РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Игра в баскетбол – одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний
день. В условиях современной общеобразовательной школы у детей в связи с большими
учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия.
Данный курс тесно связан со школьной программой по предмету «Физическая культура» и
ориентирован на учащихся 12-16 лет. Курс направлен на укрепление здоровья, коррекцию
физического развития и повышение физической подготовленности учащихся, а также на
удовлетворение интересов учащихся в углубленной подготовке по избранному виду спорта
(баскетбол).
Упражнения с различными мячами крайне динамичны и эмоциональны. Они способствуют
всестороннему развитию ребенка, и, прежде всего, развитию таких его качеств как ловкость,
сила, скорость, выносливость, координационные способности. Кроме того, игры и упражнения с
мячами активно воздействуют на психическое развитие (развивают внимание, реакцию,
сообразительность), физиологические процессы (усиливают кровообращение, дыхание, обмен
веществ и др.), идеальны для развития командного духа.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018№52831);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», разработанные Центром социализации,
воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, г. Москва 2015г.
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021г № 6524 -н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 17.12.2021г за № 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
1.1. Направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол» имеет физкультурноспортивную направленность, т.е. предполагает развитие и совершенствование у обучающихся
основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление
здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе
освоения этой программы.
1.2. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что для современных детей ведущих
малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной
информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного
взаимодействия.
Занятия в секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной
обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок
более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического
мышления.
Баскетбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с
действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать
друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для
воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач,
чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает
занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил,
преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у обучающихся
основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению
здоровья.
1.3. Педагогическая целесообразность
Программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по
физическим данным и подготовленности. Реализация программы позволяет решить проблему
занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
Игровая обстановка в баскетболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые
ситуации. Эти условия приучают баскетболистов постоянно следить за процессом игры,
мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой
игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также
проявления высокой самостоятельности.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у
играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем
поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности баскетбола создают
благоприятные условия для воспитания у детей умения управлять эмоциями, не терять контроля
за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования
полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах,
позволит учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры
во внеурочное время, так как количество учебных часов отведенных на изучение раздела
«Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми
навыками.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок,
баскетбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно
позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области
оздоровления и развития организма.
1.4. Отличительные особенности данной образовательной программы.
В данной программе отражены основные принципы обучения и спортивной подготовки
детей. Программа адаптирована к условиям работы в данном образовательном учреждении и
имеет некоторые особенности.
Во-первых, предварительного отбора для занятий не проводится, но обязательно наличие у
подростка соответствующего уровня технической и физической подготовки, медицинского
заключения.
Во-вторых, содержание программы обусловлено климатическими условиями региона.
Естественная двигательная активность детей в условиях продолжительной зимы значительно
снижена. Занятия разрабатываются с учетом следующих критериев: возраст, пол,
антропометрические признаки, уровень физического развития, уровень технической
подготовленности, игровое амплуа. При подготовке особое внимание уделяется работе с
высокорослыми юными баскетболистами – юношами и девушками, учитывая особенности
девушек – их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление
внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работос- пособности.
Кроме того в целях закаливания и оздоровления детей предусмотрено проведение занятий (как
целиком так и частично) на открытом воздухе в течение всего периода подготовки.
В-третьих, в связи с отсутствием спортивного отбора в группы, снижены нормативные
требования по разделам подготовки и требования к выполнению спортивных разрядов.
Программа состоит из четырёх модулей: «Основы знаний», «Общая физическая подготовка»,
«Специальная физическая подготовка», «Техника и тактика игры».
Принципы, лежащие в основе программы: - доступность (простота, соответствие
возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (реализация собственных творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность
заняться баскетболом с «нуля», а также внимание к вопросу воспитания здорового образа
жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
1.5. Адресат программы.
Дополнительная
общеобразовательная программа «Баскетбол» ориентирована на
обучающихся в возрасте от 12 до 16 лет.
К тренировочному процессу допускаются все желающие (мальчики и девочки), не
имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурноспортивной деятельности. Допускаются в одну группу дети с разницей возраста не более, чем в
три года.
Количество обучающихся в группах не должно превышать 9-15 человек.
Продолжительность занятий обучающихся 12 - 16 лет - 2 академических часа.
Так как программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, то для
более качественного обучения учтены психологические особенности обучающихся этих
возрастных групп.
Средний школьный возраст от 11-13 лет - переходный от детства к юности и
характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание на такую
психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит,
что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и дела, а быстрая переключаемость
внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Средний
школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития.
В этом возрасте обучающимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство
и различие, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту. В этом возрасте важное значение приобретаетчувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Поэтому руководитель объединения должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка,
больше уделять внимание индивидуальной работе. Ему необходимо обратить внимание на
формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных
идеалов. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации.
Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период развития детей от 15
до 17 (18) лет.
Основные особенности старшего школьного возраста:
- Гражданское становление человека. Личность юноши и девушки складывается под
влиянием нового положения в обществе, коллективе.
- Начальная стадия физической зрелости. Темп роста тела замедляется, но укрепление
физических сил и здоровья продолжается.
- Повышенная познавательная и творческая активность. Старшеклассники всегда стремятся
узнать что-то новое, чему-либо научиться, причём делать всё по-настоящему, профессионально,
как взрослые.
- Избирательный характер отношения к школьным предметам. Старшеклассники
интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами
при равнодушии и безразличии к остальным.
- Поведение становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Всё
большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода
жизненные принципы.
- Усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении.
Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают
нравственные качества личности.
- Поиск смысла жизни. Школьники стремятся познать окружающий мир, выявить основные
его закономерности.
1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень программы – базовый;
Объём программы - 648 часов;
Срок обучения - 3 года;
1-й год обучения 2 раза в неделю по 3ч. Итого 216ч;
2-й год и 3-й год обучения 2 раза в неделю по 3 часа. Итого 216ч.
1.7. Формы обучения.
Форма обучения – очная (обязательное изучение теоретических и практических частей
программы);
Основными формами являются: групповые практические (учебно- тренировочные) и
теоретические занятия; участие в спортивных соревнованиях; товарищеская игра; сдача
контрольных нормативов; лекции с просмотром и анализом учебных фильмов, телетрансляций
соревнований. Используются фронтальная и индивидуальная формы работы, работа в парах.
В процессе занятий применяется дифференцированный подход к обучающимся, так как в
связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может
быть различной. Используются специальные индивидуальные задания и упражнения,
допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует
созданию ситуации успеха.
1.8. Режим занятий.
Занятия для групп первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа и того 6
часов в неделю, продолжительностью по 45 минут с перерывом 5 мин.
Занятия для групп второго и третьего года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа
и того 6 часов в неделю, продолжительностью по 45 минут с перерывом 5 мин.
Наполняемость группы 15 человек. Группа состоит из мальчиков и девочек 12-16 лет.
1.9. Особенности программы.
1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья,
физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста.
2. Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий.
3. Повышение внимания психологической подготовке занимающихся: устранению страха
перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости,
ознакомлению с мерами безопасности.
В процессе занятий обучающиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки
инструктора. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать помощников и давать им
задания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.
Задачи этой учебной практики — научить строевым командам, методике проведения
упражнений и отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны
проводить сами обучающиеся. Необходимо научить обучающихся организовывать соревнования
в группе. Каждый обучающийся секции должен уметь вести технический протокол игры,
подготавливать заявку, составлять таблицу.
1.10.Цели программы.
Цель: сформировать начальные умения и навыки игры в баскетбол, а так же устойчивого и
постоянно растущего интереса к систематическим занятиям.
1.11. Задачи программы:
обучающие:
• познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры,
техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований.
• обучить техническим приёмам и правилам игры;
• обучить тактическим действиям игры;
• обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях;
• обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• обучить правильному выполнению упражнений.
• сформировать начальные знания о способах общей физической подготовки; развития
силы, гибкости, ловкости, выносливости;
• сформировать начальные навыки судейства.
развивающие:
• способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье,
закаливать организм.
• целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка.
• развить, разработать и укрепить различные группы мышц;
• расширить спортивный кругозор детей.
• развить начальные навыки судейства
воспитательные:
• воспитать понимание дружного сплоченного коллектива.
• воспитывать культуру поведения.
• прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом.
• воспитать потребность в здоровом образе жизни. Пропагандировать здоровый образ
жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников
1.12. Учебный план.
Общий учебный план по программе
Разделы
программы
1.
Вводное
занятие.Техника
безопасности
Основы
знаний
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
Итого
3
3
3
9
2.
Теоретическая
подготовка
6
9
12
27
3.
Общая физическая
подготовка
45
48
51
144
Техническая
4.
подготовка
Специальная
физическая 69
подготовка
60
63
192
Тактическая
подготовка
66
63
48
177
6. Контрольные нормативы
12
15
15
42
7. Соревновательная
деятельность
15
18
24
57
8. Итого
216
216
216
648
5.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Разделы программы
1-й раздел. Основы знаний
1 Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения в зале
2 Теоретическая подготовка
2-й раздел. Общая физическая
подготовка
Общее
количес
тво
часов
В
том
числе
Тео Прак
рия тика
Формы
аттестации
/контроля
9
3
7
1
2
2
Опрос
6
45
6
9
36
Контрольные
нормативы,
наблюдение
3 Общеразвивающих упражнения
4 Акробатические упражнения
5 Подвижные игры
3-й раздел. Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
18
18
9
3
3
3
15
15
6
135
11
124
69
5
64
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Перехват мяча.
