Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по предшкольной подготовке является
модифицированной и разработана на основе программы «Подготовка к школе детей 5-7 лет» из
серии «Преемственность» (программа допущена Министерством образования Российской
Федерации). Авторский коллектив: Н.А. Федосова, А.А. Плешаков, С.И.Волкова, Е.В.Коваленко,
И.А. Дядюнова и др. Научный руководитель Н.А.Федосова (Москва, «Просвещение» 2015г.)
Данная программа рекомендована Министерством образования РФ и
адаптирована к условиям ОУ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
Характеристика программы
Тип программы - дополнительная образовательная
Направленность - социально-педагогическая
Вид - модифицированная
Направленность образовательной программы
Программа «Предшкольная подготовка» представляет собой комплексную дополнительную
образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую
роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития
познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при
целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных
возможностей детей. Таким образом, программа «Предшкольная подготовка» представляет
личностно ориентированную модель подготовки детей дошкольного возраста к обучению и имеет
социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего
поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных
учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.
В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных
классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса,
осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких
направлений является предшкольная подготовка.
Актуальность программы «Предшкольная подготовка» состоит в решении вопросов
выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности
детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.
Новизна образовательной программы
«Предшкольная подготовка» заключается в том, что она предполагает использование
современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и
мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа
представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике,
направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической
готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со
школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных
неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень
трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным
условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно
адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у
тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в
школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности
адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно.
Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,
которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют
интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление
узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения
начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего
образования.
Цель программы
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к
обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств,
творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации
первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы
- сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального
благополучия;
- развитие личностных качеств детей;
- формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности детей;
-формирование и развитие психических функций познавательной и эмоционально-волевой
сферы;
-формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие коммуникативных
умений; развитие умений действовать по правилам.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный
переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в
настоящее время перед образованием.
Основные функции программы
Коммуникативная – направлена на создание условий для развития уровня коммуникативных
качеств будущих первоклассников, возможности их продуктивного общения со сверстниками и
педагогами.
Развивающая – направлена на развитие самостоятельности, творческих способностей,
познавательной
активности
детей.
Корректирующая – направлена на создание условий для выявления «факторов риска» в
дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию
предпосылок успешного обучения в школе.
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие
технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в
процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на
развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие
дидактические
игры,
развивающие практические
задания,
творческие
упражнения,
конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и
составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. В
соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий
характер.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Дошкольный возраст – возраст бурного развития ребенка во всех аспектах. Развитие
происходит, в том числе и на фоне физиологического созревания ребенка. У детей 6-7 лет
укрепляется костно-мышечная система, увеличивается рост, происходит прибавка в весе,
заканчивается формирование органов дыхания. Сердечнососудистая система также становится
более работоспособной и выносливой. Развивается тормозящая функция коры головного мозга.
Появляется возможность управлять своим поведением, которое формируется под влиянием и
руководством взрослого, педагога.
Индивидуальные особенности детей 5-7 лет отличаются по степени развития познавательных
психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных черт и качеств.
В возрасте 5 лет у детей появляется произвольное запоминание.
Ребенок начинает сознательно применять для этого многократное повторение того, что
необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно
выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Ребенок также
способен выполнять трудовые поручения взрослых.
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства должна
стать психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Показатели готовности к школе
следующие: произвольность поведения, уровень развития речи, интеллекта. Мотивации и
самооценки, уровень коммуникативных навыков, взаимодействие со взрослыми и со сверстниками,
в том числе и деловое.
У детей шестилетнего возраста продолжает развиваться речь, обогащается словарь,
совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, связная
речь. Формируются навыки культурного поведения. Дети продолжают овладевать художественноэстетической деятельностью, которая способствует развитию их творчества.
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов,
расширением кругозора, овладением новыми видами
деятельности.
Возраст 5-7 лет считается наиболее благоприятным для развития памяти. В среднем
дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Степень запоминания зависит
от интересов ребенка.
