Досуг

Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность программы.
Педагогическая целесообразность.
Новизна и отличительные особенности программы.
1.2. Цели и задачи программы.
Основные принципы программы.
1.4. Ожидаемый результат и способы проверки.
1.5. Формы проведения мероприятий и методы, использованные в данной программе
1.6. Основные направления работы по программе.
1.7. Формы подведения итогов.
2. Общее содержание программы.
2.1. Вводное занятие. «Мы - команда».
2.2. Раздел №1 «Мой родной край, общество и я».
2.3. Раздел №2 «Моё здоровье и безопасность».
2.4. Раздел №3 «Я - волонтёр».
2.5. Раздел №4 «Я и мой коллектив».
2.6. Раздел №5 «Праздник +».
2.7. Раздел №6 «Основы современной хореографии».
2.8. Раздел №7 «Репетиционно-постановочная работа».
2.9. Раздел №8 «Итоговые занятия».
3. Материально-техническое обеспечение программы.
4. Список используемой литературы.

1.3.

1. Пояснительная записка
Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления
содержания и форм детских общеобразовательных программ как средства развития познавательной
мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками
и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию
гражданских качеств. Проблема социализации личности ребенка является актуальной для современного
общества.
В процессе социализации, ребенок, с одной стороны, усваивает социальный опыт, ценности, нормы,
установки, присущие обществу и социальным группам. А с другой - в процессе социализации он активно
воспроизводит систему социальных связей и социального опыта.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Организованная досуговая деятельность – это
не отдых в свободное от учёбы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования ребенка
в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.
Главной целью проектирования досуговой программы является – решение комплекса задач, связанных с
формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка в яркий мир творчества, конкурсов,
развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через
познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные
социально значимые нормы и ценности. Досуговые программы в большей степени, чем программы
образовательные, демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности детей. Если ведущим
видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой
программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет
широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает
содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру воспитанников.
Актуальность программы: В условиях обострения духовно-нравственного кризиса подрастающего
поколения, разрушения социальных связей, снижения воспитательного потенциала пришла
необходимость переосмыслить отношение к подростковому досугу и внести поиск педагогическицелесообразных и привлекательных для детей и подростков форм досуга. Для того, чтобы решить
образовавшиеся социальные проблемы и создать условия для духовно-нравственного развития и
воспитания детей, обеспечить их приобщение к семейным ценностям, своей этнической,
конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям, направляя воспитательнообразовательный процесс на воспитание детей в духе любви к Родине и формирование у них
идентичности гражданина России, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей
страны, на развитие творческих способностей и формирование основ их социально ответственного
поведения в обществе и семье, разработана программа "Досуг+"
Данная программа актуальна, так как необходима долговременная, систематическая работа с теми
подростками, кто проявляет интерес к активной общественной деятельности, а также с теми, кто не
обладает ярко выраженными лидерскими способностями, но стремится добиться успеха и стать
конкурентно способным в современном обществе. Осваивая материалы занятий, обучающиеся смогут
понять значение лидера в коллективе, роль организатора, руководителя конкретной группы, ознакомиться
с механизмом развития качеств самостоятельности, инициативы, самоуправления, проявить свои
творческие возможности в коллективной деятельности. Материалы программы, практические занятия
призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить
стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни образовательного учреждения.
Основной формой образовательно-досуговой программы дополнительного образования "Досуг+"
является коллективное творческое дело (КТД).
Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия.
Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о
которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”,
“воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического
движения.
КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и
воспитателями.
КТД - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной
задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается,
планируется, оценивается...
КТД - общественно важное дело, потому что совершается вместе – ребятами, старшими товарищами,
педагогами как их общая забота.

Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
• Формирование и развитие коллектива;
• Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
• Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
• Обучение правилам и формам совместной работы.
• Реализация коммуникационных потребностей детей.
• Виды коллективных творческих дел.
Педагоги-исследователи отмечают, что «у подростка должен быть богатый фонд счастливых
воспоминаний, собственная духовная история», и в этом ему помогут специально разработанные
увлекательные краткосрочные досуговые программы, где воспитанник может одновременно
почувствовать себя и сказочным героем, и олимпийским чемпионом, и гением.
Педагогическая целесообразность. Учитывая, что подростковая среда является естественной социокультурной средой для ровесников, доступность к которой взрослым ограничено возрастом, социальным
статусом, языком, стилями коммуникации, эффективностью влияний, преимущественно использовать
методику «равный - равному», отличающуюся от традиционных подходов, прежде всего тем, что
молодым людям, предоставляется роль экспертов, инициаторов влияния на ровесников.
Образовательно-досуговая программа дополнительного образования "Досуг+" разработана с учетом
психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Главный упор делается на формирование, становление и сохранение навыков общения каждого
обучающегося, умение работать в команде, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать
коммуникативные способности и т.д. Такой подход позволят выделить из массы детей лидеров, которые
потом становятся активной группой, способной организовать мероприятия самостоятельно. Участие в
досуговых мероприятиях позволяет сплотить обучающихся, создать между ними здоровую конкуренцию,
стремление к победе, развить у них способность личностного роста, а также выявить потенциал
(физический, интеллектуальный и т.д.). Участие в досуговой деятельности наполняет жизнь
обучающегося полноценным, разнообразным содержанием, помогает наиболее безболезненно перейти из
детства во взрослую жизнь, социально адаптироваться.
Новизна и отличительные особенности данной программы заключены в том, что она включает в
себя досуговые мероприятия, спортивные мероприятия, социальные проекты, которые спроектированы
для разных возрастных категорий детей – от 10 до 14 лет для того, чтобы максимально увеличить охват
детей и подростков. Обеспечивая благоприятные условия для повседневного пребывания их в учреждении
дополнительного образования, путем расширения направлений деятельности и совершенствования
содержания, форм и методов внеурочной работы.
В программе представлены такие формы организации культурно-досуговой деятельности, которые
направлены на решение одновременно целого комплекса задач, связанных с вовлечением обучающихся,
в коллективный досуг, представляющий собой и способ отдыха, и педагогическое явление. В них
воспитательный процесс, скрыт, завуалирован, обучающийся чувствует себя свободным, легко и
естественно включается в коллективные дела, что делает их наиболее значимой формой воспитательной
работы.
Цель программы: Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных, творческих интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
Обучающие - дать теоретические и практические знания процесса развития и становления группы и
адаптация в обществе; - научить управлять собственным поведением с учетом норм коллектива,
интересов и потребностей окружающих; - сформировать умения принимать коллективные решения,
достигать соглашения, уважать чужое мнение и чужие ценности;

•
•
•
•
•
•

Формировать культуру досуговой деятельности.
Развивать интерес обучающихся к общественно-полезной досуговой деятельности.
Развивать интерес к разносторонней творческой деятельности.
Приобретение умений и навыков на основе выбора деятельности по интересам.
Расширение информационного поля в области ЗОЖ.
Приобретение новых знаний, умений и навыков в культурно - досуговой, физкультурно спортивной, гражданско - патриотической и экологической деятельности.

Развивающие - расширить возможности реализации организаторских способностей обучающихся в
различных видах деятельности; активизировать деятельность детских творческих и общественных
объединений, развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное решение

социальных проблемных ситуаций;
значимость для молодого поколения.

реализовать программы и проекты, имеющие социальную

• Приобщение детей и подростков к различным видам творческой деятельности.
• Развивать
инициативность,
творческую
индивидуальность,
эмоциональное
восприятие, воображение, фантазию.
• Развивать навыки организации практической деятельности и осуществления
сотрудничества с обучающимися разных возрастов, педагогами, родителями.
• Активный отдых подростков, приобретение ими положительных эмоций;
• Привитие полезных качеств личности, коммуникабельности.
Воспитывающие - формировать гражданскую социальную позицию растущей личности
возможностями детского коллектива; формировать чувства сплоченности, доверия, ответственности
за себя и других; создавать положительный эмоциональный настрой и благоприятный микроклимат в
коллективе; приобщать к творчеству, культурному развитию и здоровому образу жизни.

•
•

Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.

Основные принципы программы:

