Лыгденова СА

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.2. Направленность дополнительной общеразвивающей программы
1.3. Актуальность
1.4. Педагогическая целесообразность
1.5.

Отличительные особенности данной дополнительной программы

1.6. Адресат программы
1.7. Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной
общеразвивающей программы
1.8.

Формы обучения,

1.9.

Режим занятий

1.10 Особенности организации образовательного процесса
1.11. Цель и задачи программы
1.12. Учебный план
1.13. Содержание программы
1.14. Планируемые результаты
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарный учебный график работы
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценка достижений результатов
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Приложения

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализация программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989
года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября 2022 г.
Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России
17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома творчества
Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа определяет
содержание образования определенного уровня и направленности.
1.2. Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Образовательная программа «Малыши-карандаши» имеет социально-гуманитарную
направленность. Программа направлена:
-на создание условий для развития ребёнка, формирование компетенций дошкольников, которые
необходимы для успешной самореализации в начальной школе, предотвращения стрессов,
комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
1.3. Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного
взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к школе. Данная
программа представляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей
старшего дошкольного возраста к новым условиям.
Интеллектуальная готовность (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является
приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
1.4. Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью
всестороннего развития и подготовки к школе детей посещающих и не посещающих дошкольное

образовательное учреждение. Программа предполагает комплексное развитие качеств личности
ребенка, психических процессов и формирования видов деятельности, которые определяют
становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное дальнейшее обучение в школе.
Обоснована необходимостью профессионального подхода к созданию комфортных условий для
обучения детей через игры, упражнения, диалоги, рисование, творческий труд. Творческие задания
позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых
методов (ведущая деятельность данного возраста - игровая), что позволяет устранить разного рода
перезагрузки.
1.5. Отличительные особенности данной программы заключается в тесной
интеграции дисциплин в реальность. На занятиях обучающиеся взаимодействуют не только с
учебными пособиями и с тренажёрами, а используют окружающие из предметы, такой метод работы
помогает обучающимся связывать абстрактные понятия-наименование буквенных и числовых
значений – с окружающей действительностью.
На занятиях при изучении базовых основ русского языка и математики, необходимых для
успешного старта в школе, используются методы творческой работы – изготовление букв из
пластилина, складывание из палочек, нахождение их в надписях, конструирование их бумаги.
Творческая составляющая помогает снять с обучающегося стресс, т.к. учебная деятельность ещё не
является ведущей в данном возрасте, и превратить учебный процесс в игровой. Метод практического
выполнения творческих заданий приближает и «приземляет» неясные дошкольнику понятия,
позволяя ему не просто использовать абстактно – образное мышление, физически ощутить то или
иное понятие.
Также отличительной особенностью данной программы является содержащийся в ней
национально-региональный компонент. Приобщение детей к истокам народной культуры
Республики Бурятия:
- история родного края;
- растительный и животный мир;
- выбор и чтение художественных произведений Бурятии;
- народные игры Бурятии
Национально-региональный компонент помогает детям расширить знанию о своём родном
крае, привить чувство любви к малой родине.
Минпросвещения России с 01.09 2022 года запускает проект – цикл внеурочных занятий
«Разговоры о важном».
Вторая переменка между занятиями посвящена самым различным темам данного
направления: патриотизм, гражданское воспитание, историческое просвещение, родной край,
нравственность, экология…,действуя через игровые ситуации, дети легче усваивают информацию
любой сложности.
1.6. Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы «Малыши-карандаши» 6-7 лет.
Условия набора: принимаются все желающие.
1.7. Уровень программы, объём и сроки реализации
Уровень программы: базовый. Подразумевает знакомство с базовыми знаниями в областях
филологии, математики и комплекса научных знаний, объединённых под общим названием
«окружающий мир», доступные обучающемуся старшего дошкольного возраста, развитие
психических процессов, межполушарных связей.
1.8. Формы обучения:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная.

