23.10.2023
А.П. Овчинников, режиссер,
Заслуженный работник культуры РБ
Как говорил кто-то из классиков,
«единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Потребность
в общении среди людей, а особенно в творческом коллективе, сродни потребности в
воде. Осип Мандельштам называл театр «клиникой больных самолюбий», и в этом
отношении театральная студия мало чем отличается от театральной труппы, разве
что в детской студии начинают свое обучение совсем еще «не оперившиеся птенцы».
Общение, главным образом, происходит через слово, этот величайший инструмент
взаимодействия людей. Как подчеркивал М.
Горький: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Приходя в студию
практически «с улицы», дети часто общаются своим особым языком, который не
всегда понятен педагогам. Причем, уровень этого языка, речевой культуры и
грамотности оставляет желать лучшего. Скорее всего, это происходит от того, что
дети, вместо того, чтобы читать бумажные книги, много времени проводят со
своими телефонами. Сказывается и так
называемый «эффект толпы», царящий в обществе.
Но в творческом коллективе, коей является студия, педагоги должны
сделать детей культурными во всех отношениях людьми, привить духовные народные
богатства, в том числе, богатства национального языка, культуру родной речи,
что так необходимо для общения.
Культурная речь – это речь нормированная. В своей устной форме она
должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения. Нормы
представляют собой наиболее распространенные, предпочтительные речевые
варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие
свою функцию. На помощь здесь приходят основные признаки хорошей речи. Это:
правильность, точность, ясность, логичность.
А также: простота, богатство, сжатость, чистота, живость, благозвучие.
Уместно напомнить высказывание знаменитого французского философа и
писателя-просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или
двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».
На первоначальном этапе знакомства между
собой сленг, приходящий в детскую среду от старших, уравнивает всех. Но затем
наступает борьба за лидерство, и начинаются конфликты. Всегда кажется, что если
бы не злая воля нашего партнера по общению, то конфликта бы не было. Наш
партнер думает о том же. Мы мысленно пытаемся навязать партнеру тот или иной
стиль поведения. Побеждаем его, «прижимаем к стенке» и на время успокаиваемся,
так как нам кажется, что мы приобрели определенный опыт в этом конфликте. А наш
партнер делает то же самое. И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как
законы природы и общества.
Михаил Литвак, член-корреспондент Российской
академии естественных наук, психотерапевт европейского реестра, в своей книге
«Психологическое айкидо» пишет: «…Чтобы управлять партнером по общению,
необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать
так, как нам надо… Прежде чем общаться, подумайте, какой ответ, словесный или
поведенческий, вы хотите получить… В том-то и заключается особенность
психологической борьбы, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба
выигрывают, или оба проигрывают. Поэтому ваша победа будет победой и вашего
партнера».[1]
Ни в коем случае нельзя воспитывать партнера. Ведь воспитание
заканчивается к пяти-семи годам, а дальнейшее воздействие называется
перевоспитанием. Оно возможно только при помощи самовоспитания. Перевоспитать
каждый может только одного человека – самого себя. Поэтому надо работать над
собой, своим поведением, изучать законы психологической борьбы. Но педагогам
надо вручить в руки детям этот инструмент самовоспитания для нужного и
правильного общения. Вместо этого проблемы некорректного общения имеют место в
педагогическом коллективе.
Обучающимся
театральной студии для нормального человеческого общения, конечно же, на помощь
приходит сценическое общение. Сценическое общение – это процесс воздействия
партнеров друг на друга, их взаимосвязь и взаимодействие. То есть взаимные
действия существующих в предлагаемых обстоятельствах актеров. Общение является
показателем живого и органического процесса жизни актера на сцене. Общение,
понимаемое как активное взаимодействие людей, затрагивает самую важную сторону
актерского мастерства – понимание и владение действием на сцене. Общение
вбирает в себя все без остатка компоненты актерского искусства. Основной
материал актера – действие. Но действие – это ведь в первую очередь воздействие
актера на партнера, его взаимодействие с ним, общение.
«Общение» - так называется десятая
глава книги Станиславского «Работа актера над собой». Десятая, потому что путь
к общению лежит через все элементы школы и начинается с самого простого –
внимания. Первые сценические упражнения в любой театральной школе – упражнения
«на внимание». Обучение детей актерскому искусству, их постижение его основ
начинаются с воспитания в нем внимания – умения видеть и слышать мир. Будущий
актер учится воспринимать окружающую действительность. Прежде, чем перейти к
общению с партнером, он тренирует (и учится контролировать) свое общение с
миром. И с самим собой. Актер обязательно должен быть внимателен к жизни –
своей и чужой, внутри и вокруг себя. Внимание развивает наблюдательность,
наблюдательность пополняет запасы эмоциональной памяти. И именно эмоциональная
природа актера будет аккумулировать живые сценические взаимосвязи, творить
общение.
Имитация, обозначение сценических
взаимосвязей и контактов между партнерами вместо подлинного живого
общения-взаимодействия – проблема серьезная и распространенная. Ведь, это
только кажется, что общаться на сцене просто. На самом деле общение –
наисложнейший, наитруднейший процесс сценической жизни.
Процесс, во-первых, непрерывный, постоянный.