Мышление детей 5-7 лет наглядно-образное. Этот вид мышления соответствует особенностям
их жизни и деятельности, задачам, которые возникают перед ними в процессе игры, различных
форм творческой деятельности.
В дошкольном возрасте глубокие сдвиги появляются в аффективно-потребностной сфере
детской личности. У детей начинается интенсивная «ориентация в основных смыслах человеческой
деятельности», освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Ребенок вступает со
взрослыми в новые отношения, которые проявляются в своеобразном комплексе поведения,
который охватывает три основные сферы отношений ребенка – к предметному миру, к другим
людям и к самому себе. Ребенок сам начинает смотреть на себя глазами взрослого.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, дети начинают овладевать
оценочными эталонами, соответствующими социально заданным нормам. Появляются мотивы,
связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха,
соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными
нормами, и некоторые другие.
Важной характеристикой старшего дошкольного возраста является произвольность.
Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил,
задаваемых педагогом, при работе по образцу.
Ведущей деятельностью детей 5-7 лет является игра, в которой происходит развитие
разнообразных психических процессов. Игра, особенно дидактическая. Становится источником
знаний. У детей развиваются умения анализировать; выделять свойства предметов: форму, цвет,
размер, строение; сравнивать предметы – устанавливать их сходство и различия. На этой основе
происходит их интеллектуальное развитие.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая,
социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии здоровья
ребенка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовности
лежит способность ребенка переносить нагрузки, связанные с систематической учебой.
Социальная готовность к обучению в школе – готовность ребенка к новым формам общения с
окружающими. При сравнении себя с другими у ребенка появляется самооценка. Сюда также
относится понимание своей внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития
ребенка и уровнем развития качеств, необходимых для учения.
В возрасте 5-7 лет у ребенка возникает новая структура переживаний, при
которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый»,
«Я злой» и т.д. Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие кризис 5-7 лет. Также
кризис связан с потерей детской непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей
деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции
школьника. В этом смысле проявление кризиса 5-7 лет является одним из показателей готовности
ребенка к школе.
Отличительные особенности программы
Содержание программы «Предшкольная подготовка» соответствует возрастным особенностям
детей 5-7 летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и
развивающих технологий.
Содержание включает интеграцию всех видов искусств и разных видов художественнотворческой деятельности.
Виды деятельности:
В программе рассмотрены и выделены следующие виды деятельности: продуктивная,
творческая, познавательно-исследовательская, игровая, конструирование и моделирование.
Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
- интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности
(игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия
и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и
развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
- взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный
характер познания;
- широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и
окружающую его среду;
- частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
Программа «Преемственность», на основе которой составлена программа «Предшкольная
подготовка» и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и
начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое
развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную
деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» не допускает
дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность
подготовить ребенка к обучению по любой системе.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
- расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
- обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
- логическую и символическую пропедевтику.
Основные принципы программы:
-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
-принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного
образования является развитие ребенка, а усваиваемые ребенком знания, умения и навыки являются
лишь средством достижения этой цели;
-принцип сохранения самоценности детства как значимого этапа в общем развитии человека,
самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по
себе, без всяких условий;
-развитие творческой деятельности;
-развитие личностных компетенций;
-поддержка и сохранение здоровья;
-формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
-развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования;
-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года.
Обучение детей рассчитано на 32 учебных недель, общее количество учебных часов – 96.
Формы и режим занятий
Форма обучения: очная
Порядок организации работы по программе «Предшкольная подготовка»:
- продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;
- начало занятий – 8 сентября текущего учебного года;
- окончание занятий – 22 мая текущего учебного года;
- режим занятий: 1 раз в неделю - 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 15 минут.
Расписание занятий
№
1.
2.
3.
