Положение о школе молодого педагога

Актуальность вопроса
Необходимым условием модернизации системы образования Российской
Федерации является решение первостепенной задачи - повышение качества
кадрового потенциала. Современное дополнительное образование детей
остро нуждается в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на
изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем,
новые условия профессиональной деятельности.
Вновь пришедшие молодые педагоги сталкиваются с проблемами
адаптации в коллективе, методики проведения занятий, незнания своих
прямых должностных обязанностей.
В ДТСР всегда остаётся актуальным направлением деятельности всесторонняя
поддержка, формирование и развитие кадрового потенциала. Данное
направление включает работу по совершенствованию мастерства педагогов и
формированию у них мотивации на профессиональное развитие: обучение,
консультирование, аттестация, профессиональные курсы,
приобщение молодых педагогов к традициям центра и поиску передовых
идей.
Коллектив МАУ ДО ДТСР постоянно работает над совершенствованием
организации управления
и
отслеживанием
эффективности
процесса
повышения профессионального роста молодого педагога дополнительного
образования детей.
Индивидуальные консультации не всегда эффективны, поскольку у многих
отсутствуют базовые знания и умения, необходимые современному педагогу
дополнительного образования. В связи с этим возникла идея создания
Школы молодого педагога, с помощью которой происходит освоение
содержания и технологии деятельности педагога дополнительного
образования. Занятия в Школе молодого педагога дают возможность
постепенного, поэтапного вхождения в профессию.
Школа молодого педагога ставит своей целью: планомерное раскрытие
индивидуальных педагогических способностей начинающего
педагога,
создание условий для его профессионального становления и развития
посредством оказания методической поддержки.
Задачи:
1. Оказание методической помощи педагогическим работникам в
изучении нормативно-правовой базы учреждения.
2. Содействие ускорению процесса профессиональной и
социальной адаптации молодых педагогов.
3. Установление отношений сотрудничества и взаимодействиямежду
молодыми специалистами и опытными педагогами
4.Организация наставничества (обучать молодых педагогов передовым
формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им
методическую и практическую помощь)

5 Формирование психологической компетентности в соответствии с
особенностями УДО и контингента воспитанников.
6.Организация методического сопровождения молодым педагогам в
создании и реализации образовательных программ и инновационных проектов.
7.Удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном
образовании.
8.Приобщение к традициям Центра.

Теоретическое обоснование вопроса
Педагогическую деятельность любого педагога можно разделить на три
этапа (условно):
I – «Овладение профессией как
ремеслом»; II – «Обретение мастерства»;
III - «Доведение мастерства до уровня искусства».
Длительность каждого этапа у всех своя, и обязательное прохождение трех
этапов для конкретного педагога не является неизбежным. Кто-то
«застревает» на первом этапе на всю жизнь и остаётся ремесленником в
своей профессии. Кто-то доходит до уровня мастерства или даже выше – до
уровня искусства. Кто-то, к сожалению, приходит к стадии полного
эмоционального выгорания.
Первый этап «овладение профессией на уровне ремесла» продолжается
обычно 3-5 лет после прихода из вуза в образовательное учреждение.
Главные задачи педагога здесь: создание детского коллектива и мотивации на
обучение,
овладение практической дидактикой и методикой обучения
(технологией современного занятия), наукой управления детьми, основами
воспитательного взаимодействия с воспитанниками разных возрастов, групп. Всё
это достигается,
прежде всего, собственной активностью,
добросовестностью, помощью наставников и, конечно же, постоянным
участием в методической работе.
Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что они с первого дня
работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и
опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители зачастую ожидают от
молодых педагогов безупречного профессионализма, без авансирования
поддержки и снисхождения. У тех, кто в первый год своей работы не
получил поддержки от коллег, возникает ощущение неполноценности,
которое препятствует их профессиональному росту.
Эффективность
методической работы с молодыми педагогами
в том, что перечень
методических
мероприятий
образует
систему, которая
имеет
цель,

структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения
между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности являются
показатели профессионального роста педагога, развитие его творческого
потенциала, а, в конечном счёте, на рост уровня образованности,
воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья
воспитанников.
«Систематизация, системный подход в работе с кадрами, построение
системы чего–либо вместо разрозненных частей, компонентов, фрагментов,
элементов и т.д. – это очень важный фактор». М.М. Поташник.
Реализацию данного направления призвана осуществлять методическая
служба ДТСР.
Содержание деятельности
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода,
представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на
повышение профессионального мастерства молодых педагогов, работающих
в сфере дополнительного образования от 1 года до 3-х лет.
В структурно – содержательной части программы выделены следующие
основные направления:
▪ Дидактическая подготовка (содержание образования,
образовательной программы, методы, приёмы, технологии обучения);
▪ Воспитательная подготовка (методы создания, укрепления и
развития детского коллектива, организации детского самоуправления,
технологии организация и проведения походов, экскурсий, диспутов по
актуальным проблемам, современные приёмы и формы работы с
родителями);
▪ Психологическая подготовка (профессиональная и социальная
адаптация педагога, организация деятельности детского коллектива, с
учётом возрастных особенностей и способностей воспитанников) ;
▪ Подготовка педагогов в сфере информационно-коммуникативных
технологий (создание, накопление и использование педагогом
цифровых образовательных ресурсов для самостоятельного
конструирования занятий; применение компьютера в качестве
технического средства для конструирования занятий; использование
компьютера именно как интеллектуального средства обучения на
занятиях)
▪ Правовая подготовка (изучение нормативно-правовой базы
учреждения).
Педагогические принципы, лежащие в основе реализации программы
▪ принцип научности предполагает достоверность информации;
▪ принцип взаимоуважения всё общение с педагогом – должно
строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с
каждым членом коллектива;

▪ принцип личностного подхода - личность каждого педагога является
непреложной ценностью
▪ принцип ориентации на достижение успеха (создание ситуации
успеха)
▪ принцип интерактивного обучения (методы, приёмы, формы и
средства обучения должны создавать условия, при которых педагоги
занимают активную позицию в процессе получения знаний).
ПЛАН РАБОТЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
БЛОК

ВСЕГО ЧАСОВ
5

2

Изучение нормативно-правовой базы
учреждения
Педагогическая культура и этика
Закономерности и принципы
дидактики
Педагогика творчества
Организация системы работы с
1
родителями
Воспитательная деятельность в
объединении
Алгоритм подготовки и проведения 1
открытого занятия
Технология педагогического
портфолио
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Основы конструктивного общения
в1пед.коллективе
Роль педагога в детском коллективе
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Формы и методы диагностики в
дополнительном образовании
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Защита
учебно - методической документации
педагога.
иТОГО

1

3

4

5
6

7
8
9

1

1

1
1
2
1
1
1
1
1
9

ПЛАН РАБОТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Использование информационно-

ВСЕГО ЧАСОВ

6
1

БЛОК

коммуникационных технологий в работе
педагогических работников
Программно-методическое обеспечение
Педагогическое проектирование в
образования
Современные технологии проведения
занятий в УДО. Игровые методы
обучения
Современные приёмы и формы работы с
родителями
Воспитание в образовательном процессе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Пути управления конфликтной
ситуацией в детском коллективе
Психологическое сопровождение
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Мониторинг образовательного и
воспитательного процессов
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Защита
учебно - методической документации
педагога.
Итого

2 коммуникацио
1
1

2учреждении доп

1

1
1
2
1
1
1
1

10

ПЛАН РАБОТЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
БЛОК

4

Использование современных
коммуникационных технологий в
конструировании занятий
Использование в практике
современных педагогических
технологий. Структура
интегрированного занятия
Технология изучения и обобщения
педагогического опыта. Структура
написания самоанализа
Современные технологии воспитания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Особенности работы с детьми,
оказавшимися в трудной жизненной
ситуации. Особенности работы с
одаренными детьми.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Формы и средства диагностики

1

2 информационно-ком
1

1

1
1
1

1
1

образовательных результатов
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Конкурс «Лучший молодой педагог
года»
Итого

1

7

Формы организации занятий:
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪

Психолого - педагогические семинары;
Семинары-практикумы;
Мастер-классы;
Тренинги;
Педагогические чтения;
Коллективные и групповые консультации;
Круглые столы;
Деловые игры;
Диспуты;
Конкурсы
Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы,
дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:
Теоретические знания, практические умения и навыки, личностные
качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
В результате обучения педагоги:
▪ будут знать основные нормативные документы;
▪ приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми,
родителями;
▪ приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию
наставничества;
▪ сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций,
создание детского коллектива;
▪ каждый молодой педагог разработает свою образовательную программу;
▪ овладеют технологией проектирования;
▪ познакомятся и приобщатся к традициям ДМЦ «Флаг
Приложения
Советы методиста молодому педагогу
1. Определите место темы в образовательном курсе. Определите учебновоспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном занятии, что главное в
материале занятия. Четко определите и сформулируйте для себя тему занятия.
Обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие функции занятия.

3.

Изучите методические пособия к проведению занятия.

4. Определите ведущие понятия, на которые опирается данное занятие, обозначьте
для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
5.

Серьезно продумайте сочетание темы с задачами занятия.

6. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть (занятие)
подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
7. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном занятии.
Систематизируйте задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составьте три набора заданий:
задания,
подводящие
воспитанника к воспроизведению материала;
задания,
способствующие
осмыслению материала учеником; задания, способствующие
закреплению материала учеником.
8. Подумайте, всё ли вами отработано из повторения для более глубокого
изучения усвоения нового материала.
9. В плане занятия четко отразите методы, приемы, средства обучения,
композицию урока - это будет вашим творчеством. Продумайте "изюминку"
занятия. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт,
нестандартный подход к уже известному и пр.
10. Сгруппируйте отобранный учебный материал,
продумайте смену
видов деятельности воспитанников. Подберите такую форму организации занятия,
которая вызовет повышенную активность воспитанников, а не пассивное восприятие
нового.
11. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания
образования по предмету. Помните: нормы оценки знаний, умений и навыков должны
быть известны и воспитанникам.
12. Постарайтесь "примерить" своё занятие не только ко всей группе, но и к разным
воспитанникам. У кого-то ликвидировать пробелы в знаниях, предупредить ошибки,
кому-то предложить повышенный уровень сложности, для кого-то подготовить
творческие задания - это и есть индивидуальный подход, безкоторого
не добиться
глубоких и прочных знаний. Спланируйте контроль за деятельностью
воспитанников на занятии, для этого подумайте, что контролировать и как
контролировать, а также как использовать результаты контроля. Выявите типичные
ошибки и затруднения.
13. Подумайте, как завтрашние занятия связаны со всей системой изучения той или
иной темы.
14. Подготовьте оборудование для занятия. Составить список необходимых
учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.
15.Составьте конспект занятия (план занятия). Конспект должен содержать три
основные части: формальную; содержательную, аналитическую.
9. Контроль за результатами образовательной деятельности, осуществляемый
педагогом.
10. Подведение итогов занят

Анкета молодому педагогу
Цель – определить эффективность деятельности молодого педагога за
первый год работы
1. С какими трудностями Вы столкнулись в ДТСР
Перечислите их.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Как их преодолеваете? _________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Кто Вам помогает в работе? Как?_________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Чему и как можно научиться у опытного педагога? ___________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Занятия по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно?
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. В чём была Ваша творческая удача? _________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
.И.О. педагога, название объединения
___________________________________________________________________________
________________________________________
___________________________________________________________________________

ПАМЯТКА
Начинающему ПДО необходимо:
▪
▪
▪
▪
▪
▪

Пройти инструктаж по ведению документации (завести папку);
ознакомиться с нормативными документами, планом учебно-воспитательной
работы;
проконсультироваться по образовательным программам с методистами (изучить
требования к образовательным программам) и начать путь к совершенству своей
педагогической деятельности;
принять к сведению образец для составления плана-конспекта к проведению
занятий;
изучить схему самоанализа.
изучать методическую литературу для начинающего педагога дополнительного

▪
▪

образования, имеющуюся в ДМЦ;
активно включаться в образовательную деятельность ДМЦ;
принимать участие в массовых мероприятиях, проводимых в ДМ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».