Мункоева Н.А.

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сувенир»
направлена на выявление и развитие творческих способностей у детей младшего и среднего
школьного возраста; раскрытие индивидуальности обучающихся; на реализацию себя в творчестве
и в общении со сверстниками. А знакомство с народным декоративно -прикладным творчеством
способствуют
формированию
национальному
самосознанию,
взаимопониманию
и
взаимопроникновению
культур, формирует этническую толерантность, что способствует
повышению общей культуры ребёнка.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается
отношение к собственной художественной деятельности.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября 2022 г.
Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте
России 17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа определяет
содержание образования определенного уровня и направленности.
- Локальные нормативные акты.
1. Основные характеристики программы.
1.1.Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сувенир» творческого объединения «Фантазия» является модифицированной программой
художественной направленности,
вид деятельности – декоративно-прикладное искусство.
Программа рассчитана на детей 6-13 лет, сроком реализации на 2 года. Базовый уровень.
Данная программа рассматривается как один из возможных элементов становления и развития
творческой личности на основе изучения техники оригами, изонити, квиллинга, декупажа, работе с
природными материалами и другими видами творчества. И это заключается в том, что работа
представляет собой «своеобразную гимнастику ума». В.А. Сухомлинский писал, что могучим
стимулом, пробуждающим умственные способности, является «мудрая работа рук». Руки словно бы

дисциплинируют ум, воспитывают самоконтроль и чувствительность мысли к точности, тонкости,
красоте, аккуратности. Руки «мыслят», и в эти моменты как раз и пробуждаются творческие
участки мозга. Эти высказывания В.А. Сухомлинского очень точно подходят к данным видам
работы, ведь кропотливая работа выполняется пальцами рук, что способствует развитию мелкой
моторики у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Развиваются память, творческое
мышление и воображение, эстетический вкус. Именно эти качества проявляются и формируются у
ребенка в процессе творческой деятельности.
Содержание программы позволяет детям путем систематических занятий приобрести и
овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами,
направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса и сформировать интерес к
декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство вооружает детей
чувствовать гармонию и красоту окружающего мира.
1.2.Актуальность программы обусловлена развитием творческих способностей, потребности
в самореализации личности, сохранение и возрождение национального самосознания.
Использование национального компонента.
Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся
создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного
искусства, развивать свои способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных
задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно
реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в
готовности использовать новые возможности; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в
удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации
личности.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема сохранения и возрождения
национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням и мы по
новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным
промыслам, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
1.3. Педагогическая целесообразность программы выражается в использовании
способов обучения, определяющих четко спланированный учебный - воспитательный процесс с
заданными результатами, т.е. педагогические технологии и проектную деятельность.
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
- технология (методика) формирования приемов учебной работы - позволяет направлять работу
учащихся с помощью правил, образцов, алгоритмов;
- логические опорные конспекты - применение опорных знаний, которые используются в виде
отдельных задач позволяет учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале;
- игровые технологии - позволяет развивать интеллектуальные, волевые качества, формирующие
личность в целом;
- технологии развивающего обучения - создание условий, когда развитие школьника превращается
в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика;
- научить способам самостоятельного достижения знаний по учебным предметам;
- обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
- формирование гуманистической направленности личности.
- новые информационные технологии (НИТ)- позволяют сделать учебный процесс более
продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического
материала, тестов, справочного материала и т.д.
1.4. Отличительные особенности программы заключается в изготовление изделий в 2
техниках и с разными материалами, которые не требуют дорогостоящих материалов, а те, которые

понадобятся, легко можно найти в каждом доме. Если дети попробуют изготавливать изделия в
разных техниках и с разными материалами - для них это будет интересный жизненный опыт, а
также - момент новизны на каждом занятии.
Целесообразность данной программы состоит в том, что она показывает развивающие
функции декоративно – прикладного творчества народов, проживающих в нашей Республике, как
культурно исторического феномена. Исходя из этого, программа построена:
• - проектные методы обучения, используемые на занятиях, дают возможность для развития
индивидуальных творческих способностей;
• - технология игровых методов, в обучении расширяют кругозор, развивают познавательную
деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической
деятельности, развивают компетентность кружковца;
• - здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно, во время занятия распределять
между детьми, различные виды деятельности;
• - использования информационно - коммуникационных технологий повышает мотивацию к
занятиям, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога с
ребенком.
Значительное место на занятиях рекомендуется отводить заданиям творческого характера,
умению, основываясь на полученных навыках, находить свое собственное решение окончательного
результата.
Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения задания. Это
является целью развить индивидуальные возможности ребят. Большинство предлагаемых работ
выполняется за одно занятие, в конце работы важно подвести итог, отметить лучших, можно
провести сюжетно- ролевую игру. Готовые поделки украсят выставку, а потом дети унесут их
домой, подарят или оставят себе. Очень важно учитывать в работе, что дети любого возраста
склонны оценивать факт выполнения поделки независимо от ее качества, поэтому любую работу
необходимо одобрить, вдохновить ребенка, что следующая его поделка будет выполнена еще
лучше. Как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий
и получении ребенком поощрений за проявленную настойчивость на пути к достижению цели
возникает трудолюбие. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к
самостоятельности
и
поощрять
его.
В зависимости от таких занятий, педагог может внести в программу изменения: сокращать
материал
по
одной
теме,
увеличить
по
другой,
исключить отдельные элементы, или внести новые.
Возрастной диапазон, в котором реализуется программа, достаточно велик – от дошкольного,
младшего школьного до подросткового возраста, что определенным образом влияет на
организацию учебно - воспитательного процесса. Специфика типа образовательного учреждения
дополнительного образования, целей образования, контингента обучающихся и условий реализации
содержания программы позволяет осуществить воспитательно - образовательный процесс в режиме
работы с разновозрастными группами детей. Организация занятий в таких группах, прежде всего,
предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающих.
Отбор содержания программы обусловлен следующими факторами:
• целями современного художественного и технологического образования
• особенностями современной ситуации, когда остро стоит вопрос о занятости детей, об их
умении организовать свой досуг;
• формами и методами организации образовательного процесса, мониторингом
образовательных результатов.
Кроме того, в воспитательно - образовательном процессе реализуются принципы:
• показа личной значимости и индивидуального стиля творческой
деятельности учета
возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка;
• объективности оценки
• сформированности знаний, умений и навыков детей на каждом уровне воспитания и
обучения.