6
1
5
6
6
6
6
9
Борьба за мяч после отскока от
щита.
Быстрый прорыв.
10
Командные действия в защите.
6
9
1
6
8
11
1
11
12
Игра в баскетбол с
12
заданными тактическими действиями
Ведение мяча
6
13
Броски мяча
14
Упражнения без мяча. Прыжок
вверх – вперед толчком одной и
приземлением на одну ногу
Командные действия в нападении 6
Тактическая подготовка
63
1
6
6
5
1
6
5
57
16 Тактика нападения. Индивидуаль- 12
ные действия: финты с мячом «на
ведение», «на передачу», «на бросок» с последующим ведением, передачей, броском;
1
11
17 Тактика нападения. Групповые дей- 12
ствия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном
равенстве защитников;
1
11
18 Тактика нападения. Командные дей- 9
ствия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном
броске, при спорном мяче.
1
8
19
1
11
6
7
8
15
6
6
Тактика защиты. Индивидуаль12
ные действия: выбор места для
овладения мячом при передачах и
ведении;
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
контро
20
Тактика защиты. Групповые дей- 12
ствия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка);
21 Тактика защиты. Командные дей- 6
ствия, прессинг.
4-й раздел. Контрольные нормативы. 12
22
11
1
5
тесты
3
12
12
12
9
соревнование
3
186
соревнование
Контрольные упражнения
12
5-й раздел. Соревновательная дея- 15
тельность
23 Судейство соревнований.
3
Судейская бригада: главный судья
соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований
24 Тренировочные игры 1на1, 3 на 3, 5 9
на 5.Участие в спортивных соревнований, товарищеских игр.
25 Итоговое занятие
3
26
1
ИТОГО
216
опрос
3
30
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Разделы программы
Общее
количес
тво
часов
В
том
числе
Тео Прак
рия тика
Формы
аттестации
/контроля
1-й раздел. Основы знаний
1 Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения в зале
2 Теоретическая подготовка
2-й раздел. Общая физическая
подготовка
9
3
7
1
2
2
Опрос
6
48
6
6
42
3 Общеразвивающих упражнения
4 Акробатические упражнения
5 Подвижные игры
18
18
12
2
2
2
16
16
10
132
11
121
3-й раздел. Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
60
5
55
Контрольные
нормативы,
наблюдение
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
контро
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Перехват мяча.
6
6
6
6
6
9
Борьба за мяч после отскока от
щита.
Быстрый прорыв.
10
Командные действия в защите.
6
6
1
6
5
11
1
8
12
Игра в баскетбол с
9
заданными тактическими действиями
Ведение мяча
6
13
Броски мяча
14
Упражнения без мяча. Прыжок
вверх – вперед толчком одной и
приземлением на одну ногу
Командные действия в нападении 6
Тактическая подготовка
66
1
6
6
2
1
6
5
60
16 Тактика нападения. Индивидуаль- 12
ные действия: финты с мячом «на
ведение», «на передачу», «на бросок» с последующим ведением, передачей, броском;
1
11
17 Тактика нападения. Групповые дей- 12
ствия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном
равенстве защитников;
1
11
18 Тактика нападения. Командные дей- 9
ствия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном
броске, при спорном мяче.
1
8
19
12
1
11
12
1
11
9
1
8
3
115
15
15
6
7
8
15
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места для
овладения мячом при передачах и
ведении;
20 Тактика защиты. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка);
21 Тактика защиты. Командные действия, прессинг.
4-й раздел. Контрольные нормативы.
6
3
15
22 Контрольные упражнения
15
5-й раздел. Соревновательная дея- 18
1
5
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
тесты
опрос
тельность
23 Судейство соревнований.
3
Судейская бригада: главный судья
соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований
24 Тренировочные игры 1на1, 3 на 3, 5 12
на 5.Участие в спортивных соревнований, товарищеских игр.
25 Итоговое занятие
3
3
26
27
ИТОГО
216
12
соревнование
3
189
соревнование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Разделы программы
Общее
количес
тво
часов
В
том
числе
Тео Прак
рия тика
Формы
аттестации
/контроля
1-й раздел. Основы знаний
1 Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения в зале
2 Теоретическая подготовка
2-й раздел. Общая физическая
подготовка
15
3
13
1
2
2
Опрос
12
51
12
6
45
3 Общеразвивающих упражнения
4 Акробатические упражнения
5 Подвижные игры
18
18
15
2
2
2
16
16
13
111
11
100
3-й раздел. Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
63
5
58
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Перехват мяча.
6
1
5
6
6
6
6
9
Борьба за мяч после отскока от
щита.
