ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни
общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической,
политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма
определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими
корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают
на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются
повышением напряжения сил его граждан. Проявления патриотизма в такие периоды отмечены
высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины.
Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему нравственных
ценностей – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Патриотизм в рамках социальной культуры личности раскрывается через: осознание себя
гражданином России, веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, развитость
гражданской солидарности, развитие моральной ответственности личности перед народом,
Отечеством, поддержание межэтнического мира и согласия.
Нет сомнения в том, что уже в школьном возрасте в результате систематической,
целенаправленной воспитательной работы у ребёнка должны быть сформированы элементы
гражданственности, первоначальной идейной направленности его развивающегося сознания. С
младшего школьного возраста ребёнку должны быть знакомо слово «Родина».
В настоящее время становится очевидным, что проблема патриотического воспитания
подрастающего поколения - одна из наиболее актуальных. Своевременность данного направления
деятельности педагогов подтверждают созданные за последнее время нормативные документы.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Нормативно – правовое обеспечение
Дополнительных общеобразовательных программ
Программа «Патриот» составлена на основании следующих нормативно правовых
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 года;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России от 26 сентября 2022 г.
Регистрационный № 70226)
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома
творчества Советского района г. Улан-Удэ»;
- Локальные нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности.- Локальные
нормативные акты.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа определяет
содержание образования определенного уровня и направленности.
В соответствии с вышеперечисленными документами образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на год для занятий с детьми в возрасте 10-15 лет. Нагрузка на
ребенка в год составляет 180 часов, 2 раза в неделю по 2 и 3 часа. Занятия проводятся в МАУ ДО
ДТСР по адресу поселок Сокол,4а. На базе СОШ 54. В процессе занятий сочетается групповая и
индивидуальная работа. Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными и
психологическими возможностями и особенностями детей, а это предполагает необходимость
корректировать время и режим занятий.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью – два занятия по 2 часа
и 1 занятие общее практическое (тренировки на стрелковом электронном тренажере), итого 5 часов
в неделю. Общая продолжительность занятий 180 часа за учебный год.
Форма занятий: групповая, малыми группами, индивидуальная.
Программа разработана на основании примерных учебных типовых программ и
методических пособий по основам воинской службы. Программа предназначена для учащихся
средних и старших классов.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном
воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом
осознанного восприятия мира.
Система духовно-нравственного и патриотического воспитания включает следующие
направления:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
воспитание патриотизма и гражданственности;
формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой
информации;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и педагога;
обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.
•
•
•
•
•
•
Цели и задачи:
Цель:
созданий
условий,
способствующих
патриотическому,
физическому,
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его
лидерских качеств.
Задачи:
формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению
Отчеству и его вооруженной защите;
изучение истории и культуры Отчества и родного края;
физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
воспитание у подростков способности к лидерству, способности в критической ситуации
взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива;
формирование у обучающихся конструктивного, созидающего мировоззрения.
Продолжительность образовательного процесса
Год обучения
Периодичность
в неделю
Кол-во
часов Кол-во
в неделю
в год
1 год обучения
2 раза в неделю 2/3
5 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
часов
180 часа
Календарно-тематическое планирование
Количество часов
Форма
аттестации,
Тема
Всего теория практика контроля
Вводное занятие.
2
2
Инструктаж
Введение в образовательную
программу.
Техника
безопасности.
I. Раздел
56
тесты,
контрольные
«Историко-правовая
задания,
опросы,
подготовка»
зачёты
История вооруженных сил 2
2
опрос
разных стран мира.
Дни воинской славы России
8
8
тест
История родного края
16
8
8
контрольное задание
Законы о Вооруженных Силах 16
16
тест, опрос
РФ
Ордена и звания
14
14
контрольное задание
II. Раздел
29
тесты,
контрольные
«Строевая подготовка»
задания,
опросы,
зачёты
Строевые приемы в составе 18
2
16
контрольное задание
подразделения в движении
Строевые приемы и движение 11
2
9
тесты, опрос
с оружием: одиночно и в
составе подразделения
III.
Раздел
«Огневая 40
контрольное задание,
подготовка»
зачёт
Разборка и сборка автомата 40
4
36
контрольные задания,
АК-74М. Стрельба в тире
зачёт
IV. Раздел «Тактическая 15
контрольные задания,
подготовка»
зачёт
14
Способы ведения разведки. 8
Действия солдата в бою
6
2
15
16
Гражданская оборона
V. Раздел «Медицинская
подготовка»
Оказание
доврачебной
помощи в полевых условиях
VI. Раздел «Психологическая
подготовка»
Специфика
жизнедеятельности в воинском
коллективе
VII. Раздел «Туристская
подготовка»
Особенности подготовки и
организации похода
ИТОГО
7
18
4
3
18
8
10
10
10
Зачёт, тест
10
10
Зачёт, тест
17
18
19
20
21
22
10
тесты,
контрольные
задания,
опросы,
зачёты
опрос
зачёт
опрос
Зачёт, тест
10
6
4
Зачёт, тест
180
92
88
План
выполнения
программы по МЗ 100%.