Принцип интереса. Побуждение ребенка к тому или иному виду досуговой деятельности, как и
включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес – это
неудовлетворенная потребность.
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих.
Принцип диалогичности - взаимодействие педагогов и детей в подготовке и реализации всех досуговых
мероприятий.
Принцип информированной информационной насыщенности предполагает наличие в содержании
проводимого мероприятия исторических, научно-технических, художественно-культурных, этических и
других сведений и факторов.
Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи
воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств –
это общая цель воспитательного процесса и социализации.
Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые
положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не
должны быть стержнем внимания педагога.
Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей
ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для
самореализации личности.
Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности
ребёнка, подростка: будь это возраст, психологические особенности, особенности здоровья, ценностные
ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
Ожидаемый результат
1. Участие обучающихся в социально значимых мероприятиях в рамках не только учреждения, но
и района и города.
2. Расширение кругозора, осмысление обучающимися (в рамках своего возраста) досуга как
ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
3. Осознание обучающимися своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации.
4. Изменение установок обучающихся на способы и формы проведения своего досуга.
5. Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
6. Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
7. Повышение культуры взаимоотношений обучающихся и их поведения во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми.
8. Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия
детей и подростков в совместных досуговых мероприятиях.
Способы проверки ожидаемых результатов
1. Анализ подготовки и проведения мероприятия.
2. Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
3. Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение,
анкетирование).

4. Количественные показатели (количество проведённых мероприятий,
мероприятий).
5. Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
Формы проведения досуговых мероприятий
1. Конкурсно-развлекательная программа;
2. Тематическая беседа;
3. Акция;
4. Экскурсия;
5. Праздничное мероприятие.
6. Спортивные мероприятия.
7. Квест - игры.
8. Экологические десанты.

1.
2.
3.
4.

охват

участников

Методы, использованные в данной программе
Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование
межличностных отношений);
Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
Метод формирования познавательного интереса (тематические беседы, тематические
виртуальные экскурсии и др.);
Интерактивные методы: (тестирование, метод игры; метод театрализации; метод соревнования;
метод воспитывающих ситуаций; метод импровизации)
Основные направления работы по программе

•
•
•

культурно-досуговое: подготовка и проведение игр, мероприятий, совместное планирование;
взаимодействие с образовательными учреждениями района;
физкультурно-спортивное: пропаганда здорового образа жизни; проведение спортивных игр,
соревнований (шашки, шахматы, настольный теннис, подвижные игры, народные игры), походы
и выезды на природу;
гражданско-патриотическое: позволит включить обучающихся в организацию и проведение
гражданско-патриотических и общественно-полезных мероприятий, которые будут
способствовать формированию у детей патриотических чувств, отношений, позволит расширить
кругозор детей и подростков в области культуры, истории государства и родного края, традиций
своего народа и народов населяющих наше государство;

Образовательно-досуговая программа дополнительного образования состоит из нескольких разделов:
- «Мой родной край, общество и я» (гражданско-патриотический);
- «Моё здоровье и безопасность» (спортивно-оздоровительный);
- «Я - волонтёр!» (волонтёрское движение)
- «Праздник +» (досуговый).
Программа рассчитана на 1 учебный год и охватывает детей от 10 до 14 лет, с учетом потребностей именно
этой возрастной категории детей. Количество обучающихся в группе – не менее 25 человек.
Режим занятий:
1 раз в 2 недели по 2 часа, итого 36 ч.
Формы подведения итогов
Отслеживание результатов реализации программы осуществляется путем:
1. Выполнения творческих заданий;
2. Проведения тестов, социологических опросов детей и родителей;
3. Участия обучающихся в социально значимых мероприятиях.
2.Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы
п/
п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

2

1

1

Вводное занятие «Мы команда!», в
том числе и инструктаж и ТБ

Формы аттестации,
контроля
Анкетирование,
упражнения на
командо образование

2

3

4

I раздел. «Мой родной край,
общество и я» (гражданско патриотический)
-беседы, викторины, КТД «Родина
всегда одна!»;
- «Мы – Улан- Удэнцы граждане
России!» КТД;
- флэшмоб «Салют Победы»;
II раздел. «Моё здоровье и
безопасность»
(спортивно - оздоровительный)
- мероприятия на тему ЗОЖ;
- беседы, викторины «Формула
здоровья»;
- спортивные мероприятия: «День
Здоровья», «Весёлые старты»;
- коллективный массовый забег
«Мы за ЗОЖ!»;
- флешмобы;
III раздел. «Я - волонтёр!»
(волонтёрское движение)
- экологические акции;
- акции в рамках всероссийского
месячника «Внимание дети!»;
- посвящение в юные пожарные;
- акция «Мир добрых дел»;
- мероприятия по профилактике
ПАВ и пропаганде ЗОЖ;

8

2

6

Анкетирование,
опрос, тестовые
задания

10

4

6

Тестирование
Спортивные задания

8

2

6

Тестирование,
Творческие задания

5

IV раздел. «Я и мой коллектив»
-тренинги личностного роста;
- КТД на командообразование;
- экскурсии в музеи, на природу, по
городу;
- встречи с интересными людьми;