Программа предполагает следующие виды занятий:
- лекции с применением наглядно-иллюстративного материала;
- беседы;
- практические занятия;
- самостоятельные, лабораторные работы (конструирование, моделирование);
- игры, конкурсы, викторины.
1.9. Режим занятий
1 раз в неделю по 4 часа, продолжительность одного занятия - 30 мин, перерыв – 5 -10 мин.
1.10. Особенности организации образовательного процесса программы состоит в
интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности и является модифицированной. В
основе лежит программа подготовки дошкольников предлагаемой Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз
– ступенька, два – ступенька…» и программе развития дошкольника Н.С. Жукова «Букварь». В
данной программе реализуется национальный компонент. Интегрированном обучении
математическим навыкам и развитию речи, что помогает избежать однотипности целей и задач и
делает процесс обучения более эффективным. Данный симбиоз охватывает основные направления
развития ребенка, необходимые для подготовки к школьным программам. Такое обучение
одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает
детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее
разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний,
представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Продолжительность реализации программы 1 год. Всего 144 часа. Из расчета 4 часа в
неделю. Форма обучения – очная, дистанционная.
Расписание занятий составляется с учётом пожеланий родителей и возможностей
учреждения.
Программа базового уровня, рассчитана на возрастную категорию 6-7 лет. Набор
детей в группы свободный, без предъявлений требований к уровню подготовленности
обучающихся. Наполняемость учебных групп объединения 10-12 человек одного
возраста или разного. Состав групп постоянный.
1.11. Цель программы:
- Формирование психолого-педагогической готовности детей 6-7 лет к систематическому
школьному обучению, также программа доступна для детей дошкольного возраста, результаты
которого не соответствуют дидактическим нормам образовательного учреждения.
- Обеспечение стартовых возможностей для детей;
- Формирование навыков учебной деятельности;
- Развитие личности воспитанника, его индивидуальных дарований, творческий потенциал через
разные виды деятельности.
1.12. Задачи программы:
- Создание благоприятных условий для формирования личности ребенка-дошкольника путем
изучения и учитывания потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка;
- Способствование развития психических особенностей и познавательных навыков как внимание,
восприятие, мышление, память, наблюдательность, сообразительность, фантазия;
- Развитие речевой активности: расширение словарного запаса, формирование правильного
звукопроизношения, составление простейших рассказов;
- Сформирование элементарных математических представлений;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие воображения и творческих способностей.
- Предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;
- Способствование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию
детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;
- Познакомить воспитанников с красотой и богатством искусства;
- Познакомить, расширить знания об окружающем мире, о родном крае.
1.12.
Содержание курса «Развитие математических представлений»
Цель: формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и
процессу обучении в целом.
Задачи работы по развитию математических представлений:

-формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении
движения, о последовательности событий, о временных представлениях;
-подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и
выявлений «больше», «меньше», «столько же», на основе сравнения пар;
- развитие умения вести счет предметов в пределах 10, устанавливать порядковый номер
предмета;
-подготовка к рассмотрения действий с числами и решение задач;
-систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах;
-развитие внимания и памяти, логики, креативности и вариативности мышления.
Общие понятия (12 часов)
Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету,
форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и
неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью
составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в
одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов
из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и
сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и
т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок. Составление
закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними (15 часов)
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.
Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием
наглядного материала, решение логических задач разного вида.
Пространственно – временные представления (5 часов)
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади,
сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже,
позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление
последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность
месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины (4 часа)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник,
круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
1.13 Содержание курса «Обучение грамоте».
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры и готовности к
овладению детьми звуко-буквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи:
-обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
-развитие умений связной речи;

-развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
-обучение звуко-слоговому анализу слов;
-развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, запись элементов букв по
образцу).
Лексическая и грамматическая работа (8 часов):
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и
предложений).
Развитие связной речи (8 часов):
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по
сюжетной картинке, по серии картинок.
- чтение произведений поэтов, писателей Республики Бурятия
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (8 часов):
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие
и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих
согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу (12 часов):
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (36 часов) - штриховка, обведение по контуру,
повторение по образцу элементов письменных букв и их соединение меж
1.14. Содержание курса «Очумелые ручки».
Цель: – создание условий для развития индивидуальности ребёнка, его творческих способностей и
индивидуальных дарований.
Задачи работы:
- развитие воображения и творческих способностей;
- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;
- познакомить детей с разными видами деятельности, с нестандартными техниками рисования
- способствование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию
детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;
- познакомить воспитанников с красотой и богатством искусства.
Рисование нетрадиционными техниками (7 часов)
Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у
детей ещё больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования
происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. У ребёнка
появляется интерес к рисованию, как следствие - желание творить.
Поэтапное рисование (3 часа)
Поэтапное рисование для детей – это такой метод рисования, который позволяет ребёнку создавать
рисунок последовательно, по этапам, т.е от простого к сложному. Данный метод – это очень
хорошее подспорье для ребёнка, т.к. он помогает ему рисовать без ошибок, соблюдая при этом
определённый порядок действий.
Работа с пластилином (4 часа)
Пластилин - идеальный инструмент для развития мелкой моторики, укрепляется сила рук,
развивается волевое усилие, реализуется познавательная активность.
Работа с природными материалами (2 часа)
Работа с природными материалами даёт большие возможности сближения ребёнка с природой,
воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Работа с бисером (2 часа)
Бисероплетение для дошкольников – это полезное во всех отношениях искусство Интересная
возможность попробовать с ребёнком кропотливо, старательно, аккуратно выполнить работу.
Оригами (3 часа)

