Актуальность вопроса Необходимым условием модернизации системы образования Российской Федерации является решение первостепенной задачи - повышение качества кадрового потенциала. Современное дополнительное образование детей остро нуждается в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Вновь пришедшие молодые педагоги сталкиваются с проблемами адаптации в коллективе, методики проведения занятий, незнания своих прямых должностных обязанностей. В ДТСР всегда остаётся актуальным направлением деятельности всесторонняя поддержка, формирование и развитие кадрового потенциала. Данное направление включает работу по совершенствованию мастерства педагогов и формированию у них мотивации на профессиональное развитие: обучение, консультирование, аттестация, профессиональные курсы, приобщение молодых педагогов к традициям центра и поиску передовых идей. Коллектив МАУ ДО ДТСР постоянно работает над совершенствованием организации управления и отслеживанием эффективности процесса повышения профессионального роста молодого педагога дополнительного образования детей. Индивидуальные консультации не всегда эффективны, поскольку у многих отсутствуют базовые знания и умения, необходимые современному педагогу дополнительного образования. В связи с этим возникла идея создания Школы молодого педагога, с помощью которой происходит освоение содержания и технологии деятельности педагога дополнительного образования. Занятия в Школе молодого педагога дают возможность постепенного, поэтапного вхождения в профессию. Школа молодого педагога ставит своей целью: планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления и развития посредством оказания методической поддержки. Задачи: 1. Оказание методической помощи педагогическим работникам в изучении нормативно-правовой базы учреждения. 2. Содействие ускорению процесса профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов. 3. Установление отношений сотрудничества и взаимодействиямежду молодыми специалистами и опытными педагогами 4.Организация наставничества (обучать молодых педагогов передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им методическую и практическую помощь) 5 Формирование психологической компетентности в соответствии с особенностями УДО и контингента воспитанников. 6.Организация методического сопровождения молодым педагогам в создании и реализации образовательных программ и инновационных проектов. 7.Удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном образовании. 8.Приобщение к традициям Центра. Теоретическое обоснование вопроса Педагогическую деятельность любого педагога можно разделить на три этапа (условно): I – «Овладение профессией как ремеслом»; II – «Обретение мастерства»; III - «Доведение мастерства до уровня искусства». Длительность каждого этапа у всех своя, и обязательное прохождение трех этапов для конкретного педагога не является неизбежным. Кто-то «застревает» на первом этапе на всю жизнь и остаётся ремесленником в своей профессии. Кто-то доходит до уровня мастерства или даже выше – до уровня искусства. Кто-то, к сожалению, приходит к стадии полного эмоционального выгорания. Первый этап «овладение профессией на уровне ремесла» продолжается обычно 3-5 лет после прихода из вуза в образовательное учреждение. Главные задачи педагога здесь: создание детского коллектива и мотивации на обучение, овладение практической дидактикой и методикой обучения (технологией современного занятия), наукой управления детьми, основами воспитательного взаимодействия с воспитанниками разных возрастов, групп. Всё это достигается, прежде всего, собственной активностью, добросовестностью, помощью наставников и, конечно же, постоянным участием в методической работе. Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители зачастую ожидают от молодых педагогов безупречного профессионализма, без авансирования поддержки и снисхождения. У тех, кто в первый год своей работы не получил поддержки от коллег, возникает ощущение неполноценности, которое препятствует их профессиональному росту. Эффективность методической работы с молодыми педагогами в том, что перечень методических мероприятий образует систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности являются показатели профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счёте, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья воспитанников. «Систематизация, системный подход в работе с кадрами, построение системы чего–либо вместо разрозненных частей, компонентов, фрагментов, элементов и т.д. – это очень важный фактор». М.М. Поташник. Реализацию данного направления призвана осуществлять методическая служба ДТСР. Содержание деятельности Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства молодых педагогов, работающих в сфере дополнительного образования от 1 года до 3-х лет. В структурно – содержательной части программы выделены следующие основные направления: ▪ Дидактическая подготовка (содержание образования, образовательной программы, методы, приёмы, технологии обучения); ▪ Воспитательная подготовка (методы создания, укрепления и развития детского коллектива, организации детского самоуправления, технологии организация и проведения походов, экскурсий, диспутов по актуальным проблемам, современные приёмы и формы работы с родителями); ▪ Психологическая подготовка (профессиональная и социальная адаптация педагога, организация деятельности детского коллектива, с учётом возрастных особенностей и способностей воспитанников) ; ▪ Подготовка педагогов в сфере информационно-коммуникативных технологий (создание, накопление и использование педагогом цифровых образовательных ресурсов для самостоятельного конструирования занятий; применение компьютера в качестве технического средства для конструирования занятий; использование компьютера именно как интеллектуального средства обучения на занятиях) ▪ Правовая подготовка (изучение нормативно-правовой базы учреждения). Педагогические принципы, лежащие в основе реализации программы ▪ принцип научности предполагает достоверность информации; ▪ принцип взаимоуважения всё общение с педагогом – должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом коллектива; ▪ принцип личностного подхода - личность каждого педагога является непреложной ценностью ▪ принцип ориентации на достижение успеха (создание ситуации успеха) ▪ принцип интерактивного обучения (методы, приёмы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых педагоги занимают активную позицию в процессе получения знаний). ПЛАН РАБОТЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № 1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК ВСЕГО ЧАСОВ 5 2 Изучение нормативно-правовой базы учреждения Педагогическая культура и этика Закономерности и принципы дидактики Педагогика творчества Организация системы работы с 1 родителями Воспитательная деятельность в объединении Алгоритм подготовки и проведения 1 открытого занятия Технология педагогического портфолио ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК Основы конструктивного общения в1пед.