Проектные технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

20.12.2021

Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов дополнительного образования создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у обучающихся информационные компетенции. Компетентность предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать.

Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:

ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, эстетические, развивающие, творческие.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.

ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.

ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.

Рассмотрим систему «учебных проектов», где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Рассмотрим структуру учебного проекта изготовления мягкой игрушки.

Первый стартовый этап

Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани:

- анализ базовой конструкции изделия (например, текстильная кукла);

- демонстрация педагогу процесса изготовления изделия;

- анализ по технологической карте этапов изготовления изделия;

- изучение метода гармоничного моделирования формы;

- изучение методы поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов).

Второй этап

Практическая реализация

- выбор технологии изготовления продукта;

- процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей;

- разработка рекламы изделия;

- практическое применение изделияХочу такой сайт

Третий этап

Защита

- представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора;

- оценка своего труда по критериями: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность;

- демонстрация изделий и фотоматериалов их использования;

- вывод из проделанной работы (например, проекты обучающихся нашего объединения «Стильные штучки»);

- конструктор «Юрта» для детей разного возраста;

- украшения из цветной шерсти;

- панно из шерсти;

-текстильные куклы;

Результативность

В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда.

Обучающиеся овладевают разными технологиями изготовления разных изделий.

Дети учатся выбирать материалы для изделия, с учетом сложности обработки и дальнейшего его использования. Изучают свойства и характеристики материалов, виды отделки и их сочетания. Также осваивают приемы работы с технологической документацией. Также учатся рекламировать свои изделия и определять их себестоимость.

В процессе коллективной работы у детей формируются умения сотрудничества, сотворчества, координации действий для достижения лучшего результата.

В ходе выполнения проекта у детей рождаются новые идеи и замыслы.

Список литературы:

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.01.2022

Дата обновления: 04.02.2022

Дата публикации: 20.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».