26.09.2023
ПОЭЗИЯ И ТЕАТР. ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
В ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЯХ
«Поэтическое творчество»,
«Театральное искусство», «Поэзия и театр», «Театр и поэзия», - давние и
сокровенные понятия для мира искусства и литературы. В литературном наследии мы
имеем сегодня антологию поэтических произведений о театре, драматургах, актерах
от А.П. Сумарокова и А.С. Пушкина через время А.А. Блока и Б.Л. Пастернака,
через лекции и выступления Федерико Гарсиа Лорки, посвященные театру (в 30-е
годы ХХ века театр занял центральное место в его жизни и творчестве) до А.А.
Вознесенского и И.А. Бродского, до поэтов – правозвестников авторской песни
50-х – 70-х г.г. ХХ века: А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого… В
театральном наследии -
театрально-поэтические действа от описания спектаклей В.Э. Мейерхольда
уже в эпоху режиссерского театра, поэтических вечеров В.В. Маяковского,
литературно-музыкальных композиций В.Н. Яхонтова, спектаклей-зонгов Бертольда
Брехта до поэтических вечеров в
Политехническом музее. В шестидесятые годы
был невероятный интерес к поэзии, к чистой поэзии. Заполнялись Лужники, стояли
километровые очереди около Политехнического музея, когда объявлялось, что будет
диспут поэтов или вечер поэтов. Имена этих поэтов до сих пор остались в первых рядах:
Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина... Когда эти имена писали на афише,
достать билетов было невозможно. Затем были знаменитые поэтические спектакли Ю.А. Любимова, М.А.
Захарова. Появились песни Сергея Никитина, российского композитора,
автора-исполнителя (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), одного из ярчайших
представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Стали значимыми поэтические
моно-спектакли Михаила Козакова, Леонида Филатова. Родился Театр Музыки и Поэзии Елены Камбуровой, в котором жанровой спецификой является подход к песне как к основе для драматургического
действа. Помимо своих спектаклей и концертов,
экспериментов с песенным материалом, театр
предоставляет свою сцену «смежным жанрам» — на сцене театра проходят также
моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки,
выступления камерных джазовых коллективов, концерты авторской песни и др.
Ни в одной стране мира, как в
нашей, нет такой органической связи между двумя формами художественного
творчества: поэзией и театром.
Выдающийся театральный режиссер
Анатолий Васильевич Эфрос, много размышлявший об удивительной профессии
режиссера, метко заметил: «Режиссер – это поэт, только он имеет дело не с пером
и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой
людей. Отсюда необходимость многих дополнительных требований к нему. Помимо
самого главного – быть поэтом. Впрочем, заведите спор о том, что такое вообще
поэт, - сколько будет по этому поводу разных толков. А ведь поэт – это поэт, то
есть, прежде всего, высокая душа. А потом уже и другие способности, чтобы эту
душу выразить».[1]
Поэзия
(лирика) как одна из родовых форм литературы имеет емкий, образный,
метафоричный характер. Поэтому поэтическое слово является одним из основных
идейно-эмоциональных средств в режиссуре театра.
Известный критик, историк
литературы, переводчик и преподаватель Е.Эткинд дает замечательное определение
поэзии: «Поэзия – искусство малой формы. Можно, вероятно, так формулировать
внутренний закон поэтического искусства: максимальная сжатость словесного
пространства при беспредельной емкости жизненного содержания. Сказать как можно
короче и в то же время как можно больше о смысле человеческого бытия: о жизни и
смерти, свободе и рабстве, любви и верности, нравственности и творчестве, добре
и зле, - вот задача поэзии. И, прежде всего, у нее совсем другое понятие о
времени, чем у романа и повести».[2]
Стих как
единица поэзии – наиболее конденсированная, ритмически организованная форма
отражения мира. В нем ярко в художественно-образной форме раскрывается глубина
человеческого духа и мышления. Стих вызывает у зрителей такую цепь ассоциаций,
которая создает обобщенный поэтический образ, эмоционально раскрывающий
авторскую идею.
Естественно,
что театр продолжает лучшие традиции прошлого
– поддерживает синтез эпоса и лирики. В искусстве поэтических спектаклей это
особенно важно, так как режиссер не всегда берет в работу целостное поэтическое
произведение.