Новизна рабочей программы «Сувенир» в том, что она дает возможность освоить технику работы
с различными видами материала (бумага, ткань, картон, природный материал, бросовый материал).
Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного
материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и
материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности.
Родители могут присутствовать на занятии вместе с ребенком, заниматься совместной
художественно-творческой деятельностью, поддерживать своего ребенка, подбадривать,
направлять, если у ребенка что-то не получается, способствовать комфортному нахождению
ребенка в новой обстановке, что способствует укреплению дружеских отношений в семье.
Данная программа необходима, чтобы помочь детям:
• в приобретении положительного опыта жизнедеятельности;
• повысить самооценку;
• организовать досуг, чтобы ребенок в свободное от уроков время не был предоставлен сам
себе и улице;
• вовлечь в коллективную деятельность, помочь в приобретении новых друзей, нового круга
общения.
Все это способствует социализации ребенка в обществе, выявлению скрытых ресурсов развития
личности ребенка.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических
приемов. Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое дело до конца, соблюдать
правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, рационально использовать материал,
выполнять правила техники безопасности.
1.5. Адресат программы.
Данная образовательная программа сориентирована на работу с детьми младшего школьного
возраста (6-10 лет) и средний школьный возраст (11 -13 лет). В творческое объединение «Фантазия»
принимаются все желающие. Набор детей производится в начале учебного года. Допускается
дополнительный набор детей в течение всего учебного года.
Наполняемость учебной группы:
1-й год обучения: 12-15 человек;
2-й год обучения: 10-12 человек;
Так как программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, то для более
качественного обучения учтены психологические особенности обучающихся этих возрастных
групп.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей от 6 до 10лет. Это возраст
относительно спокойного и равномерного физического развития. Ведущей деятельностью
становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка.
Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов
непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники
отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым
днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Личностным новообразованием является
произвольное целеполагание. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка
становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Средний школьный возраст от 11-13 лет - переходный от детства к юности и характеризуется
глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание на такую психологическую
особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются
на необычные, захватывающие уроки и дела, а быстрая переключаемость внимания не дает
возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Средний школьный возраст - самый
благоприятный для творческого развития.

В этом возрасте обучающимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту. В этом возрасте важное значение приобретает- чувственная
сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Поэтому
руководитель объединения должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять
внимание индивидуальной работе. Ему необходимо обратить внимание на формирование
нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов. Особое
значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Уровень программы – базовый;
Программа рассчитана на 2 года обучения, но предполагает общекультурный уровень –
расширение художественного кругозора детей, развитие творческих способностей, формирование
эстетического вкуса, общей культуры. Учитываются индивидуальные возможности детского
коллектива, его отдельных исполнителей.
Объём программы 360 часов.
Срок обучения 2 года. 36 недель, 9 месяцев.
Дети занимаются:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 (2) часа итого 144ч. где один час приравнивается к 45
минутам, между каждым часом занятия есть 5-ти минутная пауза для отдыха;
2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 (3) часа итого 216ч., где один час приравнивается к 45
минутам, между каждым часом занятия есть 5-тиминутная пауза для отдыха.
1.7. Форма обучения.
Форма обучения – очная. Занятия проводятся по группам.
Мелкогрупповая работа, индивидуальная (беседа, игра, коллективная работа, лекции, экскурсии)
1.8. Режим занятий.
Занятия для групп первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа и того 4 часа
в неделю, продолжительностью по 40 минут с перерывом 5 мин.
Занятия для групп второго года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа и того 6
часов в неделю, продолжительностью по 45 минут с перерывом 5 мин.
1.9. Особенности организации образовательного процесса.
При организации образовательного процесса в творческом объединении «Фантазия»,
предусматриваются различные формы организации учебной деятельности:
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Реализация учебно-тематического плана в основном носит практический характер. Педагог
оставляет за собой право коррекции учебно-тематического плана в зависимости от обстоятельств,
связанных с планами работы образовательного учреждения.
В программе могут быть запланированные как внутренние конкурсы и выставки, так и
выездные мероприятия.
В программе большое место уделяется использование национально-регионального
компонента.
Живя
в
многонациональной
республике
Бурятия,
нам
педагогам
необходимо способствовать формированию у детей духовно-нравственных ориентаций, развитию
их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Ведь территорию
республики населяют разные народы, каждый из которых имеет свою самобытную культуру.
Искусство родного края – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового
искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая
родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию

человека другой национальности. Столь же многообразны и художественные традиции нашей
республики.
Обучающиеся, уже с первого года обучения начинают знакомиться со своей малой Родиной,
изучают культуру и прикладное творчество народов Бурятии, знакомятся с бурятской
традиционной культурой, культурой эвенков, православной и буддийской культурой.
Постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников,
скульпторов и ремесленников Бурятии.
1.10. Цель программы.
Способствовать развитию творческих способностей каждого ребенка через приобщения к
декоративно-прикладному искусству, построение познавательно - культурной образовательной
среды.
1.11. Задачи программы.
Обучающие:
1. Дать теоретические сведения о возможностях использования различных материалов в
художественных изделиях;
2. научить детей самостоятельно создавать изделия, используя выразительные возможности
различных материалов;
3. Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд;
4. . Познакомить с традициями и бытом малой народности, которые проживают в нашей
Республике.
Воспитательные: Воспитывать в детях трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры,
терпение и настойчивость в достижении цели;
Развивающие:
1. Развить творческое мышление через включение высших психических функций (внимание,
восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение);
2. Обогащение детей творческими идеями, проявление яркого интереса к труду;
3. Развивать творческую фантазию через индивидуально созданный проект изделия;
Валеологические: 1. осознанное распределение физической и эмоциональной нагрузки;
2. Укрепление нервной системы;
3. Ведение здорового образа жизни.
1.12. Учебный план.

№
1

2

Учебно-тематический план 1-го года обучения (1 уровень)
Разделы и темы
Количество часов
Форма аттестации
и контроля
общее теория практика
Вводное занятие.
2
2
Проведение
Знакомство. Беседа о видах ДПИ
анкетирования
Инструктаж по технике
детей.
безопасности. Знакомство с
Заполнение
инструментами и материалами.
журнала по
инструктажам
«В чудесном лесу»
12
4
8
Работа с природным материалом

3

«Бумажный город»
Оригами; вырезание из бумаги;
поделки из картона; аппликация;
объемные поделки.

Выставка готовых
работ
16

4

12
Выставка готовых
работ

4

5

«Пластилиновая гора»
Лепка объемных поделок;
рельефные композиции.
«Лебединое озеро»

10

2

8
Выставка готовых
работ

16

2

14

Аппликация из ваты; из круп.
6

«Остров ненужных вещей»

7

Поделки из нетрадиционных
материалов (фантиков,
проволоки, пуговиц и т.д.)
«Лоскутный город»

Выставка готовых
работ
14

3

11
Выставка готовых
работ

10

2

8

Клеевая аппликация из ткани.
8

«Приключения Иголочки»

9

Мягкая игрушка, изготовление
игольницы.
«Чудеса из теста»

Выставка готовых
работ
10

2

8
Выставка готовых
работ

14

4

10

Лепка из соленого теста.
10

«Народные промыслы»

Выставка готовых
работ
14

4

10

Работа в технике папье-маше.
11

Рисование страны Мастеров

Выставка готовых
работ
16

3

13

Рисование акварельными
красками, пальчиками, ватными
палочками, гуашью. Понятие
«эскиз, набросок»
12

«Народный костюм»

Выставка готовых
работ

8

2

6

Аппликационные работы.
13

Итоговое занятие

Выставка готовых
работ
2

2

Игра-путешествие по стране
Мастеров
Итого

Итоговая выставка
детских работ,
награждение
144

36

108

Содержание программы 1-го года обучения
Вводная часть

Знакомство обучающихся с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с правилами
поведения в учреждении и в кабинете. Знакомство друг с другом. Инструктаж по технике
безопасности. Ведение в программу, дать понятие «хореография», «танец».
Содержание программы
1 года обучения
1. Вводное занятие - 2часа.
Теория: Знакомство с группой детей. Введение в игровую
ситуацию. Основные
материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве.
Правила безопасности и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративноприкладного творчества.
2. «В чудесном лесу» - 12 часов.
Теория: Знакомство с жителями чудесного леса: растениями, их листьями и семенами. Экскурсия в
парк.
Практическая работа: Заготовка материалов (осенних листьев, шишек и т.д.).
Теория: Рассмотрение собранного материала. Зарисовка осенних листьев.
Практическая работа: Коллективная работа из засушенных листьев, шишек.
Изготовление объемных цветов из различных листьев.
Практическая работа: Коллективная работа «Букет».
Теория: Знакомство с семенами растений.
Практическая работа: Выполнение композиций вдавливанием семян в пластилин.
3. «Бумажный город» - 12 часов.
Теория: Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа: Изготовление поделок «Лодочка», «Птичка».
Теория: Беседа об искусстве оригами.
Практическая работа: Изготовление поделок «Собачка», «Сова».
Теория: Правила пользования ножницами, карандашом, линейкой. Основные правила вырезания.
Вырезание по прямой, по линиям разметки. Нанесение клея точечным способом.
Практическая работа: Изготовление «Божьей коровки».
Теория: Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона. Клеевое соединение деталей.
Практическая работа: Изготовление из геометрических фигур картинки «Кошечка».
Теория: Понятие «Аппликация».
Практическая работа: Поздравительная открытка с декоративной аппликацией.
Практическая работа:
Основы бумагопластики («пушистый шарик», «травка», «бумажный комочек»).
Практическая работа: Изготовление настенного панно.
4. «Пластилиновая гора» - 10 часов.
Теория: Знакомство с материалом пластилин и основными приемами лепки: скатыванием,
раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением.
Практическая работа: Лепка фруктов, овощей, посуды.
Теория: Беседа о народной глиняной игрушке (дымковской, филимоновской и т.д.).
Практическая работа: Лепка игрушек.
Закрепление основных приемов лепки.
Практическая работа: Выполнение рельефной композиции (контурной без заполнения фона).
Отработка и закрепление основных приемов лепки.
Практическая работа: Выполнение аппликации из пластилина «Домик».
5. «Лебединое озеро» - 16 часов.
Теория: Знакомство с основными приемами работы с волокном (скручивание, скатывание,
вытягивание, разрывание)
Практическая работа: Аппликация из ваты на бархатной бумаге.
Теория: Знакомство с новым материалом для детского творчества- крупой.

