А. П. Овчинников "Процесс общения в театральной студии в жизни и на сцене"

23.10.2023


      А.П. Овчинников, режиссер,

      Заслуженный работник культуры РБ      

 

          Как говорил кто-то из классиков, «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Потребность в общении среди людей, а особенно в творческом коллективе, сродни потребности в воде. Осип Мандельштам называл театр «клиникой больных самолюбий», и в этом отношении театральная студия мало чем отличается от театральной труппы, разве что в детской студии начинают свое обучение совсем еще «не оперившиеся птенцы». Общение, главным образом, происходит через слово, этот величайший инструмент взаимодействия  людей. Как подчеркивал М. Горький: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Приходя в студию практически «с улицы», дети часто общаются своим особым языком, который не всегда понятен педагогам. Причем, уровень этого языка, речевой культуры и грамотности оставляет желать лучшего. Скорее всего, это происходит от того, что дети, вместо того, чтобы читать бумажные книги, много времени проводят со своими телефонами. Сказывается   и  так называемый «эффект толпы», царящий в обществе.

          Но в творческом коллективе, коей является студия, педагоги должны сделать детей культурными во всех отношениях людьми, привить духовные народные богатства, в том числе, богатства национального языка, культуру родной речи, что так необходимо для общения.

          Культурная речь – это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения. Нормы представляют собой наиболее распространенные, предпочтительные речевые варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. На помощь здесь приходят основные признаки хорошей речи. Это: правильность, точность, ясность, логичность.  А также: простота, богатство, сжатость, чистота, живость, благозвучие. Уместно напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя-просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

            На первоначальном этапе знакомства между собой сленг, приходящий в детскую среду от старших, уравнивает всех. Но затем наступает борьба за лидерство, и начинаются конфликты. Всегда кажется, что если бы не злая воля нашего партнера по общению, то конфликта бы не было. Наш партнер думает о том же. Мы мысленно пытаемся навязать партнеру тот или иной стиль поведения. Побеждаем его, «прижимаем к стенке» и на время успокаиваемся, так как нам кажется, что мы приобрели определенный опыт в этом конфликте. А наш партнер делает то же самое. И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как законы природы и общества.

          Михаил Литвак, член-корреспондент Российской академии естественных наук, психотерапевт европейского реестра, в своей книге «Психологическое айкидо» пишет: «…Чтобы управлять партнером по общению, необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать так, как нам надо… Прежде чем общаться, подумайте, какой ответ, словесный или поведенческий, вы хотите получить… В том-то и заключается особенность психологической борьбы, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба выигрывают, или оба проигрывают. Поэтому ваша победа будет победой и вашего партнера».[1]  

           Ни в коем случае нельзя воспитывать партнера. Ведь воспитание заканчивается к пяти-семи годам, а дальнейшее воздействие называется перевоспитанием. Оно возможно только при помощи самовоспитания. Перевоспитать каждый может только одного человека – самого себя. Поэтому надо работать над собой, своим поведением, изучать законы психологической борьбы. Но педагогам надо вручить в руки детям этот инструмент самовоспитания для нужного и правильного общения. Вместо этого проблемы некорректного общения имеют место в педагогическом коллективе.

          Обучающимся театральной студии для нормального человеческого общения, конечно же, на помощь приходит сценическое общение. Сценическое общение – это процесс воздействия партнеров друг на друга, их взаимосвязь и взаимодействие. То есть взаимные действия существующих в предлагаемых обстоятельствах актеров. Общение является показателем живого и органического процесса жизни актера на сцене. Общение, понимаемое как активное взаимодействие людей, затрагивает самую важную сторону актерского мастерства – понимание и владение действием на сцене. Общение вбирает в себя все без остатка компоненты актерского искусства. Основной материал актера – действие. Но действие – это ведь в первую очередь воздействие актера на партнера, его взаимодействие с ним, общение.

          «Общение» - так называется десятая глава книги Станиславского «Работа актера над собой». Десятая, потому что путь к общению лежит через все элементы школы и начинается с самого простого – внимания. Первые сценические упражнения в любой театральной школе – упражнения «на внимание». Обучение детей актерскому искусству, их постижение его основ начинаются с воспитания в нем внимания – умения видеть и слышать мир. Будущий актер учится воспринимать окружающую действительность. Прежде, чем перейти к общению с партнером, он тренирует (и учится контролировать) свое общение с миром. И с самим собой. Актер обязательно должен быть внимателен к жизни – своей и чужой, внутри и вокруг себя. Внимание развивает наблюдательность, наблюдательность пополняет запасы эмоциональной памяти. И именно эмоциональная природа актера будет аккумулировать живые сценические взаимосвязи, творить общение.

           Имитация, обозначение сценических взаимосвязей и контактов между партнерами вместо подлинного живого общения-взаимодействия – проблема серьезная и распространенная. Ведь, это только кажется, что общаться на сцене просто. На самом деле общение – наисложнейший, наитруднейший процесс сценической жизни.

