Работа над звуковедением

30.11.2020

Работа над звуковедением 


Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения.

ЗВУКОВЕДЕНИЕ — в вокальном искусстве термин применяется для обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т. п.). Кантилена — основной вид звуковедения в пении. Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники. (Из вокального словаря в Интернете). Звуковедение, динамика и певческое дыхание неразрывно связаны между собой и работа над ними ведётся одновременно. На этом следует остановиться отдельно. Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники. (Из вокального словаря в Интернете) .Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато, кантилена, т.е. связное пение звуков. Кантилена — основной вид звуковедения в пении. Навык пения на легато исключает такой недостаток пения как скандирование, вследствие которого теряется связность, певучесть и целостность мелодии. Отрабатывание навыка кантиленного пения, т.е. способа звуковедения легато, проводится и при исполнении упражнений, и при работе над произведениями. Существуют и такие виды звуковедения или, по-другому, способы вокализации как нон-легато (не связно), маркато (подчёркнуто) и стаккато (отрывисто). Работа над звуковедением – это есть работа над нужной подачей выдыхаемого воздуха, который, прорываясь через голосовые складки, ведёт за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или предложения. Вдох (вдыхаемый воздух) перед этим берётся осознанно так, чтобы его хватило на определённую мелодическую фразу или предложение. Певческий вдох и певческий выдох отличаются от обычного дыхания. Вдох быстрый и активный, а выдох длинный и плавный. Постепенный, ровный выдох при пении, т.е. постепенная плавная и ровная, без толчков и прерывистости подача выдыхаемого воздуха даёт ровность и плавность ведения звука на протяжении определённого мелодического отрезка. В зависимости от видов вокализации таких как нон-легато, маркато, стаккато, в ы д о х, оставаясь длительным, должен распределяться для исполнения коротких звуков, мелких длительностей так же ровно, чтобы не прерывать мелодического развития произведения толчками, другой силой звучания, если только это не требуется по замыслу композитора. При этом правильная артикуляция и высокая певческая позиция сообщают голосу вокалиста и исполняемой им вокальной партии красоту и яркость звучания.


Есть три способа звуковедения:

Legato(легато) Staccato(стаккато) Non legato (нон легато)

Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.

Staccato(стаккато) –отрывистоепение. Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.

Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются. При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза. При пении стаккато начинающие вокалисты допускают ошибку – берут дыхание не в конце фразы, а самопроизвольно, на любой из пауз. Это не допустимо. Дыхание берется между фразами.

Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки. При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова. Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения. Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно. При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов. Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато. Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным. Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение – вокальная работа.

Динамические оттенки и певческое дыхание : Динамика – одно из важных выразbтельных средств музыки, определяется содержанием и характером музыки. Динамика - от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука.

Основными терминами динамики в музыке считаются f и p и их оттенки mf, mp, ff , pp и другие. Кроме контрастных динамических оттенков f и p, используются и разнообразные плавные переходы громкости от громкого к тихому звучанию и от тихого к громкому.Хочу такой сайт

· Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.

· Постепенное ослабление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное уменьшение громкости звука, называемое в музыке диминуэндо.

Смена степени громкости звучания при исполнении вокального произведения, т.е. применение динамических оттенков, придаёт любой музыке своеобразие и красоту. Кропотливой работе над звуковедением, над динамикой, напрямую зависящих от певческого дыхания, и вместе с тем над дикцией и артикуляцией отводится значительное место при работе над вокальным произведением. Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много внимания и времени. Один наиболее результативный приём работы над звуковедением, в частности над кантиленой, заслуживает в этом случае особого внимания – это

выравнивание гласных. Полезно петь вокальную партию произведения по фразам, по предложениям, только на гласных звуках, исключив произношение согласных. Такая работа позволяет быстрее добиться кантилены. Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз, стремление к ним с использованием изменений силы громкости звучания (крещендо, диминуэндо) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к лучшему результату достижения кантиленности звуковедения, а так же к осмыслению динамического развития мелодии, и к выполнению динамических оттенков. Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, удерживая внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е. сохраняя оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие. Согласные при этом обязательно произносить чётко, коротко, без утрирования. Таким же образом можно работать и над видами звуковедения нон-легато, стаккато и другими. Одновременно с этой работой необходимо заботиться и следить за правильной высокой певческой позицией певца (пение на ощущении лёгкого зевка), за хорошей, правильной артикуляцией, за посылом звука в резонаторы. После такой работы по небольшим частям над звуковедением и динамическими оттенками нужно работать над произведением как над единым целым. Исполнять его полностью, стремясь показать динамическое развитие произведения со стремлением к главной эмоциональной кульминации и выполнять при этом все внутрифразовые кульминации. Следить за уже отработанным звуковедением и за требуемой по динамической нюансировке силой выдыхаемого воздуха, т.е. за продуманным и отработанным определённым выдохом. Выполняя всё вышеизложенное, будет получен желаемый результат исполнения: украшенное разнообразными динамическими оттенками и красивым звучанием голоса вокальное произведение. Работа над звуковедением и динамикой непременно предполагает постоянный контроль над использованием хорошего (опёртого), правильного певческого дыхания, т.е. активного вдоха и длительного, с разнообразной силой подачи выдоха.

Заключение: Содержание и характер вокального произведения предопределяют его звуковое и динамическое оформление, способствующие созданию художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность. Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.


Список литературы

1. А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987 2. Н.М. Малышева "О пении". М.: "Сов. Композитор", 1988 3. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.12.2020

Дата обновления: 03.12.2020

Дата публикации: 30.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».