Практическая работа: Объемное панно.
6. «Остров ненужных вещей» – 12 часов.
Теория: Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?»
Практическая работа: Изготовление бабочки и птички из фантиков.
Теория: Знакомство с основными приемами обработки металлической фольги.(резание, сгибание,
скручивание). Что такое «чеканка».
Практическая работа: Изготовление игрушек из фольги.
Теория: Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока.
Практическая работа: Составление и изготовление из пуговиц и проволоки композиции.
Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве.
Практическая работа: Изготовление брелка для ключей из пряжи остатков шерстяных ниток.
Знакомство с материалом «морская соль» и его свойствами.
Практическая работа: Аппликация из морской соли.
7. «Лоскутный город» - 10 часов.
Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей.
Практическая работа: Клеевая аппликация из лоскутков.
Как человек научился шить. Знакомство с назначением ручных швов. Понятие «шов» и «стежок».
Практическая работа: Полуобъемная игольница «Шляпка».
8. «Приключения Иголочки» - 10 часов.
Теория: Мягкая игрушка.
Практическая работа: Изготовление игольницы.
9. «Чудеса из теста» - 14 часов.
Теория: Лепка из соленого теста.
Практическая работа: Тестопластика.
10. «Народные промыслы» - 14 часов.
Теория: Работа в технике папье-маше.
Практическая работа:
11. Рисование страны Мастеров – 16 часов.
Теория: Рисование акварельными красками, пальчиками, ватными палочками, гуашью. Понятие
«эскиз, набросок»
Практическая работа: Рисование Страны Мастеров.
12. «Народный костюм» - 10 часов.
Практическая работа:Аппликационные работы.
13. Итоговое занятие – 2 часа.
Теория: Игра – путешествие по Стране Мастеров.
Подведение итогов. Анализ выполненных работ. Выставка.
К концу года обучающиеся должны знать:
•
•
•

•
•
•
•

наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной
деятельности.
анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать
получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий,
находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально
размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож и
др.) и технику безопасности при работе с ними;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
моделировать несложные изделия;

К концу года обучающиеся должны уметь:
• - уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,
• - оценивать промежуточный и итоговый результат;
• -осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
• - знать о материалах и инструментах, используемых человеком, выполнять практические
работы (изготовлять изделие по плану);
• - задавать вопросы, необходимые для того или иного действия в рамках своей работы.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№

Разделы и темы

1

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.

2

21

3

18

3

Оригами. Виды бумаги,
назначение. Правила сгибания и
складывания.
Квиллинг

27

3

24

4

Вязание на спицах

27

3

24

5

Мягкая игрушка

27

3

24

6

Народный костюм (куклы в
национальных костюмах)
Валяние шерсти

18

2

16

30

2

28

7

Количество часов
общее теория практика
3
2
1

Форма аттестации
и контроля
Тестирование,
заполнение журнала
инструктажей по
ТБ.
Выставка готовых
работ
Выставка готовых
работ
Выставка готовых
работ
Выставка готовых
работ
Выставка готовых
работ
Выставка готовых
работ
Выставка готовых
работ

8

Ковроткачество (петельная и
узелковая)

27

2

25

9

Сувениры, открытки, подарки
своими руками

27

2

25

Выставка готовых
работ

10

Работа над выставочными
изделиями. Индивидуальные и
коллективные творческие
проекты

6

1

5

Выставка готовых
работ

3

3

216

26

11

Итоговая выставка
детских работ,
награждение

Итоговое занятие
Итого

190

Содержание программы 2 года обучения
1.Вводное занятие. 3 ч.
Теория: Правила техники безопасности при проведении занятий. Познакомить с правилами техники
безопасности при проведении занятий.
2.Оригами. Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания. 21 ч.