Поэзия вообще базируется на прозе
– в том смысле, что она создается на основе освоения автором действительности,
фактов и документов. Это очень точно сформулировал в одной из своих лучших
статей о стихах поэт Самуил Маршак: «Может ли быть мастерство там, где автор не
имеет дела с жесткой и суровой реальностью, не решает никакой задачи, не
трудится, добывая новые поэтические ценности из житейской прозы, и
ограничивается тем, что делает поэзию из поэзии, то есть из тех роз, соловьев,
крыльев, белых парусов и синих волн, голубых нив и спелых овсов, которые тоже в
свое время были добыты настоящими поэтами из суровой жизненной прозы?»[3]
Известный режиссер-постановщик
праздников и массовых театрализованных представлений А.Д. Силин дал яркое
определение массовому театру: «Театр родился на площади, как писал еще
Александр Сергеевич Пушкин. Олимпийские игры и празднества Дионисия в Древней
Греции, вакханалии патрициев и бои гладиаторов в Древнем Риме, религиозные
мистерии и богохульствующие карнавалы в эпоху средневековья растили и пестовали
любимого ребенка, воспитывали в нем задатки балагана и ритуала, площадного
действа и помпезного зрелища… Театр улиц и площадей демократичен по самой сути,
он создан массами и для масс, он грандиозен по замыслу и по воплощению, по
содержанию и по форме… Здесь вступает в силу закон единовременного коллективного
восприятия зрелища огромной массой людей, что стократ усиливает, увеличивает
степень эмоционального воздействия на каждого отдельного человека»[4].
Но мы говорим сейчас о
поэтических спектаклях, о силе воздействия поэтического слова на большое
количество людей. И в данном случае пространственные режиссерские решения
приобретают здесь огромную значимость. Хочется обратиться к 60-м годам прошлого
века и вспомнить Андрея Андреевича Вознесенского, одного из самых выдающихся
поэтов второй половины 20-го века и начала 21-го, привести его видение этого
прекрасного и великого времени в отношении Пространства.
«Разные времена и поколения
оставили разные категории связи: «Поэт и Муза», «Поэт и царь», «Поэт и слово»,
«Поэт и родник», «Поэт и деньги», «Поэт и усадьба», «Поэт и одиночество».
Впервые стала реальностью категория связи «Поэт и Площадь»… До сих пор
поэтическое слово, хотя и называвшее себя вольным, как ветер, в реальности было
комнатным, кабинетным, находилось взаперти, под крылом мансард, дворцов,
лекционных залов. Поэты писали и читали о небесах, отгораживаясь от неба
крышей. Поэтическое слово реально обрело Площадь. Оно стало размером с площадь,
и вот, оббиваясь об угол Зала Чайковского, его относит направо, вдаль – к
Пушкину… Русская поэзия вырвалась на площади, залы, стадионы. Захотелось
набрать полные легкие и крикнуть. 60-е годы нашли себя в синтезе слова и сцены,
поэта и актера. Для них характерна туманная «женственная рифма» с размытыми
согласными. Так рифмовали Слуцкий, Межиров, Луконин, Ахмадулина, а еще ранее
Кирсанов, Сельвинский… 30 ноября 1962 года поэзия впервые в истории вышла на
стадион Лужников. Это стало датой рождения стадионной поэзии…»[5]
Время… В одном интервью Андрей Вознесенский, поэт,
остро чувствовавший Время, философски охарактеризовал это понятие: «Время
безвременно. Суть времени – вечное его отсутствие. Мы живем по циферблату, в
котором отломана часовая стрелка, да и минутная тоже. Мы – люди с секундным
суетным кругозором».[6]
А в стихотворении «Я – памятник отцу» он, как король метафоры, образно сказал:
«…Время – это шар, скользящий по наклонной». И в том и в другом случае, Время
для поэзии и для поэтических спектаклей – понятие очень важное.
Мы,
прежде всего, обращаемся ко времени как вехам истории человечества вообще и
человеческой жизни, в частности. Для режиссеров та или иная эпоха, тот или иной
отрезок времени – это необходимые предлагаемые обстоятельства, которые он
предлагает своему актерскому ансамблю, расшифровывая их и творя в них. Как
известно, предлагаемые обстоятельства разделяются на три круга. Большой круг
обстоятельств – эпоха, время. Средний круг обстоятельств – обстоятельства пьесы
(здесь мы можем рассматривать средний круг, обращаясь к стихотворению, поэме).
Малый круг обстоятельств – обстоятельства каждого события (в данном случае, это
обстоятельства каждого события поэтического представления). Обстоятельства
малого круга создают конфликтную ситуацию и физически воздействуют на артиста.
Они также определяют действие и являются ведущими предлагаемыми
обстоятельствами, определяющими цель. Режиссер вместе с актерами должен сделать
все три круга обстоятельств своими. Как писал поэт Александр Кушнер:
Времена не выбирают,
В них
живут и умирают…
…………………………
Крепко
тесное объятье.