Название занятия
От слова к букве (речевое развитие)
Перемена
Математические ступеньки (развитие элементарных
математических представлений
Перемена
Зеленая тропинка (экологическое воспитание)
Время
09.00-09.30
09.30-09.45
09.45-10.15
10.15-10.30
10.30-11.00
В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в
парах, работа в группах, самостоятельная работа.
Методы обучения:
Словесные
Беседа, объяснение, анализ текста и др.
Наглядные
Наблюдение; показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом
приемов исполнения; работа по образцу и др.
Практические
Тренировочные задания
Формы проведения занятий: беседа, сказка, занятие-игра, игра-путешествие, КВН,
наблюдение, праздник.
Планируемые результаты
К ожидаемым результатам реализации программы относятся:
- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
- формирование его готовности к систематическому обучению.
Программа «Предшкольная подготовка» нацелена на подготовку старшего дошкольника к
достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и
предметных результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих
умений:
-определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила
поведения (этические нормы);
-в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
-при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других
людей;
-понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах
окружающих людей;
-выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
-объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих
универсальных
учебных
действий
(далее
по
тексту
УУД):
регулятивных,познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
-учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
-учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
-учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
-учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные
картинки);
-классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
-учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
-учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические
рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение
схемой).
Коммуникативные УУД:
-называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
-слушать и понимать речь других;
-учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную
точку зрения;
-учиться оформлять свои мысли в устной форме;
-строить понятные для партнера высказывания;
-уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по
деятельности;
-совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и
учиться следовать им;
-сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
-учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих
умений.
«От слова к букве»:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на
заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
«Математические ступеньки»:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько
было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо,
вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера –сегодня –
завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)
среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие
фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета, а также на листе бумаги.
«Зеленая тропинка»:
-распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
-перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их
признаки;
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач,
предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке,
поделке, модели и т.д.;
-проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека
ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного
поведения в мире природы;
-проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению,
соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного
детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет
реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для
благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и
новую ведущую деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы «Предшкольная подготовка»:
После завершения обучения в группе подготовки в школе проводится итоговая аттестация:
-проведение «Праздника будущих первоклассников» совместно с родителями
Способы определения результативности:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода
наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагог
и педагог-психолог.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
Курс «От слова к букве»
я
Количество
Формы промежуточной
часов
и итоговой аттестации
теори
практика
1.
Добуквенный период
2.
Буквенный период
Промежуточная аттестация
Итого
Курс «Математические ступеньки»
1
Признаки предметов.
Пространственные и временные
представления.
2
Простейшие геометрические
фигуры
3
Числа от 1 до 10. Сложение и
вычитание чисел. Решение
простых задач.
Промежуточная аттестация
Итого
Курс «Зеленая тропинка»
1.
Звезды. Солнце. Луна.
2.
Зеленое чудо - растения
3.
Наши друзья - животные
4.
Круглый год
Промежуточная аттестация
Итого
Итоговая аттестация по программе
«Предшкольная подготовка»
5
27
32
2
7
9
3
20
23
9
3
6
5
2
3
18
7
11
Диагностическая работа
Диагностическая работа
32
12
20
4
10
10
8
1
2
2
2
3
8
8
6
КВН «Нас окружает
природа»
32
7
25
«Праздник будущих
первоклассников»
Содержание изучаемых курсов
Курс «От слова к букве»
Содержание курса ориентировано на решение следующих задач:
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания
предпосылок положительной мотивации учения в школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков
связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного курса программы является осуществление интеграции работы
по подготовке детей к обучению чтению с работой по
развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на
вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к
произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок,
рассказов, словесное рисование и т. д.);
- создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов,
помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится?
Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования
(различные виды пересказа, рассказа).
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается
прочная основа для успешного изучения русского языка:
Развитие и совершенствование устной речи.
