А.П. Овчинников "Поэзия и театр. Поэтическое творчество в театральных спектаклях"

26.09.2023

             ПОЭЗИЯ И ТЕАТР. ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

                         В ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЯХ


«Поэтическое творчество», «Театральное искусство», «Поэзия и театр», «Театр и поэзия», - давние и сокровенные понятия для мира искусства и литературы. В литературном наследии мы имеем сегодня антологию поэтических произведений о театре, драматургах, актерах от А.П. Сумарокова и А.С. Пушкина через время А.А. Блока и Б.Л. Пастернака, через лекции и выступления Федерико Гарсиа Лорки, посвященные театру (в 30-е годы ХХ века театр занял центральное место в его жизни и творчестве) до А.А. Вознесенского и И.А. Бродского, до поэтов – правозвестников авторской песни 50-х – 70-х г.г. ХХ века: А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого… В театральном наследии -  театрально-поэтические действа от описания спектаклей В.Э. Мейерхольда уже в эпоху режиссерского театра, поэтических вечеров В.В. Маяковского, литературно-музыкальных композиций В.Н. Яхонтова, спектаклей-зонгов Бертольда Брехта   до поэтических вечеров в Политехническом музее. В шестидесятые годы был невероятный интерес к поэзии, к чистой поэзии. Заполнялись Лужники, стояли километровые очереди около Политехнического музея, когда объявлялось, что будет диспут поэтов или вечер поэтов. Имена этих поэтов до сих пор остались в первых рядах: Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина... Когда эти имена писали на афише, достать билетов было невозможно. Затем были знаменитые поэтические спектакли Ю.А. Любимова, М.А. Захарова. Появились песни Сергея Никитина, российского композитора, автора-исполнителя (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), одного из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне. Стали значимыми поэтические моно-спектакли Михаила Козакова, Леонида Филатова. Родился Театр Музыки и  Поэзии Елены Камбуровой, в котором жанровой спецификой является подход к песне как к основе для драматургического действа. Помимо своих спектаклей и концертов, экспериментов с песенным материалом, театр предоставляет свою сцену «смежным жанрам» — на сцене театра проходят также моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, выступления камерных джазовых коллективов, концерты авторской песни и др.

Ни в одной стране мира, как в нашей, нет такой органической связи между двумя формами художественного творчества: поэзией и театром.      

Выдающийся театральный режиссер Анатолий Васильевич Эфрос, много размышлявший об удивительной профессии режиссера, метко заметил: «Режиссер – это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей. Отсюда необходимость многих дополнительных требований к нему. Помимо самого главного – быть поэтом. Впрочем, заведите спор о том, что такое вообще поэт, - сколько будет по этому поводу разных толков. А ведь поэт – это поэт, то есть, прежде всего, высокая душа. А потом уже и другие способности, чтобы эту душу выразить».[1] 

         Поэзия (лирика) как одна из родовых форм литературы имеет емкий, образный, метафоричный характер. Поэтому поэтическое слово является одним из основных идейно-эмоциональных средств в режиссуре театра.

Известный критик, историк литературы, переводчик и преподаватель Е.Эткинд дает замечательное определение поэзии: «Поэзия – искусство малой формы. Можно, вероятно, так формулировать внутренний закон поэтического искусства: максимальная сжатость словесного пространства при беспредельной емкости жизненного содержания. Сказать как можно короче и в то же время как можно больше о смысле человеческого бытия: о жизни и смерти, свободе и рабстве, любви и верности, нравственности и творчестве, добре и зле, - вот задача поэзии. И, прежде всего, у нее совсем другое понятие о времени, чем у романа и повести».[2] 

         Стих как единица поэзии – наиболее конденсированная, ритмически организованная форма отражения мира. В нем ярко в художественно-образной форме раскрывается глубина человеческого духа и мышления. Стих вызывает у зрителей такую цепь ассоциаций, которая создает обобщенный поэтический образ, эмоционально раскрывающий авторскую идею.

          Естественно, что  театр продолжает лучшие традиции прошлого – поддерживает синтез эпоса и лирики. В искусстве поэтических спектаклей это особенно важно, так как режиссер не всегда берет в работу целостное поэтическое произведение.