Быстрый прорыв.
10
Командные действия в защите.
6
6
1
6
5
11
Игра в баскетбол с
12
заданными тактическими действиями
1
8
6
7
8
Контрольные
нормативы,
наблюдение
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
контро
12
Ведение мяча
13
Броски мяча
14
Упражнения без мяча. Прыжок
вверх – вперед толчком одной и
приземлением на одну ногу
Командные действия в нападении 6
Тактическая подготовка
48
1
6
6
2
1
6
5
42
16 Тактика нападения. Индивидуаль- 6
ные действия: финты с мячом «на
ведение», «на передачу», «на бросок» с последующим ведением, передачей, броском;
1
11
17 Тактика нападения. Групповые дей- 12
ствия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном
равенстве защитников;
1
11
18 Тактика нападения. Командные дей- 6
ствия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном
броске, при спорном мяче.
1
8
19
6
1
11
12
1
11
6
1
8
тесты
3
115
15
15
12
соревнование
3
соревнование
15
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места для
овладения мячом при передачах и
ведении;
20 Тактика защиты. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка);
21 Тактика защиты. Командные действия, прессинг.
4-й раздел. Контрольные нормативы.
6
6
3
15
22 Контрольные упражнения
15
5-й раздел. Соревновательная дея- 18
тельность
23 Судейство соревнований.
3
Судейская бригада: главный судья
соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований
24 Тренировочные игры 1на1, 3 на 3, 5 12
на 5.Участие в спортивных соревнований, товарищеских игр.
25 Итоговое занятие
3
Игровая практика
Тестирование
Наблюдение
опрос
3
26
ИТОГО
216
27
189
1.13. Планируемые результаты.
Планируемые личностные результаты освоения программы.
У обучающихся будут сформированы:
- понимание ценности здорового образа жизни, потребностей соблюдать его;
- устойчивая мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Планируемые метапредметные результаты освоения программы
Познавательные УУД. Обучающиеся будут уметь:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии или самостоятельно;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Регулятивные УУД. У обучающихся будут сформированы:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах
дея-тельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно
выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий (анализ причин успеха/неуспеха на занятии), саморегуляцию.
Коммуникативные УУД. У обучающихся будут сформированы:
- умение работать в паре, группе (вступать в диалог, полилог, договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности)
- способность формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты освоения программы
Обучающиеся будут знать:
- правила охраны труда во время занятий волейболом;
- историю возникновения, развития волейбола в мире и в нашей стране;
- правила личной гигиены спортсмена;
- основные правила проведения соревнований;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- причины возникновения травм и меры профилактики;
- основные тактико-технические особенности игры в волейбол.
Обучающиеся будут уметь:
- осуществлять контроль самочувствия;
- оказывать первую помощь при ушибах, переломах, растяжении связок;
- выполнять физические упражнения, необходимые для развития физических навыков и
укрепления
здоровья;
- выполнять и применять в игровой и соревновательной деятельности основные тактикотехнические приемы игры в волейбол:
• основная стойка игрока;
• прием мяча;
• передача мяча;
• подача мяча;
• тактические действия в защите и нападении (индивидуальные, групповые, командные);
• - играть в волейбол с соблюдением основных правил;
• - демонстрировать жесты судьи;
• - осуществлять судейство учебных игр и соревнований.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
- 36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.20___ г.
Конец учебного года: 31.05.20____г.
1 полугодие
ОП Зимние
2 полугодие ОП
Летние
По годам
каникулы
каникулы
обучения
1-й год
обучения 02.09.- 31.12. 17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05.
19 нед 01.06.-31.08.
2-й год
обучения
01.06.-31.08.
02.09.- 31.12.
17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05.
19 нед
Сроки контрольных процедур:
Входящая диагностика(проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;
Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – декабрь;
Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.
Открытые занятия с приглашением администрации ОУ и родителей проводятся три раза в
год: ноябрь, февраль, май.
2.2. Оценка достижений результатов.
Для достижения высокого уровня освоения дополнительной образовательной
программы всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного
процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения
дополнительной образовательной программы и индивидуального развития ребенка.
Актуальностьдиагностики заложена в необходимости отслеживания результатов на
всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и повышении
качества образования, в формировании и развитии творческих способностей детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного
материала,
творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга
образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных данных.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в
учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
В ходе диагностики по программе «Движение вверх» отслеживаются следующие
показатели:
• мониторинг результатов обучения детей (уровень обученности):Выносливость,
Силовые качества, Координация (согласованность мышц тела в движениях),Техника
овладения приемами(Приложение №1)
• творческого развития (уровень развития): внимание, восприятие, мышление,
воображение (Приложение №2)
•
личностного развития (уровень воспитанности): культура поведения в коллективе,
нравственность, гуманность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность,
активность, организаторские способности, коммуникативные навыки. (Приложение №3)
Этапы диагностирования
Диагностика проводится в несколько этапов:
•
вводная диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система
тестовых заданий вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей детей и
предназначена для индивидуальной диагностики детей. Проведение диагностики необходимо
для развития ребенка, выявления начального уровня развития творческого потенциала.