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных
предметов — материал, форма, цвет, размер и одушевленных человек: свойства характера,
признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительноласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их
правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении,
прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор
точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в
собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте
фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать
вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и
навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно
излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам
воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях,
рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное развитие у
детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на
подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей
речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные
предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к
данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать
и исправлять в своей
речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать
внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать
их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче
текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей
внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать
умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно
окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по
плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи
взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,
предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к
самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей
собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи,
правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на
технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,
артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению
норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение
звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по
произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению.
Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного
языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все
звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в
слове. Закреплять правильное произношение звуков.
Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать
детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос,
сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных
средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку;
различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв;
узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;
сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по
контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно,
дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма с
правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради;
учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу
вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с
конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы
из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
- правильно произносить все звуки;
-проводить классификацию звуков по их произношению;
-проводить классификацию печатных букв по их элементам;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
-пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила;
-ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Промежуточная аттестация: Диагностическая работа
Курс «Математические ступеньки»
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию
числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача
целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения,
памяти, мышления и, конечно, внимания. В курсе реализуется основная методическая идея развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется
в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется
специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной,
интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве
основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и
осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими
детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и
геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип
ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его
сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный,
прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий,
низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа,
слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по
цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и
обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие
элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из
моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение
простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
-владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;
-уметь работать по образцу, по заданному правилу, по инструкции взрослого;
-ориентироваться на листе бумаги ( вверху справа, внизу слева, в центре и т.д.), на плоскости и в
пространстве ( передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
-определять взаимное расположение предметов ( правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
-сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
-называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
-сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
-определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
-объяснять (на предметах, предметных рисунках, на схематических рисунках) конкретный смысл
действий сложение и вычитание;
-различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- отличать простую текстовую задачу от рассказа с числами;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы ее решения;
-проводить мыслительные операции на несложном материале;
-применять полученные знания для решения простейших задач практического содержания.
Промежуточная аттестация: Диагностическая работа
Курс «Зеленая тропинка» (автор А.А.Плешаков)
Курс «Зеленая тропинка» нацелен на развитие детей, формирование у них заинтересованного и
бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для
малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте
разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт
последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно - научным дисциплинам
методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать
своими руками.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в
природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста
занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием,
вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких
важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их
общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление).
Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной
деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская
деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной
деятельности - умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей
детей, логическим действиям.
В содержании представлены темы курса: "Наши друзья животные", "Зелёное чудо - растения",
"Звёзды, Солнце и Луна", "Круглый год". Как и предусмотрено программой, основными видами
деятельности детей на занятиях должны быть непосредственные наблюдения явлений природы,
манипулирование с предметами, простейшие эксперименты и т.д. Дети работают под руководством
взрослого. Тексты заданий и подрисуночные подписи в пособии также читает взрослый. Он
определяет, на каком занятии по данной теме будет использован материал пособия, на каком этапе
занятия работа с ним будет наиболее целесообразной.
Наши друзья – животные:
-Обитатели живого уголка, домашние животные, животные нашей местности;
-Бабочки и жуки, распознавание на рисунках, раскрашивание;
-Рыбы;
-Наблюдение за поведением птиц, их разнообразие;
-Разнообразие животных;
-Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей;
-Необходимость бережного отношения к природе.
Зеленые чудо – растения:
-Растения и их разнообразие;
-Декоративные растения;
-Раскрашивание изображений растений, рисование, аппликация;
-Лепка овощей и фруктов, различающихся размером, формой, цветом
Звезды, Солнце и Луна;
-Наблюдение звездного неба, выделение созвездий (2-3);
-Игра – путешествие на Луну;
-Наблюдение Луны на небе.
Круглый год:
-Наблюдения сезонных изменений в природе;
-Времена года.
Планируемые результаты:
-владеть универсальными предпосылками учебной деятельности - уметь работать по образцу, по
заданному правилу, по инструкции взрослого;
-распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
-перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их
признаки;
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач,
предлагать собственный замысел конструктивной
деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;
-проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека
ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного
поведения в мире природы;
-проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать
простейшие правила поведения в природе.