2

1

1

6

V Раздел. «Праздник +»
(досуговый)
- позновательно – развлекательные
программы;
-Коллективно – творческие дела;
Игровые программы
(интеллектуальные, тематические и
т.д.)
Итого:

6

2

4

36

12

24

Творческое задание

Содержание программы
1.Вводное занятие (1ч.) «Мы - команда». План на учебный год. Расписание занятий. Цели и задачи на
год. Инструктаж по ТБ. Беседа о необходимости проведении досуга занимательно и с пользой.
Упражнения на командообразования.
2.« Мой родной край, общество и я» (4ч.) Формирование бережного отношения к окружающей среде.
Воспитание любви к родному краю, расширение знаний о нем. Воспитание гражданственности,
патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, ответственности, нравственности.
Мероприятия: Беседа «Ростки дружбы». Викторина «Наш родной край». КТД «Родина всегда одна!»

3. «Моё здоровье и безопасность» (4 ч.) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни, безопасность жизнедеятельности.
4. «Я – волонтёр» (4ч.) Популяризации волонтерства среди подрастающего поколения.
Мероприятия: - экологические акции;
- акции в рамках всероссийского месячника «Внимание дети!»;
- посвящение в юные пожарные;
- акция «Мир добрых дел»;
5. «Праздник +» (досуговый) () Активный отдых подростков, приобретение ими положительных эмоций;
Мероприятия:
- позновательно – развлекательные программы;
-Коллективно – творческие дела;
-Игровые программы (интеллектуальные, тематические и т.д.)
3. Методическое обеспечение программы.
При
реализации
образовательно-досуговой
программы
дополнительного
образования
«________________________» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные
технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный
метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ фильмов); проблемный (педагог помогает в
решении проблемы); поисковый (обучающиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся), методы развивающего обучения,
метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес
обучающихся к учебному процессу.
Условия и средства необходимые для реализации программы
1. Наличие помещений соответствующих нормам САН ПИНа, для проведения занятий, мероприятий
(спортивный зал, актовый зал, кабинеты, спортивная площадка и т.д.).
3. Наличие технических средств (ИКТ, мультимедийная установка, видео-аудио аппаратура, музыкальные
инструменты и т.д.).
Работа с родителями
С целью развития воспитательной деятельности по поддержке семьи, выработке у обучающихся
высокоценного отношения к семье, образовательно-досуговая программа дополнительного образования
«_______________» предусматривает разработку и проведение праздников, конкурсов и других
мероприятий с привлечением родителей в качестве зрителей, либо активных участников.
Воспитательная работа
В общеобразовательном процессе, немаловажную роль играет воспитательная работа, целью которой
является: выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно – богатой,
творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на
участие в развитие общества.
Особое внимание уделяется развитию познавательной деятельности
обучающихся за счет
систематического проведения бесед об искусстве, экологии, нравственности, культуре и гуманности.
Совместные посещения выставок, участие в самых различных мероприятиях, помогают расширить
кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а так же сплотить и сдружить детские сердца.

4.Список литературы
Для педагогов
1.Концепция развития дополнительного образования детей. (Утверждена распоряжением Правительства
РФ от 4.09.2014г. № 1726-р)
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»
3.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе? М.: АРКТИ, 2005
4.Баубородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы
школы. Псков, 1994

5. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. - М.: 1989.
6.Давыдова М., Агапова сборник. «Праздник в школе». Третье издание,
Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
7. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. М: ВАКО, 2005
8.Ерошенков И.Н. Культурно – воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учебное пособие.
– М., 2001.
Для обучающихся
1. Классные шоу-программы / серия «Здравствуй школа»
2. Кугач А.Н, Турыгина С.В.– «Сегодня праздник для всех». ГДТЮ, 2004
3.Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. М: ВАКО, 2005
4. Литературно-музыкальная гостиная «Ах, этот бал краше не было бала» из сборника «Школьные вечера
и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель, 2004г.
5. Надеждина Вера– 130 домашних игр для детей и родителей – Минск: Харвест, 2007
6. Семейные праздники: Рецепт успеха. - Ярославль, Академия развития 2006г. (сценарии и методика
проведения массовых мероприятий)-Ярославль: Академия развития,2004
7. Шишов А.Э. Сценарии новогодних праздников. М: Школьная пресса, 2002
8.Сценарии мероприятий из журналов и газет «Педсовет», «Школьные игры и конкурсы», «Последний
звонок» и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».