Как в жизни, так и на сцене человек ни одной секунды не может находиться вне
общения, без внутренней или внешней связи с каким-либо объектом. Будь то живой
партнер, собственные мысли или вещи, предметы, явления природы – словом, все
без исключения объекты окружающей среды.
Во-вторых, общение – обязательно
длящийся во времени, подробный многоступенчатый процесс, состоящий из
нескольких стадий (или звеньев), взаимосвязанных между собою таким образом, что
каждое отдельное звено невозможно без предыдущего и непременно подразумевает
последующее.
В-третьих – это процесс
двусторонний, обоюдный, взаимный. Именно в обоюдности усилий, столкновении и
взаимовлиянии партнеров сама суть процесса общения.
К.С. Станиславский сформулировал пять стадий органического процесса
общения актеров на сцене:
«…Ориентирование в окружающих
условиях и выбор объекта создают первую стадию…
Моменты подхода к объекту,
привлечение на себя его внимания… создают вторую стадию…
Моменты зондирования души объекта
щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и
свободного восприятия мыслей, чувств и видений субъекта создают третью стадию
органического процесса общения.
Моменты передачи своих видений
объекту с помощью лучеиспускания, голоса, слов, интонаций, приспособлений;
желание и попытки заставить объект не только услышать, понять, но и увидеть
внутренним зрением, что и как видит передаваемое сам общающийся субъект, создают
четвертую стадию органического процесса общения.
Моменты отклика объекта и обоюдный
обмен лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов создают пятую стадию
органического процесса общения»[2].
В жизни общение происходит само собой,
естественно, не раскладываясь специально на отдельные стадии и элементы. И на
сцене, в репетиции или спектакле подлинное общение тоже может случиться
естественно, интуитивно и бессознательно. Дети-актеры со временем должны хорошо
разбираться во всех нюансах и стадиях органического процесса общения для того,
чтобы суметь обнаружить нарушение контактов на сцене, с максимальной точностью
определить сам момент, в котором прерывается линия органических взаимодействий
партнеров, сформулировать причину нарушения общения и подсказать способы
устранения «аварии».
Общение – некий вечный двигатель
сценической жизни. Оно не может остановиться, прерваться. Подобная «авария»
неизменно влечет за собой серьезные потери в сценической органике. Потому что
именно на общении, взаимосвязи и взаимозависимости актеров держится драматургия
спектакля, и нарушение живого контакта в любой стадии, любом звене здесь,
сейчас рождающихся взаимодействий, немедленно приводит к утрате правды на
сцене.
Все эти сценические законы постигаются
последовательно в ходе обучения так называемой школе актерского мастерства. Все
последующие учебные этапы – это неизменное закрепление и совершенствование этих законов.
Однако вернемся к общению в жизни.
Общение в учебном процессе с неизменным вниманием и контролем педагогов,
естественно, ведет к некоторому прогрессу в культуре повседневного общения. Дети
уже не допускают тех ошибок в произношении, какие они допускали на начальных
этапах обучения. Четче становится и само произношение. И все-таки степень этого
прогресса взаимодействия в жизни словом оставляет желать лучшего.
Хотелось бы привести в конце
интереснейшие и мудрые советы приводимого уже в начале статьи Михаила Литвака:
«Приступая к общению с взглядом на него как на психологическую борьбу, следует
опираться на мудрость, накопленную веками (библейские тексты, учения восточных
мудрецов и т.д.)
1.
Занимайтесь
систематически… Неудачи в общении надо внимательно анализировать в свете
знаний, и искать только свои ошибки…
2.
Не
бойтесь трудностей и неудач…
3.
Отрабатывайте
сначала оборону, защиту. Иногда одного этого достаточно для успешного общения…
4.
Не
обращайте внимания на насмешки окружающих…
5.
Не
торжествуйте при успехе, так как погибели предшествует гордость и падению
надменность.
6.
В
период обучения полностью отдайте инициативу партнеру.
7.
Если
вы поверите в приемы общения, то в
случае неудачи будете искать у себя ошибки, исправите их и, в конце концов,
овладеете этими приемами…
Кстати, не бойтесь выглядеть идиотом,
бойтесь им не быть и помните Шекспира: «Обличие глупца – вот мудрость мудреца»…
Вообще лучше и легче всего быть самим собой. К сожалению, многие люди стараются
выглядеть лучше, чем они есть и становиться на цыпочки, забывая, что на
цыпочках долго не простоишь. Все это называют имиджем»[3].
Процесс общения требует его постижения путем
глубокой, ответственной работы каждого человека: и педагога (в первую очередь),
и ребенка. В этом смысле педагоги должны быть образцами межличностных морально-этических
отношений, давать детям зримые уроки искусства человеческого общения.
А закончить хочется словами сатирика
Лиона Измайлова: «Нельзя откладывать общение с человеком на будущее, нужно
использовать то время, которое есть – его не так много».
[1] Психологическое айкидо: Учебное пособие / М.Е. Литвак. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с. – (Психологические этюды).
[2] К.С. Станиславский. Собр. соч. т. 2. с. 388-389.
[3] Психологическое айкидо: Учебное пособие / М.Е. Литвак. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с. – (Психологические этюды).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2023
Дата обновления: 25.10.2023
Дата публикации: 23.10.2023