Теория: Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в этой технике.
Практика: Условные обозначения и базовые формы.
3.Квиллинг. 27ч.
Теория: История квиллинга. Знакомство с техникой квиллинга.
Практика:Зарисовка схем, особенности технологии. Составление композиций.
4.Вязание на спицах. 27 ч.
Теория: История техники вязания на спицах, инструменты и материалы.
Практика:Основные приемы вязания спицами
Лицевые и изнаночные петли. Платочное и чулочное вязание.
Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.
5.Мягкая игрушка. 27 ч.
Теория: История игрушки. Виды мягкой игрушки. Инструменты и приспособления.
Практика:Правила кроя и шитья. Технология выполнения плоской мягкой игрушки,
полуобъемной и объемной. Подбор тканей. Изготовление выкроек. Раскрой. Набивка. Выставка.
6.Народный костюм. 18 ч.
Практика:: Работа с волокнистыми материалами и картоном. Аппликационные работы.
Теория: Знакомство с костюмами народов нашего края.
7.Валяние шерсти. 30 ч.
Теория: История валяния. Первоначальные сведения о сухом валянии. Материалы и инструменты
для сухого валяния.
Практика:Упражнения с фильцевальной иглой. Техника безопасности.
Знакомство с сухим валянием, материалом и инструментом.
Изготовление игрушки.Создание картин по разделам: натюрморт, пейзаж.
8.Ковроткачество (петельная и узелковая) 27 ч.
Теория: История ковроткачества. Ворсовые и безворсовые,петельная и узелковая ковры. Наиболее
известные техники ковроделия. Ручное ковроделие.
Практика:Знакомство с инструментом и оснасткой. Виды и свойства ниток. Основные приемы
работы ковровой иглой.
9.Сувениры своими руками, подарки. 27 ч.
Теория: Выбор изделия. Подбор материалов.
Практика:Изготовление по изученной технике.
Изготовление подарков. Разработка собственных изделий.
10.Работа над выставочными изделиями. 6 ч.
Теория: Индивидуальные творческие проекты. Выбор изделия и техники.
Практика:Эскиз (при необходимости). Подбор материалов. Оформление.
11.Итоговое занятие. 3 ч.
Теория: Оформление отчетной выставки. Анализ работы. Награждение.
К концу года обучающиеся должны знать:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- правила пользования клеем, кисточкой, красками;
- правила пользования справочной литературой.
- роль трудовой деятельности в жизни человека.
К концу года обучающиеся должны уметь:
- получить необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий под
контролем учителя;
- изготавливать изделия из доступных материалов;
- осуществлять декоративное оформление изделия красками;
- соблюдение правил личной гигиены и использование безопасных приёмов работы с материалами,
инструментами;

- составлять словесный план собственной трудовой деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• поиска и применения информации для решения различных задач;
• соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с
материалами, инструментами;
• создания различных изделий по собственному замыслу;
• осуществления сотрудничества в совместной работе
1.13. Планируемые результаты.
Предметные результаты:

•

у обучающихся будут сформированы:
знать о материалах, инструментах;
о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
знать виды декоративно-прикладного искусства;
знать название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
знать правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
уметь организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать
порядок во время работы;
уметь соблюдать правила безопасной работы инструментами;
уметь под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его
изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия,
схеме, рисунку;
уметь экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое,
вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с
помощью клея, вышивать «вперед иголка», «через край» и другими швами.
уметь производить сборку изделия.
уметь пришивать пуговицы, пайетки, бусины.
уметь самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с педагогом плану с
опорой на рисунок, схему, чертеж.
уметь вышивать простыми швами и крестом;
знать условные обозначения петель;
уметь выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их
изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций
(планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
проявлять элементы творчества на всех этапах;
знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
готовность к творчеству;
возможность полноценно употребить свои способности и само- выразится в своих работах;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих;
активировать познавательный интерес;
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; эстетический и
художественный вкус;
воспитывать чувства сопереживания;

•

Метапредметные результаты:
у обучающиеся будут сформированы:
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

проявлять индивидуальные творческие способности при работе с изделием.
уметь последовательно вести работу
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
контролировать, корректировать и давать оценку результатов своей деятельности; включаться в
диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль и взаипомощь;
Для выявления результативности освоения программы проводится мониторинг
образовательного процесса путем наблюдения за деятельностью обучающихся при поступлении и в
конце каждого квартала учебного года, анкетирования и заполнения диагностических карт. Анализ
и оценка результатов производится по окончании каждого года обучения.
Для выявления личностной результативности используются следующие методы мониторинга:
Методика Н.П. Капустина для выявления уровня воспитанности обучающихся, тест на знание
правил здорового образа жизни,
Для выявления метапредметной результативности используются следующие методы
мониторинга: методика «Образовательные потребности».
Формы подведения итогов: открытые занятия, совместные занятия с членами семьи, участие в
мастер-классах.
Во время занятия используются различные методы обучения:
- Наглядные: собственное исполнение, эталонный образец – показ видео, подражание образам
окружающей действительности.
- Словесные: рассказ, объяснение, инструкция, беседа, обсуждение.
- Практические: игровой, соревновательный.
- Психолого-педагогический метод: проблемного обучения и воспитания, индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся.
Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и практики
Стартовый уровень
Базовый уровень
- наблюдать традиции и творчество
- правильно организовывать свое рабочее

Знать

мастеров ремесел и профессий;
- сравнивать особенности декоративноприкладных изделий и материалов для
рукотворной деятельности.
- анализировать предлагаемые задания:
понимать поставленную цель,
прогнозировать получение
практических результатов в
зависимости от характера выполняемых
действий, находить и использовать
оптимальные средства и способы
работы;
- организовывать свою деятельность:
подготавливать к работе свое место,
рационально размещать материалы и
инструменты, соблюдать технику

место;
- правила пользования клеем, кисточкой,
красками;
- правила пользования справочной
литературой.
- роль трудовой деятельности в жизни
человека.

безопасности;
- знать технологические свойства
используемых инструментов (ножницы,
канцелярский нож и др.) и технику
безопасности при работе с ними;
- осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы;
- моделировать несложные изделия;

Уметь

Владеть

- уметь планировать практическую
работу, составлять алгоритмы действий,
- оценивать промежуточный и итоговый
результат;
-осуществлять самоконтроль и
необходимую коррекцию по ходу
работы;
- знать о материалах и инструментах,
используемых человеком, выполнять
практические работы (изготовлять
изделие по плану);
- задавать вопросы, необходимые для
того или иного действия в рамках своей
работы.

