«Психологический настрой спортсмена в предсоревновательном периоде на примере вида спорта ушу»

16.11.2021

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Действительно, чтобы реализовать в полной способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.

Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. Психология спорта проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовки спортсменов.

Спорт диктует отрицательные предстартовые состояния – предстартовая лихорадка и апатия – обычно характеризуются тем, что спортсмены, находящиеся в этом состоянии не уверенны в своих силах, их преследуют навязчивые мысли о ходе предстоящих соревнований, терзают сомнения по поводу своей готовности и успеха в выступлениях. К «психологическим барьерам» в спорте относят:

- страх перед проигрышем

- страх перед противником

- боязнь не выдержать высокого темпа;

- боязнь получить новую травму или повторную;

- боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к противникам;

- всевозможные глупые суеверия, до сих пор еще распространены среди спортсменов.

Основными факторами психологической подготовки к конкретному соревнованию является:

1. Психологическая самоподготовка.

2. Воздействия тренера.

3. Воздействия среды.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (9 - 12 ЛЕТ)

Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты влияние занятий спортом, обучения в школе, воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у ребенка. По мнению психологов, возраст от 9-12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности.

Все эти нюансы тренеры и родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда педагоги и родители оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от всех, кто его окружает. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания на тренировке, дома и в школе.

Как правило, дети этого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, с удовольствием ходят на тренировки. Подростки легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (подросток хорошо пишет и рисует, быстро осваивает технические приемы), ответственны в домашних делах и на тренировках (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка, добросовестному выполнению тренерских заданий и установок). В этом возрасте дети являются действительно образцовыми.

Особенности воспитательного и тренировочного процесса

Как отмечалось ранее, в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников, партнеров по команде.

В этот момент тренерам важно поддерживать самооценку детей и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать их успехи в играх и тренировках, подчеркивать уникальность и индивидуальность каждого игрока. Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

1. Подросток комфортнее себя чувствует в команде;

2. Ему легче выстоять в спортивной конкурентной среде;

3. Приумножая уверенности в себе подростка, тренер приумножает его успехи;

Дети этого возраста стараются всячески сблизиться со своими сверстниками и партнерами по команде: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения, игры и т.д. Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать подростка в несвоевременном или ненадлежащем выполнении тренировочных заданий.

Такие замечания могут напрочь отбить желание тренироваться и понизить самооценку.

В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своим успехам в спорте. Они переживают за свою спортивную форму, возрастает конкуренция между игроками.

Проблемные моментыХочу такой сайт

В препубертатном возрасте у подростков могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:

1. Низкую самооценку;

2. Застенчивость;

3. Чрезмерное подражание кумирам.

Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, в свои силы. Зачастую, подростки боятся взять на себя ответственность в сложных играх, замыкаются после неудачного матча или неуверенных действий на площадке, пребывают в нервозном состоянии.

Часто подросток отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что его беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить игроку доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Спортсмен может сомневаться в своих физических способностях и технической подготовке. Подростку нужна похвала, поддержка и, в то же время, объективная оценка его способностей, умений, игры, и перспектив.

Исследование

От правильного настроя перед соревнованиями зависит успех выступления. Даже опытный спортсмен может не достичь нужного результата, если не справится с волнением. Больше всего подвержены волнению новички. Приемы и методы психологического настроя подбираются индивидуально, в зависимости от вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.

Мы опросили обучающихся в количестве 10 человек, которые занимаются ушу, для того, чтобы узнать как проходит у них психологическая подготовка перед соревнованиями.

Подведение итогов:

1. Результаты исследования показывают, что 100 % опрашиваемых спортсменов волнуются на соревнованиях. И чем выше уровень соревнований, тем сильнее степень волнения.

2. Также у всех 100 % волнение проходит после выхода на ковер.

3. 60 % снижают физическую нагрузку перед соревнованиями, 30 % не снижают и 10 % держит баланс физических нагрузок.

4. 60 % опрашиваемых спортсменов перед соревнованиями стараются уделять внимание на равное количество технической и физической подготовке, 40 % уделяют внимание технической подготовке больше.

5. Правильного режима сна и отдыха перед соревнованиями придерживаются 50 % опрашиваемых спортсменов, 30 % не придерживаются этому и 20 % стараются, но всегда получается.

6. 60 % спортсменов полностью направляют свои мысли на соревнования и не отвлекаются ни на что. 20 % старались отвлечься различными прогулками с друзьями, походами в кино и тд. но мысли о предстоящем соревновании не покидали никогда. Оставшиеся 20 % полностью отвлекались от соревнований.

7. Ознакомительную прогулку с незнакомым городом проводят 70 % спортсменов, если на то позволяет время. 20 % делают это по возникновению желания и 10 % считают, что такую прогулку нужно проводить только после соревнований.

8. Справиться с волнением осмотр соревновательной площадки помогал 60 % опрашиваемых спортсменов. Оставшимся 40 % это не помогало, но 20 % из них приходилось осматривать соревновательную площадку.

9. 70 % спортсменов занимаются самовнушением во время разминки и 30 % делают это уже непосредственно перед выходом на ковер.

10. Однозначно все 100 % спортсменов анализирует свои ошибки. Кто – то анализирует за просмотром видео своего выступления, кто – то обсуждает свои не удачи с тренером, кто – то самостоятельно, но все делают это для того, чтобы не допустить тех же самых ошибок на последующих соревнованиях

Подготовка самого спортсмена перед соревнованиями носит чисто психологический характер. Надо преодолеть отрицательные формы предстартового состояния, повысить свою активность, настроить себя к предстоящей борьбе. Тут велика роль тренера. Хорошо зная мастерство и опыт подопечного и присущие ему психологические барьеры, он должен правильно воздействовать на спортсмена, настроив его на предстоящие соревнования.

Необходимо стремится к тому, чтобы у спортсмена были общий эмоциональный подъем, воодушевление, бодрость, внутренняя собранность и сосредоточенность на предстоящей борьбе.

Есть и такой тип людей, у которых перед стартом проявляются пассивность, равнодушие к предстоящей борьбе. Чаще всего такое состояние наступает после сильного волнения, охватывающего спортсмена за несколько дней до соревнования, иногда из-за неудач в тренировке и др.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованиям должна базироваться на информации о возможных и явных соперниках, состоянии мест соревнований и др. Изучение этих факторов и реальная оценка уровня достижений спортсменов должны служить основой для формирования стоящей перед нами задачи. Знание предстоящих трудностей дает возможность путем соответствующей тренировки, в том числе психологической, приучить спортсмена к нужным условиям.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.12.2021

Дата обновления: 18.12.2021

Дата публикации: 16.11.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».