Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на занятиях по бурятскому языку

21.04.2021

Балдуева Л М., педагог дополнительного образования

Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на занятиях по бурятскому языку


Современная методика преподавания бурятского языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На наш взгляд, эффективными при обучении бурятскому языку как государственному являются игровые технологии.

Эффективность применения игровых технологий заключается в следующем. Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученики общаются на бурятском языке. Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие. В-третьих, ученики получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры. В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно. В-пятых, ценность игровых технологий в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре обучающиеся усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Применение игровых технологий позволяет сформировать устойчивый интерес к изучению языка, расширить их словарный запас, облегчить разучивание лексического и грамматического материала.

Игровая форма занятий помогает школьникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.

Формы игровой деятельности на занятиях по бурятскому языку могут быть: индивидуальная, парная, групповая коллективная.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Важным фактором при изучении бурятского языка на начальном этапе является использование лексических игр. Например:

1. «Поле чудес»: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его. 

2. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития

навыков письма;

4. Игра «Угадай, кто это?» (с использованием рисунков или слайдов, загадок);

5. Урок - игра по вводу новых лексических единиц или по их закреплению;

6. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.

7. «Иэ чего состоит» (например: дом(гэр) – крыша-орой, стена-хана, дверь-уудэн, окно-сонхо);

8. «Узнай, кто это» ( по описанию);Хочу такой сайт

9. Найди лишнее слово в списке (например: по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»;

10. «Одень куклу» по теме «Одежда».

Целесообразно использовать различные виды фонетических игр: «Попугай», театрализация стихов, а также скороговорки, рифмовки, песни; грамматических игр: пазлы-квадраты, пазлы-пирамиды, «Пинг-понг» (учитель бросает мяч и называет слово, ученик должен составить предложение); орфографических игр: чайнворды, кроссворды, «Составь слова из букв» и др.

С целью повторения пройденного материала, например, по теме «Животные» можно проводить следующие лексические игры. Первое задание. Узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку с его порядковым номером. Второе задание. Зачеркните названия тех животных, которым не подходят ска-зуемые и определения: – дикие: моорэдэг, улидаг, мэхэтэй, маяа хултэй ; – домашние: инсагаалдаг, хоршогонодог, хусадаг, убэлдоо унтадаг. Третье задание. У двух из каждых трех животных есть что-нибудь общее. Четвертое задание. Пометьте крестиком «лишнее» животное (даются названия диких и доиашних животных на бурятском языке)

Или игра «Лишнее слово». Цель игры – развитие умения классифицировать. Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее.Например: басаган, хубуун, хубсаhан, наран, умдэдэг. Лишним будет слово умдэдэг, поскольку это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разным.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра, включающая в себя проблемные вопросы и тем самым затрагивающая личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. В ситуации общения проблем «Как поступить?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность. Участвуя в ролевой игре, они получают возможность применить свои знания в реальной жизни. Помогая создавать на уроке непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, ролевая игра является той самой деятельностью, которая создает возможности овладения языком. Робкие, неуверенные в себе школьники говорят при этом, не боясь ошибок.

Ролевая игра используется мною чаще всего на занятиях при прохождении таких тем, как: «Семья», «Одежда, Торговля», «Моя школа», «Профессии» и др. При организации любой ролевой игры нужно придерживаться правил: участники ролевой игры должны вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать исполняемой роли; участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц бурятского языка в целях коммуникации, а не их закреплении; учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни; исправление ошибок во время ролевой игры является недопустимым.

Подготовительная работа к проведению ролевой игры включает отработку речевых клише, выражающих радость, огорчение и т.д., тренировку умений инсценирования, а также предварительную отработку языкового материала.

Итак, виды игр чрезвычайно разнообразны. Это учебно-речевые и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото, домино, шарады, загадки и конкурсы. Некоторые загадки могут быть применены на уроках, если они по своему содержанию относятся к теме и по лексике доступны пониманию учащихся. Например, загадки о временах года, днях недели, времени дня, погоде, деревьях, цветах и т.д. можно использовать при переходе от организационных вопросов к теме урока.

Ребусы можно заранее нарисовать на больших листах бумаги и разместить их на стенах в классе. Система призов и очков придаст уроку спортивно-игровую окраску.

Викторина – одна из форм развития творческой активности. Викторины, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору изученного материала учителем или выбранного самим учащимся; приучить учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.

В целях эффективности занятий бурятского языка на младшей и средней ступенях обучения при объяснении нового материала, организации повторения, обобщения, систематизации изученного необходимо можно широко применять технологии использования игровых методов. Игра безусловно помогает сделать каждый урок интересным и увлекательным, развивает познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навык общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, а также вызывает интерес к изучению языка.

Игровые технологии хорошо сочетаются с такими технологиями, как метод проектной деятельности, ИКТ. На наш взгляд, применение инновационных технологий совместно с игровыми позволит стать нашим ученикам всесторонне развитыми личностями, имеющими множество компетенций. 


Анализируя результаты применения игровых технологий, можно сделать вывод, что система их проведения обогащает не только ученика, но и педагога, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, а личность ученика – ярче и разностороннее.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.04.2021

Дата обновления: 21.04.2021

Дата публикации: 21.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».