           Процесс, во-первых, непрерывный, постоянный. Как в жизни, так и на сцене человек ни одной секунды не может находиться вне общения, без внутренней или внешней связи с каким-либо объектом. Будь то живой партнер, собственные мысли или вещи, предметы, явления природы – словом, все без исключения объекты окружающей среды.

          Во-вторых, общение – обязательно длящийся во времени, подробный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких стадий (или звеньев), взаимосвязанных между собою таким образом, что каждое отдельное звено невозможно без предыдущего и непременно подразумевает последующее.  

           В-третьих – это процесс двусторонний, обоюдный, взаимный. Именно в обоюдности усилий, столкновении и взаимовлиянии партнеров сама суть процесса общения.

           К.С. Станиславский сформулировал пять стадий органического процесса общения актеров на сцене:

          «…Ориентирование в окружающих условиях и выбор объекта создают первую стадию…

          Моменты подхода к объекту, привлечение на себя его внимания… создают вторую стадию…

          Моменты зондирования души объекта щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и видений субъекта создают третью стадию органического процесса общения.

          Моменты передачи своих видений объекту с помощью лучеиспускания, голоса, слов, интонаций, приспособлений; желание и попытки заставить объект не только услышать, понять, но и увидеть внутренним зрением, что и как видит передаваемое сам общающийся субъект, создают четвертую стадию органического процесса общения.

          Моменты отклика объекта и обоюдный обмен лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов создают пятую стадию органического процесса общения»[2].  

           В жизни общение происходит само собой, естественно, не раскладываясь специально на отдельные стадии и элементы. И на сцене, в репетиции или спектакле подлинное общение тоже может случиться естественно, интуитивно и бессознательно. Дети-актеры со временем должны хорошо разбираться во всех нюансах и стадиях органического процесса общения для того, чтобы суметь обнаружить нарушение контактов на сцене, с максимальной точностью определить сам момент, в котором прерывается линия органических взаимодействий партнеров, сформулировать причину нарушения общения и подсказать способы устранения «аварии».

          Общение – некий вечный двигатель сценической жизни. Оно не может остановиться, прерваться. Подобная «авария» неизменно влечет за собой серьезные потери в сценической органике. Потому что именно на общении, взаимосвязи и взаимозависимости актеров держится драматургия спектакля, и нарушение живого контакта в любой стадии, любом звене здесь, сейчас рождающихся взаимодействий, немедленно приводит к утрате правды на сцене.

           Все эти сценические законы постигаются последовательно в ходе обучения так называемой школе актерского мастерства. Все последующие учебные этапы – это неизменное закрепление и совершенствование  этих законов.

          Однако вернемся к общению в жизни. Общение в учебном процессе с неизменным вниманием и контролем педагогов, естественно, ведет к некоторому прогрессу в культуре повседневного общения. Дети уже не допускают тех ошибок в произношении, какие они допускали на начальных этапах обучения. Четче становится и само произношение. И все-таки степень этого прогресса взаимодействия в жизни словом оставляет желать лучшего. 

          Хотелось бы привести в конце интереснейшие и мудрые советы приводимого уже в начале статьи Михаила Литвака: «Приступая к общению с взглядом на него как на психологическую борьбу, следует опираться на мудрость, накопленную веками (библейские тексты, учения восточных мудрецов и т.д.)

1.      Занимайтесь систематически… Неудачи в общении надо внимательно анализировать в свете знаний, и искать только свои ошибки…

2.      Не бойтесь трудностей и неудач…Хочу такой сайт

3.      Отрабатывайте сначала оборону, защиту. Иногда одного этого достаточно для успешного общения…

4.      Не обращайте внимания на насмешки окружающих…

5.      Не торжествуйте при успехе, так как погибели предшествует гордость и падению надменность.

6.      В период обучения полностью отдайте инициативу партнеру.

7.      Если вы поверите в  приемы общения, то в случае неудачи будете искать у себя ошибки, исправите их и, в конце концов, овладеете этими приемами…

           Кстати, не бойтесь выглядеть идиотом, бойтесь им не быть и помните Шекспира: «Обличие глупца – вот мудрость мудреца»… Вообще лучше и легче всего быть самим собой. К сожалению, многие люди стараются выглядеть лучше, чем они есть и становиться на цыпочки, забывая, что на цыпочках долго не простоишь. Все это называют имиджем»[3]

            Процесс общения требует его постижения путем глубокой, ответственной работы каждого человека: и педагога (в первую очередь), и ребенка. В этом смысле педагоги должны быть образцами межличностных морально-этических отношений, давать детям зримые уроки искусства человеческого общения.     

            А закончить хочется словами сатирика Лиона Измайлова: «Нельзя откладывать общение с человеком на будущее, нужно использовать то время, которое есть – его не так много».

     

 

            

 

    

 

 



[1] Психологическое айкидо: Учебное пособие / М.Е. Литвак. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с. – (Психологические этюды).

[2] К.С. Станиславский. Собр. соч. т. 2. с. 388-389.

[3] Психологическое айкидо: Учебное пособие / М.Е. Литвак. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с. – (Психологические этюды).

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2023

Дата обновления: 25.10.2023

Дата публикации: 23.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».