Э. Буруева "Искусство дружбы"

26.09.2023

                                                                                      Э. Буруева

Заслуженный работник культуры Республики Бурятия,

почетный работник СПО РФ

 

Искусство дружбы

 

История создания бурятских музыкальных произведений на тему межэтнической толерантности уводит нас в период начала XX века, когда многие народы, проживающие на огромной территории бывшего СССР под влиянием целенаправленной политики государства, благодаря активности и творческого потенциала народа прошли процесс  уникального взаимодействия, взаимообогащения культур, что позволило многим их них создать свою национальную музыкальную культуру.

В 1923 году Бурятия, в связи с получением политического статуса вошла в число автономных республик СССР. Государственная политика по развитию музыкальной культуры союзных и автономных республик внесла масштабные трансформации в жизнь советского общества. Тема дружбы народов была доминирующей в культурной политике многонационального государства.

Становление бурятской профессиональной музыки происходило благодаря творческому содружеству бурятских и русских музыкантов. В 1940 году был создан Союз композиторов Бурятии (далее СКБ), который возглавил СКБ русский советский композитор, дирижер, пианист, музыкальный ученый-этнограф П.М. Берлинский. В союз вошли русские композиторы, работавшие в республике: В. Морошкин, Н.Тихонов и молодые национальные композиторы Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов, Н. Халбаев, А. Бардамов, Ч. Генинов. СКБ сыграл важную роль в формировании музыкальной среды молодой республики.

 В Москве с 1936 по 1960гг. систематически проводились творческие отчеты, достижения искусства народов СССР - Декады. Основной формой проведения Декад был показ опер, балетов, драматических спектаклей и т.д.  Они содействовали обмену творческим опытом, внедрению лучших произведений национального искусства в музыкально-сценический и концертный репертуар коллективов.

К I Декаде Бурятского искусства в Москве готовилась вся Бурятия при активной поддержке русских композиторов.

Композиторами Бурятии создаются различные произведения, отражающие в содержании восхваление советского многонационального государства, вождей революции, дружбы и братства многонациональной советской культуры, защиту новых идеалов. Формировались исполнительские коллективы республики – бурятский народный хор, эвенкийский хор, хор семейских, оркестр бурятских народных инструментов. Б. Ямпилов ввел в состав организованного оркестра традиционные бурятские народные инструменты, которые были серьезно реконструированы мастерами Н. Халбаевым, В. Минеровичем и др. СКБ являлся одним из главных координаторов крупных событий культурной жизни республики. 20 октября 1940 года на сцене филиала Большого театра оперой М.Фролова «Энхэ-Булат батор» открылась первая Декада. Успешное проведение Декады вдохновило деятелей искусства на создание новых произведений, театральных постановок, новых концертных программ.

В годы Великой Отечественной войны композиторы Бурятии, как и все патриоты страны, ушли на защиту Родины, В. Морошкин и А. Бардамов погибли на фронтах войны. Многие деятели искусства выступали в составе концертных бригад в военных госпиталях, на фронтах войны. Военно-патриотическая тематика стала доминирующей в творчестве композиторов, в их произведениях отразилась тема войны: «Смерть фашизму!» П. Берлинского, «Баллада о Гастелло» Д. Аюшеева, «Метко целься» Ж. Батуева, «Ленинград» Б. Ямпилова. Многие массовые песни были посвящены защите Родины, дружбе, любви, которые пользовались огромной популярностью.

27 ноября 1959 года оперой «Побратимы» Д. Аюшеева и Б. Майзеля в Москве открылась вторая Декада. Кантата «Здравствуй, Москва» Б. Ямпилова, балет «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова и др. имели большой успех у московских зрителей. Тема дружбы народов особенно ярко прозвучала в произведениях основоположников бурятской музыки Б. Ямпилова, Ж. Батуева, Д. Аюшеева.

В творческом содружестве были созданы первые бурятские балеты «Во имя любви» (композиторы Ж. Батуев и Б. Майзель), «Свет над долиной» (С Ряузова), оперы «Братья» Д. Аюшеева, позднее «Цыремпил Ранжуров», «Грозные годы» Б.Ямпилова. В них отражались актуальные проблемы исторического развития Бурятии, они посвящены дружбе между русским и бурятским народами, их совместной борьбе против общих врагов в далеком историческом прошлом, а также в годы гражданской войны и период становления Советской власти в Забайкалье. Также были созданы балеты: «Цветы жизни», «Вечный огонь», «Дружба» Ж. Батуева. Ж.Батуев является автором первых национальных балетов Якутии («Чурумчуку»), Калмыкии («Джангар»). Хочу такой сайт

Композиторы следующего поколения внесли свою лепту в отражении данной темы в своих работах. Так, тема строительства Байкало-Амурской магистрали отразилась во многих работах деятелей культуры и искусства. Стройка века собрала представителей всех союзных и автономных республик. Поскольку БАМ проходил на территории Бурятии, наши композиторы были частыми гостями строителей и  отразили в своих произведениях их героический труд. Так, популярный композитор С. Манжигеев, автор многих известных произведений, таких как Увертюра «Дружба народов», в 1977г. создал вокально-хореографическую сюиту «Первопроходцы БАМа». В своем произведении он воплотил тему дружбы народов СССР, куда ввел подлинные народные мелодии: белорусскую, бурятскую, узбекскую, украинскую, молдавскую, русскую, эвенкийскую.