Оригами – это искусство складывания бумаги. Слово «оригами» пришло к нам из страны
восходящего солнца. Оригами – очень полезный процесс для растущего организма, увлекательное
занятие.
Аппликация (8 часов).
Аппликация – вырезание и наклеивание, присоединение элементов из разных материалов к
основе, выступающий фоном для картинки. Иользование техники аппликации способствует
всестороннему развитию учащихся, активизируется наблюдательность, внимание. Воображение,
пробудить фантазию, развивать творческие способности, чувство формы, цветоощущение.
Воспитывает эстетический вкус в оформлении.
Работа с бумагой (7 часов):
На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех
достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень
доступна, а простота ее обработки
привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами
действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание,
прогибание очень увлекает. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет
огромное значение в развитии конструктивного мышления
детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование
стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления
изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников напрвлено на
получение конкретного результата – поделки. Это познавательное занятие тесно связано с игрой, и
поэтому очень интересно для ребёнка Выполняя поделки из. бумаги, дети не только развивают
свои художественные способности и творческую фантазию, но и расширяют кругозор, приобретают
дополнительные знания, учатся моделированию и конструированию
1.15. Планируемые результаты
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
в области развития речи и подготовки к обучению грамоте:
-узнавать и различать буквы русского алфавита;
-отчётливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце);
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
- правильно печатать печатные буквы;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру, копировать по
образцу различные узоры.
в области развития математических представлений и подготовки к обучению математике:
- в простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух
предметов (по цвету, форме, размеру);
- продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком,
самостоятельно составлять подобные ряды;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости;
-в простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5
элементов, найти в совокупности "лишний" элемент;
-соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов;
-сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в
пределах 10;
-устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и
нарушение последовательности;

я
я

-распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы,
сходные по форме и изображать простейшие фигуры «от руки»;
-познакомиться с количественным и порядковым счетом в пределах десяти;
-знать состав чисел в пределах 10;
-ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки
отсчета, а так же на листе бумаги.
Личностные результаты освоения программы
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий на занятии;
-учиться работать по предложенному учителем плану
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в рабочей тетради;
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы группы и педагога;
-подробно пересказывать небольшие тексты;
Коммуникативные УУД
-слушать и понимать речь других.
-оформлять свою мысль в устной речи;
Утверждаю
Директор МАУ ДО «Дом Творчества «Форус»
Советского района г.Улан-Удэ»
____________ Никифоров М.В.
«______» _____________2022г.
Календарно-тематическое планирование курса
занятий по социально – гуманитарной направленности
по программе «Малыши - карандаши»
Группа (обучающихся) – дети 6-7 лет
Педагог: Лыгденова С.А.
Количество групповых часов на 1 и 2 полугодие 144 часа
Букварь - 36 ч
Письмо и развитие мелкой моторики -36 ч.
Развитие математических представлений – 36 ч.
Очумелые ручки - 36 ч.
Количество индивидуальных часов на 1 и 2 полугодие - по необходимости.
Входная диагностическая работа - 1 ч.
Диагностическая работа на выходе – 1 ч
Планирование составлено на основе материалов: «Букварь» Н.С. Жукова, «Прописи для
дошколят» Н.С. Жукова, «Раз ступенька, два – ступенька…» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, «Оригами
с детьми» В.Н. Дегтеева, «Лучшие поделки из природных материалов»
«Волшебство бумажной пластики» А.В. Кобякова
Общее

Содержание (раздел, тема)
Знакомство (помещение, педагоги, персонал,…).
Вводный инструктаж по ТБ
Очумелые ручки.

количество

часов
по разделу

1

Количество
часов
по теме

Т

П

0,5

0,5

Дата проведения

Работа с пластилином. Панно «Цветы»

03.09
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Математика. Свойства предметов

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с пластилином. Панно
«Цветы»

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с природными
материалами. Аппликация из семян

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква С. Слогслияние

1

0,5

0,5

Письмо. Письмо по пунктирным линиям. Запись
элементов букв по образцу

1

0,5

0,5

Математика. Свойства предметов

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Х.