Промежуточная аттестация: КВН « Нас окружает природа»
Методическое обеспечение программы
Учебное и методическое пособия
Курс «От слова к букве».
Для реализации данного курса программы используются пособия :
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2025 г.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка к школе детей 5-7 лет». - М.:
Просвещение, 2025 г.
Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе
«Преемственность». М.: Просвещение, 2025
Курс «Математические ступеньки».
Для реализации курса программы используются пособия:
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2025 г .
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка к школе детей 5-7 лет». - М.:
Просвещение, 2025 г.
Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе
«Преемственность». М.: Просвещение, 2025
Курс «Зеленая тропинка».
Для реализации курса программы используются пособия:
Плешаков А.А. Зелёная тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2025г.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка к школе детей 5-7 лет». - М.:
Просвещение, 2025г
Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе
«Преемственность». М.: Просвещение, 2025
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.:
Просвещение, 2024.
Учебно-тематический план курса:
№ п/п
Наименование раздела
1.
Добуквенный период
2.
Буквенный период
Количество часов
5
27
Итого: 32 часов
Календарно-тематическое планирование занятий курса «От слова к букве»
№
Тема занятия
Кол- Форма
во
проведения
занятий промежуточной и
итоговой
аттестации
Добуквенный период
1
Развитие связной речи. Рассказ по картинке.
1
Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и
сопоставление формы предметов.
2
Понятие предложения. Схема предложения. Контур
1
предметов. Обведение контура предметов по нанесенным
точкам. Сравнение и сопоставление форм предметов
3
Составление предложений по схеме. Контур предметов.
1
Обведение контура предметов по нанесенным точкам.
Сравнение и сопоставление форм предметов.
4
Слог. Деление слов на слоги. Прямые и наклонные линии
1
(палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных
форм в нарисованных предметах.
5
Ударение. Ударный и безударный слоги. Прямые и
1
наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы.
Нахождение предложенных форм в нарисованных
предметах
Буквенный период
6
Понятие буквы и звука. Контур предмета и раскрашивание
1
его внутри. Линии, образующие внутренний контур
предметов.
7
Гласные и согласные звуки. Обведение по контуру
1
предметов в рабочей строке. Рабочая строка, надстрочные
и подстрочные линии. Работа в рабочей строке слева
направо.
8
1
27
Буква и звук а. Чтение слогов и слов. Буква А (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке
Буква и звук о. Чтение слогов и слов. Буква О (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке
Буква и звук у. Чтение слогов и слов. Буква У (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке
Буква и звук и. Чтение слогов и слов. Буква И (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке
Буква и звук э. Чтение слогов и слов. Буква Э (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке
Буква и звук ы. Чтение слогов и слов. Буква ы (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке
Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н, н*. Чтение
слогов и слов. Твердые и мягкие согласные. Буква Н
(большая и маленькая). Работа в рабочей строке.
Буква р, звуки р, р*. Чтение слогов и слов. Буква Р
(большая и маленькая). Работа в рабочей строке
Буква л, звуки л, л*. Чтение слогов и слов. Буква Л
(большая и маленькая). Работа в рабочей строке
Буква м, звуки м, м*. Чтение слогов и слов. Буква М
(большая и маленькая). Работа в рабочей строке
Звонкие и глухие согласные. Буква п, звуки п, п*. Чтение
слогов и слов. Звонкие и глухие согласные. Буквы Б-П.
Составление и написание слогов.
Буква б, звуки б, б*. Чтение слогов и слов. Буквы Б-П.
Составление и написание слогов
Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов. Буквы Д-Т.
Составление и написание слогов
Буква д, звуки д, д*. Чтение слогов и слов. Буквы Д-Т.
Составление и написание слогов
Буква к, звуки к, к*. Чтение слогов и слов. Буквы Г-К.
Составление и написание слогов
Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов. Буквы Г-К.
