СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
1.1. Направленность образовательной программы
1.2.Актуальность программы
1.3.Педагогическая целесообразность
1.4.Отличительные особенности данной дополнительной программы
1.5.Адресат программы
1.6. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеразвивающей программы.
1.7 Формы обучения
1.8. Режим занятий
1.9.Особенности организации образовательного процесса
1.10 Цель программы
1.11. Задачи программы
1.12 Учебный план
1.13. Содержание программы
1.14.Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1.Календарный учебный график программы
2.2. Оценка достижений результатов
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методическое обеспечение
2.5. Условия реализации программы
2.6. Список используемой литературы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
1.1. Направленность образовательной программы
Направленность дополнительной образовательной программы «Чемпион» по
волейболу физкультурно-спортивная. В настоящее время происходит резкое снижение
уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные
отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата.
Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социальноэкономической политики нашего государства. Воспитывая в школьниках
самостоятельность, тренер помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в
подростковом возрасте.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с
реализацией им собственных потребностей в:
•
Самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении
своих возможностей);
•
Самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств);
•
Самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным
социальным группам);
•
Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое отвечало бы
их возрастным потребностям и при этом благоприятно отражалось на нравственном
развитии. Тренеры-преподаватели поддерживают природное любопытство учащихся,
неуёмную физическую энергию, желание заниматься спортом. Попадая в новую
обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными
человеческими отношениями.
При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях,
включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность
проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018№52831);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», разработанные Центром
социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, г. Москва 2015г.
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021г № 6524 -н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации от 17.12.2021г за № 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
1.2.Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения
России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев
здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и
наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому
образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа
актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток
двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой,
имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы
детского организма.
1.3.Педагогическая целесообразность
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,
получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное
содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно
менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и
выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в
организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и
дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате.
Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную
систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
1.4.Отличительные особенности данной дополнительной программы
При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в
группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом. Поэтому главным
направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и
общественной гигиены.
3.
Воспитание
морально-волевых
качеств,
дисциплинированности
и
ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической
подготовленности юных волейболистов.
1.5.Адресат программы
Программа для учащихся 7–9-х классов. Адресована учащимся, проявляющим
интерес к предмету «Физическая культура», желающим заниматься волейболом и
прошедшим медицинский осмотр.
1.6. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеразвивающей программы.
Уровень программы - «базовый»
Объём программы -программа рассчитана на 1 год (108 часов) 36 недель по 3
часа в неделю.
1.7 Формы обучения
Формы обучения: очная
1.8. Режим занятий
Общее количество часов в год - 108 часов , количество часов занятий в неделю — 3
часа ( 3 занятия по 1 часу), продолжительность занятия - 45 минут, перерыв 10 минут.
1.9.Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы традиционная, работа учебных групп организована на
базе общеобразовательной школы . Минимальная наполняемость групп -12 человек.
Группы могут быть сформированы как из обучающихся одного возраста, так и разных
возрастных категорий.
1.10 Цель программы
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и
потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни, через углубленное освоение знаний и
умений спортивной игры «Волейбол».
1.11. Задачи программы
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной
подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
• освоить технику игры в волейбол;
• ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
• ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
• ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
• содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
занимающихся;
• повышение уровня физической подготовленности, совершенствование техникотактического мастерства;
• развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Основной показатель работы школы по волейболу - стабильность состава
занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения
программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в
количественных показателях физического развития, физической, технической,
тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года).
Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного
разряда. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в
одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).
Воспитательные:
• подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и
духовных сил юных спортсменов;
• воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к
общечеловеческим ценностям;
• воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в
будущем.
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий
непосредственно в условиях школы.
1.12 Учебный план
Количествочасов
Всего Теория Практика Формыаттестации/
контроля
2
2
Беседа,опрос
№ Названиераздела
1.
Вводное занятие.
Техника безопасности
2.
Основы волейбола
10
8
2
Беседа,опрос
3.
Основы физической подготовки
14
4
10
Собеседование,
Сдача нормативов ОФП
4.
Специальная физическая
подготовка
20
8
12
5.
Технические элементы в игровом
процессе
20
10
10
6.
Тактика в волейболе
40
10
30
7.