На протяжении всех лет существования СКБ композиторы не обошли в своем творчестве любимый народом жанр массовой песни, в котором воспевали и межнациональное согласие. Эта тема отразилась в творчестве Б.Цырендашиева, С.Манжигеева, Г. Дашипылова, А. Андреева, Ю. Ирдынеева, В. Усовича, Л. Санжиевой. Непрофессиональные композиторы - В. Маймескул, Н. Дамиранов, Ч. Павлов и др. внесли свой неоценимый вклад в развитие этого жанра и данной тематики.

В 90-х годах в творчестве композиторов появляются произведения камерных жанров, в которых композиторы Бурятии отразили разного рода творческие искания. В работах бурятских композиторов мы находим произведения, отражающие не только межнациональное, но и межконфессиональное согласие.

 Ю. Ирдынеев пишет для хора: «Семейские песни» (сл. народные), «Мирские молитвы» концерт для хора a capella на тексты православных молитвословов, «Из лирики калмыцкого златоуста» (сл. Д. Кугультинова). В эти годы обогащаются художественные образы произведений, появляется новое художественное мышление. В Усовичем написаны циклы на стихи китайского поэта «Пять стихотворений Ли Бо», «Горсть песка», 15 танка японского поэта Исикавы Такубоку, «Бурятские напевы» цикл-поэма на стихи Д. Жалсараева, симфоническую поэму «Тибет», где проявился интерес композитора к восточным традициям мироощущения и миросознания. Интерес к культурам народов Японии, Монголии, Тибета отличает творчество Л. Санжиевой. Ею созданы такие произведения, как пьеса «Остров небесных сетей» по драме японского драматурга М.Тикамацу, пьеса для фортепиано «Посвящение японскому поэту Басё», вариации на тему народной корейской песни «Ариран» , симфоническая миниатюра «Чжуд-ши», музыкальное приношение ХII Пандидо Хамбе ламе Даша-Доржи Итыгелову: концерт для лимбы и фортепиано и др. А. Прибылов сочиняя пьесы для русского оркестра пишет пьесы на бурятскую тематику. Проникнув духом бурятского музыкального фольклора, освоив ладовую основу бурятской музыки – пентатонику он написал популярные произведения, которые сегодня звучат в учебных классах и на сценических площадках: «Фантазия на бурятские темы», музыкальные картинки «Праздник в улусе», «Размышления в дацане», «Бурятский танец», сюита «Забайкалье мое». Музыка четырехчастной сюиты отразила мысль о дружбе народов Забайкалья. Цикл содержит ряд красочных зарисовок жизни русских, бурят, эвенков.

Говоря о создании произведений на тему дружбы народов, нельзя не отметить, что все они являются ярким отражением дружеских русско-бурятских связей. Композиторы Бурятии несут славные традиции ведущих музыкальных учебных заведений страны, представители которых оказали огромную помощь в становлении профессиональной бурятской музыки. Основоположники бурятской композиторской школы получили профессиональное образование в Свердловской консерватории ( с 1946г. -Уральская консерватория им. М.Мусоргского): Д. Аюшеев и Б. Ямпилов учились у ректора консерватории, профессора М.Фролова, который организовал при консерватории бурят-монгольское, якутское и башкирское национальные отделения, в содружестве со своими учениками - молодыми бурятскими композиторами создал ряд первых национальных произведений, в том числе первую бурятскую оперу «Энхэ-Булат батор». Ж. Батуев, А. Андреев, В. Усович, В. Юшин учились по композиции в классе профессора Б. Гибалина. П. Дамиранов – у Л.И. Гуревича, Г. Дашипылов, Б. Дондоков – у заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Н.М. Пузея, С. Манжигеев – у Н.М. Хлопкова. Среди композиторов Бурятии, окончивших Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки - Ю. Ирдынеев, Б. Цырендашиев (неполное обучение), Ю. Ирдынеев и Л. Санжиева учились по классу композиции у народного артиста РФ, профессора Г.Н. Иванова, который воспитал, целую плеяду композиторов не только для Бурятии, но и для Саха-Якутии, Республики Тыва, Хакасии. Он пробудил творческий интерес в своих учениках к уникальным культурам народов Сибири. 

Традиции, заложенные композиторами старшего поколения, трансформируясь продолжаются  в наши дни. Своеобразие творчества композиторов Бурятии состоит в том, что оно базируется не на одном, а на двух основаниях, представленных полярными по своему характеру азиатской и европейской культурами. Сегодня, в условиях глобализации и интенсификации межэтнических взаимодействий в их творчестве уживаются и переплетаются духовные ценности Востока и Запада.

   

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Искусство дружбы.doc (скачать)

Дата создания: 26.09.2023

Дата обновления: 26.09.2023

Дата публикации: 26.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».