22.01.2019
МАУ ДО «ДТСР «Форус» г. Улан-Удэ»
Использование
песенных текстов как средство мотивации к изучению бурятского языка
ПДО Балдуева Любовь Михайловна, ПДО ЭрдынееваСэсэг
Юрьевна, г.Улан-Удэ, Советский район
Изучение языка - это
овладение учащимися общением на каком-либо языке, т.е. формирование
коммуникативных умений: говорения, понимания на слух, чтения и письма.
Научившись читать, говорить, слушать, писать на определенном языке, дети имеют
непосредственный доступ к национальным культурам.
Когда школьники приступают
к изучению языка, ни один педагог не может пожаловаться на отсутствие интереса
к новому предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не
оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес
был постоянным и устойчивым. Учителя стараются находить такие формы и приемы
работы, которые обеспечивали бы интерес у детей к учению, их активность и
работоспособность, желание работать дома, творческую инициативу и высокое
качество знаний. Работа со стихотворениями, песнями является мощным средством
поддержания интереса и высокого уровня мотивации к изучению языка. Мотивация -
это прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов,
эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его
деятельности. Большую роль в формировании мотивации играют: 1) новизна
информации; 2) наличие поисковой деятельности, познавательных мотивов.
Использование песенных
текстов на занятиях бурятского языка -
один из важных средств повышения мотивации к изучению языка. Такие
тексты помогают учащимся познакомиться с национальной культурой и обычаями. Этот
вид работы всегда вызывает большой интерес учащихся.
Возможность реализовать страноведческий подход
при использовании бурятских песен в процессе обучения языку чрезвычайна важна,
так как школьники должны владеть определенными сведениями об особенностях жизни
и быта бурятского народа.
Такие тексты можно использовать не только
с целью обучения языку, но и для организации воспитательной беседы, речевой
зарядки, а также во внеклассной
работе. Здесь можно использовать
разнообразные формы работы с текстом. Вот описание одной из них:
1. Текст заранее
записывается на листочках бумаги или на доске.
2. Незнакомые слова и
выражения, которые не подлежат активному усвоению, даются с переводом.
3.
Вводятся незнакомые слова,
подлежащие активному усвоению. В беседе используются те грамматические формы,
которые имеются в тексте.
4.
Затем учащиеся прослушивают выразительное чтение учителя или фоно запись.
5.
После этого задаются несколько вопросов с целью проверки понимания.
6.
Во время повторного прослушивания учащиеся имитируют произношение учителя
или диктора, делают фонетическую
разметку интонации, трудных звуков.
7.
Следующий этап - один или двое хорошо подготовленных учащихся читают текст вслух.
8.
Дети знакомятся с переводом текста. Учащимся старшего возраста можно дать
задание самим переводить тексты.
На
следующем занятии после предварительного прослушивания, во время которого предлагается
учащимся повторить текст вполголоса вместе с диктором или учителем, дается
задание выразительно прочитать. Перед чтением дается установка оценить ответ
товарища, а после этого даются опорные вопросы. Большой интерес у учащихся
младшего возраста вызывает задание выразить содержание стихотворения рисунком,
где иллюстрация помогает учителю увидеть, насколько правильно понято
содержание, каково их отношение к нему.
Для учащихся старшего возраста(или для изучающих язык 2-ой год) можно
предложить следующую форму работы над песенным материалом:
1. Прослушивание текста
песни без указания ее названия. Учащиеся сами выдвигают свои предположения на
основе прослушанного текста песни. Незнакомые, сложные слова и словосочетания,
встречающиеся в тексте песни заранее
выписываются преподавателем на доске с переводом.
2. После этого сообщается
название песни и записываются на доске
все услышанные впервые (новые) выражения.
3. Во время второго или
третьего прослушивания – разбор слов и синонимов, записанных на доске.
4. Перевод песни (совместно
с учениками), дословный и литературный.
5. Прослушивание с
текстовой опорой.
6. Работа над каждой строфой песни:
- чтение, повторение вслух сложных фраз;
- текст песни с пробелами – учащимся предлагается
заполнить эти пробелы на основе услышанного.
7.Учащиеся
сами выразительно читают текст песни.Дается задание –выучить наизусть.
Исходя из всего вышеизложенного, можно
сделать следующие выводы:
-использование различных песенных
текстов на занятиях дает импульс творческому воображению детей, обладает
огромным эмоциональным воздействием;
-поэзия обогащает духовный мир ребенка, прививает чуткость к
поэтическому слову, учит видеть красоту и особенности бурятского песенного текста;
-чтение текста, перевод делают занятия более содержательными,
мотивированными, повышает интерес к изучению языка;
-использование песенных текстов играет
большую роль при обучении фонетическому, лексическому и грамматическому
аспектам бурятского языка.
Следует отметить, что использование песенных
текстов позволяет ученикам достичь хороших результатов в изучении бурятского
языка. Это имеет большое значение для обогащения словарного запаса, овладения
грамматическим материалом, правильного выражениядетьми своих мыслей на
бурятском языке.
Литература:
1.Веренинова Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке
английских срединных сонантов.[Текст] //Иностранные языки в школе. – 2000. - №
5, С. 26- 31.
2.Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и
методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; учеб. пособие для студ. лингв.
ун-тов и фак. ин. язвысш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2004. – 336 с.
3.Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. [Текст]
//ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30
4.Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения
эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко [Текст] // Педагогический
вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2019
Дата обновления: 22.01.2019
Дата публикации: 22.01.2019