Итоговое занятие
2
-
2
Соревнования,
индивидуальные и
Групповые действия
Свободная игра,
соревнования,
индивидуальные и
Групповые действия
Свободная игра,игра на
счет,соревнования,
индивидуальные и
групповые действия
Тестирование
Соревнования
108
42
66
Итого:
1.13. Содержание программы
1. Вводное занятие. Техника безопасности(2ч.)
Теория. Практика. Цели и задачи обучения. Инструктаж по технике безопасности при
проведении занятий.
2. Основы волейбола(10ч.)
Теория. История развития и возникновения волейбола в мире и России, достижения
российских спортсменов. Правила и сущность игры.
Практика. Просмотртурнирныхтаблицразличныхчемпионатов,видеозаписей игр, беседы
с рассказом о том или ином турнире, игре и т.д., более подробное объяснение и анализ
игровых ситуаций.
3. Основы физической подготовки (14ч.)
Теория. Правила выполнения упражнений и действий, подача команд и
указаний в процессе выполнения, инструктаж в подготовке к упражнениям и
психологический настрой детей, наглядное исполнение упражнений тренером, либо
более старшими и опытными обучающимися.
Практика. Повторение всех упражнений детьми с использованием
необходимого инвентаря, проведение различного типа эстафет сэ лементами данных
упражнений, возможность усовершенствования того или иного
упражнения под конкретного ребенка. Выполнение беговых упражнений, упражнений
на перекладине (одновременно и в группах).
4. Специальная физическая подготовка(20ч.)
Теория. Значимость специальных упражнений, их нацеленность. Наглядное исполнение
упражнений тренером, либо более старшими и опытными обучающимися.
Практика. Повторение всех упражнений детьми с использованием необходимого
специального инвентаря, проведение различных эстафет с элементами данных
упражнений. Выполнение одновременно: прыжковые упражнения на месте, в движении,
различные упражнений с мячами (прыжки с мячом, броски мяча, падения с мячом и за
ним); выполнение по группам:
упражнения по перемещению и передвижению на поле, прыжкам у сетки, владение
мячом, упражнения с мячом и прыжки по очереди.
5. Технические элементы в игровом процессе(20ч.)
Теория. Технические элементы и упражнения(техника передачи, подача мяча с разных
положений, техника перемещения и стойки и др.). Устное объяснение правильности
выполнения элементов и упражнений. Личный пример исполнения волейбольных
приемов и упражнений, просмотр иллюстраций и видеоматериала.
Практика. Выполнение упражнений, внедрение технических элементов в игровой
процесс.
6.Тактика в волейболе(40ч.)
Теория. Тактика игры и построение словесных схем игры. Позиции игрока в команде,его
личные действия, действия в совокупности с партнерами, оценка его планов и их
усовершенствование
Практика. Проигрывание различных ситуаций на поле, тактика игры в защите и в
нападении.
1. Итоговое занятие(2ч.)
Практика. Демонстрация игры в волейбол.
1.14.Планируемые результаты
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
В результате освоения содержания обучающиеся будут знать:
историю развития волейбола в мире; историю развития отечественного волейбола и его
традиции; тенденции развития и формирования
современного волейбола в регионе, стране в мире;
термины и определения, используемые в волейболе;
правила личной гигиены во время занятий физическими упражнениями и спортом, в
частности волейболом;
способы и правила закаливания;
размеры площадки, название основных линий, спортивное оборудование и технические
требования к нему; правила соревнований;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом, вовремя посещений
соревнований в качестве зрителя;
правила организации и проведения подвижных игр с элементами волейбола;
методику организации и проведения соревнований по волейболу(в школе, во дворе со
сверстниками, в лагере отдыха);
главные волейбольные организации в мире, стране, регионе;
волейбол в системе Олимпийских игр, лучшие клубы страны, чемпионы отечественные,
достижения сборных команд (юниорских, молодежных, основных) России на мировых
первенствах.