1

0,5

0,5

Письмо. Штриховка. Запись элементов букв по
образцу. Графический диктант

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Р.

1

0,5

0,5

Письмо. Штриховка. Запись элементов букв по
образцу. Графический диктант.
Математика. Сложение. Пространственные
отношения: на,над,под

1

0,5

0,5

Букварь. Входная диагностическая работа
Письмо. Входная диагностическая работа
Математика. Входная диагностическая работа.
Букварь. Звук/буква. Дифференциация понятий
«звук»/ «буква». Выделение звуков в словах.
Гласные звуки/буквы А,О,У
Письмо. Ориентировка в тетради по письму

Букварь. Согласный звук/буква М. Слогслияние
Письмо. Пропись по пунктирным линиям
Математика. Свойства предметов

Очумелые ручки. Аппликация из бумаги
Букварь. Согласный звук/буква Х.
Письмо. Штриховка.Запись элементов букв по
образцу
Математика. Сравнение. Больше/меньше,=/не=.
Столько же
Очумелые ручки. Оригами

Математика. Измерение массы
Очумелые ручки. Аппликация из бумаги

1

0,5

0,5

10.09

17.09

24.09

01.10

08.10

15.10

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант.

1

0,5

0,5

Математика. Сложение. Справа/слева

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Гласный звук/буква Ы.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы» (печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Вычитание

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Нетрадиционная техника
«Краска – зеркальные отпечатки»
Букварь. Согласный звук/буква Л. Слоговые
таблицы
Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы» (печатные).
Математика. Пространственные отношения:
между/посередине

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Аппликация из рванной бумаги

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с пластилином.

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква К.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы» (печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Один/много Число1, цифра 1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Т.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Число2, цифра 2. Пара

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с пластилином

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Р.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Квиллинг
Букварь. Согласный звук/буква Ш.

Очумелые ручки. Аппликация (крупы)

Букварь. Согласный звук/буква Н.
Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы» (печатные)
Математика. Число 0, цифра 0

Очумелые ручки. Работа с бумагой

22.10

29.10

05.11

12.11

19.11

26.11

03.12

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)
Математика. Пространственные отношения:
внутри/снаружи, Логические задачки

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с бумагой

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква П.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Число3, цифра 3
Очумелые ручки. Поэтапное рисование
Букварь. Гласный звук/буква И.

10.12

17.12
1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Рисование нетрадиционными
техниками. Рисование на мятой бумаге

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква З.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Отрезок, луч

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Аппликация «Здравствуй, Новый
год»

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Математика. Число4, цифра 4

Букварь. Согласный звук/буква Й.
Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

24.12

14.01
1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Оригами

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Г

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Число5, цифра 5. Угол

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква В, Д

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Замкнутые/незамкнутые.

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Рисование нетрадиционными
техниками. Раздувание клякс.

1

0,5

0,5

Математика. Точка. Линия. Кривая, прямая

Очумелые ручки. Работа с бумагой

21.01

28.01

Букварь. Согласный звук/буква Б

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Буквы, слоги»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Ломаная линия, многоугольник

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Ж.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Аппликация

04.02

11.02
1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Оригами «Сердечко»

1

0,5

0,5

Букварь. Гласный звук/буква Е

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Число 6. Цифра 6

18.02
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Число 7. Цифра 7.

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с природными
материалами. «Подарок маме»
Букварь. Йотированный звук/буква Я. Слоговые
таблицы
Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Математика. Числовой отрезок
Очумелые ручки. Работа с бумагой «Подарок
папе»
Букварь. Буква Ь

04.03

11.03
1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Поэтапное рисование

1

0,5

0,5

Букварь. Йотированный звук/буква Ю.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Число 8, цифра 8. Логические задачки

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Математика. Время. Раньше/позже

Очумелые ручки. Работа с пластилином
Букварь. Йотированный звук/буква Ё

18.03

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)
Математика. Пространственные отношения:
впереди/сзади, Логические задачки.
Очумелые ручки. Работа с бисером. Панно
«Рыбки»

1

0,5

0,5
25.03

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Ч.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Длиннее/короче. Длина

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Аппликация

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Букварь. Гласный звук/буква Э.
Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

25.03

01.04
1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с пластилином.

1

0,5

0,5

Букварь. Согласный звук/буква Ц.