Составление и написание слогов
Буква в и ф, звуки в, в*, ф, ф*. Чтение слогов и слов. Буквы
В-Ф. Составление и написание слогов
Буква з, звуки з, з*. Чтение слогов и слов. Буквы З-С.
Составление и написание слогов
Буквы ж и ш, звуки ж, ш. Чтение слогов и слов. Буквы ЖШ. Составление и написание слогов
Диагностическая работа
28
Праздник будущих первоклассников
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Учебно-тематический план «Математические ступеньки»
№
Тема разделов
Количество часов
1
Признаки предметов. Пространственные и временные
9
представления.
2
Простейшие геометрические фигуры
5
3
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. Решение
18
простых задач.
Итого
32ч
Календарно-тематическое планирование занятий по курсу «Математические ступеньки»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Название темы
Пространственные и временные
представления. Подготовка к изучению числа.
Уточнение пространственных представлений
(вверху, внизу, между, слева, справа)
Признаки предметов. Сравнение предметов по
размеру: большой – маленький, больше – меньше.
Сравнение предметов по размеру: высокий –
низкий, выше – ниже.
Ориентация на плоскости: слева, справа.
Длина. Длиннее – короче.
Сравнение групп предметов по количеству:
больше, меньше, столько же.
Сравнение предметов по массе
Сравнение групп предметов по времени: позже,
раньше.
Неделя, месяц, год
Простейшие геометрические фигуры
Круг. Многоугольники: треугольник,
четырехугольник.
Прямоугольник, квадрат, отрезок
Закрепление пройденного материала.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.
Решение простых задач.
Число и цифра 1. Понятия «один – много».
Число и цифра 2. Понятие «пара».
Число и цифра 3. Состав числа 3.
Число и цифра 4. Состав числа 4.
Число и цифра 0.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
Понятие «равенство». Знак «=».
Действие «сложение». Конкретный смысл
действия «сложение». Знак действия «сложения»
+.
Действие «вычитание». Конкретный смысл
действия «вычитание». Знак действия
«вычитания» -.
Число и цифра 6. Решение задач «Сколько всего?»
Число и цифра 7.
Число и цифра 8.
Число и цифра 9. Решение задач на сложение и
вычитание
Число 10. Особенности записи числа 10.
Решение задач на сложение и вычитание
Решение задач на сложение и вычитание
Решение задач на сложение и вычитание
Диагностическая работа
Праздник будущих первоклассников
Кол-во
часов
Форма проведения
промежуточной и
итоговой аттестации
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
Учебно-тематический план по курсу «Зеленая тропинка
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Звёзды, Солнце и Луна
4
2
Чудесный мир растений.
10
3
Наши друзья – животные
10
4
Круглый год
8
Итого: 32 часа
4.Календарно – тематическое планирование занятий по курсу «Зеленая тропинка»
№
Название темы
Кол-во часов Форма проведения
промежуточной и
итоговой аттестации
Звезды. Солнце. Луна.
1
Звездное небо.
1
2
Солнце и Луна.
1
3
Радуга.
1
4
Народные приметы.
1
Зеленое чудо – растения.
5
Как узнать растения?
1
6
Травы. Кустарники. Деревья.
1
7
Декоративные растения.
2
8
Съедобные и ядовитые растения.
2
9
Лекарственные растения.
1
10
Мхи и папоротники.
1
11
Грибы.
1
12
Отношение людей к растениям и грибам.
1
Наши друзья – животные.
13
Как узнать животных?
1
14
Домашние животные.
1
15
Породы собак.
1
16
В мире насекомых.
1
17
В мире рыб.
1
18
В мире птиц.
1
19
В мире зверей.
2
20
Отношение людей к животным.
2
Круглый год.
21
Времена года.
1
22
Осень.
1
23
Зима.
1
24
Весна.
1
25
Лето.
1
26
Птицы весной. Отношение человека к природе.
1
27
КВН « Нас окружает природа»
Промежуточная
1
аттестация
28
Праздник будущих первоклассников
Итоговая
1
аттестация