коллективе Роль педагога в детском коллективе ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК Формы и методы диагностики в дополнительном образовании ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Защита учебно - методической документации педагога. иТОГО 1 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 9 ПЛАН РАБОТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № 1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ Использование информационно- ВСЕГО ЧАСОВ 6 1 БЛОК коммуникационных технологий в работе педагогических работников Программно-методическое обеспечение Педагогическое проектирование в образования Современные технологии проведения занятий в УДО. Игровые методы обучения Современные приёмы и формы работы с родителями Воспитание в образовательном процессе ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК Пути управления конфликтной ситуацией в детском коллективе Психологическое сопровождение ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК Мониторинг образовательного и воспитательного процессов ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Защита учебно - методической документации педагога. Итого 2 коммуникацио 1 1 2учреждении доп 1 1 1 2 1 1 1 1 10 ПЛАН РАБОТЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 4 Использование современных коммуникационных технологий в конструировании занятий Использование в практике современных педагогических технологий. Структура интегрированного занятия Технология изучения и обобщения педагогического опыта. Структура написания самоанализа Современные технологии воспитания. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с одаренными детьми. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК Формы и средства диагностики 1 2 информационно-ком 1 1 1 1 1 1 1 образовательных результатов ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Конкурс «Лучший молодой педагог года» Итого 1 7 Формы организации занятий: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Психолого - педагогические семинары; Семинары-практикумы; Мастер-классы; Тренинги; Педагогические чтения; Коллективные и групповые консультации; Круглые столы; Деловые игры; Диспуты; Конкурсы Ожидаемые результаты: Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: Теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. В результате обучения педагоги: ▪ будут знать основные нормативные документы; ▪ приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями; ▪ приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию наставничества; ▪ сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, создание детского коллектива; ▪ каждый молодой педагог разработает свою образовательную программу; ▪ овладеют технологией проектирования; ▪ познакомятся и приобщатся к традициям ДМЦ «Флаг Приложения Советы методиста молодому педагогу 1. Определите место темы в образовательном курсе. Определите учебновоспитательные задачи целой темы. 2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном занятии, что главное в материале занятия. Четко определите и сформулируйте для себя тему занятия. Обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие функции занятия. 3. Изучите методические пособия к проведению занятия. 4. Определите ведущие понятия, на которые опирается данное занятие, обозначьте для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем. 5. Серьезно продумайте сочетание темы с задачами занятия. 6. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть (занятие) подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии. 7. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном занятии. Систематизируйте задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составьте три набора заданий: задания, подводящие воспитанника к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. 8. Подумайте, всё ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала. 9. В плане занятия четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством. Продумайте "изюминку" занятия. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. 10. Сгруппируйте отобранный учебный материал, продумайте смену видов деятельности воспитанников. Подберите такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность воспитанников, а не пассивное восприятие нового. 11. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Помните: нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и воспитанникам. 12. Постарайтесь "примерить" своё занятие не только ко всей группе, но и к разным воспитанникам. У кого-то ликвидировать пробелы в знаниях, предупредить ошибки, кому-то предложить повышенный уровень сложности, для кого-то подготовить творческие задания - это и есть индивидуальный подход, безкоторого не добиться глубоких и прочных знаний. Спланируйте контроль за деятельностью воспитанников на занятии, для этого подумайте, что контролировать и как контролировать, а также как использовать результаты контроля. Выявите типичные ошибки и затруднения. 13. Подумайте, как завтрашние занятия связаны со всей системой изучения той или иной темы. 14. Подготовьте оборудование для занятия. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. 15.Составьте конспект занятия (план занятия). Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную, аналитическую. 9. Контроль за результатами образовательной деятельности, осуществляемый педагогом. 10. Подведение итогов занят Анкета молодому педагогу Цель – определить эффективность деятельности молодого педагога за первый год работы 1. С какими трудностями Вы столкнулись в ДТСР Перечислите их. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 2. Как их преодолеваете? _________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Кто Вам помогает в работе? Как?_________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 5. Чему и как можно научиться у опытного педагога? ___________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 7. Занятия по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно? _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 8. В чём была Ваша творческая удача? _________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ .И.О. педагога, название объединения ___________________________________________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________________________________________ ПАМЯТКА Начинающему ПДО необходимо: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Пройти инструктаж по ведению документации (завести папку); ознакомиться с нормативными документами, планом учебно-воспитательной работы; проконсультироваться по образовательным программам с методистами (изучить требования к образовательным программам) и начать путь к совершенству своей педагогической деятельности; принять к сведению образец для составления плана-конспекта к проведению занятий; изучить схему самоанализа. изучать методическую литературу для начинающего педагога дополнительного ▪ ▪ образования, имеющуюся в ДМЦ; активно включаться в образовательную деятельность ДМЦ; принимать участие в массовых мероприятиях, проводимых в ДМ