15.09.2019
Кушнарёва Татьяна Винальевна,
директор МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»,
педагог высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования РФ,
Заслуженный работник культуры РБ.
Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности, в учреждениях дополнительного образования являются важными и необходимыми, что отличает одно учреждение от другого и способствует творческому росту в деятельности образовательного учреждения.Одним из направлений Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ» является результативная инновационная деятельность, которая позволяет добиться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными ивостребованными для детей и их родителей.
МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ» - это большой образовательный округ расположенный на территории Советского района г.Улан-Удэ и конечно же ключевую позицию в образовательно-воспитательном процессе занимает педагог от которого зависит эффективность решения многих проблем в учреждении и на первый план выходит его квалификация, профессионализм и личные качества.
В «Форусе» (в названии заложено «Формула Успеха») реализуется более 75 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и работают 70 педагогов, многие удостоены звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры РБ», награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, победители и лауреаты профессиональных конкурсов. Свыше 65% педагогов учреждения имеют высшую и первую квалификационную категорию.
На сегодняшний день реалии в дополнительном образовании таковы, чтобы быть конкурентно способным и «удержать» детей, которые пришли по принципу добровольности, необходимо постоянно расти в профессиональном плане, самосовершенствоваться, идти в ногу со временем и быть не только наставником, но и другом. Один из девизов нашего учреждения «Талантливый педагог=талантливый обучающийся», ведь без творчества нет педагога, нет и мастера своего дела. Новая форма аттестации, особенно на высшую квалификационную категорию как раз предусматривает важнейшим условием – профессиональное системное развитие, обобщение опыта работы, новаторство и инновационную деятельность с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Надо отметить, что новизна не обязательно является чем-то кардинально новым, но однозначно должна быть чем-то лучшим.
Для осуществления инновационной деятельности наши педагоги могут работать единоличноили объединяются в творческие группы, например, в своей деятельности Мороз Ю.В., ПДО школы танца «Акварель» применяет технологию активных методов обучения, которая нацелена на формирование у обучаемых действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождению способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции.
Цель применения активных методов - достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся на самом деле становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков для социализации в обществе. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник учреждения. Использование технологии АМО позволяет еще в детские годы заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут детям эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях.
Следующим инновационным направлением по-нашему мнению, является проектная деятельность, ведь по данным Всемирного экономического форума в 2020 году будут востребованы такие навыки как эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость, которых не было в 2015 году, а креативность перешла с десятого на третье место. Сотрудничество в одной команде с непохожими друг на друга людьми, дает возможность расширять возможности каждого из ее участников. Межличностные навыки развиваются преимущественно через практическую деятельность.
В проектную деятельность Школы танца «Акварель» входит организация флэш-мобов на улицах г. Улан-Удэ. Такие проекты являются тематическими и приурочены к значимым событиям в жизни общества как на уровне города, так и на уровне республики и страны. Цель таких проектов – пропаганда здорового образа жизни, реализация своего творческого потенциала, распространение позитивного и активного отношения к жизни, социализация обучающихся через публичные выступления с привлечением окружения в творческий процесс. Участие в таких проектах – это особая публичная практика, так как имеет множество нюансов. Во-первых, это открытое, почти неограниченное пространство, поэтому каждому нужно проявить себя лично, не прикрываясь своим партнером. Во-вторых, контакт участников не только зрительный, но и тактильный, потому что, как правило, зрители становятся участниками акции, и обучающимся нужно быстро реагировать на ситуацию, проявить свои организаторские способности, вовлечь в процесс.Например, праздник «День защиты детей», «Дети выбирают здоровый образ жизни» и др. В результате которых МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ» стали «Опорной площадкой по экологии» и инновационной площадкой по РДШ.
Долгосрочный проект «Творческие встречи в республике Польша» был подготовлен и реализован в течении 6 лет. Руководитель проекта с российской стороны Т.В. Кушнарёва, с польской стороны М.И. Иванова, Б. Новак, И. Крупяк. В проекте приняли участие обучающиеся (младшая и средняя группа) 10-14 лет школы танца «Акварель», родители. В состав проектной группы вошел коллектив педагогов – хореографов школы танца «Акварель» МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ»: Ю.В. Мороз, Е.Н. Шулыгина, А.А. Куркина. Тип проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный. Итог данного проекта - заключение договора о международном сотрудничестве со школьниками г. Варшава, обмен опытом по толерантности и межнациональным дружеским отношениям, и пропаганде культур между странами России (Бурятия) - Польши.
С 2015 года реализовывается этнокультурный проект «Будамшуу», целью которого является реализация национально-регионального компонента в образовательной деятельности Дома творчества через построение познавательно-культурной образовательной среды, что позволяют нашим педагогам в своих дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах вводить дополнительные модули или блоки. В программах изостудий «Волшебная кисть» и «Палитра» (педагоги дополнительного образования Цыдыпова Ц-Х. С., Чимитова Б .Ц-Е., Ербаева Т.Б.) проводят занятия по темам, направленным на изучение истории родного края и своих предков. Студия ДПИ «Уран-гар» занимается бурятским традиционным ремеслом (обработка войлока и изготовление сувениров, панно с бурятскими орнаментами, ковроткачество, войлочные шляпы, сумки, игрушки). Продолжение проекта и его успешная реализация в кружках «Канзаши» по изготовлению национальной куклы (ПДО Хромкина Н.В.); театральном - «Звездопад», «Ревю» (ПДО Маслякова С.И., Капустина О. М.), обучающиеся этих объединений инсценируют обряды «Милан» (исполнение годика ребёнку), «Сагаалган», «Праздник обрезания грив жеребят», «Зоохэйннаадан», «Ночь ёхора» и т.д.