- получить необходимую информацию

Использовать приобретённые умения и
навыки в практической и повседневной
жизни для: изготовления простейших
декоративно-художественных изделий
из
текстильных
и
поделочных
материалов
с
использованием
простейших инструментов ручного
труда, контроля качества выполняемых
работ с применением измерительных и
разметочных
инструментов;
обеспечения безопасности труда.

Использовать приобретённые умения и
навыки в практической и повседневной
жизни для: изготовления простейших
декоративно-художественных изделий из
текстильных и поделочных материалов с
использованием
простейших
инструментов ручного труда, контроля
качества
выполняемых
работ
с
применением
измерительных
и
разметочных инструментов; обеспечения
безопасности труда; владеть навыком
работы с конкретным материалом.

об объекте деятельности, используя
образец;
- соблюдать последовательность
технологических операций при
изготовлении изделий под контролем
учителя;
- изготавливать изделия из доступных
материалов;
- осуществлять декоративное оформление
изделия красками;
- соблюдение правил личной гигиены и
использование безопасных приёмов
работы с материалами, инструментами;
- составлять словесный план собственной
трудовой деятельности.

Владеть
необходимыми
терминами,
проводить
анализ,
сравнение,
классификацию по заданным критериям,
высказывать простые суждения об
объекте, его строении, свойствах и
связях.

Формулировать собственное мнение во
время коллективной работы, находить
ошибки и исправлять их.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарно – учебный график программы.
Продолжительность учебного года:
- 36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Начало учебного года: 02.09.20___ г.
Конец учебного года: 31.05.20____г.

По годам
обучения
1-й год
обучения
)
2-й год
обучения

1 полугодие

ОП

Зимние
каникулы

2
ОП
полугодие

Летние
каникулы

02.09.- 31.12. 17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05. 19 нед 01.06.-31.08.
01.06.-31.08.
02.09.- 31.12. 17 нед. 01.01.-10.01. 11.01-31.05. 19 нед

Сроки контрольных процедур:
Входящая диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;
Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – декабрь;
Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.
Открытые занятия с приглашением администрации ОУ и родителей проводятся три раза в
год: ноябрь, февраль, май.

•
•

2.2. Оценка достижений результатов.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и
итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных: контрольных занятиях, выставках,
конкурсах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебную деятельность.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе
занятий;
итоговый – выставка.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля
за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей
каждого ребенка, является выставка.
Этапы диагностирования
Диагностика проводится в несколько этапов:

•
вводная диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – система
тестовых заданий вводной диагностики разработана с учетом возрастных особенностей детей и
предназначена для индивидуальной диагностики детей. Проведение диагностики необходимо для
развития ребенка, выявления начального уровня развития художественных способностей.
В ходе тестирования детей первого года обучения определяется уровень их природных
данных. Тестовые задания второго года обучения дают представление об уровне развития
кругозора, внимания, трудолюбия и творческой способности ребенка.
промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – позволяет
выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы обучающимися, динамику
творческого и личностного развития, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить
успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости скорректировать их;
• итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – это определение уровня
освоения обучающимися программы и отслеживание динамики индивидуального развития.
Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения с целью выявления
уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся
проводиться в следующих формах: самостоятельные работы репродуктивного характера, отчетные
мероприятия, открытые занятия, фестивали, конкурсы по ДПИ).
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную
программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаѐтся сертификат об успешном
окончании программы.
Критериями оценки результатов обучения служит также, освоение программы по уровням
обучения успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание стабильного коллектива,
заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и коллективизма.
2.3. Оценочные материалы.
Приложение №1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«Радуга творчества»
20__ – 20__ учебный год
Педагог дополнительного образования:
Название творческого объединения:
год обучения ___
группа___
№ ФИ
Творчески Техниче Умение
Умение
А/раз. (18-20 б)
ребёнка , е
ские
строить
самостоятельно
Ч/раз. (15-17 б)
возрастна способност навыки композици выбирать тему и Ч/тор.(до 15б)
я группа
и
ю
выполнять
работу
В П И
В П И В П И
В
П
И
В
П
И
1
2
3
4

АЧрЧт-

Критерии:

Творческие
способности

Технические
навыки

Умение
строить
композицию

5 баллов

хорошие

хорошие

отличное

Умение
самостоятельно
выбирать тему
и
выполнять
работу
высокое

4 балла

средние

средние

хорошее

среднее

3 балла

ниже среднего

частичные

плохое

низкое

А- АЧр ЧрЧтЧтА/раз. (18-20
б)
Ч/раз. (15-17
б)
Ч/тор.(до 15б)
Активное
развитие (1820 б)
Частичное
развитие (1517 б)
Частичное
торможение
(до15б)

Выводы: диагностировалось ___ детей, из них __ детей набрали высокие баллы от 18 до20 баллов;
среднее количество баллов набрали __, низкие баллы набрали __ человек. При входном
диагностировании показатели были значительно ниже: высокие баллы набрали __, средние- __
человек набрали, низкие баллы-__.
20__ – 20__ учебный год
1-й год обучения 1 группа
результаты за 1 полугодие
результаты за 2 полугодие
Высокий уровень – %
Высокий уровень– %
Средний уровень –%
Средний уровень–%
Низкий уровень –%
Низкий уровень- %
Приложение №2
Диагностика включение психических функций
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Форма контроля – контрольное занятие, оценивающееся по 5-ти балльной системе, входная,
промежуточная и конечная диагностики (начало года, I, II полугодие).
Результат достижения – стихи, движения в различных темпах и ритмах.
1. Упражнения на внимание: «Положить руки на (за) голову, шею, плечи, талию, живот,
колени…»; игра «Пол – потолок».
2. Упражнения на восприятие: « Эхо, отзовись, хлопать (топать, прыгать) научись, хлопай
(топай, прыгай)- не зевай, всё за мной повторяй!»
3. Упражнения на мышление: на координацию («нос – ухо», «голова – живот»).
4. Упражнения на воображение: показать под музыку образ животного, природного явления;
передача в танце различные настроения человека.