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)
Математика. Число10, цифра 10. Логические
задачки

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с бумагой

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Повторение. Логические задачки

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Рисование нетрадиционными
техниками. Рисование надувными шарами

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Математика. Число9, цифра 9. Логические задачки

Букварь. Согласный звук/буква Ф.

Букварь. Согласный звук/буква Щ .
Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)
Математика. Логические задачки
Очумелые ручки. Аппликация
Букварь. Диагностическая работа на выходе
Письмо. Диагностическая работа на выходе

08.04

15.04

22.04
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Шар, куб, параллелепипед.

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Работа с бисером «Дерево
счастья»

1

0,5

0,5

Букварь. Логические задачки

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Диагностическая работа на выходе
Очумелые ручки. Работа с пластилином
Букварь. Буква Ъ.

14.05

20.05
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Письмо. Запись элементов букв по образцу.
Графический диктант. Диктант «Простые слова»
(печатные)

1

0,5

0,5

Математика. Повторение. Кроссворд

1

0,5

0,5

Очумелые ручки. Рисование нетрадиционными
техниками. Рисование ватными палочками

1

0,5

0,5

Математика. Повторение. Ребусы
Очумелые ручки. Аппликация
Букварь. Буква Ъ

29.04

27.05

Итого: 144 ч
Тематическое планирование составила ______________________/ С. А. Лыгденова

2.2.

Условия реализации программы
1) Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся в учебном классе с естественным и искусственным освещением, имеется
стол и стул для педагога, 12 посадочных мест, включая столы, стулья для обучающихся.
2) Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы:
1. Ноутбук (1 шт.) - личный
2. Мультимедийный проектор (1 шт.)
3. Экран (1 шт.)
4. МФУ (принтер, сканер, копировальное устройство) (1 шт.)
5.Доска
6. Таблицы
7. Раздаточный материал
3) Информационное обеспечение
1. Видео- и интернет источники
2. 3.

Оценка достижения результатов:

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
(ФЗ «Об образовании в РФ Гл.7 ст.64»).
2.4 Оценочные материалы:
На каждого ребёнка составляется «Карта моих достижений»
Цель: Проследить динамику развития/регрессию ребёнка
Инструменты достижений детей:
Входная диагностическая работа - 1 ч.
1. Чтение текста
2. Рассказ по картинкам
3. Схематизация
4. Графический диктант
5. Определение уровня психосоциальной зрелости (автор С.А. Банков)
Диагностическая работа на выходе – 1 ч
1. Чтение текста
2. Рассказ по картинкам
3. Схематизация
4. Графический диктант
5. Определение уровня психосоциальной зрелости (автор С.А. Банков)
Техника чтения – 2 ч
2.5
Методическое материалы обеспечения программы:
В обучении по программе используются следующие технологии: игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные.
Основные методы, используемые при реализации программы: словесные, наглядные,
игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка(введение
игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные
упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие
внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука,
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветными изображениями для
составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в
клетку, мнемотаблицы, рабочие листы – прописи букв, цифр), тетради в крупную клетку.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- принтер;
- ксерокс;
- картины, макеты, рисунки, видеоролики, аудиозаписи
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Наглядные пособия: трафареты, эскизы, рисунки, маркеры, папки с лабиринтами.
2.6. Список литературы:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Математические ступеньки.5-7 лет: учеб. пособие для образоват. организаций/С.И. Волкова.-13
издание . -М.: Просвещение, 2021.-95 с.
2. Н.С. «Букварь» .: учебное пособие/Н.С. Жукова – М.: Эксмо ,2012. – 96 с.: ил.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2016.
4. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. –
М.: АСТ, 2016.
5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и
педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2016.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Наши прописи. М: «Баласс» 2017.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Пособие «По дороге к Азбуке»Ч.3-4. М:
«Баласс» 2017.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,2017.
9. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. –

М.2016.
10. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. –
М.,2016.
11.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2016.
12. Чупина Т.В. Геометрия Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2002.
13. Шевелев К.В. «Тесты по математике», М., «Ювента», 2016.
14. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
15. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
16. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.
17.Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
18. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям» М., 2003
19. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
20.Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
21. Рабочая тетрадь «Готовим руку к письму. Рисуем по точкам, клеточкам, линиям» (2016г., )
22.Рабочая тетрадь «Учимся писать» (2016).
23.Рабочая тетрадь «Учимся считать» (2016).
24.О.В.Жукова «Букварь»
25. Сборник произведений поэтов, писателей Бурятии
26. Игры народов Бурятии, сборник игр
27. Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».