В студии восточного танца «Сэргэ» (Аюшеев С. Э., ПДО) дети учатся исполнять бурятские народные танцы: ёхор, бурятский приветственный танец, бурятские танцы «Уянга», «Сагаалган», «Сурхарбан», «Дангина» и т. д. Обучающиеся с большим интересом посещают студию танца, воодушевленно работают и их примеру последовали и взрослые, так на базе детского коллектива создана взрослая группа, которая активно принимает участие во всех мероприятий ДТСР «Форус», совместные проекты детей и взрослых данного коллектива позволяют не только предать практический опыт, любовь к бурятской культуре, дает возможность преемственностипоколений, ведь ограничения по возрасту на занятиях в системы дополнительного образования отсутствуют.
С октября 2017 года работает студия бурятского народного песенного творчества «Номин» по учебному плану которой предусмотрено 2 модуля: «Бурятский народный вокал» (Эрдынеева С. Ю., ПДО), «Бурятский язык» (Балдуева Л.М., ПДО). Использование песенных текстов на занятиях бурятского языка - один из важных средств повышения мотивации к изучению языка, страноведческий подход при использовании бурятских песен в процессе обучения языку чрезвычайно важен, так как обучающиеся должны владеть определенными сведениями об особенностях жизни и быта бурятского народа.
Успешно реализуются проекты: фестиваль «В семье единой», Городской конкурс «Шагай наадан», районный конкурс «Сагаанhарыннайр», городской конкурс «Шатар», неделя бурятского языка, проект «Сувениры Бурятии».
Ежегодно в октябре месяце в нашем образовательном учреждении проходит День бурятского языка и в 2018 году стала актуальна тема: «Багшанар, эжыабанар, хуугэд-бултадаабуряадхэлэндээдуратайбди» («Педагоги, родители, дети - все любим бурятский язык»). В рамках праздника проводились разные конкурсы, в которых соревновались и педагоги, и родители, и дети.
В МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ» создана нравственная, гражданско- патриотическая основа для воспитания и развития детей, педагоги ведут большую работу по воспитанию обучающихся средствами народной культуры, фольклора и творчества, через игровые технологии раскрывают подрастающему поколению народное искусство и культуру, обычаи и обряды, прививают целостности и любовь к своему дому, малой Родине - Бурятии и России в целом. Мероприятия сближают друзей и совсем не знакомых людей в наших проектах, как «Сагаанhарыннайр», Городской конкурс «Шагай наадан», Городской турнир «Чудо шашки», отборочный тур «Бэлигтэй багша-2019» (Арюухан, Бэлиг – 2019) и т.д.
Дом творчества «Форус» широко отмечает «Сагаанhарыннайр» («Праздник Белого месяца») в рамках проекта «Сохранение национальных традиций и сплочение семьи». В мероприятии участвовали представители всех помещений «Форуса», дружно провели разные конкурсы и состязания среди семейных команд (участники разновозрастные) и во время таких семейных праздников происходит объединение разных поколений, передача опыта от старших младшим, обмен положительными эмоциями и в данном случае, народных традиций и обычаев, кроме того все участники получили памятные призы и познакомились с другими семьями.
Итогом данного большого проекта стало проведение 02 марта 2019г. в КТЦ «Феникс» Гала - концерта «Белый месяц в кругу друзей» I Городского конкурса «Бэлигтэйбагша - 2019» («Арюухан – Бэлиг 2019»), посвященный празднику Белого месяца «Сагаалха - 2019» в Республике Бурятия. На заключительном этапе гала – концерта «Белый месяц в кругу друзей» (режиссеры Т.Л.Баендуева и И.С.Баендуева), были представлены самые яркие моменты конкурса, лучшие творческие номера конкурсантов при поддержке творческих коллективов МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ». В массовом Ёхоре Школа танца «Акварель» (рук.Т.В.Кушнарёва) представлены более 36 национальных костюмов всего мира, России и Бурятии, педагогами ДПИ и ИЗО организованна самобытная выставка ДПИ бурятского народа. «Чайная церемония» прошла по всем традициям празднования Сагаалха и Масленица. В игровой программе вместе в дружбе и согласии русские и бурятские народные игры объединили многих наших зрителей в один сплоченный коллектив, в веселой и радостной обстановке позволили всем участникам событий подружиться и лучше узнать друг друга.
В главных этапах конкурса приняли участие 23 конкурсанта, из них 5 учителей школ. Девиз ОУ «Форус» «Талантливый педагог = талантливый ребенок» нашел свое подтверждение и здесь. По восторженным отзывам зрителей, родителей, педагогов было понятно, как значимы, важны такие мероприятия, направленные на развитие и сохранение культуры, традиций и обычаев бурятского народа.Учредителем данного конкурса и всех мероприятий являлся Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ, а организатором - МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ».
Одна из наших главных задач, чтобы все учреждения объединили усилия и вышли из стен своего общеобразовательного учреждения - углубили познания детей в системе дополнительного образования через средства искусства (театр, хореография, музыка, фольклор, кино, ИЗО, ДПИ и т.д.), проводили мероприятия различных форм и направленностей, через игровые технологии в занимательной, ненавязчивой форме.
Мы верим, что большие возможности имеются у учреждений дополнительного образования – это отличный кадровый ресурс, который должен омолаживаться за счет молодых специалистов, материальной базы, которую необходимо улучшать за счет государства и очень надеемся, что добровольность наших обучающихся и родительской общественности по охвату в системе дополнительного образования не скажется на заработной плате работников данной системы.
В статье используются материалы - Мороз Ю.В., ПДО высшей квалификационной категории, Цыдыповой Ц.-Х.С., методиста МАУ ДО «ДТСР «Форус» г.Улан-Удэ».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2019
Дата обновления: 29.10.2019
Дата публикации: 15.09.2019