В ходе тестирования детей первого года обучения определяется уровень их природных
данных и возможности их развития.
Тестовые задания второго года обучения дают представление об уровне общего развития,
внимания и трудолюбия ребенка.
• промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – позволяет
выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы обучающимися, динамику
творческого и личностного развития, соответствие его прогнозируемому и на этой основе
оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости
скорректировать их;
• итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – это определение уровня
освоения обучающимися программы и отслеживание динамики индивидуального развития.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью выявления
уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительной образовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводиться в следующих формах: самостоятельные работы репродуктивного характера,
отчетные мероприятия (открытые занятия, фестивали, дополнительные конкурсы).
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную образовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаѐтся сертификат об успешном
окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служит также, освоение программы по уровням
обучения успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание стабильного коллектива,
заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и коллективизма.
Показателем развития личности в ходе освоения материала данной программы является
сформированность у обучающихся следующих компетентностей:
Ценностно-смысловые (ценностно-ориентационные):
−умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к данной сфере
деятельности;
−владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять
действия и поступки на основе выбранных целевых установок;
−стремление к осуществлению индивидуальной дополнительной общеобразовательной
траектории с учетом общих норм и требований.
Общекультурные:
−умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
−владение культурными нормами и традициями; владение эффективными способами
организации свободного времени;
Коммуникативные:
−умение представлять себя, свой коллектив, ДТСР «Форус», страну в ситуациях
межкультурного общения;
−владение способами взаимодействия с окружающими людьми;
−владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения, умениями искать и находить компромиссы;
−умение позитивно общаться в полиэтническом, поликультурном и многоконфессиональном
обществе.
2.3.Оценочные материалы.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и
проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все
методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает
постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала.
Формы, приемы и методы контроля. 1 год обучения
№
п/п
Раздел
Форма
занятий
1.
Вводное занятие.
Правила безопасности
при занятиях спортом.
Беседа
2.
Общеразвивающие
упражнения
Беседа
Приемы и
методы
Словесные,
наглядные
Словесные,
наглядные
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Анкеты,
презентация,
инструкции
Формы
подведения
итогов
Анализ анкет,
инструктаж
Презентации.
Тестирование
Видеофильмы.
Электронная
доска.
Гимнастические
скамейки,
шведская
стенка,
гимнастическая
палка, обруч
3
Общая физическая
подготовка
Тренировки,
показ
Словесные,
наглядные,
практические
Скакалка, в/б,
сетка,
резиновые и
набивные мячи,
гимнастические
скамейки,
шведская
стенка,
гимнастическая
палка, обручи
Контрольные
нормативы,
наблюдение
4
Техническая подготовка
Тренировки,
беседы, показ,
игры
Словесные,
наглядные,
практические
Правила игры в
волейбол.
Правила
судейства.
Презентации.
Видеофильмы.
Результаты
игр,
наблюдение,
контрольные
нормативы
Электронная
доска. В/б мячи,
резиновые и
набивные мячи,
сетка, т/мячи
5
Специальная физическая Тренировки,
полготовка
показ
Словесные,
практические,
наглядные
в/б, резиновые
и набивные
мячи,
гимнастические
скамейки, сетка
Контрольные
нормативы,
наблюдение
6
Тактическая подготовка
Тренировки,
беседы, показ,
игры
Словесные,
наглядные,
практические
Презентации.
Видеофильмы.
Электронная
доска. в/б мячи,
в/б сетка,
резиновые мячи
Результаты
игр,
наблюдение,
контрольные
нормативы
Контрольно-оценочные
и переводные
испытания. Итоговое
занятие.
Сдача
контрольных
нормативов
Практические,
социальные
в/б мячи, в/б
сетка,
резиновые
мячи, анкеты
Анализ
диагностики
умений и
навыков
Приемы и
мето ды
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Анкеты,
презентация,
инструкции
Формы
подведения
итогов
7
2-ой год обучения
№
п/п
Раздел
Форма
занятий
1.
Вводное. Инструктаж по
технике безопасности
при проведении занятий
Беседа
2.
3
Общеразвивающие
упражнения
Общая физическая
подготовка
Беседа
Тренировки,
показ
Словесные,
наглядные
Словесные,
наглядные
Словесные,
наглядные,
Анализ анкет,
инструктаж
Презентации.
Тестирование
Видеофильмы.
Электронная
доска.