будут уметь выполнять:
различные виды перемещений,ввысокой,средней и низкой волейбольной стойках;
выполнять имитационные и специальные упражнения:в нападении, защите, приеме мяча
сверху и снизу двумя руками, страховке и подстраховке, при подаче мяча и др.;
выполнять базовые технические элементы и их связки;
играть в подвижные игры с элементами волейбола;
• играть в волейбол по упрощённым и основным правилам;
• выполнять контрольно-тестовые упражнения по ОФП и СФП,ТТП;
• демонстрировать навыки организации и проведения части занятия,
отдельныхупражнений,комплексовупражнений–УГГсэлементами волейбола,
специальной разминки, бегового комплекса упражнений, прыжкового комплекса
упражнений, комбинации имитационных
упражнений;
• участвовать в соревнованиях по волейболу в школе,муниципалитете, городе, области и
т.д.;
• осуществлять контроль за состоянием собственного организма по ЧСС;
- анализировать результаты показателей физического развития своего организма;
- анализировать результаты достижений команды во время и после соревновательной
деятельности;
- проявлять устремленность и настойчивость в достижении поставленной цели,
демонстрировать трудолюбие, проявлять толерантность к членам команды, уважение к
взрослым;
- демонстрировать уважительное отношение к соперникам,представителям команд,
судьям и иным организаторам соревнований;
- помогать в организациии подготовке мест проведения занятий;
- осуществлятьмелкийремонтинвентаряиоборудования;
- организовыватьипроводитьактивныйдосугссверстникамии/или
младшимишкольниками,проводяподвижныеигрысэлементамиволейбола;
- вестиздоровыйобразжизни;
- проявлятькультуруповедениявовремяпросмотрасоревнованийвкачестве болельщика;
- соблюдатьправилабезопасностивовремязанятийволейболом.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1.Календарный учебный график программы
Год обучения по
программе
Продолжительность учебного года
Кол-во
Режим
Сроки
занятий
проведения
Дата начала
Дата окончания
Всего
учебны
обучения
обучения
учебных
х часов
аттестации
недель
Группа Юноши
сентябрь
май
36
72
2 раза в
Май итоговый
неделю
контроль
по 1 часу
Декабрь
Промежуточны
й контроль
2.2. Оценка достижений результатов
Формой подведения итогов являются: контрольные упражнения и игры, тесты, сдача
нормативов, соревнования. Оценке подлежит уровень теоретических знаний,
технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается
по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения
может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов
может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается
минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд
контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах,
метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня)
2.3. Оценочные материалы
В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений
и навыков, эффективности обучения проводятся три вида контроля:
Таблица
Вид
контроля
Времяпроведения
Цель проведения
Формыконтроля
Входной
Вначалеобучения
Определениеуровняразвития
Собеседование,
детей, их
творческих
способностейифизических
возможностей
Промежуточны
й
По окончании
изучениятемыили
раздела
программы
Определениестепени
усвоения учащимися
учебного
материала
сдачанормативов
ОФП
викторины;конкурсы;
ролевые игры;
выполнение заданий
соревновательного
характера
Беседа,конкурс,
соревнование,
практическаяработа,
зачет, опрос
Итоговый
Вконцекурса
обучения
Определение изменения
уровня развития учащихся,
их творческих
способностейифизических
возможностей,определение
результатов обучения
Беседа,опрос,
сдачанормативов
ОФП, конкурс,
соревнование,
контрольноезанятие,
самоанализ
Уровень теоретической подготовки определяется через зачетные теоретические
занятия по разделам программы в форме беседы и заданий.
Уровень практической подготовки определяется с помощью контрольнопрактических заданий, сдачи спортивных нормативов, во время зачетных учебнотренировочных
занятий,
работы
обучающихся
в
качестве
помощников
руководителей,участия в соревнованиях различного уровня, творческих конкурсах, во
время зачетных учебно-тренировочных.
Уровень
социально-психологической,
морально-волевой
подготовки
и
воспитанности отслеживается через беседу и наблюдения педагога.
Наиболее качественные показатели дает оценка уровня результатов деятельности
(знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ); и другие многодневные
мероприятия.
2.4. Методическое обеспечение
Основными принципами,на которых строится программа, являются:
наглядность; практичность, потому что теоретические знания подкрепляются
выполнением практических заданий; последовательность, программа в своем содержании
позволяет вести обучение от простого к сложному; соответствие возрастным
возможностям обучающихся; доступность, которая определяется оптимальным
количеством изучаемых понятий, терминов.
Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их
природных задатков, на занятиях применяются элементы современных педагогических
технологий: здоровьесберегающие технологии, развивающегообучения, проблемного
обучения, личностно- ориентированного и дифференцированного подхода к
обучающимся, игровой деятельности,технологии сотрудничества.
Таблица9
№ Названиераздела, темы
п/ п
Дидактическиеиметодическиематериалы
1.
Фото и видео материалы, мультимедийныйкомплект
Теоретическаяподготовка
2.
Общаяфизическая подготовка Фото и видео материалы,
Спортивный инвентарь
мультимедийныйкомплект.
3.
Специальнаяфизическая
подготовка
Фото и видео материалы,
Спортивный инвентарь
мультимедийныйкомплект.
4.
Техническаяподготовка
Спортивный инвентарь.
2.5. Условия реализации программы
Ориентируясь на поставленные в программе задачи, содержание спортивного
направления придерживается следующих педагогических принципов:
принципа вариативности, который лежит в основе планирования
учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся; принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного
материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности;
соблюдению дидактических правил от простого к сложному, которые
лежат в основе планировании учебного материала в логике поэтапного освоения,
перевода учебных знаний в практические навыки и умения;
сознательности и активности, постепенности, повторности - один из
важнейших принципов спортивной подготовки. При планировании учебного
материала учитывается применение следующих средств физического воспитания:
упражнения различных видов спорта; общеразвивающие упражнения.
Методы обучения и воспитания, применяемые в процессе реализации данной
программы разнообразны:
А) общепедагогические ( словесные и наглядные);
Б) специфические (строго регламентированного упражнения, соревновательный и
игровой).
При проведении учебно-тренировочного занятия в группах по волейболу
соблюдаются основные методические правила, состоит из трёх частей: вводноподготовительной, основной и заключительной. Цель подготовительной части
тренировочного занятия заключается в организации занимающихся: построение,
проверка посещаемости, сообщение задач тренировки, упражнения в движении, в
основном на внимание. Осуществляется также подготовка организма
занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части
тренировочного занятия, совершенствованию навыков, а также к развитию
двигательных качеств, В этой части тренировочного занятия главным образом
применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и
эстафеты. В основной части занятия происходит обучение технике, тактике,
воспитание физических и волевых качеств. На каждом учебно-тренировочном
занятии решаются две-три задачи, одна из которых главная: либо обучение
техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование
навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от
этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные
упражнения. Для того, чтобы значительно повысить продуктивность
тренировочного занятия (особенно при непродолжительном периоде обучения) во время совершенствования техники одной группой занимающихся, другая
выполняет задания по развитию физических качеств. В заключительной части
тренировочного занятия ставится следующая задача - это организованное
завершение. В основном применяются задания на внимание и обязательно подведение итогов на каждом тренировочном занятии, постановка учета этой
работы. В данной программе дополнительного образования выделяется различные
виды подготовки: моральную, волевую, теоретическую, общую, специальную
физическую,
техническую,
тактическую,
организационно-методическую,
соревновательную. Быстрый переход от большой и длительной работы к полному
покою вреден. Необходимо постепенно снизить нагрузку, успокоить деятельность
органов дыхания, кровеносной и нервной систем. После правильно проведенного
занятия у занимающихся наряду с некоторой усталостью должно быть хорошее
самочувствие, определенное удовлетворение проделанной работой. Во время
занятий в группах по волейболу предусмотрены меры страховки и
предупреждения возможных несчастных случаев.
2.6. Список используемой литературы.
1.
Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для
институтов физ. культуры. - Москва, «Физкультура и спорт» 2008 год.
2.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.
Бальсевич- М. - «Физкультура и спорт» 1988
3. Ю.Н. Клещев , А.Г. Фурманов Юный волейболист, М - «Физкультура и спорт»
1979 г.
4. А.Г. Фурманов Волейбол в школе , Киев - 1987 г.
5. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский , Волейбол в школе, М - «Просвещение» 1989
г.
6.
Г.П. Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для
учителей.- Москва «Просвещение», 1984 г.
7. Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя.
- Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.
8.
А.В. Беляев Волейбол на уроке физической культуры, М - «Физкультура и
спорт»
2005г.
21
ПРИЛОЖЕНИЕ5