Поэзия вообще базируется на прозе – в том смысле, что она создается на основе освоения автором действительности, фактов и документов. Это очень точно сформулировал в одной из своих лучших статей о стихах поэт Самуил Маршак: «Может ли быть мастерство там, где автор не имеет дела с жесткой и суровой реальностью, не решает никакой задачи, не трудится, добывая новые поэтические ценности из житейской прозы, и ограничивается тем, что делает поэзию из поэзии, то есть из тех роз, соловьев, крыльев, белых парусов и синих волн, голубых нив и спелых овсов, которые тоже в свое время были добыты настоящими поэтами из суровой жизненной прозы?»[3]

Известный режиссер-постановщик праздников и массовых театрализованных представлений А.Д. Силин дал яркое определение массовому театру: «Театр родился на площади, как писал еще Александр Сергеевич Пушкин. Олимпийские игры и празднества Дионисия в Древней Греции, вакханалии патрициев и бои гладиаторов в Древнем Риме, религиозные мистерии и богохульствующие карнавалы в эпоху средневековья растили и пестовали любимого ребенка, воспитывали в нем задатки балагана и ритуала, площадного действа и помпезного зрелища… Театр улиц и площадей демократичен по самой сути, он создан массами и для масс, он грандиозен по замыслу и по воплощению, по содержанию и по форме… Здесь вступает в силу закон единовременного коллективного восприятия зрелища огромной массой людей, что стократ усиливает, увеличивает степень эмоционального воздействия на каждого отдельного человека»[4].

Но мы говорим сейчас о поэтических спектаклях, о силе воздействия поэтического слова на большое количество людей. И в данном случае пространственные режиссерские решения приобретают здесь огромную значимость. Хочется обратиться к 60-м годам прошлого века и вспомнить Андрея Андреевича Вознесенского, одного из самых выдающихся поэтов второй половины 20-го века и начала 21-го, привести его видение этого прекрасного и великого времени в отношении Пространства.

«Разные времена и поколения оставили разные категории связи: «Поэт и Муза», «Поэт и царь», «Поэт и слово», «Поэт и родник», «Поэт и деньги», «Поэт и усадьба», «Поэт и одиночество». Впервые стала реальностью категория связи «Поэт и Площадь»… До сих пор поэтическое слово, хотя и называвшее себя вольным, как ветер, в реальности было комнатным, кабинетным, находилось взаперти, под крылом мансард, дворцов, лекционных залов. Поэты писали и читали о небесах, отгораживаясь от неба крышей. Поэтическое слово реально обрело Площадь. Оно стало размером с площадь, и вот, оббиваясь об угол Зала Чайковского, его относит направо, вдаль – к Пушкину… Русская поэзия вырвалась на площади, залы, стадионы. Захотелось набрать полные легкие и крикнуть. 60-е годы нашли себя в синтезе слова и сцены, поэта и актера. Для них характерна туманная «женственная рифма» с размытыми согласными. Так рифмовали Слуцкий, Межиров, Луконин, Ахмадулина, а еще ранее Кирсанов, Сельвинский… 30 ноября 1962 года поэзия впервые в истории вышла на стадион Лужников. Это стало датой рождения стадионной поэзии…»[5]

          Время… В одном интервью Андрей Вознесенский, поэт, остро чувствовавший Время, философски охарактеризовал это понятие: «Время безвременно. Суть времени – вечное его отсутствие. Мы живем по циферблату, в котором отломана часовая стрелка, да и минутная тоже. Мы – люди с секундным суетным  кругозором».[6] А в стихотворении «Я – памятник отцу» он, как король метафоры, образно сказал: «…Время – это шар, скользящий по наклонной». И в том и в другом случае, Время для поэзии и для поэтических спектаклей – понятие очень важное.

          Мы, прежде всего, обращаемся ко времени как вехам истории человечества вообще и человеческой жизни, в частности. Для режиссеров та или иная эпоха, тот или иной отрезок времени – это необходимые предлагаемые обстоятельства, которые он предлагает своему актерскому ансамблю, расшифровывая их и творя в них. Как известно, предлагаемые обстоятельства разделяются на три круга. Большой круг обстоятельств – эпоха, время. Средний круг обстоятельств – обстоятельства пьесы (здесь мы можем рассматривать средний круг, обращаясь к стихотворению, поэме). Малый круг обстоятельств – обстоятельства каждого события (в данном случае, это обстоятельства каждого события поэтического представления). Обстоятельства малого круга создают конфликтную ситуацию и физически воздействуют на артиста. Они также определяют действие и являются ведущими предлагаемыми обстоятельствами, определяющими цель. Режиссер вместе с актерами должен сделать все три круга обстоятельств своими. Как писал поэт Александр Кушнер:

 

                                        Времена не выбирают,

                                        В них живут и умирают…

                                        …………………………

                                         Крепко тесное объятье.

                                         Время - кожа, а не платье.

                                         Глубока его печать.

                                         Словно с пальцев отпечатки,

                                         С нас - черты его и складки,

                                         Приглядевшись, можно взять.

 

Поэт бытописует время, философски связывая ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. По этому поводу точно сказал в одном из стихотворений один из первых бардов России Александр Городницкий:

 

                   Завтрашнее во вчера несется,

                   Так и не делаясь настоящим.