Имя

Внимание

Восприятие

Мышление

Воображение

Общий балл

ребёнка

5б

5б

5б

5б

20б

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

Критерии:
1. Внимание
2.Восприятие
3.Мышление
4. Воображение
Параметры:
Выс.ур.- включены все функции ПФР (18 – 20 б)
Ср.ур..- функции ПФР в норме (14 – 17 б)
Низк.ур.- слабо развитые функции ПФР (менее 13 б)

Приложение №3
Диагностика уровня воспитанности
1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая
20 __-20__, __ год обучения, группа
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 2 год обучения)
Я оцениваю
себя
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в центре
и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения

Меня оценивает
педагог

Итоговые
баллы

- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
центра
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто
имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция

По каждому качеству
В результате каждый обучающийся

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением
уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

педаг са
ог
м

педаг са
ог
м

педаг са
ог
м

педаг са
ог
м

Уровень
воспитанности

Средний балл

Прекрасное в моей
жизни

педаг са
ог
м

Я и школа

са
м

Отношение к
природе

Прилежание

№ Фамилия,
п/ имя
п обучающе
гося

Любознательность

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы

педаг са
ог
м

педаг
ог

В группе ________ обучающихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6
качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок,
которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением
уровня воспитанности.
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы.
Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не
всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы.
Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко
выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью.
Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет
безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства
по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром
учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу
не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское
отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в
делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в
делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от
одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми,
чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения,
когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми
вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В
отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с
людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не
поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя
создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет
вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан).
Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный.
Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил
ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

2.4. Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) (1 – 2 год обучения)

Я оцениваю
себя
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Прилежание:
- я старателен на занятиях
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам
обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в центре
и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и ДТСР «Форус»:
- я выполняю правила для обучающихся
Дома творчества
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах группы и центра
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто
имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция

Меня оценивает
педагог

Итоговые
баллы

По каждому качеству
В результате каждый обучающийся

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением
уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

педаг са
ог
м

педаг са
ог
м

педаг са
ог
м

педаг са
ог
м

Уровень
воспитанности

Средний балл

Прекрасное в моей
жизни

педаг са
ог
м

Я и школа

са
м

Отношение к
природе

Прилежание

№ Фамилия,
п/ имя
п обучающе
гося

Любознательность

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся группы

педаг са
ог
м

педаг
ог

В группе ________ обучающихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
2.4. Методические материалы.
Организационно-педагогические условия программы
Реализация данной программы базируется на следующих принципах:
Принцип доступности и индивидуальности – учет возрастных особенностей, подача
материала от простого к сложному, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип повторения материала – повторение выработанных приёмов и навыков
работы с бумагой, картоном, пряжей, тканью, шерстью и т.д.
Принцип наглядности – практический показ
с лаконичными объяснениями и
пояснениями педагога.
Принцип связи предлагаемого материала с жизнью – ребенок должен знать, что он
выполняет и каким материалом пользуется при изготовления изделия.
Постепенность в развитии природных способностей детей;
Строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
Систематичность и регулярность занятий;
Целенаправленность учебного процесса.
Данная программа состоит из отдельных образовательных разделов.

Также программой предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления
обучающихся с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к
родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены
следующие виды занятий:
• аппликация из бумаги, ткани;
• работа с природным материалом;
• квиллинг;
• оригами;
• валяние шерсти;
• ковроткачество;
• вязание на спицах.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время
года и интересы обучающихся.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ,
анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование
иллюстраций, изображений скульптур, видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
Формы работы на занятиях ДПИ:
-использование
нетрадиционных
форм
учебных
занятий
(интегрированные,
комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);
-использование ИКТ;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации...);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные,
совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные...);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий…);
-использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);
-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);
-деятельностный подход в обучении.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что
воспитывает у обучающихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность
к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит
общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический
материал излагается в форме бесед, основное время уделяется практическим занятиям.
Педагогические технологии
Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению приходит обучение
развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной личности,
развитие творческого потенциала обучающихся, развитие у детей устойчивой положительной
мотивации к занятиям по ДПИ. А значит, педагогам сферы дополнительного образования в
частности необходимо использовать в своей работе новые методы, формы обучения и воспитания,
современные образовательные технологии.
Современные педагогические технологии весьма разнообразны. К их числу относятся
личностно-ориентированные технология, технология обучения в сотрудничестве, игровые

технологии,
здоровьесберегающие
технологии,
технология
проектной
информационно-коммуникационные технологии.
1. Личностно-ориентированные технологии
2. Технология обучения в сотрудничестве.
3. Игровые технологии.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Технология проектной деятельности.
6. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии.
2.5.

деятельности,

Условия реализации программы.

