Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по ДПИ

26.09.2022

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми.

Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, нарушение умственного развития, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы.

Современные требования общества к развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как система информального образования, позволяющая создавать условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса воспитания и обучения.

В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. В своей образовательной программе стараюсь раскрыть творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.

 

 О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».  Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному ребенку нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук. Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где есть новизна. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому “тантту” рук -ЛЕПКА!

Я занимаюсь с детьми тестопластикой в творческом  объединений  по ДПИ «Умей-ка» для детей с ОВЗ. Почему же я решила заняться тестопластикой с такими детьми?

Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с заторможенным умственным развитием.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощь,  которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно -ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.

    Занятия по тестопластике помогают сформировать творческую личность, мыслить смело и свободно, приобщить к красоте, воспитывать эстетический вкус, развивают речь, ум и руку ребенка. Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Одним из способов развития мелкой моторики является лепка из соленого теста. Тесто имеет преимущества по сравнению с другими материалами. Лепка из соленого теста – это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала (т.е. теста) способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков теста, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и пр. Физические усилия в наращивании объема, стремления придать ему характерную форму, выявить конструктивные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кисти рук, формированию сенсорных эталонов формы и величины, глазомера, тактильной чувствительности руки, воспитанию привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о приемах передачи объемной формы. Особым вниманием у меня пользуется такой раздел – как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно – если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Все развивающие упражнения провожу в игровой форме. Для массажа рук с помощью предметов я предлагаю грецкие орехи, карандаши с гранью, “бассейны” наполненные бобами, фасолью и мелкими предметами: пуговицы, бусинки, пробки, косточки, камешки.

Итак, начав с развития моторики, я обозначила круг задач, которые помогает решить тестопластика:

развитие воображения;

развитие мелкой моторики;Хочу такой сайт

развитие психических функций;

массаж кистей рук;

речевое общение;

развитие конструктивных способностей;

развитие художественного вкуса.

Не так – то просто вылепить красивую, прочную игрушку. Освоение технических приемов – занятие трудоемкое. Я на примере показываю способы скрепления частей фигурки, соблюдение некоторых закономерностей. Соединять части с помощью штырьков, смачивать водой детали между собой для прочности. Дети методом проб и ошибок подбирают нужный вариант для каждой поделки, придумывают свои. Объясняю некоторые закономерности расположения мелких и крупных частей фигурок. Усваивая специальные навыки и умения, дети развивают свои конструктивные способности. Итогом являются прочные, устойчивые изделия.

 Большое влияние тестопластика оказывает на развитие мышления ребенка. Мышление определяет структуру будущего изделия, способы изготовления, последовательность всей работы. Детям 6-7 лет это уже по силам самостоятельно методом проб и ошибок замесить тесто нужной плотности, руки приобретают “‘чутье”, и-есть над, чем поразмышлять ребенку. Хотя тесто приготовить - занятие трудоемкое, даже для взрослого. Чуть перельешь воды – и тесто будет расползаться, а фигурки терять очертание. Недольешь – тесто будет крошиться под пальцами, а фигурки трескаться. Необходим определенный навык. Решая эту задачу, естественное любопытство детей полностью удовлетворяется. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом “налепленное” раскрашивается красками,  лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками. Тесто можно окрасить любой краской -гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не – взирая на устоявшиеся правила. Забавные композиции, сделанные своими руками, украшают наш клуб. Воспитанники их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от работ, сделанных своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные. На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:

  • смешивание цветов и составление своей палитры,
  • соединению деталей;
  • изготовлению плоских фигур;
  • изготовлению объемных фигур с помощью фольги:
  • покрытию работ водяным лаком.

В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость. Видя, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности. Пришло понимание о более широком влиянии тестопластики, не только на развитие творческого потенциала, но и на развитие мыслительной, деятельности ребенка. У детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В моей группе есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – их работы примитивны. А есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Мои наблюдения показали, сколь различна и предметная направленность интереса. Одни дети интересуются рисованием, другие лепкой, третьи аппликацией, четвертые сразу несколькими видами деятельности. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу. Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать.

Как еще можно приобщить ребенка к творческой деятельности, помочь ему думать, анализировать, созидать? Я часто при детях или по просьбе детей леплю, рисую, клею, вырезаю, тем самым даю возможность рассматривать, любоваться, удивляться, побуждаю к разговору, объясняю. Иногда советуюсь с ними, как соединить отдельные образы в единый сюжет, даю ребенку возможность проявить самостоятельность. В уголке творчества мы делаем персональные выставки детских работ. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Думает, сравнивает. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству. Работая, с детьми с ОВЗ я пришла к такому выводу: развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо начинать как можно раньше. Это поможет нашим детям развиваться интеллектуально и творчески.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.10.2022

Дата обновления: 05.10.2022

Дата публикации: 26.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».