологией.
Материально-техническое обеспечение программы.
Спортивный зал.
Раздевалки.
Душевая кабинка
Инвентарь:
Борцовские груши -2 шт.
Перчатки индивидуальные
Маты – 5 шт.
Футбольный мяч -1 шт.
Волейбольный мяч – 1 шт.
Мяч для большого тенниса – 5шт.
Скакалки – 10 шт.
Гимнастическая палка – 10 шт.

5.Внешние связи:
связь с образовательными учреждениями, учреждениями спорта.

33

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература:
основная:
1. Бокс. правила соревнований. – М., ФиС, 2004 г.
2. Бокс. Учебник для ИФК под общей ред. И.П. Дегтярева. – М., ФиС, 1979.
3. Булычев А.И. Бокс. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры
(для занятий с начинающими). Изд 3-е, переработанное допол. – М., ФиС, 1965. – 200 с.
4. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксера. – М., ФиС, 1970.
5. Джероян Г.О., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксера. – М., ФиС, 1971.
6. Лаптев А.Н. и др. Управление тренированностью боксера. – М., ФиС, 1973.
7. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. – М., ФиС,
1978.
8. Огуренков Е.И. Ближний бой в боксе. – М., ФиС, 1959.
9. Огуренков В.И. Левша в боксе. – М., ФиС, 1959.
10. Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях. – М., ФиС, 1979.
дополнительная:
11. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. – М., ФиС, 1967.
12.Казаков М.Б. Врачебный контроль в боксе. – М., ФиС, 1957.
13.
Клевенко
В.М.
Быстрота
в
боксе.
–
М.,
ФиС,
1968.
14. Мураченков А.И. Изменение костно-суставного аппарата у юных спортсменов. – М., ФиС, 1968.
15. медицинский справочник тренера по ред. В.А. Геселевича В.А., 2-е изд. – М., ФиС, 1981.
16. основы управления подготовкой юных спортсменов под ред. М.Я. Набатниковой. – М., ФиС,
1982.
17. Спортивная медицина. Учебник для ИФК. – М., ФиС. 1980.
18. Филин В.П. основы юношеского спорта. – М., ФиС, 1980.
19. В.Н. Платонов. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М., ФиС, 1986.
20. А. Ширяев. Бокс. Учитель к ученику. – Изд. Оренбург, 2002.
21. Ю.Б. Никифоров. Чувство дистанции у боксера. – М., ФиС. 1971.
22. Организация и методика обучения спортивным видам единоборств: учебное
пособие:Екатеринбург:Изд.УГГУ:2007.130с.
Учебные кинофильмы
1. Железный Тайсон. Разбор боя, методика подготовки к поединку. Тренировка Тайсона А. 60 м.
2.
Чемпион
за
7
месяцев.
Р.
210
м.
3.
Величайшие
бои
Мухаммеда
Али
(18).
А.,
хор.,
95
м.
4. Трилогия Али-Нортона, Али против Фрезера. Али против Формена. А., хор., 3 ч.
5. Век русского бокса. (Королев, Лагутин, Попенченко и др.) Уник. коллекц. док.ф. Р., хор., 2ч 40м.
6.
Рой
Джонс.
Лучшие
бои.
А.,
хор.,
8ч
40
м.
7. Холифилд. Бои с Бауи, Холмсом, Купером. Р., хор., 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Бокс. Энциклопедия // Составитель Н.Н. Тараторин.- М.: Терра спорт, 1998.- 232 с.
2. Советы молодому боксеру, как вести бой.
3. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е перераб. и доп. - СПб.: Изд-во «Шатон», 2002.
- 190 с.
4. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М., Ф и С, 1985.
5. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-75с.
6. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоровье, 1984. - 144с.

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».