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая
атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Для успешной реализации программы необходимо:
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь соответствующее
образование, знать психологию детей, их возрастные особенности, педагогические методы и
приемы, владеть современными педагогическими технологиями, ИКТ.
Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные материалы.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых
информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны
формы, методы, приёмы, умения, навыки работы с детьми по декоративно – прикладному
творчеству.
3.
Дидактическое обеспечение: карточки с заданиями; схемы, шаблоны, образцы изделия .
4.
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы требуется хорошо освещенный и оборудованный кабинет.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Перечень материалов:
бумага (белая и цветная)
бумага различных видов ( гофрированная и т.д.)
бумажные салфетки;
картон;
пряжа (разных видов)
нитки (разных видов)
ткань (разных видов)
вискозные салфетки;
атласные ленты;
пуговки;
бисер, бусинки, стеклярус (разных размеров)
пайетки;
природный материал;
проволока;
вата;
ситепон;
краски;
карандаши;
дополнительный материал.

•

Инструменты и приспособления, необходимых для работы:
ножницы

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

крючки (№: 1, 2, 3, 4, 5…..)
иглы
булавки портновские
линейка
сантиметровая лента простые карандаши
мел
вспарыватель (не является обязательным, но временами весьма помогает в работе)
деревянные палочки
кусачки
шило
Информационное обеспечение: –аудио, видео и фото-материалы, по различным
видам декоративно-прикладного искусства;
Кадровое обеспечение. Для реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ПДО, имеющий
практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Для успешной реализации программы необходимо:
1.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь
соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности,
педагогические методы и приемы, владеть современными педагогическими технологиями, ИКТ.
2.
Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные
материалы.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых
информационных технологий, методической литературы.
3.
Дидактическое обеспечение: карточки с заданиями; схемы, шаблоны, образцы изделия .
4.
Материально-техническое обеспечение:
Стол и стул педагога, столы и стулья обучающихся, магнитная доска, компьютер, принтер,
проектор, экран, шкафы, раковина.
2.6. Список используемой литературы.
Литература для педагога
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” М., 2007
2. Волкова Н. «100 замечательных поделок из всякой всячины» Ростов-на-Дону, 2009 г.
154стр.
3. Волкова Н.В. «100 замечательных поделок из всякой всячины» Ростов-на-Дону, 2009 г.
154стр.
4. Григорьева Г «Любимое рукоделие» Москва 2009г. 192стр.
5. Лутцева Е.А. «Технология 1–4 классы. Программа» Москва 2008г.
6. МахмутоваХалидя «Остатки ткани и пряжи. Панно, картины, подушки, покрывала, скатерти»
Москва 2009г. 79стр.
7. Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» Москва 2008 г. 76с.
10. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.
11. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов», Москва 2007г.
Нормативные акты
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября
1989 года;
3. - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);

4. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018№52831);
5. - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021г № 6524 -н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации от 17.12ю2021г за № 66403);
Источники периодической печати:
1. «Дополнительное образование и воспитание», 2010-2014г.
2. «Воспитание школьников», март, апрель 2010г; 2013г.
3. «Рукоделие», 2011-2014г.
4. «Карнавалы, фестивали, праздники»,2008- 2009г.
5. «Маруся», 2013-2014г.
6. «Лиза», 2011-2013г.
7. «Внешкольник», №11 (116) ноябрь 2006г; №12 (117) декабрь 2006г.
8. «Добрые советы» 2012г; 2014г.
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru
www.dop-obrazowanie.narod.ru
Образовательные ресурсы
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии- http://ru.wikipedia.org
2. Педсовет - персональный помощник педагога https://pedsovet.org
3. Страна мастеров https://stranamasterov.ru
4. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
5. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Сайты
1. http://www.dizainersky.ru (архитектурный дизайн, дизайн одежды, обуви, аксессуаров,
транспортный дизайн, дизайнеры, архитекторы, художники.
2. http://www.edu.-all.ru – Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. http://www.ict.edu.ru –
Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании».
3. Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ http://www.prosv.ru/
Список литературы для обучающихся и родителей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Анистратова А.А. Гришина Н.И. «Мир удивительных поделок»
Анистратова А.А. Гришина Н.И. «Поделки из ткани»
Анистратова А.А. Гришина Н.И. «Поделки из природных материалов».
Анистратова А.А. Гришина Н.И. «Поделки из ниток и пряжи». Москва 2010г. 10стр.
Болгова Н.В. «Вязанная зимняя мода» Москва 2007г. 64стр.
Зайцева Анна «Тапочки ручной работы» Москва 2009г. 64 стр.
Зайцева Анна «Азбука рукоделия» Москва 2011г. 62 стр.
ДонаталлаЧиотти «Вяжем крючком» Москва 2008г. 64стр.
Донна Кулер «Лоскутное шитье. Покрывала, подушки, мелочи для кухни Москва 2006г.
112стр.

10. Екатерина Румянцева «Простые поделки без помощи мам» Москва 2006г. 192стр.
11. «Украшение для девочек своими руками».
Москва 2007г. 208стр.
12. Л. Коси «Лоскутное шитье. 300 новых узоров» Мир-книги 2007г 295стр.
13. Кобякова Наталья «Поделки из ткани».
Москва 2006г. 154стр.
14. Памела Линдквист «Подушки, валики, думочки». Москва 2007г. 80 стр.
15. С.Ращупкина «Школа рукоделия для новичков. Мастерим своими руками» Москва 2011г.
63стр.
16. УтеХаммонд «Я шью сама» Москва 2006г. 64стр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».