Гимнастические
скамейки,
шведская
стенка,
гимнастическая
палка, обруч
Скакалка, в/б,
сетка,
Контрольные
нормативы,
4
7
Техническая и
тактическая подготовка
Тренировки,
беседы, показ,
игры
практические
резиновые и
набивные мячи,
гимнастические
скамейки,
шведская
стенка,
гимнастическая
палка, обручи
наблюдение
Словесные,
наглядные,
практические
Правила игры в
волейбол.
Правила
судейства.
Презентации.
Результаты игр,
наблюдение,
контрольные
нормативы
Видеофильмы.
Электронная
доска. В/б мячи,
резиновые и
набивные мячи,
волейбольная
сетка, т/мячи
Результаты
игр,
наблюдение,
контрольные
нормативы
5
Специальная физическая Тренировки,
полготовка
показ
Словесные,
практические,
наглядные
в/б, резиновые
и набивные
мячи,
гимнастические
скамейки, сетка
Контрольные
нормативы,
наблюдение
6
Учебно-тренировочные
игры
Тренировки,
показ
Словесные,
наглядные,
практические
в/б, резиновые
и набивные
мячи, в/б сетка.
Наблюдение,
разбор игр
Контрольно-оценочные
и переводные
испытания. Итоговое
занятие.
Сдача
контрольных
нормативов
Практические,
социальные
в/б мячи, в/б
сетка,
резиновые
мячи, анкеты
Анализ
диагностики
умений и
навыков
Направленность и содержание тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом
задач и принципов многолетней подготовки обучающихся.
К концу обучения в юношеской группе, обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями,
совершенствовать специальные и общие физические качества, необходимые для игры в волейбол,
овладеть технико - тактическими навыками игры в волейбол, участвовать в соревнованиях,
совершенствовать навыками инструктора и судьи, уметь подчинять личные интересы
коллективным.
Способы проверки результатов:
Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года
программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в
количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной,
теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового
цикла 2 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все обучающиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для
отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий. формы подведения итогов реализации
образовательной программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения
детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде
текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное
занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных
упражнений.
Эта программа гарантирует:
- результативный для педагога и обучающихся процесс обучения;
- высокий и прочный уровень обучаемости;
- формирование у занимающихся умений и стойкого навыка учиться;
- полноценное соединение знаний и практических навыков;
- обеспечение реальной социализации обучающихся.
2.3. Методические материалы.
Общие черты структуры тренировочного занятия.
Правильно выбранная структура занятия является важнейшим условием качественной
реализации программы двигательной и спортивной подготовки юных спортсменов. Все элементы
содержания занятия составляют единое целое. Однако, теория тренировочного занятия является
недостаточно разработанной в педагогической науке. Еще недостаточно раскрыта в
исследованиях структура тренировочного занятия, динамика отдельных частей занятий. Поэтому
сейчас открывается возможность подойти к проблеме занятия с совершенно новых позиций на
основе использования стандартных тренировочных заданий. Если учитывать, что тренировочное
задание является исходным элементом структуры тренировки, то можно полагать, что
эффективность тренировочного процесса в большей степени зависит от выбора и построения
наиболее оптимальных упражнений и тренировочных заданий, которые бы решали конкретные
педагогические задачи. Тренер-преподаватель должен творчески походить к проведению
каждого занятия, пользуясь принятой схемой как ориентиром с учетом конкретных условий
организации занятий. Тренировочный урок имеет основную, подготовительную и
заключительную части. Они взаимосвязаны, но в то же время решат самостоятельные задачи.
Задачи подготовительной части занятия:
1. Организация группы (привлечение внимания занимающихся а предстоящей работе).
2. Повышение работоспособности организма спортсменов, эмоциональный настрой на
предстоящую работу.
3. Предварительное разогревание, растягивание и увеличение эластичности мышц.
Средствами решения этих задач могут быть: различные подготовительные упражнения общего
характера; игровые упражнения и подвижные игры.
Методы выполнения упражнений: равномерный; повторный; игровой; круговой.
Подготовительная часть состоит из двух частей.
Основная задача первой части – поднять общую работоспособность организма за счет
воздействия главным образом на вегетативные функции;
-второй – настроить на предстоящую работу, применяя в основном специальноподготовительные упражнения. Обычно рекомендуется сначала выполнять упражнения для рук,
плечевого пояса, затем туловища, тазовой области и ног. На подготовительную часть отводится
около 10-20% общего времени урока, однако продолжительность разминки, подбор упражнений
и их соотношение могут колебаться в значительных пределах. Это зависит от индивидуальных
особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.
Основная часть должна соответствовать подготовленности занимающихся, возрасту и полу,
периоду и этапу подготовки, избранной специализации и другим факторам.
