20.04.2020
Балдуева Л.М. , педагог дополнительного образования
Инсценирование как средство развития коммуникативных навыков младших школьников при обучении бурятскому языку
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. В этом плане, наверное, почти у каждого учителя есть свои секреты. Чтобы овладеть каким бы то ни было языком недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения языка. Имитационные способности ребёнка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».
Одним из наиболее простых приёмов, неоднократно апробированным, является инсценирование или драматизация. Термин «драматизация» (производное от греч. «drama» – действие, точнее, переживание в действии). По словарю Ушакова драматизировать: 1. Переложить какое-нибудь произведение в драматическую форму. 2. Представить, разыграть что-нибудь в лицах. Под драматизацией в школе следует понимать все воспроизведения в лицах - от драматических игр до подлинного художественного сценического действия с одной стороны, и от импровизации до разыгрывания готовой пьесы - с другой.
Так что же можно разыграть в лицах?
Игры, стихи, песни, пантомимы, физминутки, диалоги, сценки и многое другое.
Нельзя описать все формы работы сразу, невозможно описать все игры и приёмы без риска утонуть в деталях и подробностях, а ведь ещё есть сценарии праздников, викторины и пр. с элементами драматизации.
Такие всем известные сказки, как «Репка», «3 поросёнка», «Теремок» и др., дети с удовольствием разучивают и показывают на утренниках, концертах перед родителями, учащимися. В процессе разработки методики инсценирования сказки как средства развития коммуникативных навыков младших школьников при обучении бурятскому языку было установлено, что процесс работы учителя над драматизацией сказки можно разбить на три этапа:
- чтение сказки и достижение углубленного понимания слов, словосочетаний, предложений и текста в целом;
- работа над текстом сказки с учетом лингвистических особенностей использования традиционных формул народной сказки;
- работа с действующими лицами по сценкам, сценарию в целом, монтаж инсценировки;
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости, напряжения, является смех. Можно использовать рассказы в картинках, смешные игрушки, при помощи которых можно разыгрывать различные сценки.
Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала.
Игры. Движения пальцев рук и кистей оказывают особое развивающее действие. Выполняя пальчиковые упражнения, вы сможете помочь ребёнку расслабиться, т.к. простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают общую умственную усталость. Например: считалка « Пять пальцев». Надо сказать, что на каждой руке у нас 5 пальцев и каждый из них имеет свое имя. Сжимаем пальцы, затем начинаем поочередно их разжимать, выпрямлять:
Барбаадай- поднимаем большой палец, батан туулай- второй палец, тоохон тобшо- третий палец, толи байса- четвертый палец, бишыхан шэгшуудэй. Затем можно повторить считалку, на этот раз сжимая пальцы.
Самая простая работа со словами может быть организована с помощью игры Шэбэнэлдэе( Пошепчемся) – повторить за учителем слова с понижением голоса до шёпота.
Хэн муноо юу хэнэб? Изучая тему «Глагол настоящего времени» учащиеся показывают какое-либо действие, а одноклассники задают им вопросы: Ши юу хэжэ байнабши? Тэрэ юу хэнэб? и т.п.
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков и не только. Например, песня « hайхан даа»
Сэсэг соогуур гүйлдөөбди,
Сэнгэн жарган наадаабди.
Сэсэг, сэсэг, сэсэг даа –
Сэсэг гээшэнь hайхан даа. 2 дахин
Хүдөө талаар зайгаабди,
Хөөрхэн даага хараабди.
Дааган, дааган, дааган даа –
Дааган гээшэнь hайхан даа. 2 дахин
Хүбшын наагуур ябаабди
Хүхын дуулахы шагнаабди.
Хүхы, хүхы, хүхы даа –
Хүхын дууниинь hайхан даа. 2 дахин
Гүйлдэн, шууян ошообди,
Гүйхэн горхо оймообди.
Горхон, горхон, горхон даа –
Горхон гээшэнь hайхан даа. 2 дахин
Здесь даются значения глаголов: гүйлдөө, наадаа. зайгаа, хараа. ябаа, шагнаа, ошоо, оймоо. Задать вопрос: Какие действия выполняют дети, что обозначают эти глаголы—покажите.
«Живые часы» (очень много конструкций можно закрепить, двигаясь по кругу под музыку: «Знакомство», «У тебя есть…?» и др.) Встать в круг, образуя циферблат (можно прикрепить цифры на одежду учащимся), взять в правую руку линейку, которая будет изображать большую стрелку. Левая рука будет маленькой стрелкой. Встать в центр «циферблата», вытянув руки, и показать время, например: Муноо хэды саг бэ?? Учащийся должен назвать время. Затем поменяться местами с ведущим.
Вот такие физические нагрузки положительно влияют на умственную работоспособность учащихся, снимают напряжение зрительного и слухового анализатора.
Использование звуковых эффектов—тоже один из приемов релаксации. Он интересен тем, что позволяет «оживить» учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приёма заключается в следующем: («роль звуковых эффектов» исполняют ученики) все участники делятся на группы по 2-3 человека, которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах: hалхин ,бороо, ябана, хурхирна, энеэнэ, , и т.д. имитируют звуки ветра, дождя, шагов, храпа и смеха. История может быть любой, способствующей снятию усталости.
Если игра и драматическая игра, в частности, занимает такое большое место в жизни детей, если стремление к инобытию, к перевоплощению является одной из основных особенностей детской природы, то очевидно школа и воспитание не имеют право проходить мимо этой особенности, тем более вычеркивать из детской жизни и из программы воспитания все, что имеет к ней какое-либо отношение. Целесообразно использовать драматический инстинкт ребенка, дать драматическому творчеству детей то положение в школе, которого это творчество заслуживает по своему значению для ребенка.
Инсценирования или драматизация на уроке - сильный мотив к изучению бурятского языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной, появляются возможности активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формами (в рамках определенной ситуации), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Драматизация способствует общему развитию ребенка: развитию слуха, памяти, вниманию, умению общаться.
Практика показывает, что введение игровой ситуации при опросе (с элементами соревновательности) значительно повышает качество и глубину усвоения материала урока, вызывает эмоциональный подъём. Наблюдения показали, что без улыбки, юмора, занимательности уроки могут проходить неинтересно, а с помощью игровых форм обучения можно обеспечить развитие коммуникативной компетенции.
Драматизация – наиболее короткий путь к ситуации успеха. Эффективность формирования коммуникативной успешности у младших школьников повышается при включении их в учебное общение на основе создания ситуации успеха. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на занятиях, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 20.04.2020
Дата публикации: 20.04.2020