Время
- кожа, а не платье.
Глубока
его печать.
Словно
с пальцев отпечатки,
С нас
- черты его и складки,
Приглядевшись, можно взять.
Поэт бытописует время, философски
связывая ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. По этому поводу точно сказал в одном из
стихотворений один из первых бардов России Александр Городницкий:
Завтрашнее во вчера несется,
Так и не делаясь настоящим.
Слава нетленным предметам
быта,
Что от распада смогли
сберечь нас.
Окаменевшие трилобиты, жизнь
потеряв –
обретают
вечность.
Все, подчиняясь крутым
законам,
Времени темный поток
задушит.
Режиссер воспроизводит время на сцене или в
уличном и природном пространстве. Прошлое воссоздается в настоящем для того,
чтобы дать толчок сознанию в будущее. Причем время значимых поэтов из их
прошлого режиссер переводит в настоящее, посылая свет сокровенной поэзии и
своих размышлений и устремлений в будущее, новым поколениям. И чем талантливее
он это делает, тем интереснее и значимее постановка.
Известный поэт Павел
Антокольский, у которого тема времени – одна из центральных тем его творчества
и у которого есть замечательное стихотворение «Поэт и время», написал такие
строки:
Прошло
вчера. Приходит завтра.
Мне
представляется порой,
Что
время – славный мой соавтор,
Что время – главный мой
герой.
Да,
режиссер, как и поэт, использует понятие «время» как один из факторов в
развитии действия. То есть, любое театральное действие выражается в
пространстве и времени. Как у поэта между словами одной строки проходят годы,
столетия, так и в минуту или пять минут сценического действия можно вложить
десятилетия и века. Ученый и драматург Валентин Красногоров в своей книге
«Четыре стены и одна страсть» писал: «…Одновременно с иллюзией полного
совпадения сценического и реального времени возникает противоречащая ей иллюзия
разно скоростного течения времени на сцене и в зрительном зале. Каким-то
странным образом обе эти иллюзии мирно сосуществуют в голове зрителя».[7]
Приведу для
примера стихотворение уникального бурятского поэта Намжила Нимбуева.
Этой ночью по тихим долинам
Кочевали куда-то на север
Гроза их внезапно
настигла, они
Укрылись под вышкой
Высоковольтной электролинии.
К
металлической раме
Тени коней
привязали,
Раскурили короткие трубки
И
запели протяжные песни.
……………………………..
А наутро у вышки
Жаворонок степной,
Горло
водицей промыв
Из
следов лошадиных копыт,
Полетел к облакам,
Чтобы
спеть
Песню
нового дня.
Какое
волшебство! Давние века и современность тесно сплетаются в едином круговороте
времени, вызывая духовную связь времен.
Как много
сказано о поэтах и поэзии. Но, к сожалению, более всего, языком литературы. В
меньшей степени, - языком театра. А ведь
это – огромные пласты воссоздания великих образов людей, которые являются совестью
любой эпохи, ее пульсом, ее нервом.
Этот век будто ночью
В темноту погружен.
О
великих поэтах
Снится
вечный мне сон.
Их
священное пламя
Освещает нам путь.
Их бессмертные
песни
Ты в пути не забудь.
Вы
прислушайтесь, люди,
К страстным их голосам.
Трудно в мире
всем будет
Без поэзии нам.
Не
судите их строго
Всуе и сгоряча.
В
каждом любящем сердце
Их сверкает свеча.
А сколько
поэтических строк могло бы быть выражено языком действия со всевозможными
выразительными средствами театра, на основе высокохудожественных сценариев.
Думается, для этого пригодно любое время, любой его день и час. «Времена не
выбирают, в них живут и умирают» (А.Кушнер).
Хочется,
чтобы поэзия осваивала Пространство. Имеется в виду пространство стадионов,
площадей, улиц. В свое время мой студенческий театр-студия «Ветер века» во
ВСГАКИ тоже родился на улице. Это был праздник Дня города в Октябрьском районе
у бывшего кинотеатра «Дружба». Вся сюжетная канва театрализованного
представления, в котором участвовали студенты, была написана стихотворными
строками. Команда корабля, которую олицетворяли участники, общалась между собой
поэтическим текстом, вела хоровое мелодекламирование, пела песни, специально
написанные для этого праздника…
Думается, что
у поэтических спектаклей есть свои перспективы дальнейшего становления,
развития, выхода на большую аудиторию.
А.П. Овчинников, режиссер,
Заслуженный работник культуры РБ
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.09.2023
Дата обновления: 26.09.2023
Дата публикации: 26.09.2023