Задачи основной части:
1. Ознакомление, детелизирование, разучивание или совершенствование техники специальных
упражнений.
2. Направленное воздействие на развитие физических качеств (например, воспитание
выносливости или нескольких физических качеств).
3. Общее и специальное воспитание моральных, волевых интеллектуальных качеств в плане
комплексного подхода к воспитанию. В качестве учебного материала здесь используются
основные и вспомогательные упражнения.
Наиболее целесообразна следующая последовательность упражнений, или «блоков»
тренировочных заданий:
- для овладения и совершенствования техники;
- развития быстроты и ловкости;
- развития силы;
- развития выносливости.
Тактические задачи решаются параллельно в процессе занятий.
Методы выполнения упражнений:
- равномерный;
-повторный;
-переменный;
- интервальный;
- игровой;
- круговой;
-контрольный.
В отличие от подготовительной части характер упражнений в основной части сравнительно
однообразен. Поэтому последовательность различных упражнений необходимо варьировать так,
чтобы занимающиеся смогли проявить большую работоспособность независимо от состояния
организма. На основную часть занятия отводится 70-85% общего времени урока.
Заключительная часть. Чтобы создать условия для перехода занимающихся к другому виду
деятельности, организма необходимо привести в более спокойное состояние. Как правило, если
нагрузка снижается постепенно, то отрицательной реакции не возникнет.
Задачи заключительной части:
1. Направленное постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся.
2. Подведение итогов проведенного занятия и выдача задания на дом.
Средствами для решения этих задач являются:
- легкодозируемые упражнения;
- умеренный бег;
- ходьба;
-относительно спокойные игры.
Методы выполнения упражнений: равномерный; повторный; игровой. На заключительную часть
отводится 10-15% общего времени занятий.
2.4. Условия реализации программы
Материально-техническая база:
Занятия проводятся в большом спортивном зале школы.
Для занятий необходимы:
•волейбольный мяч;
•набивной мяч;
•мостик гимнастический;
•скакалки;
•свисток;
•скамейка;
•гимнастические маты;
•мяч баскетбольный
•обручи;
• сетка волейбольная;;
•разметка спортивного зала.
Обязательно наличие спортивной формы для обучающихся:
•спортивная форма не стесняющая движения;
•кроссовки или кеды.
Место проведения занятий должно быть хорошо освещенным и соответствовать нормам, свет
должен быть равномерным, над всей игровой площадкой, без прямого попадания света в глаза
играющих.
Помещение должно быть хорошо проветриваемым.
Возрастные особенности детей:
•В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей
деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны
присутствовать домашние задания с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и
как его выполнять и т. д. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется: развитию
быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости и
подвижности в суставах.
•В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются
кровеносные сосуды, происходят половые изменения, в связи с чем при выполнении
упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации
движения, часты нервные срывы т. п. При работе со спортсменами в этом возрасте тренерупреподавателю рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических
нагрузок и средств, применяемых для этого. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого
возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.
•В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конкретного определенного
результата занятий: укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц
и т. п. (в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты
движений, особенно это относится )
Освоение каждой темы идет по алгоритму:
1. Введение в деятельность (определение целей, разогрев мышц)
2. Освоение нового материала (знакомство с новыми движениями в технике и
тактике)
3. Закрепление и отработка техники выполнения движений
4. Расслабление
5. Рефлексия (анализ педагога, самоанализ, взаимоанализ результатов
деятельности).
Воспитательная работа
Работа с родителями.
20%
времени
30%
времени
50%
времени
5%
времени
5%
времени
Родительские собрания проводятся 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Родители оказывают помощь в организации досуговых мероприятий, организуют
материальную помощь объединению, помогают педагогу в решении воспитательных задач.
Воспитательная работа с обучающимися
Для обучающихся творческого объединения проводятся экскурсии, праздники
именинников, походы, дети посещают мероприятия с участием других кружковцев, участвуют в
праздниках и т.д. Для воспитанников объединения проводятся беседы этического характера и
беседы о здоровом образе жизни.
Этапы педагогического контроля.
1 год обучения
Целью пед. контроля является оценка состояния процесса в соответствии с планируемым,
коррекция процесса и выстраивание индивидуальной линии развития каждого учащегося.
