17.03.2021
Детские
образовательные музыкальные учреждения – это кузницы будущих профессионалов в
сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь начинается музыкальный
путь, по которому предстоит шагать всю жизнь, реализовывая себя в творческой
работе.
Любой
музыкальный инструмент – это сложная система взаимодействия составных частей,
каждая из которых выполняет свою функцию. Точно также и голос, особенность
которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь - значит научиться
управлять своим голосом.
Мутационный
период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к
занятиям в это время – залог здорового
голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации – смены
голоса – рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением
физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания
ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к
вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека,
которые происходят в его организме и влияют на голос.
Развитие
голоса детей принято делить на четыре периода: дошкольный (до 7 лет);
предмутационный (от 7 до 13 лет); мутационный (от 13 до 15 лет); послемутационный (от 15 до
17 лет).
В своей статье я рассказываю о
работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит понимать, что
изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный
педагогический подход здесь играет немаловажную роль.
Итак,
приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие
всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного
скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают
своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается
на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки
увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате
мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении
диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта
переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского
голоса в мужской, может длиться от
нескольких недель, месяцев, до 2 – 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он
продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и
разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда
другая. Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к
тому, что мутация у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет
появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям
этого возраста. Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления
половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной работой голосового
аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также
мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко
всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через 3-4 года
после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте в
голосе внезапно повторно обнаруживаются явления мутации, резко улавливающиеся
тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию голоса у
девочек.
У девушек
в мутационный период основной характер голоса резко не изменяется;
увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также
образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и неблагозвучность,
детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение
связок и всей гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто
временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие.
Период роста гортани у
девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за
чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их
нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических
особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление
менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост
гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося
некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации
при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой,
расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и
ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно
мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный
период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются
хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном
голосовом покое.
В период
мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное
напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их
при переходе к низкому звучанию. Все эти явления сопровождаются заметным
нарушением певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или
значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление
голоса, возникают неожиданные срывы и «соскакивания» звуков, что в вокальной
практике называется киксами.
В столь
сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально
комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя
расслабленным и уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос
начинает вести себя непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина,
что они чего-то не понимают и музыкальный талант покинул их. Преподаватель
обязан провести теоретическое занятие с учащимися и объяснить доступным языком,
что такое мутация и как она проходит.
Любое
занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В
мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма в целом,
необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При выборе
упражнений необходимо опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он
Вам говорит. При чрезмерном дискомфорте, лучше прервать занятие и дать
подростку «отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо
в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не
зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном
расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя челюсть
и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам поработать
в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому, чтобы
звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что
особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу.
Даже самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане
вокальной техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки
голоса не прозвучат должным образом. Это
может привести не только к расстройству, но и к определенным проблемам в
дальнейшем развитии голосового аппарата. Необходимо больше уделять внимание
освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла
музыкального произведения и передачи всей образности.
В
заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому
вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда
голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое»
в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить
фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому
для многих талантливых ребят вопрос о поступлении в профессиональные заведения
уже не стоит, или откладывается, к сожалению, на неопределенный срок.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2021
Дата обновления: 17.03.2021
Дата публикации: 17.03.2021