Диагностика обучающихся:
Входная
Промежуточная
Итоговая
1/1/1
Ноябрь
Февраль
Май
Квалификационные - Итоговое
(открытое) занятие (с 15 по
31 число)
Сентябр
ь
Январь
Апрель
Протоколы, отзывы,
фото,
ведомости,
отчеты и т.д.
25.11.17 / 23.02.18 /
20.05.18
До 01.10 текущего
года
До 01.02
До 01.05
Отдельные папки на
коллектив (красного
цвета)
Итоговый
отчетпедработника
за текущий учебный
год с 01.05. по 30.06)
по мероприятиям и
достижениям,
до
31.05 (печатный и
эл.вариант)
Май
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер
предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.
2. Историко-правовая подготовка
2.1. История вооруженных сил разных стран мира.
Теоретические знания: история формирования вооруженных сил разных стран, особенности
службы в армии в зарубежных странах, воинские звания и знаки отличия, государственные
награды;
Методы и приемы: наглядный, словесный, беседа;
Форма проведения: беседа, тестирование, презентация.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
2.2. Дни воинской славы России.
Теоретические знания: исторически важные битвы и сражения русской армии с древнейших
времен, даты;
Практические знания: знание тактических приемов;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: практические занятия, презентация, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
2.3. Законы о Вооруженных Силах РФ.
Теоретические знания: Правовые основы воинской службы: Конституция РФ, Федеральные
законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащего", "О воинской обязанности и воинской
службе", "О знамени победы". Общевоинские уставы ВС Российской Федерации - закон
воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность. Воинские звания. Права и
ответственность военнослужащих, ;
Практические знания: применения законов в жизни;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: тестирование, рефлексия
3. Строевая подготовка
3.1. Строевые приемы в составе подразделения.
Практические знания: Выполнение строевых приемов без оружия и других одиночно;
Методы и приемы: беседа, наглядность, словесный,;
Форма проведения: практическое занятие, рефлексия
3.2. Строевые приемы и движение без оружия: одиночно и в составе подразделения.
Практические знания: выполнение строевых приемов без оружия и других одиночно;
Методы и приемы: беседа, наглядность, словесный,;
Форма проведения: практическое занятие, рефлексия
4. Огневая подготовка
4.1. Разборка и сборка автомата Калашникова. Стрельба в электронном тире.
Теоретические знания: знание новинок оружия, машин, изучение боевых свойств и устройства
пневматического МР-512 и огнестрельного оружия (МК-винтовки, автомата и пулемета
Калашникова, пистолета Макарова, гранатомета РПГ-7 и др.)
Практические знания: умение характеризовать оружие, разборка и сборка автомата, стрельба по
мишеням из разных положений;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: тестирование, рефлексия, практическое занятие.
5. Тактическая подготовка
5.1. Способы ведения боя. Действия солдата в бою.
Теоретические знания: действия солдата в бою, способы ведения разведки, боевое обеспечение,
борьба с бронированными машинами;
Практические знания: полевой поход, отработка элементов боя, ведение огня по противнику,
разведка;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: тестирование, рефлексия, практическое занятие
6. Медицинская подготовка
6.1. Оказание доврачебной помощи в полевых условиях.
Теоретические знания: изучение оказания первой медицинской помощи при обморожениях,
несчастных случаях, поражение отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами,
при радиационных поражениях; изучение выполнения мероприятий по профилактике
инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, симптоматика заболеваний;
Практические знания: умение оказать первую медицинскую помощь в полевых условиях,
используя подручные материалы;
Методы и приемы: словесный, наглядность;
Форма проведения: рефлексия, практическое занятие.
7. Психологическая подготовка
7.1. Специфика жизнедеятельности в воинском коллективе.
Теоретические знания: правила руководства и лидерства, управления коллективом, собой; типов
конфликтов, управления конфликтной ситуацией, управление эмоциональным состоянием;
профессионального самоопределения.;
Практические знания: умение контролировать эмоции, снятие стресса;
Методы и приемы: словесный, наглядность, беседа, рассказ;
Форма проведения: тестирование, рефлексия, тренинг.
8. Туристская подготовка
8.1. Особенности подготовки и организации похода.
Теоретические знания: умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в
пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи,
двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и
разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды,
лекарственные растения и их применение.
Практические знания: организация похода;
Методы и приемы: словесный, наглядность, беседа,;
Форма проведения: поход, тестирование, рефлексия, тренинг.
Методическое обеспечение программы
Организация деятельности патриотического объединения «Патриот» базируется на следующих
принципах:
-принцип индивидуализации воспитания - требует учета индивидуальных особенностей каждого
воспитанника, раскрытия потенциалов личности, а также предоставление возможностей каждому
воспитаннику для самореализации и самораскрытия;
-принцип сотрудничества - предполагает определение общих целей педагога и воспитанников,
организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
-принцип развития самостоятельности и инициативы детей - требует активного участия
воспитанников в решении вопросов деятельности объединения, создания ситуаций для принятия
детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, поддержки различных
инициатив, направленных на достижение значимых целей.
Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса:
-сознательности и активности — обучающиеся должны понимать цель и задачи тренировок,
осознавать значение занятий рукопашным боем и воинскими дисциплинами; понимать значения и
смысл выполняемых технических действий, уметь исправить ошибки в исполнении технического
действия;
-систематичности и последовательности — обучающиеся должны осознавать, что только
регулярность тренировок ведет к улучшению результатов; нарабатывание новых приемов легче
всего происходит с применением знаний ранее усвоенных; если не соблюдать системы и
последовательности в процессе тренировок, процесс развития замедляется;
связи теории с практикой — эффективность и качество обучения проверяются на практике — в
процессе учебной и соревновательной деятельности.
Важнейшее
требование
к
занятиям:
- дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития,
двигательной
подготовленности;
- формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых
знаний.
Предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного
материала.
Методы,
используемые
в
процессе
обучения
Методика обучения носит комплексный характер. В работе с обучающимися используются:
•методы использования слова: рассказ; описание; беседа, объяснение; разбор; задание;
оценка; команда; подсчет;
• методы наглядного восприятия:
- показ приемов, комбинаций и действий;
- демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов.
• практические методы (работа под руководством педагога и самостоятельная):
- строго регламентированные упражнения;
- частично-регламентированные упражнения;
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Основная форма организации и проведения занятий — систематические учебно-тренировочные
практические занятия и соревнования.
Для реализации поставленных задач используются разные формы организации детей на учебных
занятиях: коллективные, групповые и индивидуальные.
Все
используемые
методы
условно
можно
разделить
на
группы:
-методы,
оценивающие
и
стимулирующие
деятельность
личности;
-методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
-методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему
самостоятельных
упражнений
и
тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
1. Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение,
просьба.
2. Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут,
инструкция, объяснение.
3. Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и
т.п.
4. Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий,
закрепление полученных знаний, умений и навыков.
5. Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу,
проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и
сравнение достижений учащихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
6. Анкетирование, опрос учащихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития
личностных качеств воспитанников и определить направления дальнейшего
педагогического воздействия на воспитанников.
7. Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная
работа: дает возможность для согласованного воздействия на учащегося педагогов и
родителей)
Условия реализации программы
Практические занятия по ОФП, строевой и тактической подготовкам могут проводиться как на
открытом воздухе, так и в кабинете.
Имеется методический, наглядный и мультимедийный материал, электронный стрелковый
аппарат и следующее оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения
материалов, противогазы, огнетушители, спортивный инвентарь, гимнастические маты, макеты
автомата Калашникова, пневматическая винтовка, мишенные установки, мишени.
Туристические принадлежности: компас, палатки, рюкзаки.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны:
Знать:
Виды Вооруженных Сил, родов поиск, их предназначение;
Вооруженные Силы на современном этапе;
Боевые традиции и история Вооруженных Сил России;
Символы воинской славы;
Основы общевойскового боя и обязанности солдата в бою;
Боевые
свойства
и
материальная
часть
автомата
Калашникова
и
ручных осколочных гранат, характерные задержки при стрельбе;
Основы и требования воинской дисциплины, обязанности солдата;
Знать и уметь выполнять обязанности солдата перед построением и в
строю;
Обязанности
учащихся
по
защите
от
оружия
массового
поражения;
Уметь:
Применять способы передвижения на поле боя;
Выбирать и оборудовать место для стрельбы и наблюдения (самоокапываться);
Подготовить автомат к стрельбе, чистить и смазывать автомат;
Выполнять упражнения стрельбы из пневматической винтовки и метанию ручных гранат;
Правильно выполнять команды в строю, одиночные строевые приемы без оружия и
перестроение в составе отделения.
Список литературы
1. Воронин А.Б. Боевые традиции Вооруженных Сил, Символы воинской части - М.
«Армпресс», 201 I - 95 с.
2. Кузнецов А.Г. Особенности военной службы – М. «Армпресс», 2000 -95с.
3. Марков
М.Ю.
Воинская
обязанность.
Военнослужащий
защитник
своего отечества. - М. «Армпресс», 2000 - 96 с.
4. Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою, - М. Военное издательство.
1988- 136с.
5. Михайлов Г.И. Символы России и Вооруженных Сил. - М. «Армпресс», 2000 – 87 с.
6. Смирнов А.Т. Основы военной службы. - М. «Академия», 2000 – 239с.
7. Тебиев В.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизм молодежи. - М. Издательство
«Международная педагогическая академия», 2000-204 с,
8. Хашкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. - М. АСТ, 2001 с.274-289.
9. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. -ОБЖ. 2000 №8, с.40-42.
10. Закон РФ «Об образовании». - М. «Омега-Л», 2005
11. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе». - М. 2006
12. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». - М. 2006
13. Закон РФ «О гражданской обороне» - М, 2006
14. Конституция Российской Федерации, - М. 2000
15. «Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» - г. Ростов-на-Дону.
«Феникс», 2006
16. Луховинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России, - М,1999- 156с.