Вид
контроля
Задачи
Содержание
Формы
Текущий
Отслеживание уровня
развития спортивно-силовых
качеств
Техника
правильного
ведения мяча
Соревнован
ия
Текущий
Определение технической
подготовки учащихся
Выполнение
Соревнован
различных передач ия
Итоговый
Выполнение различных
передач с разных точек
Критерии
Умение
правильно вести
мяч (скорость)
Владение
техникой
передачи мяча
Правильность
Попадание в
выполнения и
Зачет
точку
точность
Описание условий для реализации программы
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
1.Спортивный зал 12 на 24 или 12 на 12 м
2.Оборудование и инвентарь
А) сетка волейбольная – 1 шт
Б) стойка волейбольная – 2 шт
В) гимнастическая стенка – 6-8 пролетов
Г) гимнастическая скамейка – 3-4 шт
Д) скакалки – 15 шт
Е) гимнастические маты – 3-4 шт
Ж) мячи набивные – 15 шт
З) мячи волейбольные – 15 шт
И) мячи баскетбольные – 15 шт
Все оборудование и инвентарь должны соответствовать требованиям техники безопасности.
Срок реализации и категория обучающихся. Срок освоения программы – 2 года.
Общая продолжительность реализации дополнительной образовательной программы составляет
1-ый год обучения 144 часа . 2-ой год обучения 216 часов.
В группу второго года обучения переводятся обучающиеся, успешно выполнившую программу
первого года обучения и сдавшие итоговые нормативы.
В группу второго года обучения могут быть зачислены обучающиеся, не проходившие обучение
по программе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование и сдавшие
контрольные нормативы.
Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:
Кадровое обеспечение. Требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем
требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности
педагогического работника.
Материально-технические условия реализации программы. Занятия проводятся в
оборудованном спортивном зале, а в тёплое время года – на спортивной площадке.
Теоретические занятия проходят в учебном классе, оборудованным партами, стульями и
электронной доской для демонстрации учебных видеофильмов.
Для организации образовательного процесса необходимо иметь:
- спортивный зал для занятий волейболом;
- игровой спортивный зал;
- раздевалки; - душевые кабины;
Учебно-методическое обеспечение.
Спортивный инвентарь:
- волейбольные мячи -15 штук;
- набивные мячи – 15 штук;
- перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;
- гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
- волейбольная сетка;
- обручи – на каждого обучающегося;
- гимнастические маты — 5;
Спортивные снаряды:
- гимнастические скамейки –5 штук;
- гимнастическая стенка – 6 пролетов.
Программу реализует педагог дополнительного образования педагогический работник,
имеющий высшее или среднее профессиональное образование в сфере физической культуры и
спорта без предъявления требований к стажу работы.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога
1. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Примерная программа спортивной
подготовки для СДЮСШОР – М., 2009
2. Железняк Ю.Д., Чачин А.В.Примерная программа спортивной подготовки для СДЮСШОР –
М., 2004
3. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983
(УТГ), 1985 (ГСС).
4. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М, 2000
5. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999
6. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999
7. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в
олимпийском спорте. - Киев, 1999
8. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л .Б. Кофмана. - М., 1998
9. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998
10. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982
11. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997
12. Конева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника, 2004
13. Современная система спортивной подготовки/Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.
Шустина. - М., 1995 14. Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999
15. Спортивные игры / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. -М., 2000
16. Психологическая подготовка в волейболе (стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций):
методическое руководство /сост. Н.Ф. Сингина, Е.В. Фомин. – Москва, 2013 – 24 с.
17. Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г.Д.
Бабушкина, Н.В. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007 – 270 с.
18. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу, работающего в
ДЮСШ: методическое пособие / сост. Н.Ф. Смагина, Е.В. Фомин. – М.: ООО «АВ «Паблишер»,
2014 – 36 с.
19. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач
(подготовка связующего игрока): методическое пособие / сост. В.О. Романенко, Е.В. Фомин. –
Москва, 2012 – 28 с.
20. Степанова, О.Ю Организация этапного контроля за адаптацией спортсменок 9–16 лет к
физическим нагрузкам: учебно-методическое пособие / О. Ю. Степанова, Т. Н. Соломка. – Омск:
Издательство СибГУФК, 2008 – 40 с.
21. Техника игры: методический сборник / сост. Ю.Б. Чесноков. - Москва, 2008 – 47 с.
22. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Физиология спорта:учебное пособие. -Омск: СибГУФК, 2003 92 с.
Дополнительная литература для детей и родителей
1.Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
2.Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нарасвета,1981
3.Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 1961.
4.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978
5.Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб.пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт,
1988.
6.Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – Минск: Высшая школа, 1972
7.Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич.
материалы. – М., 1962.
8.Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.:
Физкультура и спорт, 1968
9. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие –
Нижневартовск, 2001.
10.Клещёв Ю.Н, Фурманов Н.Г. Юный волейболист. Москва. «ФиС» 1979г.
11.Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб.пособие для начинающих. – М.: Физкультура
и спорт, 1965.
Перечень интернет-ресурсов.
1. http://www.minsport.gov.ru/sport/
2. http://kfis.spb.ru/
3. http://www.roc.ru
4. http://www.olympic.org
5. http://www.rusada.ru
6. http://www.volley.ru/
7. http://fvspb.ru/
8. http://sdushor-vo.ru