                   Слава нетленным предметам быта,

                   Что от распада смогли сберечь нас.

                   Окаменевшие трилобиты, жизнь потеряв –

                                                                                обретают вечность.

                   Все, подчиняясь крутым законам,

                   Времени темный поток задушит.               

                           

         Режиссер воспроизводит время на сцене или в уличном и природном пространстве. Прошлое воссоздается в настоящем для того, чтобы дать толчок сознанию в будущее. Причем время значимых поэтов из их прошлого режиссер переводит в настоящее, посылая свет сокровенной поэзии и своих размышлений и устремлений в будущее, новым поколениям. И чем талантливее он это делает, тем интереснее и значимее постановка.

Известный поэт Павел Антокольский, у которого тема времени – одна из центральных тем его творчества и у которого есть замечательное стихотворение «Поэт и время», написал такие строки:

 

                                       Прошло вчера. Приходит завтра.

                                       Мне представляется порой,

                                       Что время – славный мой соавтор,

                                       Что время – главный мой герой.

 

         Да, режиссер, как и поэт, использует понятие «время» как один из факторов в развитии действия. То есть, любое театральное действие выражается в пространстве и времени. Как у поэта между словами одной строки проходят годы, столетия, так и в минуту или пять минут сценического действия можно вложить десятилетия и века. Ученый и драматург Валентин Красногоров в своей книге «Четыре стены и одна страсть» писал: «…Одновременно с иллюзией полного совпадения сценического и реального времени возникает противоречащая ей иллюзия разно скоростного течения времени на сцене и в зрительном зале. Каким-то странным образом обе эти иллюзии мирно сосуществуют в голове зрителя».[7]

         Приведу для примера стихотворение уникального бурятского поэта Намжила Нимбуева.

                                         Этой ночью по тихим долинам

                                         Кочевали куда-то на север

                                         Тени предков моих.Хочу такой сайт

                                         Гроза их внезапно настигла, они

                                         Укрылись под вышкой

                                         Высоковольтной электролинии.

                                         К металлической раме

                                         Тени коней привязали,

                                         Раскурили короткие трубки

                                         И запели протяжные песни.

                                         ……………………………..                            

                                         А наутро у вышки

                                         Жаворонок степной,

                                         Горло водицей промыв

                                         Из следов лошадиных копыт,

                                         Полетел к облакам,

                                         Чтобы спеть

                                         Песню нового дня.

 

         Какое волшебство! Давние века и современность тесно сплетаются в едином круговороте времени, вызывая духовную связь времен.

         Как много сказано о поэтах и поэзии. Но, к сожалению, более всего, языком литературы. В меньшей  степени, - языком театра. А ведь это – огромные пласты воссоздания великих образов людей, которые являются совестью любой эпохи, ее пульсом, ее нервом.

 

                                          Этот век будто ночью

                                                          В темноту погружен.

                                          О великих поэтах

                                                          Снится вечный мне сон.

                                          Их священное пламя

                                                          Освещает нам путь.

                                          Их бессмертные песни

                                                          Ты в пути не забудь.

                                          Вы прислушайтесь, люди,

                                                           К страстным их голосам.

                                          Трудно в мире всем будет

                                                           Без поэзии нам.

                                          Не судите их строго

                                                           Всуе и сгоряча.

                                          В каждом любящем сердце

                                                           Их сверкает свеча. 

 

         А сколько поэтических строк могло бы быть выражено языком действия со всевозможными выразительными средствами театра, на основе высокохудожественных сценариев. Думается, для этого пригодно любое время, любой его день и час. «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.Кушнер).

         Хочется, чтобы поэзия осваивала Пространство. Имеется в виду пространство стадионов, площадей, улиц. В свое время мой студенческий театр-студия «Ветер века» во ВСГАКИ тоже родился на улице. Это был праздник Дня города в Октябрьском районе у бывшего кинотеатра «Дружба». Вся сюжетная канва театрализованного представления, в котором участвовали студенты, была написана стихотворными строками. Команда корабля, которую олицетворяли участники, общалась между собой поэтическим текстом, вела хоровое мелодекламирование, пела песни, специально написанные для этого праздника…

         Думается, что у поэтических спектаклей есть свои перспективы дальнейшего становления, развития, выхода на большую аудиторию.

 

                                                      А.П. Овчинников, режиссер,

                                                      Заслуженный работник культуры РБ          

 

Просмотров всего: , сегодня:

СТАТЬЯ - ПОЭЗИЯ и ТЕАТР. ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО в ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЯХ.doc (скачать)

Дата создания: 26.09.2023

Дата обновления: 26.09.2023

Дата публикации: 26.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».