Формирование певческого дыхания и детей младшего школьного возраста

23.09.2022

Формирование певческого дыхания и детей

младшего школьного возраста

Н.Г.Доржиева, педагог дополнительного образования

МАУ ДО « ДТСР «Форус» г. Улан – Удэ»

 

Аннотация: авторы данной статьи даёт понятие, что такое правильное певческое дыхание и чем оно отличается от речевого дыхания. Даёт методические  рекомендации по формированию навыков правильного певческого дыхания у детей младшего  школьного возраста.

Ключевые слова:  пение; правильное певческое дыхание; звук; звукообразование;


           Пение – это озвученное дыхание.

 Правильное певческое дыхание – это такое дыхание, которые  наполняют звук певческого голоса  энергией, сообщает ему резонансные свойства и является важнейшим способом управления голосом.

Певческое дыхание в функциональном отношении отличается от речевого:

·         вдох короткий, выдох более длинный;

·         дыхательный процесс – произвольно управляемый;

·         работа дыхательных мышц в пении более интенсивная.

Правильное певческое дыхание состоит из двух элементов – правильного  вдоха и правильного певческого выдоха – так называемого озвученного выдоха. Именно на «певческом дыхании» — выдохе, на «проточном» дыхании, или «продыхе», как говорят вокалисты-практики, человек поет.

При правильном певческом вдохе в организме певца происходит сложная подготовка к звукообразованию,  в том числе, формируется необходимая форма и положение диафрагмы, создается эффект расширения нижнего отдела грудной клетки, мышц спины и живота.  Мы можем почувствовать, как мышцы спины и нижний отдел грудной клетки при вдохе слегка расширяются, живот напрягается, чуть втягивается.  Это опоясывающее расширение  — положение диафрагмы при вдохе остается до конца фонационного выдоха. То есть певец фиксирует своим сознанием ощущение вдоха и позволяет мышцам расслабиться только при снятии звука.

Эта «фиксация вдоха» у разных педагогов называется по-разному, например, «вдыхательная установка», то есть ощущение, при котором поддерживается состояние вдоха во время фонационного выдоха. Главная функция вдыхательной установки – защитная: предохраняет  голосовые складки от чрезмерного подскладочного давления, способствуя сохранению гортани в стабильном  положении при пении и выравниванию  певческих гласных.  Тренировку правильного певческого вдоха начинают с самого начала обучения дошкольников. Если попросить необученных пению детей сделать  вдох, то, в  большинстве случаев можно увидеть, как их плечи поднялись вверх, а верхний отдел грудной клетки расширился. Именно этот тип вдоха, так называемый ключичный  (или  верхнегрудной),  не  приемлем   в   пении.   Хочу такой сайт

Формирование навыков дыхательных движений  у детей старшего дошкольного возраста можно начинать изолированно от звукоизвлечения. Детям предлагается  положить руку на грудь и почувствовать, как она поднимается при вдохе. После чего объясняется: «Так в пении дышать нельзя». Можно использовать рекомендации: «Вдыхаем в животик», «Наш животик – это шарик, надуем его». Конечно, таким образом мы вряд ли добьемся полноценного смешанного вдоха (вдох будет брюшной), но на начальном  этапе вокальной  работы с детьми дошкольного возраста задача педагога — не допустить ключичного дыхания в пении.

     Наиболее эффективен в работе с  школьниками репродуктивный метод. Руку ребёнка педагог кладет к себе на живот, рука педагога – на животе ребенка. Ребёнок «прислушивается» к дыханию педагога, невольно сравнивая его со своим. К слову сказать, обучение пению по принципу подражания — самый эффективный способ педагогического воздействия в работе с   малышами.

Во время выполнения упражнений  малыши приучаются контролировать характер  вдоха. Как это достигается: ребенок сидит на  стульчике, спина прямая, одна рука на поясе, другая на животе. Ребенок ощущает и в свою очередь контролирует необходимое расширение в области пояса. В нашем случае руки помогают ребенку зафиксировать внимание на ощущении правильных дыхательных движений.

Малыши от избытка старания могут делать перебор воздуха, что, как известно, перегружает дыхательные пути и негативно сказывается на звуке: создает напряжение, обедняет тембр и т.д. Дети часто от излишнего старания пыхтят, сопят и другими звуками пытаются показать, как они усердно выполняют упражнение. Перебор воздуха ведет к мышечному зажиму, провоцирует на ключичный тип вдоха. Голоса при этом звучат сдавлено и неприятно, нарушается легочное кровообращение, певцы (при кажущемся запасе кислорода) начинают задыхаться»

Правильное звукообразование – пение на правильном выдохе, — «проточном дыхании», на «продыхе»: между смыкающимися голосовыми связками  образуется небольшая голосовая щель, форма щели при этом может быть разнообразна. От размеров этой щели зависит степень плотности звука. Чем больше мы «продуваем», тем больше расширяется голосовая щель, тем более фальцетным, легким и прозрачным становится звук. Как известно, при оптимальном «продыхе»  певцу становятся доступны тонкие динамические оттенки, вибрато и т.д. 

При сужении голосовой щели звук становится более плотным, насыщенным. Голоса, которые поют на полном замыкании голосовой щели, теряют вокальную гибкость и диапазон. Голосовой аппарат становится напряженным и теряет пластичность. Такой способ звукоизвлечения провоцирует нажим на гортань. Происходит то, что называется «петь на горле». Звук при этом звонкий, резкий, похож на крик.  С точки зрения вокального развития такой тип смыкания у детей  не имеет  перспектив.

  Ребёнку  в начале обучения сложно пропеть необходимую фразу на «одном» дыхании. Как правило, дети делают добор дыхания в середине слова, «глотают» окончание слова или начало другого слова, пытаются прокричать фразу. Это происходит из-за того, что дети еще не умеют управлять выдохом.

Детям объясняется, что дыхание – это «наш ковер – самолет». На дыхание (на выдыхаемую струю воздуха) ложится наш голос и «вылетает» к слушателю. Без этого «транспорта» наш голос не сможет красиво звучать. Обучающим помогают рекомендации: поднести руку ко рту и на звуке «а» в упражнениях «почувствовать ветерок». Педагогу на начальном этапе формирования дыхательных навыков не нужно бояться придыхательной атаки и тихого пения. Постепенно атака станет мягкой, выдох будет озвучиваться, но не за счет крика, мышечных зажимов, пересмыкания голосовых связок и т.д., а за счет правильной работы всей вокальной системы, за счет эффекта резонанса. Мы считаем правильным, что дети по полгода, а иногда и больше, поют тихонечко,  «мурлыкают, как котятки», а через год можно услышать как  «котятки» гордо заявляют: «Мы уже не котятки, мы – тигры». Звук начинает «крепнуть» на глазах.

Каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь формирования  навыка правильного певческого дыхания.

Навыки правильного певческого дыхания успешно формируются постепенно в процессе обучения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.09.2022

Дата обновления: 23.09.2022

Дата публикации: 23.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».